Отмена крепостного права. Оценки реформы 1861 г. в исторической литературе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2013 в 20:03, контрольная работа

Краткое описание

С окончанием Крымской войны, проигранной Россией, несмотря на героизм народных масс и показавшей с предельной ясностью, что крепостной строй является тормозом экономического развития всей страны, царское правительство было вынуждено приступить к подготовке крестьянской реформы. Так, в истории России началась новая полоса, которую современники впоследствии назвали эпохой Освобождения или эпохой Великих реформ. Отношение царизма к необходимости проведения крестьянской реформы было исчерпывающе отражено в выступлении царя Александра II весной 1856 года перед представителями дворянства Московской губернии, суть которого состояла в том, что лучше отменить крепостное право сверху, нежели дожидаться, когда оно начнет само отменяться снизу.

Содержание

Введение.............................................................................................................3
1.Причины и характер реформы 1861 г………………………………………4
2.Подготовка аграрной реформы. Основные положения реформы,
ее реализация………………………………………………………………..6
3.Значение отмены крепостного права и оценки реформы 1861 г. в исторической литературе…………………………………………..…………11
Заключение…………………………………………………………………….14
Список использованной литературы………………………………………...15

Вложенные файлы: 1 файл

история контр.docx

— 43.27 Кб (Скачать файл)

Министерство  образования и науки Российской Федерации

Уральский государственный  экономический университет

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Контрольная  работа

 

По дисциплине «История»

Тема 13 Отмена крепостного права. Оценки реформы 1861 г. 
в исторической литературе

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил (а) студент 1 курса 

Группа  ГМУ 13 СВ

Баязитова.Э.М

 

Проверил  преподаватель:

 

 

 

 

 

 

 

 

2013

Содержание

Введение.............................................................................................................3

1.Причины и характер реформы 1861 г………………………………………4

2.Подготовка аграрной реформы. Основные положения реформы,

     ее реализация………………………………………………………………..6

3.Значение отмены крепостного права и оценки реформы 1861 г. в исторической литературе…………………………………………..…………11

 

Заключение…………………………………………………………………….14

 

Список использованной литературы………………………………………...15

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

С окончанием Крымской войны, проигранной  Россией, несмотря на героизм народных масс и показавшей с предельной ясностью, что крепостной строй является тормозом экономического развития всей страны, царское правительство было вынуждено  приступить к подготовке крестьянской реформы. Так, в истории России началась новая полоса, которую современники впоследствии назвали эпохой Освобождения или эпохой Великих реформ. Отношение царизма к необходимости проведения крестьянской реформы было исчерпывающе отражено в выступлении царя Александра II весной 1856 года перед представителями дворянства Московской губернии, суть которого состояла в том, что лучше отменить крепостное право сверху, нежели дожидаться, когда оно начнет само отменяться снизу. Насколько оправдан был такой подход к проведению крестьянской реформы? И почему реформа 1861 года разорила большинство крестьян и пустила по миру коренную Россию, ведь именно на этот период приходится начало обезлюживания центральных губерний - станового хребта русской нации? Да и как можно объяснить то, что сложились условия, при которых возник экономический спад? Все вышеперечисленные вопросы актуализируют изучение предпосылок, обстоятельств проведения и претворения в жизнь крестьянской реформы 1861 года в России.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Причины и характер реформы 1861 г

Реформа 1861 г. должна была создать  условия для развития капитализма, но сохранить самодержавие и помещичье  землевладение Крепостное право  мешало формированию рынка наемной  рабочей силы, а в сельском хозяйстве  лишало крестьян заинтересованности в  развитии производительных сил. Нарастал кризис помещичьего хозяйства, основанного  на малоэффективном труде крепостных крестьян. Главным толчком к проведению столь масштабных преобразований стала проигранная Крымская война. Поражение России в войне показало полную несостоятельность политической и экономической системы Николая I. Военное и экономическое могущество России, при ее столкновении с передовыми европейскими державами оказалось мнимым. Более того, Крымская война привела Россию к международной изоляции.

Неудачи в войне и смерть Николая I в определенном смысле раскрепостили  не только либерально настроенную часть  общества, но и ряд правительственных  чиновников.

Александр II решился на преобразования исключительно по воле сложившихся  обстоятельств, что отнюдь не умаляет  его роль в столь масштабном реформировании страны. Главной его заслугой стало  осознание им необходимости проведения преобразований. Таким образом, сохранить  Россию, как великую державу, было возможно лишь через реорганизацию  николаевской системы1.

Говоря о необходимости проведения реформ в России рассматриваемого периода, необходимо отметить, что все же главным узлом российских проблем  был крестьянский вопрос. От его  решения напрямую зависели судьбы  тысяч помещиков и  миллионов их крепостных,  млн. государственных и млн. удельных крестьян.

Крепостное право  стало непреодолимым тормозом для  дальнейшего развития страны. Подневольный труд крепостных, по их оценкам, стал крайне неэффективен, а помещики, в погоне за прибылью, все больше увеличивали  эксплуатацию крестьян. Все это вело к деградации хозяйства, ожесточению  крестьян. Назрел переход от феодализма к капитализму.  отмена крепостного права стало важнейшим рубежом российской истории, а огромная роль государства в этом процессе. Именно это стало главной отличительной чертой России от Европы, где подобные преобразования проводились исключительно в связи с буржуазными революциями, в ходе мощных социальных взрывов.

Подводя итог, стоит еще раз отметить основные причины проведения крестьянской реформы 1861 года:

-крепостное право как форма рабства довольно давно уже обсуждалось всеми слоями общества;

-модернизация страны, которая была крайне необходима (как наглядно продемонстрировало поражение в Крымской войне), преодоление технико-экономической отсталости были невозможны в рамках крепостничества.

-Труд крепостных крестьян был малопроизводителен и никак не способствовал развитию аграрного сектора в экономике в целом.

-Правительство опасалось стихийных выступлений крестьянства.

-Необходимость восстановления международного авторитета и роли России в мировой политике

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Подготовка аграрной реформы. Основные положения реформы, ее реализация.

 

Большинство историков склонно  полагать, что Александр II не только не имел конкретной программы необходимых  преобразований, но и вообще не был  готов к реформаторской деятельности. Укреплению данного мнения в исторической науке в немалой степени поспособствовала речь, произнесенная императором 30 марта 1856 года на обеде, устроенном в  его честь московским дворянством. Именно в ней Александр II произнес решающую фразу: «гораздо лучше, чтобы  это произошло свыше, нежели снизу4». Однако многие исследователи отмечают, что речь эта не слишком продумана императором и в ней сквозило явное желание с его стороны снять с себя ответственность по решению крестьянского вопроса5.

Тем не менее, уже первые годы его  царствования были отмечены целым рядом  важных перемен, в ходе которых в  целом обозначились основные направления  будущих реформ. В 1955 году был закрыт Высший цензурный комитет, была разрешена свободная выдача заграничных паспортов, были прощены недоимки и податные сословия освобождены от рекрутских поборов на три года. Военные поселения были упразднены, была объявлена амнистия для политических заключенных (декабристов, участников польского восстания 1831 года и петрашевцев).

В этот же предреформенный период определился и круг будущих реформаторов, т.е. тех людей, кто разрабатывал и проводил в жизнь новую политическую линию. Среди них следует отметить: братья Н.А. и Д.А. Милютины, С.И. Зарудный, П.А. Валуев, А.В. Головнин. Кроме уже названных чиновников «второго эшелона» нельзя не назвать также и высших государственных сановников, принимавших активное участие в подготовке и проведении реформ: председатель Государственного Совета Д.Н. Блудов, министр внутренних дел С.С. Ланской, начальник военно-учебных заведений Я.И. Ростовцев. Важную роль в рефоматорских рядах играли также брат царя Великий князь Константин Никлаевич, возглавлявший Морское министерство и Великая княгиня Елена Павловна6. Реформа 1861 года рождала в ходе жестоких столкновений между либералами и крепостниками.

Решившись отменить крепостное право, Александр II поначалу действовал методами своего отца: стал ждать инициативы от дворянства, учредил очередной  Секретный комитет по крестьянскому  делу (в январе 1857 года). Вполне закономерно, что ни комитет, составленный из николаевских сановников, ни дворянство не хотели решать крестьянский вопрос, но и откладывать  его решение уже было нельзя. В  этом царя убеждали и его собственные  сановники, об этом же говорило и общественное мнение. В конце 1857 года литовское дворянство, под определенным давлением властей, ходатайствовало о безземельном освобождении своих крестьян. В ответ царь предписал литовским дворянам создать губернские комитеты для выработки проектов крестьянской реформы. Предписание это (так называемый «Рескрипт Назимову» - литовскому губернатору) был опубликован, в результате чего, как в самой России, так и за рубежом стали известно о готовящейся реформе. Теперь отступать уже было нельзя. Медленно, весьма неохотно помещики разных областей империи стали подавать прошения об открытии у себя губернских комитетов. Таким образом, правительство фактически вынудило помещиков выступить с «инициативой» в крестьянском вопросе. В этом проявилась значительная самостоятельность государственной власти в России и ее инициативная роль.

Тем самым, окончательно был решен  вопрос о проведении реформы. При  этом, личное освобождение крестьян признавалось несомненным, спорным было наделение крестьян землей, считавшейся собственностью помещика. Помещики плодородных черноземных губерний хотели после личного освобождения крестьян оставить в своих руках максимум земли. Помещики нечерноземных областей с бедной землей в общем были согласны дать крестьянам земельный надел за выкуп. Этот, второй вариант в принципе был довольно либеральным, но в губернских комитетах его поддерживало меньшинство дворян. В правительстве идею освобождения крестьян с землей за выкуп отстаивал лидер реформы Н. А. Милютин с единомышленниками, царь же поначалу разделял взгляды большинства помещиков. Однако, весной 1858 года, невдалеке от Петербурга взбунтовались эстонские крестьяне, которых еще в начале XIX века освободили без земли. Провалилась попытка безземельного освобождения и удельных крестьян.

Против проектов дворянского большинства  резко выступали А. И. Герцен, радикальный  журнал «Современник» Н. Г. Чернышевского  и Н. А. Добролюбова, а также все  передовое общественное мнение того времени. Таким образом, в конце 1858 года идея освобождения крестьян с  землей стала основой правительственной  программы. Крепостники яро нападали на Милютина Н. А. и его соратников, называя их «красными», но те упорно стояли на своей: после отмены крепостного права рядом с крупным помещичьим хозяйством должно было возникнуть и мелкое крестьянское. В результате, по мнению либеральных бюрократов, помещики смогут перестроить свое хозяйство на капиталистический лад, и в то же время в России не возникнет массы безземельных пролетариев, а значит страна сумеет избежать тех революций, через которые прошла Европа; государственная власть сможет выступать в качестве арбитра между сословиями, вырастет авторитет царя как защитника народных нужд. Именно эти соображения и привлекли Александра II. Поборов личную неприязнь к Милютину, он назначил его товарищем (заместителем) министра внутренних дел. После этого оставалось самое сложное - внести либеральную программу в законодательство. В начале 1859 года для обработки проектов, подготовленных губернскими дворянскими комитетами, и согласования их с планами правительства, были созданы Редакционные комиссии, председателем которых стал Ростовцев Я.И., а фактическим лидером их был Милютин Н.А. Подчиняясь непосредственно царю, эти комиссии стали главным центром подготовки реформы. Ростовцев и Милютин собрали в них в основном либералов: в комиссиях работали славянофилы Ю.Ф. Самарин, В.А. Черкасский, с Милютиным тесно сотрудничал видный западник К.Д. Кавелин, не входивший в комиссии. Небольшая, но сплоченная группа, овладевшая ключевой позицией в верхах, стала на время весьма значительной силой.

В 1859-1861 годах проекты комиссий были переданы на обсуждение депутатам  губернских комитетов, а затем, после  их закрытия - в Главный комитет  и Государственный совет. Во всех этих учреждениях либеральные проекты  подвергались ожесточенным нападкам, но либеральные бюрократы и царь не слишком церемонились с противниками: им не давали гласно высказывать свои возражения, Александр II крайне ограничил  права дворянских депутатов, самовластно  утверждал мнения либерального меньшинства  в Главном комитете и Государственном  совете.

Таким образом, защищать либеральный  проект реформы приходилось посредством  авторитарных методов. В результате основу предложенного проекта удалось  отстоять, но его противники добились принятия крупных поправок: платежи, причитавшиеся с крестьян, были значительно  увеличены, а размеры отводимых  им наделов уменьшены.

19 февраля 1861года, в шестую годовщину  своего восшествия на престол,  Александр II подписал все законоположения  о реформе и манифест об отмене крепостного права. Опубликован манифест был лишь через две недели, поскольку правительство опасалось народных волнений и в это время было запланировано проведение предупредительных мер.

Манифест был прочитан 5 марта 1861 г. в церквях после обедни, а  на разводе в Михайловском манеже Александр сам прочитал его войскам. «Положения крестьянах, вышедших из крепостной зависимости» распространялись на 45 губерний Европейской России, в которых насчитывалось 22 563 тыс. душ крепостных крестьян, в том числе 1467 тыс. дворовых и 543 тыс., приписанных к частным заводам и фабрикам. Согласно им, бывшие крепостные получали личную свободу отныне их нельзя было продавать, покупать, дарить, переселять по произволу владельцев, а также большинство общегражданских прав (заключать сделки, открывать торговые и промышленные заведения, переходить в другие сословия, свободно вступать в брак).

Тем не менее, крестьяне оставались неполноправным сословием, поскольку  они по-прежнему платили подушную подать, несли рекрутскую повинность, подвергались телесным наказаниям и  были прикреплены к месту жительства. Таким образом, вотчинную власть помещика сменило крестьянское самоуправление, ведавшее сбором податей и мелкими судебными делами. Сельские общества, которые создавались на основе крестьянских общин, и волостные общества, состоявшие из нескольких обществ, избирали на сходках начальство - сельских старост, волостных старшин и волостной суд. Вся система крестьянского самоуправления подчинялась правительственным чиновникам. В то же время, через него бывшие крепостные входили в новые демократические учреждения (земство, суд присяжных), приобщались к гражданской жизни. Согласно манифесту, сохранялось также общинное землевладение, регулярные переделы земли между крестьянами, круговая порука в отбывании повинностей. Наделы земли передавались не лично крестьянину, всей крестьянской общине.

Информация о работе Отмена крепостного права. Оценки реформы 1861 г. в исторической литературе