Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2014 в 13:28, реферат
Отмена крепостного права в России явилась условием, обеспечившим утверждение капиталистической формации. Причиной, заставившей господствующие классы пойти на реформы, был кризис феодально-крепостнической системы. Этот кризис представлял собой результат конфликта новых производственных сил и старых феодальных производственных отношений. Господствующие производственные отношения превратились в оковы, задерживавшие всякое дальнейшее развитие. Кризис феодально-крепостнической системы вызвал обострение классовых противоречий, что и нашло свое выражение в росте крестьянского движения. В силу этого вопрос о крепостном праве и его ликвидации явился центральной проблемой общественно-идейной борьбы в первой половине XIX века в России.
Введение
1. Отмена крепостного права в России
1.1 Причины и предпосылки отмены крепостного права
1.2 Отмена крепостного права
2. Реформы 60–70-х годов 19 века
2.1 Земская и городская реформы
2.2 Судебная реформа
2.3 Военная реформа
2.4 Реформа полиции и тюремной системы
2.5 Финансовая реформа
2.6 Реформы просвещения и цензуры
Заключение
Список литературы
2. Реформы 60–70-х годов 19 века
2.1 Земская и городская реформы
Требования реформ государственного аппарата, в частности местного управления, судебной системы, полицейских органов, органы цензуры, были высказаны либеральными слоями дворянства еще во время подготовки крестьянской реформы. После введения крестьянской реформы правительство убедилось, что этих реформ не избежать, и начало их подготовку. Одной из наиболее крупных реформ явилось учреждение местного самоуправления.
Земская реформа. 1 января 1864 г. император Александр II утвердил "Положение о губернских и уездных земских учреждениях". В соответствии с этим положением в каждой губернии и в каждом уезде избирались губернские и уездные земские собрания. Эти собрания в свою очередь избирали исполнительно-распорядительные органы – уездные и губернские земские управы. Земские собрания и управы избирались сроком на три года. Губернское земское собрание избиралось членами уездных собраний. Председатель уездной управы утверждался в должности губернатором, председатель губернской управы – министром внутренних дел.
Выборы были бессословные, но от участия
в них отстранялись женщины, учащиеся,
народные учителя, "находящиеся в
услужении у частных лиц" (в
эту категорию наряду со слугами
входили также рабочие и
В соответствии с "Городовым положением"
16 июня 1870 г. в городах избирались
сроком на 4 года городские Думы, которые
в свою очередь создавали
Учитывая, что как в земских, так и в городских учреждениях ведущая роль предназначалась дворянству, органы местного самоуправления не создавались в тех местностях, где дворянства не было, как, например, в Сибири, или же оно было нерусским по национальности (Польша, Литва, Правобережная Украина, западные районы Белоруссии, Кавказ). Да и в русских губерниях создание земских учреждений растянулось на многие десятилетия и было завершено лишь после революции 1905–1907 гг. В компетенцию городской Думы входили вопросы: о назначении выборных должностных лиц, установлении городских сборов, сложении недоимок, установления правил о заведовании городским имуществом, о приобретении городской недвижимости, о займах. Надзор за деятельностью городских дум и управ осуществляло губернское по городским делам присутствие, состоявшее из чиновников, под председательством губернатора. Присутствие принимало жалобы на действия органов городского самоуправления и контролировало их хозяйственную деятельность.
Расходы Думы складывались из расходов
по управлению, на общественные здания
и помещения, городские займы, на
учебные и благотворительные
заведения, содержание воинских частей,
полиции и тюрем. Смету расходов
и доходов контролировал
Губернаторам было предоставлено право приостанавливать действие постановлений органов самоуправления, отказывать в утверждении в должности любого чиновника местных учреждений (в том числе и в органах самоуправления), закрывать собрания разных частных клубов, обществ и артелей. Характерная деталь: постановления органов самоуправления в жизнь должна были проводить полиция, но она им не подчинялась, а выполняла лишь приказы губернатора. Следовательно, выполнение решения органа местного самоуправления напрямую зависело от губернатора. Но в целом создание новых органов самоуправления способствовало становлению общественно-политической и культурной жизни, помогало торгово-промышленному развитию русских городов.
2.2 Судебная реформа
Структуру дореформенной судебной
системы составляли разнообразные
исторически сложившиеся
– Учреждения судебных установлений;
– Устав уголовного судопроизводства;
– Устав гражданского судопроизводства;
– Устав о наказаниях, налагаемых мировыми судьями.
Сам порядок судопроизводства был перестроен на основе следующих принципов равенства всех перед законом и судом, отделения суда от администрации и осуществления правосудия только судом, создания всесословного суда, состязательности, несменяемости судей и следователей, гласности, устности, непосредственности, права обвиняемого на защиту, прокурорского надзора, выборности (мировых судей и присяжных заседателей). Введена оценка доказательств по внутреннему судейскому убеждению вместо системы формальных доказательств. Судебные уставы предусматривали создание бессословных судебных учреждений двух типов – общих судов и мировых судов. Мировые суды учреждались для рассмотрения мелких уголовных и гражданских дел. Дела решались мировыми судьями единолично в порядке упрощенного судопроизводства. Мировые судьи, а их было несколько в каждом уезде и городе, избирались уездными земскими собраниями из лиц, имевших высшее или средне образование, высокий имущественный ценз, который несколько снижался только для отставных офицеров. Приговор или решение мирового судьи можно было обжаловать в уездный съезд мировых судей (в апелляционном порядке), и, наконец, в кассационном порядке в Сенат. Система общих судов состояла из окружных судов и судебных палат. Первой инстанцией системы общих судов был окружной суд. Их было учреждено 106. Обычно судебный округ совпадал с территорией губернии. Именно в окружном суде рассматривалась основная масса судебных дел, как уголовных, так и гражданских. Те уголовные дела, по которым подсудимым грозили наказания, связанные с лишением или ограничением гражданских прав, рассматривались с участием присяжных заседателей. Приговоры суда, вынесенные с участием присяжных заседателей, не подлежали апелляции, а могли быть обжалованы лишь в Сенат в кассационном порядке по признаку формального нарушения процессуального закона. Второй инстанцией по всем уголовным и гражданским делам (за исключением уголовных дел, решаемых с участием присяжных) выступали судебные палаты. Их было всего 14, каждая из них направляла деятельность 8–10 окружных судов. Вместе с тем судебная палата рассматривала в качестве первой инстанции дела по обвинению в преступлениях государственных, должностных и некоторых иных.1
Высшей судебной инстанцией стал Сенат, в котором были созданы кассационные департаменты. Кроме того, при Сенате 1872 г. было учреждено Особое присутствие Сената для рассмотрения особо важных политических дел. Наконец, дела высших должностных лиц и особо важные дела могли рассматриваться в Верховном уголовном суде, состав которого по каждому конкретному делу назначался императором.
Судебная реформа была наиболее
последовательной буржуазной реформой
по сравнению с другими. Но и она
сохраняла серьезные пережитки
феодальных порядков. Отделение суда
от администрации было непоследовательным:
Сенат, высший судебный орган страны,
одновременно был и административным
учреждением. Местные суды фактически
контролировались губернаторами Принцип
несменяемости судей и судебных
следователей правительство также
обходило. Бессословные по принципам
организации мировые и общие
суды фактически почти полностью
состояли из дворян, так как высшее
образование и необходимый
Сохранены были и чисто сословные
суды – духовные, которые кроме
дел духовенства, рассматривали
и некоторые дела светских (например,
бракоразводные дела), крестьянские волостные
суды, разбиравшие мелкие тяжбы между
крестьянами. Со второй половины 60-х
годов правительство начинает наступление
на новые судебные уставы, стремясь
ликвидировать тип
2.3 Военная реформа
Крымская война показала коренные
пороки феодальной организации вооруженных
сил, оказавшихся неспособными в
военном столкновении с буржуазными
государствами обеспечить оборону
страны. Так, хотя Россия по численности
населения превосходила Францию
и Англию, вместе взятые, у России
не оказалось обученных резервов,
и в ходе войны русскую армию
нечем было пополнять. Это объяснялось
тем, что русская армия
Запутанная, хаотическая система военного управления, устаревшее вооружение (как следствие отсталости промышленности), крайне слабая маневренность войск, вынужденных передвигаться к месту боевых действий пешим порядком, подчас тысячи километров из-за неразвитости сети железных дорог – все это дополняло общую неприглядную картину состояния армии. Необходимость военной реформы была ясна даже самодержавному правительству. Ее подготовка началась с 1862 г.
Новый Устав о воинской повинности был введен в действие с 1 января 1874 г.
Существо военной реформы
Слишком длительные сроки действительной службы в армии сокращали число военнообученного резерва, отрицательно сказывались на обороноспособности страны. Но армия предназначалась царским правительством не только для обороны страны, но рассматривалась и как мощное орудие внутренней политики, вооруженная опора государственной власти. Для подавления крестьянских бунтов нужен был вымуштрованный солдат, покорно выполняющий любой приказ офицеров.
Важной задачей реформы
Реформа открыла дорогу в офицерский
корпус разночинной интеллигенции,
но только на должности младших офицеров.
Генералы и старшие офицеры по-прежнему
были в основном родовитыми дворянами.
Реорганизован был аппарат