Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2013 в 15:53, реферат
Мой выбор пал на тему исследования причины опричнины Ивана Грозного не случайно. Изучая разные периоды в истории России, часто встречаешься различными явлениями злоупотребления власти, которые происходят в правлении разных государей и это явление не случайно. Так как в России, как и в других государствах, существовало явление единоличной власти, хочется рассмотреть эту власть с точки зрения взаимозависимости методов укрепления власти, и личности, которая эти методы применяет. Поэтому данная тема заинтересовала меня прежде всего тем, что хочется понять личность Грозного, как человека, который создал опричнину.
Введение
Глава 1
Глава 2
Глава 3
Глава 4
Глава 5
Заключение
Список литературы
Глава Четвёртая.
Устройство и последствия.
Указом от 10октября
1550года царь создал для
Своё государство Иван разделил на две части – Опричнину и Земщину. В земщине, сохранялся прежний строй и управление. Там продолжали править воеводы, наместники. С целью как-то централизовать это управление, в Москве было создано особое учреждение под руководством двух бояр, Ивана Бельского и Ивана Мстиславского. Оба они были тихи и безобидны и этим даже полезны Ивану. В состав опричнины входили разные области и города, а также некоторые части Москвы. Царь, по своему выбору оставлял за собой свою «вдовью часть», переселял бояр и боярских детей также по своему выбору, продолжая практику 1550года.
Историки отмечают здесь два важных момента: a) преобразование вотчинного земледелия в помещичье, что ещё, плюс ко всему способствовало развитию крепостного права; б) переселение вотчинника, как нового слугу государя в новые для него земли. Естественно, таким образом, у вотчинника отбиралась его земля, где веками создавалось его благосостояние. Все старые связи расторгались. Вотчинник становился помещиком, наделялся новым участком земли, но условно и временно. Таким образом, человек попадал в материальную и моральную зависимость, так как взамен должен был нести службу и повинности. Человек лишался прошлого и если бы и вздумал восставать каким-то образом против существующего порядка, то подвергал уже большой опасности не только себя, но и своих близких. Скорее всего, Иван учитывал и этот факт, создавая свою опричнину. Лишив людей почвы и защиты, он значительно снижал «гул недовольных голосов». Но в этом прослеживаются цели уже и чисто финансового характера. Когда Иван убедился, что ему вполне удалось воплотить свой замысел в жизнь, возросли и его аппетиты. Здесь уже говорят голые факты. Территория занятая опричниной постепенно увеличивалась. Увеличивалось и количество её участников. Число их возросло с 1000 до 6000 тысяч человек. Расширение территории опричнины сопровождалось раздачей новых вотчин и поместий, отбиравшихся у старых владельцев. Поэтому всякий не попадавший в опричнину подвергался или экспроприации или ссылке. Иван намеренно отбирал для опричнины те части области, где пережитки удельной системы сохранили наибольшую силу.
О практических
последствиях всего
Конечно же,
опричнина была бессильна
Глава Пятая.
Историческая оценка.
В своих оценках
опричнины одни историки
Если говорить
о времени появления опричнины
– 16веке, то нужно отметить
что русский царь Иван Грозный
не был таким уж уникальный
и единичным явлением в
А может
быть, Иван и вовсе был безумен,
как возможно, посчитали бы исследователи,
прочитавшие подобные
Вообще если
уж говорить о «безумцах»
Заключение.
Завершая данную работу, я хочу сослаться не на историков, а на народное творчество, из которого видно, что народ не только терпел Ивана, но и восхищался им, любил его. В народном творчестве бояре и князья предстают предателями и дураками, а мужик - крестьянин надеждой и опорой своего государя. Легенды производят царя из простой семьи и придают его власти народное происхождение. В народных песнях говорится, что царь обещает содрать кожу с бояр и князей и сварить их живьём. Грозный очень религиозен, но выслушав обедню он велит рубить головы. Это самое существенное в народной поэзии относящееся к личности и деятельности Ивана. И можно думать о нём всё что угодно, но во всяком случае он боролся за единство русской земли. Преданность самодержавию ещё не сформировалась в характере русского народа того времени, но Курбский и ему подобные заводящие сношения с Польшей, предавали своё отечество. Измена явилась основным мотивом народной поэзии, воспевающей Ивана. Измена преследует царя, снова и снова давит он её, но она возрождается, принимая всё новые и новые формы. Оправдывая всеобщим предательством жестокости Ивана, народные легенды по-своему объясняют происхождение опричнины.
В заключение
можно сослаться ещё и на
такое веское показание.
Список литературы
1 К. Валишевский: - Иван Грозный, «ИКПА», М 1989
Информация о работе Опричнина Ивана Грозного в оценках историков