Опричнина Ивана IV

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2011 в 14:53, реферат

Краткое описание

Будущий царь Иван Грозный родился в ночь с 24 на 25 августа 1530 года. В

эту ночь над Москвой разразилась буря, от молний в разных местах столицы

вспыхнули пожары. Ветер раскачал колокола церквей, и они как бы сами собой

зазвенели. Один из них сорвался с колокольни и рухнул на землю. В народе

заговорили о предзнаменовании грядущих больших несчастий…

Содержание

I Введение……………………………………………………………………………..…стр. 3


II Начало правления Ивана IV …………………………………………………………стр.3


III Указ об опричнине…………………………………………………………………..стр. 5


1. Причины……………………………………………………………………………..стр. 5


2. Устройство опричнины…………………………………………………………….стр.6


3. Методы проведения опричной политики…………………………………………стр.7


4. Попытки политического компромисса……………………………………………стр.7


5. Разгром земской оппозиции……………………………………………………….стр.8


6. Усиление опричнины………………………………………………………………стр.8


IV Отмена опричнины…………………………………………………………………стр.9


V Итоги опричнины……………………………………………………………………стр.10


VI Заключение………………………………………………………..………………..стр.12


VII Список использованной литературы……………………………………………стр.13

Вложенные файлы: 1 файл

Опричнина при Иване Грозном.doc

— 113.50 Кб (Скачать файл)

самодержавия, оттеснением  от власти княжеско-боярской знати; 

2) неудовлетворенность  царя результатом проводимой  внешней политики (ходом

Ливонской войны)

3) борьба двух  тенденций: централизации с одной  стороны и децентрализации с

другой. 

4) произошла  сверхцентрализация государства 

5) подчинение  общества государству, а именно  боярства, торгового люда,

свободных крестьян, крестьян общинников. 
 
 

1 Причины: 

   Глубокие душевные потрясения, испытанные в детстве, на всю жизнь лишили

царя доверия  к подданным. Человек сложный, противоречивый и

неуравновешенный, он в периоды крайнего внутреннего  напряжения, творил правый и неправый суд над своими действительными и мнимыми противниками. 

5. 

  Между тем позиция думы и церковного руководства была известна и не сулила

успеха предприятию. По этой причине царь вынужден был  избрать совершенно

необычный способ действия. Стремясь навязать свою волю совету крупных

феодалов, он объявил  об отречении от престола. Таким  путем он рассчитывал

«вырвать у  думы согласие на введение в стране чрезвычайного положения».

Отречению Грозного предшествовали события самого драматического свойства.

Вначале декабря  1564г. Царская семья стала готовиться к отъезду из Москвы.

   Царский выезд был необычен. Ближние люди, сопровождавшие Ивана, получили

приказ забрать  с собой семьи. Оставшиеся в Москве бояре и духовенство

находились в  полном недоумении и неведении о  замыслах царя.

   Из слободы царь направил в Москву гонца с письмами к думе и горожанам. В то

время, когда  члены думы и епископы сошлись на митрополичьем дворе и

выслушали известие о царской на них опале, дьяки  собрали на площади большую

толпу и объявили ей об отречении Грозного.

   Под давлением обстоятельств Боярская дума не только не приняла отречение

Грозного, но «вынуждена была обратиться к нему с верноподданническим

ходатайством». Представители митрополита и  бояре, не теряя времени, выехали

в слободу.

  Царь допустил к себе духовных лиц и в переговорах с ними заявил, что его

решение окончательно. Но потом он «уступил» слезным молениям близкого

приятеля чудовского архимандрита Левкия и новгородского  епископа Пимена.

Затем в слободу  были допущены руководители думы.

Иван Грозный  поставил условие: он будет казнить  изменников по своему

усмотрению. Выговорил  себе право казнить бояр без суда и следствия, что и

было одним  из средств укрепления абсолютной власти. В середине февраля царь вернулся в Москву ипредставил на утверждение  думе и священному собору текст приговора. В речи к собору Иван сказал, что для «охранения» своей жизни намерен «учинить» на

своем государстве  «опришнину» с двором, армией и территорией. Далее он

заявил о передаче Московского государства (земщины) в управление Боярской

думы и присвоении себе неограниченных полномочий –  права без совета с думой

«опаляться» на «непослушных» бояр, казнить их и отбирать в казну «животы» и

«статки» опальных. При этом царь особенно настаивал на необходимости покончить со

злоупотреблениями властей и прочими несправедливостями. В этом, как ни

парадоксально, заключался один из главнейших аргументов в пользу опричнины.

Правительство без труда добилось от собора одобрения  подготовленного указа.

Члены думы связали  себя обещаниями в дни династического кризиса. Теперь им

оставалось лишь верноподданнически поблагодарить  царя за заботу о

государстве. 

2 Устройство опричнины. 

  Организованная по типу удельного княжества «опришнина» находилась в личном

владении царя. Управляла опричниной особая Боярская дума. Формально ее

возглавлял удельный князь молодой кабардинец Михаил Черкасский, брат

царицы. Но фактически всеми делами в думе распоряжались Плещеевы, бояре

Алексей Басманов и Захарий Очин, кравчий Федор  Басманов и их друзья

Вяземский и  Зайцев.

   В организации опричнины Иван Грозный показал, что он сохранил в

себе удельное мировоззрение своих предков: опричнина не что иное, как новая

позднейшая форма  той борьбы, какую предки Ивана  вели со своими удельными

родственниками. И буквально, слово опричнина  на языке XIV века означало

6.

удел. Иван стремился укрепить личную власть путем нагнетания всеобщего

страха, уничтожая думающих и рассуждающих, казня правых и виноватых.

   Россия была разделена на две части: Опричнину (личную территорию Ивана

Грозного) и земскую  части. Все, кто жил на территории опричнины, но не были

опричниками, выселялись. Царь забрал в опричнину Суздальский, Можайский и

Вяземский уезды, а также около десятка других совсем мелких. В состав

опричного «удела» вошло несколько крупных дворцовых волостей, которые

должны были снабжать опричный дворец необходимыми продуктами, и обширные

северные уезды: Вологда, Устюг Великий, Вага, Двина с богатыми торговыми

городами.Эти  уезды служили основным источником доходов для опричной казны.

Уездные дворяне  были вызваны в Москву на смотр. Опричная дума во главе с

Басмановым придирчиво допрашивала каждого о его происхождении, о

родословной жены и дружеских связях. В опричнину  отбирали худородных

дворян, не знавшихся  с боярами. Укомплектованное из незнатных  дворян

опричное войско должно было стать, по замыслу Грозного, надежным орудием в

борьбе с феодально-аристократической оппозицией. Опричникам запрещалось общаться с земщиной. Удельные вассалы царя носили черную одежду, сшитую из грубых тканей. Служба в опричнине открывала широкие перспективы перед худородными

дворянами. Им увеличили  земельные «оклады», для чего провели конфискацию

земель у тех  землевладельцев, которые не были приняты  на опричную службу. 

3 Методы проведения опричной политики. 

   В первые дни опричнины Москва стала свидетелем кровавых казней. Казнили

десятками, сотнями, целыми семьями. При определении вины,

степени участия  бояр в «заговорах» летописи заменили отсутствующие

следственные  материалы, скомпрометировав многих влиятельных  оппозиционеров.

   В 1569 году по приказу царя принял яд его двоюродный брат, князь Старицкий,

второй по знатности в России после самого царя, вместе с ним были

умерщвлены его  семья и слуги. 25 июля 1570 года на рыночной площади были

зверски казнены 116 человек “опальных”. Не щадили даже сел и деревень,

принадлежавших  “опальным”. Но самой жуткой страницей  опричнины стал разгром

Новгорода, куда Иван IV нагрянул с опричным войском  и где творил расправу

полтора месяца. Потомки имели полное право называть Ивана IV

Грозным. Впрочем, за рубежом его называли Иваном Ужасным. 

4 Попытки политического компромисса. 

   Весна 1566г. принесла с собой перемены. Опричные казни

прекратились, власти объявили о прощении опальных. По ходатайству

руководителей земщины царь Иван вернул из ссылки удельного князя Михаила

Воротынского  и пожаловал ему старую "отчизну" с укрепленными городами

Одоевом и Новосилем. Первого мая 1566г. в Казань прибыл гонец, объявивший

ссыльным "государево жалование". Грозный "простил" большую часть опальных

княжат и дворян и милостиво позволил им вернуться  в Москву.

Эта уступка носила половинчатый характер: в Казани были оставлены

на поселении  самые влиятельные из ссыльных. Как  бы то ни было, амнистия

привела к радикальному изменению опричной земельной политики. Казна

вынуждена была позаботиться о земельном обеспечении  вернувшихся из ссылки и

взамен утраченных ими родовых вотчин стала отводить им новые земли.

Прекращение казней и уступки со стороны опричных властей ободрили

7.

недовольных и  породили повсеместно надежду на полную отмену опричнины. 

5 Разгром земской оппозиции. 

   Оппозицию поддержало влиятельное духовенство. Митрополит Афанасий 19 мая

1566г.  в отсутствие царя демонстративно сложил с себя сан и удалился в

Чудов монастырь. Грозный поспешил в столицу и после совета с земцами предложил занять митрополичью кафедру Герману Полеву, казанскому архиепископу. Рассказывают,

что Полев переехал на митрополичий двор, но пробыл там  всего два дня.

Будучи противником  опричнины, архиепископ пытался  воздействовать на царя

«тихими и кроткими словесы его Наказующе». Когда содержание бесед стало известно членам опричной думы, те настояли на немедленном изгнании Полева с митрополичьего двора. Бояре и земщина были возмущены бесцеремонным вмешательством опричников в церковные дела. Распри с духовными властями, обладавшими большим авторитетом, поставили царя в трудное положение, и он должен был пойти на уступки в выборе нового

кандидата в  митрополиты. В Москву был спешно вызван игумен Соловецкого монастыря Филипп. Колычев изъявил согласие занять митрополичий престол, но при этом категорически потребовал распустить опричнину. Поведение Соловецкого игумена привело Грозного в ярость. Царь мог бы поступить с Филиппом так же, как и с архиепископом Германом. Но он не

сделал этого, понимая, что духовенство до крайности  раздражено изгнанием

Полева. 20 июля 1566г. Филипп вынужден был публично отречься от своих требований и

обязался «не  вступаться» в опричнину и  не оставлять митрополию из-за

опричнины. По словам слуги царского лейб-медика Альберта Шлихтинга, земцы обратились к царю с протестом против произвола опричных телохранителей, причинявших земщине нестерпимые обиды. Выступление служилых людей носило внушительныйхарактер: в нём участвовало более 300 знатных людей земщины, в том числе некоторые бояре-придворные. По свидетельству Шлихтинга, царь отклонил ходатайство земских дворян и

использовал чрезвычайные полномочия, предоставленные ему  указом об

опричнине, чтобы  покарать земщину. 300 челобитчиков попали в тюрьму. Правительство, однако, не могло держать в заключении цвет столичного дворянства, и уже на шестой день почти все узники получили свободу. 50 человек, признанных зачинщиками, подверглись торговой казни: их отколотили палками на рыночной площади. Нескольким

Информация о работе Опричнина Ивана IV