Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2015 в 18:32, реферат
Специфика исторического пути России уже давно является предметом ожесточенных споров. С самого начала проблема самобытности приняла характер острейших столкновений по поводу путей России, по поводу ответа на вопрос, что это за страна среди других стран и народов.
Введение
1. Особенности исторического развития России и проблемы ее модернизации в середине XIX века
1.1 Россия на путях к индустриальному обществу
1.2 Дискуссии о самобытности российской цивилизации
2. Факторы, определившие своеобразие развития России
Заключение
Список использованной литературы
Высокие урожаи на вновь осваиваемых землях, отсутствие голода, свободный захват земель, отсутствие регулярного налогообложения создавали догосударственный идеал вольной жизни, вошедший в народную культуру. Колонизация способствовала дискретному ходу русской истории. Усиление централизации власти несколько раз сменялось ее ослаблением. Принятие христианство в византийском варианте также оказало значительное влияние на историческое развитие нашей страны. Католическая церковь в силу относительной независимости от светских государей представляла собой большую оппозиционную силу, чем православная церковь. И более успешно защищала интересы населения перед светскими властями. Вместе с тем, Православие давало большую свободу внутренней жизни. Православная церковь не знала орденов. Для нее характерна внутреннее единство – соборность, понимаемая как причастность к общему абсолюту.
В результате всех вышеперечисленных факторов в социальной организации российского общества главными ценностями стали община, а не частная собственность. Государство рассматривается не как надстройка, а становой хребет. Государственность обладает сакральным характером. Государство, общество, личность не разделены, не автономны, а взаимопроницаемы, целостны, соборны.
Вывод: на развитие российской цивилизации повлияли все вышеперечисленные факторы в совокупности, в их комплексе.
Заключение
Таким образом, в работе раскрыты особенности исторического развития России и проблемы ее модернизации в XIX веке. Сформулированы исторические этапы развития российской цивилизации, которые объединены с модернизационными, проанализированы их особенности. На всем протяжении развития российской цивилизации просматривались попытки ее модернизации, каждая из которых имела свои особенности и разную степень завершенности. Во-первых, модернизация в России, как правило, инициировалась «сверху», осуществлялась волевыми усилиями верховной власти. Во-вторых, Россия претерпела несколько модернизаций (полных или частичных), которые ставили цель вывести общество на новую ступень развития, влияя на экономические, политические, конфессиональные, культурные и другие аспекты. Характеризовались они тем, что: осуществлялись посредством различных методов достижения поставленных целей; не всегда имели системный характер, а поэтому протекали иногда медленно и в итоге свертывались, так и не дав ожидаемых результатов; носили непредсказуемый, но вместе с тем глубокий характер; осуществлялись при поддержке государственных структур; проводились в условиях недостатка финансовых средств, что отражалось на сроках, степени завершенности и глубине преобразований. Следовательно, Россия в XIX веке представляла собой страну с индустриальным обществом.
Цивилизационные исследования являются сегодня одним из признанных и влиятельных направлений общественной мысли. Основоположником цивилизационной концепции общественного развития является русский мыслитель Н.Я. Данилевский. Книга Данилевского «Россия и Европа», как это давно осознали некоторые представители европейской историографии, действительно явилась новым словом в социальной философии и в исторической науке, в том числе в методологии истории. Как признал известный немецкий исследователь В. Шубарт, Данилевский на полвека предвосхитил «Закат Европы» О.Шпенглера.
В разработку цивилизационной концепции России наибольший вклад внесли: К.Н. Леонтьев и евразийцы – Л.П. Карсавин, П.М. Бицилли, П.Н. Савицкий, Г.В. Вернадский, Н.Н. Алексеев, Н.С. Трубецкой и др. Большинство исследователей считают Россию цивилизацией особого типа, в которой представлены элементы и восточного, и западного общества. Не только географически, цивилизационно, но и исторически Россия является Евразией. Россия должна идти в общем русле развития мировой цивилизации, продвигаться к постиндустриальному обществу, опираясь на творчески переработанную (с учетом нашей самобытности) западную модель развития. У России нет иного пути, кроме пути укрепления своего статуса как одного из центров общей мировой цивилизации. На этом пути Россия сможет не только обеспечить сохранение своей территориальной целостности, безопасное существование и приумножение населения своих народов, но и не потерять себя в качестве самостоятельной, уникальной и неповторимой цивилизации.
Дискуссии о самобытности российской цивилизации необходимы нам для уяснение специфики российской цивилизации и должно способствовать лучшему пониманию современных проблем и способов их разрешения.
Список использованных источников
Астапова, Е.В. Политико-правовая идентичность России в контексте процессов глобализации / Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук // Е.В. Астапова. - Ростов-на-Дону: ГРУ, 2002. - 28 с.
Ахиезер, А.С. Самобытность России как научная проблема / А.С. Ахиезер // Отечественная история. – 1994. - №4-5.
Балуев, Б.П. Споры о судьбах России: Н.Я. Данилевский и его книга «Россия и Европа» / Б.П. Балуев. – Тверь: Булат, 2001. - С.70.
Захарова, Е.Н. Особенности российской цивилизации. Между Западом и Востоком: Пособие для учащихся и учителей / Е.Н. Захарова. - М.: АРКТИ, 2002. - С.3-12.
История философии: Запад-Россия-Восток (книга четвёртая. Философия XX в.).- М.: Греко-латинский кабинет Ю.А. Шичалина, 1999. – 448 с.
Левченко, Е.Н. Россия в современном цивилизационном процессе: социально-философский анализ / Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук // Е.Н. Левченко. - М.: СГА, 2007. – 25 с.
Моисеев, С.Н. Русская цивилизация / С.Н. Моисеев. - М.: ЭкоПресс, 2000. - С.21.
Панарин, А.С. Россия в цивилизационном процессе (между атлантизмом и евразийством) / А.С. Панарин. - М.: Просвещение, 1994. - 262 с.
Поломошнов, А.Ф. Культурная идентичность России: Н.Данилевский против В.Соловьева / Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора философских наук // А.Ф.Поломошнов. - Ростов-на-Дону: ЮФУ, 2007. – 45 с.
Семенникова, Л.И. Россия в мировом сообществе цивилизаций: учебник для вузов / Л.И. Семенникова. - 7-е изд. - Брянск: Курсив, 2005. – 752 с.
Шубарт, В. Европа и душа Востока / В.Шубарт. - М.: Эксмо, 2003. - С.247.
Эйзенштадт, Ш. Революция и преобразование обществ. Сравнительное изучение цивилизаций. – М.: Аспект Пресс, 1999. – 416 с.
Яковец, Ю.В. История цивилизаций / Ю.В.Яковец. - М.: ВЛАДОС, 1997. - С.66-68.