Отношение Древней Руси с соседями

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2013 в 17:16, реферат

Краткое описание

Образование древнерусского государства, рождение первого феодального государства было не однократным событием, а процессом длительным. Развитие славянского общества растянулось на много веков. Племена расселялись, перемешивались, сливались. Восточные славяне в VII—VIII вв. уже составляли значительную часть населения Восточной Европы. Именно в это время славяне постепенно осваивают покрытые густыми лесами пространства современного Центра территории России. Славянские племена раскинулись на огромных пространствах, по берегам больших рек.

Содержание

Введение 3
1. Возникновение Древнерусского государства 4
2. Социально-экономический строй Киевской Руси 4
3. Становление и развитие Церкви в Русском государстве. Влияние Церкви на становление государственности 4
4. Характерные черты и особенности культуры Киевской Руси 4
5. Внешняя политика киевских князей 4
Заключение 4
Список использованной литературы 4

Вложенные файлы: 1 файл

РЕФЕРАТ.doc

— 156.00 Кб (Скачать файл)

Никифор поспешил возобновить  союзные отношения с Болгарией, опасаясь начинать войну одновременно «против двух народов» (русских и болгар). Очевидно, между Святославом и определенными кругами болгарской знати сложился союз, к которому примыкали венгры и часть печенегов. Никифор старался отколоть болгар от Святослава. Этот замысел, как видно, увенчался успехом лишь в отношении непосредственно правящей группировки болгарской знати во главе с Борисом (Петр умер еще в январе 969 г.).

Цимисхий, один из крупнейших полководцев X в. весной 971 г. быстрым  маршем вторгся в Болгарию. Одновременно флот, вооруженный греческим огнем, был направлен в устье Дуная, чтобы отрезать русским путь к отступлению и помешать подходу подкреплений с левого берега реки. 12 апреля Цимисхий осадил Цреслав. 14 апреля византийцы вошли в город. Только группе воинов удалось прорвать кольцо врагов и достигнуть Доростола, где находился Святослав с главными силами. Царь Борис с семьей попал в плен. Болгарская казна оказалась в руках Цимисхия.

Император и его окружение  развернули широкую кампанию против русских, выступая в роли освободителя болгар от «тирании» Святослава. Борису оказывались знаки почтения как царю Болгарии. Часть болгарской знати, деморализованная падением столицы и пленением царя, отошла от Святослава. Многие города и крепости Болгарии без сопротивления сдавались Цимисхию. Святослав срочно отозвал в Доростол русские гарнизоны из других городов и крепостей. Антирусские настроения проявились и среди знати Доростола. Святослав прибег к репрессиям: часть знатных бояр была казнена, часть брошена в тюрьмы.

В конце апреля армия  Цимисхия окружила крепость. Византийский флот блокировал Доростол с Дуная. Венгерские и печенежские союзники, по-видимому, к этому времени покинули Святослава. Осада продолжалась три месяца, в течение которых русские совершали частые вылазки. Осажденные терпели голод. К Цимисхию между тем непрерывно прибывали подкрепления. 21 июля Святослав дал последнее сражение. Русские сначала теснили греков, но Цимисхий бросил в бой тяжелую конницу и отбросил русских внутрь стен. Святослав был ранен. Византийцы считали победу достигнутой «сверх всякого ожидания».

Святослав прекратил  сопротивление и завязал с  Цимисхием переговоры. Цимисхий с  готовностью пошел на установление мира. По заключенному под Доростолом договору Святослав должен был покинуть Болгарию и никогда впредь не посягать ни на эту страну, ни на византийские колонии в Крыму. В случае необходимости русский князь обязался оказывать империи военную помощь. Византийцы в свою очередь предоставляли русским свободный выход из Болгарии, снабжали каждого из 22 тыс. воинов Святослава продовольствием и обязывались впредь относиться «как к друзьям» к русским, прибывавшим в Константинополь по торговым делам. Император должен был также убедить печенегов не нападать на дружину Святослава, когда она будет возвращаться на родину. Попытка русского князя распространить свое господство на часть Болгарии не увенчалась успехом. Однако авторитет Руси в глазах византийцев, составивших отчетливое представление о силах Русского государства, повысился, несмотря на поражение русских.

После Доростольского договора торговые и дипломатические отношения Византии с Русью возобновились. Русская летопись сохранила предание о переговорах князя Владимира с империей о принятии христианства в качестве государственной религии.

В 986 (987) г. теснимый в Европе болгарами, а в Азии мятежником Вардой Фокой, Василий II обратился к Руси за военной помощью. Обращение Василия было актом, подготовленным предшествующими дипломатическими сношениями. В завязавшихся переговорах Василий был вынужден принять встречные условия русских, а именно - выдать за русского князя порфирородную царевну, свою сестру Анну. Русские, и прежде всего сам князь, обязались принять христианство.

В условиях того времени  тесное родство с императорским  константинопольским двором означало значительное повышение международного авторитета Руси. Согласие Василия на брак Анны с Владимиром было дано только под давлением чрезвычайно тяжелых обстоятельств. Что касается согласия русского князя принять христианство, то оно явилось не только следствием «дипломатической победы» Византии, но и закономерным итогом предшествующего развития Русского государства. Византийское влияние не могло бы привести к христианизации Руси, если бы там не созрели для этого социально-политические предпосылки. Процесс христианизации Руси ко времени княжения Владимира длился уже более столетия. Русская знать успела убедиться, что христианство сулило и повышение авторитета Руси в сношениях с другими государствами, и оформление социального господства феодальной верхушки, и приобщение к культурным традициям Византии. Экономические и политические связи с империей, ее значительное культурное влияние обусловили принятие христианства из Византии, однако это было не столько делом византийской дипломатии, сколько глубоко продуманным государственным актом дальновидного русского князя.

Весной 988 г. (а может  быть, в конце лета или осенью 987 г.) из Руси на помощь Василию прибыл 6-тысячный корпус. Летом 988 г. русские  принимали участие в разгроме войск Фоки под Хрисополем. Положение  Василия значительно укрепилось. Император, по всей вероятности, не спешил с выполнением достигнутого соглашения - Анна не была отправлена на Русь. Чтобы принудить Василия к этому, Владимир весной следующего, 989г., осадил Херсон (который был взят в начале лета). В те же дни русский корпус способствовал разгрому основных войск Варды Фоки под Авидосом. Опасаясь углубления конфликта с ними и желая вернуть крымские колонии, император распорядился отправить порфирородную сестру к Владимиру. Брак, которому предшествовало принятие христианства Владимиром, состоялся, по-видимому, летом 989 г. Владимир приступил к крещению языческого населения своего государства. Среди духовных лиц, принимавших в этом участие,находились митрополиты и епископы, отправленные Василием из Византии.

Политика христианизации в руках византийских дипломатов являлась испытанным средством политической экспансии. Болгария, сперва принявшая христианство от греков, была в дальнейшем подчинена Византией. В отношениях с Русью планы империи не могли простираться столь далеко. Однако византийское правительство, несомненно, рассчитывало на политическое верховенство. Но возможность этого не стала действительностью. Ни христианизация, ни родственные узы не привели к подчинению Руси интересам империи. Русь не следовала в фарватере внешней политики Византии, но русская угроза ее северным границам временно исчезла. Гораздо больше выиграла от этого союза Русь, ставшая в один ряд с крупнейшими христианскими державами средневековой Европы. Попытки византийских дипломатов представить Русь как часть Романии, как народ, подчиненный империи, не принесли ни вреда Русскому государству, ни выгод Византии.

 

Отношение с  болгарами и хазарским каганатом

 

Хаза́рский кагана́т, Хаза́рия (650—969) — средневековое  государство, созданное кочевым  народом — хазарами. Выделился из Западно-Тюркского каганата. Контролировал территорию Предкавказья, Нижнего и Среднего Поволжья, современного северо-западного Казахстана, Приазовье, восточную часть Крыма, а также степи и лесостепи Восточной Европы вплоть до Днепра. Центр государства первоначально находился в приморской части современного Дагестана, позже переместился в низовья Волги. Часть правящей элиты приняла иудаизм. В политической зависимости от хазар некоторое время находилась часть восточнославянских племенных союзов.

Во второй половине I тысячелетия  на территории Среднего Поволжья и  Прикамья проходил процесс этно - и  культурогенеза многих племен, в результате чего в Хв. было создано крупное  восточно-европейское государство  — Волжская Болгария, сыгравшее  значительную роль в исторической судьбе народов Поволжья и Евразии в целом..

Их потомки — чуваши, казанские татары и др.), финно-угорских народов и других в Среднем  Поволжье и Прикамье в X — нач. XV веков.  
Столицы: г. Булгар, с XII в. - г. Биляр.  
Торговля с Арабским халифатом, византии, восточными славянами и др. Военное и торговое соперничество с Киевской Русью, позднее — Владимиро-Суздальской Русью.  
Покорена монголо-татарами к 1240 году. Ко 2-й половине XIV века распалась на Болгарское и Жукотинское княжества.

 

Русь и хазарский  каганат

Сейчас все уже знают, что Хазарский Каганат это  тюркско-нахско-иудейское государство, существовавшее в степях юго-восточной  части Европейской России в VII-X веках. У власти в этой стране стояли иудеи, в армии и полиции служили предки нынешних чеченцев, а основное население Хазарского Каганата составляли предки нынешних татар. Это паразитическое государство занималось посреднической торговлей и сбором пошлин с русских купцов, плавающих по Волге и Дону. Основную же прибыль хазары имели от работорговли. Они заказывали венграм и печенегам захват в рабство русских крестьян и продавали рабов в христианскую Византию и мусульманские Хорезм и Персию.

Однако мало кому знаком тот факт, что некоторое время  Русь была под игом Хазарии, а деятельность киевского князя контролировал хазарский тудун. Нет, хазары не завоёвывали Русь. Просто-напросто, киевские купцы задолжали хазарским ростовщикам, и вынудили князя расплатиться за них независимостью государства. Киев платил хазарам дань не только дань деньгами, но и дань мечами, то есть, воинами. Славяне поставляли хазарам довольно крупные воинские подразделения, и если они терпели поражения, то воинов казнили.

Тудуны были фактическими правителями Киева подобно тому, как в самой Хазарии  от имени номинального тюркоязычного кагана  власть осуществлял еврейский кагал, в лице человека, именуемого по-тюрксики бек, а по-еврейски   ха-мелех. Первым тудуном стал в 839 году  хазарский воевода Алмус.

Одним из таких тудунов  был и знаменитый Дир, убитый Вещим Олегом вместе с князем Аскольдом во время захвата Киева в 882 году. После этого Олег ещё два года воевал с хазарами и до самого 939 года избавил Русь от их власти.

Однако в том самом 939 году хазарский воевода Песах  устроил засаду возвращающемуся  из похода русскому войску, разбил его, после чего разорил Киев и восстановил на Руси хазарское господство. Князья снова стали данниками Каганата. Именно для того, чтобы выплатить дань Каганату, Игорь устраивал полюдье – собирал дань с подвластных Киеву славянских племен.

И вот наступила осень 945 года. Князь Игорь только что  выплатил хазарам очередную дань, но в этот раз размер дани хазары сочли недостаточной. Пришлось Игорю  снова идти по людям и заново добывать мед и шкурки для хазарской  дани. Так он снова явился в землю древлян, где и был убит.

У этого события есть и другая версия. По этой версии древляне убили Игоря по наущению хазар. Дело в том, что за год до этого Игорь,  с 941 по 944 год воевавший с Византией по требованию Каганата, неожиданно помирился с Империей  и заключил с ней пакт о ненападении. Этот пакт был дополнен секретным протоколом о разделе между Русью и Империей Крыма и Северного Причерноморья.

В тот период правил в  древлянской земле князь Мал. Скорее всего, это славянское искажение  иудейского имени Малх, означающего «царь». Слово это одного корня с упомянутым уже ха-мелехом. Вероятно, его мать была хазарянкой. Этот самый Малх и заманил в засаду дружину Игоря.

У древних славян был  такой обычай: если кто князя убьет, тот князем и становится. Так рассчитывал сделать и Малх. Убив князя,  он намеревался забрать себе во владение всё, что тот имел, включая жену Игоря Ольгу, но та не собиралась становиться женой какого-то Малха, человека, убившего ее мужа. Поэтому, разыграв комедию со свадьбой, Ольга перебила всех этих древлян вместе с их князем.

Впоследствии Ольга  пыталась заручиться поддержкой Византии в борьбе с Каганатом, но греки  поставили условием крещение. Ольга  его приняла. Принять православие  она советовала и Святославу, но он ей ответил: «Како аз хочу ин закон приняти един? А дружина моя сему смеятися начнут». В переводе на нынешний язык это звучит так: «Ты чё, мать, меня же мои пацаны заприкалывают».

Несмотря на крещение Ольги, помощь от Византии так и не пришла, и повзрослевшему Святославу пришлось рассчитывать только на свои силы.

В конце концов, 3 июля 968 года князь Святослав Игоревич разгромил хазарскую армию и  стер с лица земли Итиль, Семендер и другие хазарские города, а всё  хазарское золото было сброшено в  Волгу, так как дружинникам Святослава было, что называется, западло брать себе богатство, нажитое на торговле людьми. Выражение «деньги не пахнут» было в те времена, по всей видимости, еще незнакомо нашим предкам.

 

 

 

Русь и болгария

Волжская Булгария рано вступает во взаимодействие с Киевской, а потом Владимирской Русью. Поначалу Русь способствовала подъему Булгарии, поскольку в 965 году князь Святослав разгромил ненавистных обеим сторонам хазар. Но вскоре русские взялись и за самих булга осле распада Хазарского каганата в домонгольский период в Восточной Европе существовали только два государства - Волжская Булгария и Русь, два народа - булгары и русские, этносфера которых, как наиболее мощные, охватывающие этносферы окружающих их племен и народностей, в конце концов, пришли в соприкосновение в борьбе за преобладание в регионе. И булгары, и русские были известны далеко за пределами своих стран. О них писали в своих сочинениях арабские, персидские и тюркские авторы, последние из которых особенно интересовали булгары как тюркский народ мусульманского исповедания, занимающий земли далеко на севере рядом с русскими. Немало внимания уделил булгарам в своем “Словаре тюркских наречий” уйгурский ученый-филолог XI в. Махмуд Кашгари. Вопрос о принадлежности булгар к той или иной группе народов и соответственно булгарского языка имеет огромное значение для характеристики их этносферы.

Сложные отношения установились у Волжской Булгарии с Русью после  принятия последней христианства и  его победы среди основной массы  русских, на что ушло, по крайней мере, 100 лет. Как известно, после заключения “вечного мира” между Волжской Булгарией и Киевской Русью в 985 г. торговые отношения были закреплены договором 1006 г. Почти до конца XI века булгаро-русские взаимоотношения были мирными, бесперебойно действовали сухопутные и  водные торговые пути между Булгаром и Киевом. В этот мирный период булгарские купцы проникли во многие дальние страны, как-то: Средняя Азия, Китай, Индия, Закавказье, Арабский халифат, Персия, Скандинавия, Венгрия и другие.Уже в 985 году князь Владимир захватывает булгарских воинов, и происходит уже описанный нами случай, когда князя поразили булгарские сапоги, и Владимир предложил дружине “поискать себе лапотников” и не брать с булгар дани. В этом предании отразился, вероятно, ход мыслей Владимира: покорить булгар до конца все равно не получится, так лучше иметь в союзниках этот богатый, а значит, смышленый народ. Такой же гибкостью отличился князь и при взятии Херсона тремя годами позже. Менее известно, что в тот год стороны заключили мирный договор, который подарил народам Поволжья спокойствие более чем на 150 лет.

Информация о работе Отношение Древней Руси с соседями