Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2013 в 19:02, контрольная работа
Тема работы – «Орден иезуитов». Цель работы – рассмотреть следующие вопросы: Что представляет собой орден иезуитов? Какие цели и задачи были поставлены? Каковы основные идеи преследовал орден? И наконец, какой след в истории оставили иезуиты? Задачи, которые были поставлены перед написанием контрольной работы: 1.Узнать основные принципы ордена. 2. Изучить историю ордена и ее особенности. 3. Оценить влияние на ход исторических событий и экономическое развитие.
Введение 3
Принципы ордена 5
История ордена 10
Иезуиты в России 9
Генералы Ордена 21
Известные иезуиты 24
Заключение 26
Список литературы 27
В течение оставшихся пятнадцати лет своей жизни Игнатий руководит Обществом (он поддерживает впечатляющую переписку: 6.800 писем) и составляет Конституции нового института. Ко дню его смерти они практически завершены. Первая Конгрегация, которая изберёт его преемника, внесёт в этот труд последние штрихи и официально его утвердит.
Члены Общества, число которых стремительно растёт, разосланы по всему миру: в христианскую Европу, взбудораженную различными движениями Реформации, а также в земли, открытые испанцами и португальцами. Франциск Ксаверий отправляется в Индию, потом в Японию и умирает у врат Китая. Нобрега в Бразилии, прочие — в Конго и Мавритании служат зарождающейся Церкви. Четыре члена Общества участвуют в Тридентском соборе, который занимается реформой Церкви. [11]
Наряду с этим следует отметить, что в отличие от средневековых «традиций и обычаев» государственного вмешательства в экономику в период меркантилизма координирующие и регулирующие хозяйственную жизнь меры государства проявляли себя через различные указы и статуты, посредством которых предполагалось возвести «всеобщую коммерциализацию в ранг национальной политики». Однако в то же время, подобно сторонникам феодального порядка, меркантилисты не допускали идею коммерциализации труда и земли — исходного условия формирования рыночной экономики. Поэтому «при меркантилистском хозяйственном строе независимая экономическая система попросту не существовала», а «безусловная вера в абсолютную власть просвещенной деспотии еще не была поколеблена даже намеками на демократию». [12]
11 Интернет: http://traditio-ru.org/wiki/
12 Р.Ю. Виппер «История Нового времени», с. 246.
Иезуиты прежде всего направили свое внимание на южные романские страны, из которых набирались самые ревностные члены ордена. К моменту смерти первого генерала, Лойолы, орден располагал 13 провинциями, из них семь принадлежали Испании и ее колониям; иезуиты придавали большое значение миссионерству в обширных странах Нового Света; кроме того, они устроили миссии б области португальской торговли от Гоа на Индостане и до Японии. Иезуиты сначала помешали проникнуть протестантизму на два южных полуострова Европы; затем они двинулись сами на более опасное поле борьбы, во Францию, и еще дальше, в Германию.
В борьбе с ересью иезуитам
было всего важнее взять в свои
руки воспитание будущих поколений,
создать новый вид деятелей, преданных
церкви, просвещенных, обладающих всеми
талантами спора, обличения, красноречия и литературного искусства. Через
10-12 лет после возникновения ордена иезуиты
основали в Риме два католических университета,
collegium Romanum и collegium germsnicum; второй был предназначен
для того, чтобы отвоевать более чем наполовину
потерянную для папства Германию. Иезуиты
старались взять в свои руки и среднюю
школу. Новые приемы обучения они усвоили
в совершенстве. В течение двух веков,
по крайней мере, они были бесспорно лучшими
педагогами в Европе. Они привлекали учеников
даровым обучением; впервые в их школах
бесформенная масса старших и младших
учеников была разделена на классы. Наглядным,
ясным и интересным изложением они умели
заинтересовать учащихся; они замечали
направление вкусов и талантов у отдельных
лиц и старались их развить; они поддерживали
соперничество между учениками и честолюбие
их. [13] Одно из средств сделать школу интересной
состояло в устройстве театральных представлений;
в пьесах по большей части изображалась
в ярких красках гибель ереси, ничтожество
противников церкви и одушевленная сила
ее защитников,
13 Ук. соч. с. 64
причем героические роли последних передавались самым честолюбивым, горячим и энергичным юношам с целью их экзальтировать. [14]
Следующий период существования ордена называется «Золотой Век». Первое столетие существования Общества отмечено замечательным развитием, в частности, в области науки. Коллегии множатся. В 1565 году орден насчитывал 2.000 членов; в 1615, когда умер пятый генерал ордена, — 13.112.
Продолжается миссионерская деятельность. Иезуиты появляются во Флориде, в Мексике, в Перу, на Мадагаскаре, на Филиппинах, в Тибете. Основаны «редукции» Парагвая.
В Азии иезуиты пользуются большим успехом. В 1614 году более миллиона японцев — христиане (до того как Общество в этой стране подверглось преследованиям). В Китае иезуиты получают от императора право провозглашать Евангелие благодаря своим знаниям в области астрономии, математики и других наук.
Успехи, а также методы и идеология Общества на протяжении первого века его существования возбуждают против иезуитов соперничество, зависть и интриги. Во многих случаях борьба была столь ожесточённой, что орден едва не прекратил своё существование в эпоху, обуреваемую движением самых противоречивых идей, таких как янсенизм, квиетизм.
Оппозиция Обществу дворов великих католических монархов Европы (Испании, Португалии, Франции) вынудила папу Климента XIV упразднить орден в 1773 году. Последний генерал ордена заключён в римскую тюрьму, в которой и умер через два года. [15]
14 Ук. соч. с. 65
15 Интернет: http://enc-dic.com/catholic/
Упразднение ордена продолжалось сорок лет. Закрылись коллегии, миссии, остановлены разнообразные начинания. Иезуиты были присоединены к приходскому клиру. Однако по различным причинам Общество продолжало своё существование в некоторых странах: в Китае и в Индии, где сохранилось несколько миссий, в Пруссии и, прежде всего, в России, где Екатерина II отказалась публиковать указ папы. Много усилий было предпринято Обществом Иезуитов на территории Российской империи, чтобы оно могло дальше существовать и действовать.
Общество было восстановлено в 1814 году. Новый расцвет испытывают коллегии. В условиях «промышленной революции» проводится усиленная работа в области технического образования. Когда в конце XIX века появляются движения мирян, иезуиты принимают участие в руководстве ими.
Продолжается интеллектуальная деятельность, в числе прочего создаются новые периодические издания. Необходимо, в частности, отметить французский журнал «Etudes», основанный в 1856 г. о. Иваном-Ксаверием Гагариным. Создаются центры общественных исследований для изучения новых социальных феноменов и воздействия на них. В 1903 г. была создана организация «Народное действие» (Action Populaire), для того чтобы способствовать изменению социальных и международных структур и помочь рабочим и крестьянским массам в их коллективном развитии. Многие иезуиты также занимаются фундаментальными исследованиями в области естественных наук, переживающих свой подъём в XX веке. Из этих учёных наиболее известен палеонтолог Пьер Тейяр де Шарден.
Иезуиты работают также в мире массовой коммуникации. Они работают на радио Ватикана со времени его основания по сегодняшний день (в частности, в русской секции). [16]
Вторая мировая война стала для Общества, так же как и для всего мира,
16 Интернет: http://traditio-ru.org/wiki/
переходным периодом. В послевоенное
время возникают новые
Развиваются теологические исследования. Французские иезуиты изучают богословие Отцов Церкви и предпринимают первое научное издание греческих и латинских святоотеческих писаний, которое приходит на смену старому изданию отца Миня: это собрание «Христианских источников». Работа над ним продолжается и сегодня. Другие богословы становятся знаменитыми в связи со Вторым Ватиканским Собором: о. Карл Ранер в Германии, о. Бернард Лонерган, преподававший в Торонто и Риме.
Другая важная сфера — экуменическая деятельность. Второй Ватиканский собор дал ей мощный импульс. Одним из пионеров в этой области был о. Августин Беа (впоследствии кардинал).
Общество пришло к необходимости видоизменить свой образ деятельности. В 1965 году была созвана 31-я Генеральная Конгрегация, которая избрала нового Генерала, о. Педро Аррупе и задумалась над некоторым необходимыми изменениями (формация, образ апостольства, функционирование Общества и т. п.) [17]
Через 10 лет о. Педро Аррупе решает собрать 32-ю Генеральную Конгрегацию, чтобы более глубоко задуматься о миссии Общества в сегодняшнем мире. Эта Конгрегация, утвердив в своих декретах первостепенное значение миссии «служения веры», которая была определена 31-ой Конгрегацией, выдвинула и другую задачу — участие Ордена в борьбе за справедливость в мире. И ранее многие члены Общества Иисуса, как бы выходя за привычные пределы своего и без того разностороннего призвания, включались в разные сферы общественной деятельности для установления более справедливого общественного строя и защиты прав человека. Но то, что
17 Интернет: http://traditio-ru.org/wiki/
в прошлом считалось делом отдельных членов, отныне, после официальных декретов Конгрегации, стало церковной миссией Ордена наряду с миссией противостояния атеизму. Поэтому 4-й декрет, принятый этой Конгрегацией, носит название: «Наша миссия сегодня: служение веры и содействие справедливости».
В количественном плане послевоенный период был эпохой стремительного развития. Но в 60-е годы заметно значительное уменьшение числа членов, особенно в странах «первого мира» (максимальное число было достигнуто в 1965 г. — 36.038) Сегодня ситуация несколько стабилизировалась. Надо добавить, что на бывших территориях миссий, в частности, в Азии и в Африке, возникли новые провинции.[18]
Для ордена иезуитов характерны жёсткая дисциплина, централизация, беспрекословное подчинение главе ордена и папе римскому.
В орден не принимались бывшие еретики. Кандидаты в орден назывались индиферентами.
Разряды ордена:
18 Интернет: http://slovari.yandex.ru/~книг
трем обычным монашеским обетам еще четвертый — безусловное повиновение папе; занимаются либо миссионерством между язычниками и еретиками, либо служат духовниками при дворах владетельных князей. Профессы избирают из своей среды генерала ордена («чёрного папу»), назначающего профессов на остальные должности и наблюдающего за всеми отраслями деятельности ордена.
Учреждения общества — резиденции, миссии, коллегии, дома испытуемых (новициаты), дома действительных членов (профессов) — составляли «провинцию», управляемую «провинциалами». Из «провинций» составлялись «ассистенции» в объеме крупных государств (Франция, Италия и т. д.).
В Риме находился центральный орган ордена. В него входили ассистенты, генеральный секретарь, генеральный прокуратор, ведающий финансами, и адмонитор (негласный контролер при генерале). Глава ордена — генерал, обладал неограниченной законодательной и административной властью, хотя теоретически он состоял под контролем общества. Он был несменяем. В 2013 году папой стал иезуит. [19]
19 Интернет: http://www.hrono.ru/religia/
3. Иезуиты в России
25 августа 1580 года на
заседании Боярской Думы
20 Р.Ю. Виппер «История Нового времени», с 312.
Летом 1684 года в составе посольства императора Священной Римской империи в Москву прибыл иезуит Карло Маурицио Бота, который организовал в Москве иезуитскую миссию и школу. Тогда же для пастырской деятельности в Немецкой слободе в Москве прибыли и в течение пяти лет работали два иезуита — чехи из Богемии — патер Давид (Георги-ус) Тихавский и патер Милан.
Сочинение Давида Тихавского
— «Нынешнее положение Великой
России или Московии» — описывает
деятельность иезуитов в нашей стране.
Патер Давид привел в книге
также сведения о политическом положении,
религиозной жизни и