Особенности формирования централизованного Российского государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2014 в 12:10, реферат

Краткое описание

Цель контрольной работы – изучение процесса формирования централизованного российского государства и выявление его особенностей.
Для достижения поставленной цели в рамках контрольной работы решаются следующие задачи:
1. Изучение предпосылок образования централизованного российского государства.
2. Анализ процесса формирования централизованного российского государства.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3
1. Предпосылки образования централизованного российского государства……………………………………………………………5
2. Этапы, особенности формирования централизованного российского государства……………………………………………………………8
3. Процесс формирования централизованного российского государства……………………………………………………………12
Заключение…………………………………………………………………...21
Список литературы……………………………………………………….....23

Вложенные файлы: 1 файл

реферат ИСТОРИЯ.docx

— 54.42 Кб (Скачать файл)

Именно на приказы Иван Грозный и его правительство возложили обязанности проведения в жизнь крупных преобразований в середине XVI в. Окончательное оформление приказов как учреждений произошло в конце XVI в., когда для каждого из них были установлены определенный штат, бюджет и на территории Кремля построены специальные здания.

К середине XVII в. общее число приказов достигло 53 со штатом 3,5 тысячи человек. При крупных приказах создавались специальные школы для подготовки квалифицированных кадров государственных чиновников. Однако довольно рано проявились основные недостатки приказной системы управления: отсутствие четкой регламентации и распределения обязанностей между отдельными учреждениями; волокита, казнокрадство, коррупция и т.п.

В административном отношении основная территория Русского государства делилась на уезды, а уезд — на волости и станы. Уездами назывались административные округа, состоявшие из городов с приписанными к нему землями. Между волостью и станом не было существенного различия: стан та же сельская волость, но обычно непосредственно подведомственная городской администрации. Новгородская земля вместо уездов делилась на пятины, а пятины — на погосты. Псковская же земля подразделялась на губы. Новгородские погосты и псковские губы примерно соответствовали московским волостям.

Общее управление на местах было сосредоточено у наместников и волостелей. Наместники управляли городами и подгородными станами; волостель управлял волостями. Власть наместников и волостелей распространялась на различные стороны местной жизни: они являлись судьями, правителями, сборщиками доходов князей, за исключением доходов сугубо дворцового происхождения и дани; сверх того, наместники были военными начальниками города и уезда. Наместниками великого князя являлись бояре, а волостелями — служилые люди, как правило, из среды детей боярских. И те и другие по старому обычаю содержались, или, как тогда говорили «кормились», за счет населения. Первоначально «кормления» (то есть поборы в пользу наместников и волостелей) ничем не ограничивались. Позднее в целях централизации местного управления и увеличения доходов государства были установлены нормы «кормления», а также определены точные размеры судебных и торговых пошлин, собираемых наместниками и волостелями в свою пользу2.

Все делопроизводство в местном управлении, как и центральном, было сосредоточено в руках дьяков и подьячих, которых также содержало местное население.

Кроме общего управления, осуществляемого наместниками и волостелями, на местах существовала еще система дворцового, вотчинного управления, ведавшего Княжескими землями и дворцами, а также выполнением таких общеобязательных дворцовых повинностей («княжего дела»), как обязательное участие местного населения в уборке, молотьбе и перевозке княжеского хлеба, кормление княжеского коня и кошение для него сена, строительство княжеского двора, мельницы, участие в княжеской охоте и т.д.

На рубеже XV-XVI вв. в городах появились так называемые городские приказчики — своего рода военные коменданты, назначаемые великим князем из числа местных дворян. Городские приказчики ведали строительством и ремонтом городских укреплений, дорог и мостов, обеспечением перевозок военного провианта, производством пороха, хранением боеприпасов, оружия и продовольствия для войска. В задачу городовых приказчиков входило также проведение уездного сбора городского и крестьянского ополчений.

Для создания единообразной системы управления и суда на всей территории государства в 1497 г. был издан Судебник — первый свод действующих законов, нечто среднее между уголовным кодексом и конституцией. Общая тенденция к централизации страны и государственного аппарата повлекли за собой издание нового Судебника 1550 г. В Судебнике 1550 г. впервые в России закон был провозглашен единственным источником права. Он ликвидировал судебные привилегии удельных князей и усилил роль государственных судебных органов. В Судебнике впервые было введено наказание за взяточничество. Население страны обязывалось нести тяглу — комплекс натуральных и денежных повинностей. Московский рубль стал основной платежной единицей в государстве. Устанавливался порядок подачи жалоб на наместников, что обеспечивало контроль над ними со стороны поместного дворянства. Право сбора торговых пошлин переходило в руки государства. Проводилась коренная реформа управления.

В 1555-1556 гг. ликвидировалась система кормлений. Всем волостям и городам было предоставлено право переходить к новому порядку самоуправления, по которому волости и города должны были вносит в государеву казну особый оброк — «кормный откуп». Власть наместников полностью заменялась властью выборных земских органов. Последние возглавлялись губными и земскими старостами, которые занимались разбором уголовных дел, раскладкой податей, ведали городским хозяйством, разверсткой земли, то есть основными нуждами посадских и уездных людей. Черносошные крестьяне, посадские, служилые люди, словом «земщина» выбирали «целовальников» — присяжных заседателей, целовавших крест, давая присягу на честный суд.

Помимо системы местного самоуправления влиятельным институтом демократии в России XVI-XVII веков были земские соборы. Земские соборы созывались по инициативе государя для обсуждения важнейших проблем внутренней и внешней политики. Первый Земский собор был созван 27 февраля 1549 года как собрание «всякого чина людей в Московском государстве» или «великая земская дума» для обсуждения вопроса как строить местное самоуправление и где взять деньги на ведение войны против Литвы. В его состав входили члены Боярской Думы, деятели церкви, воеводы и дети боярские, представители дворянства, люди посадские. Официальных документов, определяющих принципы отбора участников собора не было. Чаще всего высшие слои государственной иерархии входили туда по должности, а низшие по определенным квотам избирались на местных собраниях. Юридических прав Земские соборы не имели. Однако их авторитет закреплял важнейшие государственные решения.

Эпоха Земских соборов продлилась свыше века (1549-1653 гг.). За это время их созывали несколько десятков раз. Наиболее известные: в 1550 г. по поводу нового Судебника; в 1566 г. во время Ливонской войны; в 1613 г. — наиболее многолюдный (свыше 700 человек) для избрания на российский престол Михаила Романова; в 1648 г. обсуждался вопрос о создании комиссии по составлению Соборного Уложения и, наконец, в 1653 г. последний Земский собор принял решение о воссоединении Малороссии с Московским царством (Украины с Россией).

Земские соборы являлись не только орудием укрепления самодержавия, но они способствовали формированию национально-государственного сознания русских людей.

Во второй половине XVII в. деятельность Земских соборов, равно как и земщины, постепенно угасает. Окончательный удар нанес Петр I: в период правления великого реформатора в империи бюрократия вытеснила земщину.

 

 

 

 

 

Заключение.

 

Процесс образования централизованного Русского государства раньше всего выразился в объединении всех русских великих и удельных княжеств и земель, всей русской территории в одно целое — Московское великое княжество. К концу XV в. были ликвидированы собственные московские уделы, к Москве были присоединены Новгород, Тверь, Ярославль, Ростов и Вятка; в начале XVI в.— Псков, Рязанское княжество и Смоленск (отвоеван у Литвы в 1514 г.). Процесс объединения собственно русских земель, создания территории централизованного государства был к этому времени в основном закончен. Наряду с русскими землями в состав государства до середины XVI в. вошли карелы, коми, ханты, манси, мещера, мордва, удмурты и др. Русское единое государство сразу складывалось как многонациональное, Русь превращалась в Россию. Территория Русского государства выросла с начала княжения Ивана III (1462 г.) к середине XVI в. в восемь раз, почти до 3 млн. кв. км; значительно выросла численность населения — по разным сведениям до шести — девяти миллионов человек к середине XVI в.

Само присоединение земель к Москве еще с XIV в. осуществлялось разными способами—с помощью денег и хитрости Ивана Калиты, браков, между различными ветвями княжеских династий. Но во многих случаях присоединение крупных княжеств в XV—XVI вв. требовало серьезных военных усилий Москвы.

Объединенные земли становились частью единого государства; ликвидировалась удельная система; вассальные отношения независимой местной княжеско-боярской знати превращались в отношения подчинения великому князю и обязательной государственной службы. Вместо деления Руси на княжества, земли, уделы стала складываться общегосударственная административно-территориальная система деления на уезды и волости. Порядки феодальной раздробленности были ликвидированы не сразу и не полностью. Уделы в Московском княжестве имели братья Ивана III, после его смерти его сыновья также получили удельные владения.

Образование сильного, одного из самых больших государств того времени не только помогло русскому народу и другим народам нашей страны сбросить ненавистное монголо-татарское иго и сохранить в последующем независимость от других завоевателей, но и сыграло большую роль в развитии производительных сил, материальной и духовной культуры. Оно сопровождалось значительным изменением соотношения общественных сил, положения классов, государственного механизма.

 

 

 

 

 

Список использованной литературы:

 

  1. Зуев М.Н. История России. – М.: Приор, 1998.

  1. История государства и права СССР / Под ред. Калинина Г. С. – М.: Юридическая литература, 1972.

  1. Карамзин Н.М. История Государства Российского. – М.: Классик, 1998.

  1. Орлов А.С., Сивохина Т.А. История России. – М.: Проспект,1999.

  1. Пушкарев С. Г. Обзор  русской истории. – Ставрополь: Кавказский край, 1993.

  1. Радугин А.А. История России. – М.: Центр, 1998.

  1. Уткин А.И. Россия и Запад – история цивилизации. – М.: Гардарики, 2000

 

Электронная литература:

  1. http://5fan.ru/wievjob.id=34573
  2. https://ru.wikipedia.org/wiki

 

1 Радугин А.А. История России. – М.: Центр, 1998. - С. 83

2 Пушкарев С. Г. Обзор  русской истории. – Ставрополь: Кавказский край, 1993. – С. 89

 

 


Информация о работе Особенности формирования централизованного Российского государства