Отмена крепостного права и другие буржуазные реформы: начало капиталистической модернизации в белорусских губерниях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2011 в 19:19, курсовая работа

Краткое описание

Модернизация — 1) усовершенствование, улучшение, обновление объекта, приведение его в соответствие с новыми требованиями и нормами, техническими условиями, показателями качества. Модернизируются в основном машины, оборудование, технологические процессы (например, модернизация компьютера); 2) историософское значение — макропроцесс перехода от традиционного общества к модерному обществу, от аграрного — к индустриальному. Этот процесс не произошёл одновременно во всех странах, вследствие чего учёные говорят о лидирующих странах и странах с догоняющим типом модернизации.

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 38.14 Кб (Скачать файл)

Министерство  образования Республики Беларусь

Частное учреждение образования «Институт  предпринимательской деятельности» 
 
 
 
 
 

Кафедра гуманитарных дисциплин 

«Отмена крепостного права и другие буржуазные реформы:

начало капиталистической модернизации в белорусских

губерниях.» 
 
 
 

Выполнила                                                                                         Хитрик Екатерина

Студентка I курса

Факультета экономики  и бизнеса (сокр.)

Группа С14ТН

№ зачетной книжки 
 
 
 
 

Проверил                                                                                            ________________ 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Минск 2011

    1. Понятие модернизации. 

     Модернизация  — 1) усовершенствование, улучшение, обновление объекта, приведение его в соответствие с новыми требованиями и нормами, техническими условиями, показателями качества. Модернизируются в основном машины, оборудование, технологические процессы (например, модернизация компьютера); 2) историософское значение — макропроцесс перехода от традиционного общества к модерному обществу, от аграрного — к индустриальному. Этот процесс не произошёл одновременно во всех странах, вследствие чего учёные говорят о лидирующих странах и странах с догоняющим типом модернизации. Изучением модернизации занимается теория модернизации.

     Политическая  модернизация предполагает создание определенных политических институтов, которые должны способствовать реальному участию  населения во властных структурах и  влиянию народных масс на принятие конкретных решений.

     Ее  составляющие:

  • приближение к дифференцированной политической структуры с высокой специализацией политических ролей и институтов;
  • эволюция политической системы в направлении создания современной суверенного государства;
  • усиление роли государства;
  • расширение сферы действия и усиление роли законодательного поля, объединяющая государство и граждан;
  • рост численности граждан (лиц с политическими и гражданскими правами), расширение привлечения к политической жизни социальных групп и индивидов;
  • возникновения и роста политической бюрократии, превращение рациональной деперсонифицированного бюрократической организации в доминирующую систему управления и контроля;
  • ослабление традиционных элит и их легитимности, усиление модернизаторской элит.

     Политическая  модернизация началась с появления  в Европе первых национальных централизованных государств, углубление политической модернизации в Европе и Америке  привело к увеличению количества централизованных государств, установлению конституционного строя, парламентской  форме правления, внедрения принципа разделения властей, становления политических партий и движений, всеобщего избирательного права, правового государства, развития демократии и внедрения паритетной демократии. В то же время она  привела и к региональной и  глобальной экспансии централизованных буржуазных государств, процесс образования  мировых колониальных империй (начало XVI в.) и — в XIX в. — к развитию империализма как высшего, системного способа такой экспансии, направленного  на разделение мира на зависимые территории и зоны влияния. 

     
  1. Отмена  крепостного права, особенности  проведения реформы в белорусских  губерниях.

     Вступление  России на путь капиталистического развития и проведения буржуазных реформ 60 - 70-х годов XIX в. коснулись и территории Беларуси как неотъемлемой составной  части Российской империи.

     Реализация  буржуазных реформ в Беларуси имела  некоторые особенности. Так, по крестьянской реформе 1861 г. за крестьянами трех губерний Беларуси (Виленской, Гродненской и Минской) было признано право на сохранение дореформенного надела земли, т.е. с самого начала на этой территории крестьянская реформа проводилась в жизнь на лучших условиях, чем в центральных губерниях России, в Витебской и Могилевской губерниях, где имели место «отрезки» и чересполосица, которые ухудшали положение крестьян.

     Более того, восстание крестьян под руководством К.Калиновского в 1863 г. заставило царизм в Виленской, Гродненской, Минской и части Витебской губерниях отменить с 1 мая 1863 г. временно обязанное состояние крестьян, которое в других губерниях России длилось до 1883 г., т.е. на большей части территории Беларуси крестьянская реформа была проведена на более льготных условиях. Что касается пореформенных органов крестьянского самоуправления в Беларуси, то их система, структура и компетенция ничем не отличались от аналогичных органов других губерний России.

     Все другие буржуазные реформы (земская 1864 г., городская 1870г., судебная 1864 г.) были проведены в Беларуси значительно  позднее (на 10 - 20 лет), чем в центральных  губерниях России, и с такими особенностями, которые сводили на нет выборные начала и другие прогрессивные положения  буржуазных реформ. Но даже в таком  виде проведенные буржуазные реформы  в Беларуси создавали более благоприятные  условия для развития буржуазных отношений во всех сферах общественной жизни, чем те, которые господствовали в России в первой половине XIX века. Именно благодаря буржуазным реформам Россия, в том числе и Беларусь, прочно встала на путь капиталистического развития (не в результате революции, как это было во всех странах Западной Европы).

     Эволюционный  путь буржуазного развития был прерван  недальновидной внутренней и внешней  политикой царизма, террористической деятельностью радикально настроенных  сил общества, которые привели  Российскую империю к социальному  взрыву - революции 1905-1907 гг. Преобразования, предпринятые в ходе революции и  после нее во всех сферах общественной жизни, свидетельствовали, что в  России, в том числе и в Беларуси, в начале XX в. углубляются процессы, направленные на формирование буржуазного общественного и государственного строя. Об этом свидетельствуют нормы Основных законов Российской империи от 23 апреля 1906 года.

     В начале 20 века на Беларуси, как и  в других районах Российской империи, происходили значительные изменения  в политическом, экономическом и  социальном развитии. В начале 20 века в белорусских губерниях продолжался  процесс капитализации сельского  хозяйства. Дворянское землевладение  постепенно сокращалось, а на смену  ему приходило  большее количество  форм  частной  земельной собственности. Этому содействовала аграрная реформа, инициатором которой выступил Столыпин. Аграрная реформа на белорусских  территориях началась по Указу 1906 года. В 1910 году, после его утверждения 3 Государственной Думой он приобрел силу закона. По этой реформе предусматривалось: ликвидация сельской общины, передача надельной земли в частную  собственность, выделение земельных  участков под хуторское хозяйство, переселение малоземельных крестьян в Сибирь. В результате переселенческой  политики территорию Беларуси покинуло более 300 тысяч крестьян. Переселение  крестьян на хутора проводилось в  соответствии с Указом 1906 года, и  законов 1910 и 1911 гг. Эти документы  известны под названием столыпинской реформы и были направлены на формирование и развитие фермерских крестьянских хозяйств. Крестьянин, который хотел выделиться на хутор, имел право потребовать выделения ему земли в одном месте. Этим земельным наделом он пользовался без всяких ограничений - имел право ее продать. Обменять, завещать своим родственникам или чужим людям, подарить, отдать в залог или под аренду.

     Однако  площадь земельных угодий среди  крестьян распределялась так, что значительное их большинство не могло прокормиться только со своей земли. Крестьяне, по-прежнему, повсеместно страдали от безземелья и неизмеримо больших налогов. Поэтому  не имели реальной пользы для крестьян ни земская, ни судебная, ни другие реформы.

     Переход к капиталистическому хозяйствованию на Беларуси проходил постепенно. На смену  крепостничеству первоначально  пришла смешанная форма хозяйствования. Феодальные черты в крестьянском хозяйстве проявлялись в виде отработок. Отработочная система была наиболее распространена в Витебской и Могилевской губерниях. Ее сущность заключалась в обрабатывании земли помещика инвентарем самого крестьянина, которые получали за свою работу от земельные площади в аренду. В других губерниях - Виленской, Гродненской и Минской помещики широко использовали труд наемных рабочих (годовых, временных, поденных), которые обрабатывали землю инвентарем помещика, а это в свою очередь предусматривало уже капиталистическую форму хозяйствования. Однако и  здесь отработки занимали значительное место. Капиталистические отношения намного быстрее начинали складываться в Виленской, Гродненской и Менской губерниях, где после реформы осталось меньше пережитков крепостничества. И все же белорусские губернии относились к районам с самым высоким уровнем помещичьего землевладения. Дворяне составляли 2,8% населения и распоряжались 80-90% всей земли, крестьяне составляли 75,3% населения, а владели только 34,5 % земли. Не смотря на развитие капитализма, в небольших местечках, деревнях, по-прежнему, сохранялся весь перечень крепостных методов хозяйствования и эксплуатации труда.

     1 января 1864 года было выдано Положение  о губернских и поветовых земских  учреждениях, в соответствии с  которым начали создаваться губернские  и поветовые   земские собрания   как законодательные учреждения  и губернские и поветовые управления  как исполнительные органы. Основная  работа в земских учреждениях- образованиях выполнялась поветовыми и губернскими управами, которые являлись постоянно действующими органами и имели штат чиновников, каждый из которых выполнял определенные обязанности. Поветовые и губернские земские собрания созывались один раз в год на несколько дней. Большинство депутатов на этих собраниях составляли дворяне. Председательствовали на земских собраниях соответственно поветовые и губернские предводители дворянства. Наибольшее количество депутатов на поветовое земское собрание избирали помещики и буржуазия. Выборы земских учреждений проводились один раз в три хода. Депутаты губернских земских собраний избирались на поветовых земских собраниях из расчета один губернский депутат из шести поветовых депутатов. Выборы поветовых  депутатов проводились на трех избирательных съездах: крупных землевладельцев, городских жителей  и крестьян. Правом выбирать от землевладельцев пользовались только собственники земли, имевшие не менее 125 десятин земли, среди городских жителей - собственники подобной недвижимости или торговцы и фабриканты с оборотным капиталом не менее 6тысяч рублей в год. Для крестьян выборы являлись "многоступенчатыми: сельское собрание, волостное собрание, поветовый съезд. Общая компетенция земств: руководство местным хозяйством, осуществление контроля за школами,  больницами, организация земской статистики, строительство дорог, содержание благотворительных учреждений и другие вопросы подобного характера. 
 
 

     
  1. Городская и земская реформы: модернизация системы управления.

     1 января 1864 года было издано «Положение  о губернских и поветовых земских  учреждениях», согласно с которым  создавались губернские и поветовые  земские собрания как распорядительные  учреждения и губернские и  поветовые управления - как исполнительные.

     Законом предусматривалось создание трех избирательных курий:

     - курия уездных землевладельцев,  состояла в большей степени  из дворян-помещиков, для роли  в которой требовался высокий  материальный ценз. Уездные землевладельцы  с меньшим цензом участвовали  в выборах через уполномоченных;

     - городская курия, участники которой  обязаны были располагать купеческим  свидетельством или предприятием определенного размера

     - сельская курия, в которой не  был установлен материальный  ценз, но была введена система  трехступенчатых выборов: фермеры,  собравшиеся на волостной сход, посылали собственных выборщиков  на собрание, которое избирало земских гласных.

     Земское собрание и земская управа (исполнительный орган, состоящий из председателя и  двух членов) избирались на три года. Губернское земское собрание избиралось членами уездных собраний. Председатель уездной управы утверждался в  должности губернатором, председатель губернской управы- министром внутренних дел.

     Земские учреждения создавались для управления местным хозяйством, народным образованием, медицинским обслуживанием населения  и другими сферами общественно-культурной жизни.

     В Беларуси земская реформа не проводилась  до начала ХХ века в связи с тем, что после восстания 1863 - 1864 гг. царизм не доверял местным ополяченным  помещикам, которые представляли большинство  в крае и в случае выборов земских  учреждений могли захватить власть в свои руки.

     Что касается структуры и компетенции  земских губернских и поветовых  собраний и управлений, то губернаторам и министру внутренних дел было дано право останавливать исполнение их распоряжений, если они противоречили законам или государственной выгоде.

     Реформа городского самоуправления, по «Городскому  положению» от 16 июня 1870 г. началась в  Беларуси только в 1875 г. Она базировалась на буржуазном принципе всесословных выборов органов управления при  соответственном имущественном цензе. Выборным правом пользовались все, кто платил налоги в городскую казну. Они выбирали на некоторый срок членов городской думы (гласных), которые формировали свой исполнительный орган - городскую управу. Старшинствовал в городской думе и управе городской голова. Деятельность этих органов регулировалась губернскими по городским делам учреждениями, подчиненными губернаторам.

     Таким образом, если характеризовать местное  управление Беларуси в период капитализма, то необходимо выделить специфические  черты, которые отличают его от управления во внутренних районах Российской Империи. Прежде всего нужно отметить, что до конца самодержавия тут оставалось Виленское генерал-губернаторство и по мере обострения противоречий полномочия генерал-губернатора возрастали, а территория расширялась путем присоединения соседних губерний. 

Информация о работе Отмена крепостного права и другие буржуазные реформы: начало капиталистической модернизации в белорусских губерниях