Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Февраля 2014 в 06:48, курсовая работа
Нет исторических источников – нет и исторической науки, такова аксиома в традиционной историографии. Прошлое доходит до нас в определенных формах, о нем напоминающих. Эти формы обычно и называют историческими источниками. Русло реки, текшей тысячу лет тому назад и определявшей жизнь осваивавшего прибрежные долины народа, его песни и предания, язык и пословицы, орудия труда и предметы быта, хроники и летописи, хартии и тексты договоров, своды законов и записи обычаев - все это является для историка исходным материалом, оперируя которым он познает прошлое.
Введение……………………………………………………………….…………..3
Глава 1. Законодательные источники……………………………………………7
1.1. Понятие исторического источника……………….…………………………7
1.2. Юридические сборники……………………………………………..……….9
Глава 2. Памятники светского права……………………………………...……13
2.1. Законодательные памятники XIV-XV веков………………...……………13
2.2. Законодательные памятники конца XV-XVII веков…………….……..…15
Глава 3. Памятники древнерусского канонического права……………..……23
3.1. Общая характеристика канонического права…………………..…………23
3.2. Каноны вселенских соборов………………………………….……………25
Заключение………………………………………………………………………27
Список использованной литературы…………………………………...………29
В конце XVI в. была сделана попытка создать особый Судебник для русского черносошного Севера (Судебник 1589 г.). Около 1606-1607 гг. в одном из московских правительственных учреждений был создан Сводный Судебник. В его основу положены Судебник 1550 г., указы о княжеских вотчинах, приговор о служилых холопах и ряд других законодательных памятников. Фактически он стал проектом нового кодекса феодального права
Важнейшим законодательным источником ХУЛ в. является Соборное Уложение 1649 г. Обстоятельства, этапы и детали его появления известны по многочисленным русским и зарубежным источникам. Принятию нового кодекса предшествовала серия городских бунтов 1648-1640 гг., среди которых центральное место занимало московское восстание, вспыхнувшее, по свидетельству Адама Олеария, "из-за больших тягот и невыносимых притеснений". Еще в начале его, 2 июня 1648 г., царю была передана коллективная челобитная "от всяких чинов людей и всего простого народа". В ней говорилось о необходимости реорганизации государственного аппарата, в первую очередь судебных преобразований. За ней последовали другие челобитные. В середине июня 1648 г. в Москве собрался земский собор, который обратился к царю с челобитной о составлении "Судебника и Уложенной книги, чтоб вперед по той Уложенной книге всякие дела делать и вершить". Уложенную книгу, по совместному решению царя, освященного собора и боярской думы, было поручено составить "приказу бояр": князьям Н.И. Одоевскому и С.B. Прозоровскому, окольничему князю Ф.Ф. Волконскому, а также дьякам Г. Леонтьеву и Ф. Грибоедову. 1 сентября 1648 г. новый Земский Собор должен был начать слушание проекта Уложения. Когда и в каком составе на самом деле открылся собор - неизвестно. К началу его Н.И. Одоевский "с товарыщи" подготовили корпус источников, на которые должно было опираться новое законодательство: Кормчие книги, Литовский статут, судебники, царские указы и боярские приговоры, челобитья дворян, посадских людей и "выборных" участников собора, материалы практического судопроизводства и многие другие. С 3 октября началось чтение и утверждение составленного "приказом" текста. Как полагают, Уложение было утверждено Земским Собором 29 января 1649 г. После этого царь приказал "то все Уложенье на-писати на список", "закрепить тот список" рукоприкладствами участников собора и "списати" текст "слово в слово" в книгу. Последняя должна была быть заверена подписями дьяков Г. Леонтьева и Ф. Грибоедова, а затем "с тое книги" следовало "напечатать многие книги" - для рассылки в московские приказы и на места [9].
Оригинал Соборного Уложения представляет столбец длиной в 309 м. из 959 отдельных составов. На его лицевой стороне расположен текст Соборного Уложения, написанный несколькими писцами. На обороте - подписи участников Собора (патриарха, двух митрополитов, пяти архимандритов, игумена, благовещенского протопопа, 15 бояр, 10 окольничих, казначея, думного дворянина, печатника, думного дьяка, пяти московских дворян, 148 дворян городовых, трех гостей, 12 выборных от московских сотен и слобод, 89 представителей посадов, 15 стрельцов: всего 315 подписей). По склейкам лицевой стороны стоит скрепа думного дьяка И. Гавренева. По склейкам же, по на обороте - скрепы думных дьяков Ф. Елизарьева и М. Волошенинова, а также дьяков Г. Леонтьева и Ф. Грибоедова. Пометы на столбце указывают источники той или иной статьи. В рукописи имеются поправки, пропущенные при переписке места восстановлены. Они сведены в "Опись поправкам", приложенную к Уложению. На практике указанным столбцом не пользовались. Для этого, как уже говорилось, существовали печатные экземпляры Уложения, около 1 200 книг. Число сохранившихся экземпляров этого издания неизвестно.
От предшествовавших законодательных актов Соборное Уложение отличается не только большим объемом (25 глав, разделенных на 967 статей), но и более сложной структурой. В кратком введении излагаются мотивы и история составления Уложения. Главы построены по рассматриваемому объекту правонарушения, тематически выделяются своеобразными заголовками "О богохульниках и церковных мятежниках" (гл. 1), "О государь-ской чести и как его государьское здоровье оберегать" (гл. 2), "О денежных мастерех, которые учнут делати воровские денги" (гл.5), "О проезжих грамотах в иные государьства" (гл.6), "О службе всяких ратных людей Московского государства" (гл. 7), "О мытах и о перевозах, и о мостах" (гл. 9), "О суде" (гл. 10); "О посадских людях" (гл. 19), "Суд о холопех" (гл. 20), "О разбойных и о татиных делех" (гл. 21), "О стрельцах" (гл. 23), "Указ о корчмах" (гл. 25). Это позволяло составителям придерживаться обычной для того времени последовательности изложения: от возбуждения дела до исполнения судебного решения. Такая структура серьезно затрудняет анализ Уложения, поскольку почти каждый предмет изучения разбросан по нескольким главам.
Соборное Уложение 1649 г. было завершающим этапом становления законодательства единого Российского государства. Этим определяется его значение как исторического источника. Оно дает историку важную информацию по социально-экономической и политической истории России ХУЛ в. В Уложении отразился переход от сословно-представительной монархии к абсолютизму, была зафиксирована роль церкви в государстве; определены понятия государственного суверенитета, безопасности, подданства, военного долга, государственных политических преступлений; разработаны вопросы материального и процессуального права и судопроизводства [10].
При изучении Соборного Уложения 1649 г. особое внимание традиционно уделяется главе 11 ("Суд о крестьянах"), юридически окончательно оформившей крепостное право в России.
Ее 9-я статья установила бессрочный сыск крестьян и прикрепила их к определенному месту: "А которые крестьяне и бобыли за кем записаны в переписных книгах прошлых годов... и после тех переписных книг из-за тех людей, за кем они в переписных книгах записаны, збежали, или впредь учнут бегати: и тех беглых крестьян и бобылей, и их братью, и детей, и племянников, и внучат з женами и з детьми и со всеми животы, и с хлебом стоячим и с молоченым отдавать из бегов тем людям, из-за кого они вы-бежат по переписным книгам, без урочных лет, а впредь отнюд никому чюжих крестьян не принимать, и за собою не держать". Писцовые книги в 1646-1647 гг. зафиксировали прикрепление крестьян.
Созданное в середине XVII в., Соборное Уложение на протяжении длительного времени оставалось основным кодексом российских законов. Во второй половине XVII - начале XIX в. оно обросло множеством дополнений, уточнений, изменений [3].
Глава 3. Памятники древнерусского канонического права
3.1. Общая характеристика канонического права
Слово "канон" в переводе
с греческого буквально значит "прямая
палка, служащая для опоры, а также
для измерения и проведения прямых
линий". В переносном значении под
ним понимают правило, руководство,
нравственную или юридическую норму.
В таком смысле оно, в частности,
употребляется в церковной
Итак, под каноническим правом понимается совокупность церковно-правовых норм, обязательных для представителей данной конфессии. Оно включает апостольские, соборные (вселенских и поместных соборов), а также святоотеческие правила (правила святых отцов церкви), Каноническое право православной церкви отличается от канонического права церкви западно-римской, католической. В последнее входят нормы, кодифицированные и средние века в свод церковных правил под названием "Corpus juris canonici". В него вошли не только правила древней церкви, но и папские декреты, извлечения из римского права, законов франкских королей и других источников.
Изучением норм канонического
права традиционно занимается каноника
- церковная дисциплина, тесно связанная
с богословием. По существу, она представляет
собой отдел практического
3.2. Каноны вселенских соборов
Вселенскими соборами обыкновенно
называют собрания епископов всех поместных
церквей. Вселенские соборы созываются
в исключительных случаях для
решения важных церковных вопросов.
Содержание постановлений первых соборов
указывает на то, что обычно они
созывались для решения вопросов
веры, разногласиями в которых
порождались еретические
Первый - Никейский собор - состоялся в 325 г., он выработал 20 правил. Важнейшими из них признаются: четвертое, гласившее, что епископы должны выбираться епископами дайной провинции и утверждаться митрополитом; пятое, которое предписывало, чтобы епископы провинции собирались два раза в год для решения вопросов, текущих дел и рассмотрения жалоб мирян и клира на епископов; шестое подтверждало высшую власть одних епископов над другими епископами (например, римского над западными, антиохийского над восточными, александрийского над епископами Египта, Ливии, Пентаполя).
Вторым был 1-й Константинопольский (387 г.) собор. Из его семи правил особенно важны второе и шестое (согласно им Восток делился на пять округов с особо установленными церковными судебными инстанциями), а также седьмое, в котором приводятся правила принятия в православие кающихся грешников-еретиков.
Третий - Ефесский собор, состоялся в 431 г. Он принял восемь правил. Из них первые шесть касаются отлучения Нестория и его сторонников; седьмым запрещается слагать новый символ веры, а по восьмому кипрские епископы освобождаются от зависимости антиохийского патриарха.
Четвертый собор известен как Халкидонский (451 г.). Результатом его деятельности стали 30 правил. В частности, 28-е правило определяло круг судебной и административной деятельности константинопольского патриарха; при этом константинопольский патриарх уравнивался в правах с папой Римским. Прочие правила касались бытовых вопросов церковной жизни, Так, 26-е повелевало управлять церковным имуществом при посредстве эконома, а 4-е подчинило монахов местному епископу.
Пятым был II Константинопольский собор (553 г.).
Под шестым имеют в виду сразу два вселенских собора - Ш Константинопольский (680 г.) и так называемый Трулльский (691 г.). На них было принято 102 правила, из которых 36-е закрепляло равноправие константинопольской и римской патриарших кафедр, а также указывало иерархический порядок патриарших кафедр восточной церкви. 8-м правилом митрополит обязывался ежегодно созывать соборы епископов; 12-м, 13-м и 48-м решался вопрос о браке клириков, а в 33-м осуждался обычай армянской страны принимать в клир только происходящих из священнического рода. Ряд правил касался жизни мирян (64-е и 70-е запрещали мирянину поучать жену всенародно и в церкви во время богослужения; 80-е грозило отлучением тому, кто в течение трех праздничных дней не посетит богослужения; 54-е указывало на границы родства для вступления в брак; 53-е узаконивало духовное родство восприемников с воспринимаемыми; 72-е - о смешанном браке; 102-е касалось епитимьи кающихся).
Наконец, седьмым называется II Никейский собор (787 г.), издавший 22 правила. Из них четвертое и шестое резко выступали против симонии при занятии священнических должностей; 15-е, 16-е, 18-е и 22-е утверждали недействительность назначения на церковные должности мирян; 10-е запрещало устройство общих для женщин и мужчин монастырей; 13-е запрещало отчуждать церковное имущество, принадлежавшее монастырям и епископиям [8].
Заключение
На основе изученного материала можно сделать следующий вывод:
Информация о работе Особенности исторических источников как исторической категории