Отношения России и США в XX-XXI веках

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2012 в 15:52, доклад

Краткое описание

История российско-американских отношений уходит корнями в конец XVII века, когда независимого американского государства ещё не существовало. В 1698 Пётр I встречался в Лондоне с Уильямом Пенном, основателем британской колонии, ставшей впоследствии штатом Пенсильвания. Это были первые двусторонние политические контакты.

Вложенные файлы: 1 файл

Отношения России и США в XX-XXI веках.docx

— 42.54 Кб (Скачать файл)

Увеличение революционной  и этноконфессиональной (особенно еврейской) иммиграции из России стало вызывать опасения у американских политиков, однако, несмотря на принятие нескольких ограничительных иммиграционных законов, снижения численности или изменения структуры потока российских иммигрантов в США не последовало. В то же время нелегальный статус российских переселенцев в США и нежелание царской администрации решать проблему нелегальной эмиграции из страны стало одним из факторов, способствовавших ухудшению российско-американских отношений в начале XX века. Определённую роль сыграли и действия ряда влиятельных еврейских финансистов, пытавшихся оказывать давление на российские власти с целью заставить их снять

                              4. Соперничество на Дальнем востоке.

В 1880-е годы США окончательно закрепились на Тихом океане. В 1886 г. по инициативе президента Гровера Кливленда Конгресс провёл слушания на тему о будущей политике США на Тихом океане. Участники слушаний пришли к выводу, что из всех тихоокеанских стран только Российская империя потенциально может угрожать интересам США.

В этой связи США не поддержали русско-германо-французский ультиматум Японии (1895). В 1899 г. США провозгласили политику «открытых дверей», предусматривавшую сохранение территориальной целостности Китая, прежде всего — за счёт сдерживания российского продвижения в Маньчжурию и Корею.

В 1900—1902 гг. американский военно-морской  теретик контр-адмирал А. Т. Мэхэн разработал теорию «сдерживания» России как мощной «континентальной» державы путём создания блока «морских» государств во главе с США. А. Т. Мэхэн и разделявший его концепцию президент США Теодор Рузвельт полагали, что США должны проводить политику активной экспансии на Дальнем Востоке. Соперничество между Вашингтоном и Петербургом из-за экономического преобладания в данном регионе (прежде всего в Маньчжурии) и стало одной из причин ухудшения русско-американских отношений. Идеологи внешнеполитического курса США считали, что распространение влияния России на Дальнем Востоке угрожает экономическим и политическим интересам США. Выступая за нейтрализацию российского влияния в этом регионе, они заявляли, что «Россия не является цивилизованной страной и поэтому не может играть цивилизаторскую роль на Востоке… В складывающихся условиях недемократический режим, архаичность социальной структуры и экономическая неразвитость служили дополнительным аргументом против России».

С 1901 г. администрация Теодора  Рузвельта оказывала финансовую и военно-техническую помощь Японии — основному противнику России на Дальнем Востоке.

Русско-японский военный  конфликт 1904—1905 гг. ознаменовал новый  рубеж в развитии американского  общественного мнения о России, поставив его перед необходимостью определить своё отношение к каждой из воевавших  держав. Теодор Рузвельт фактически поддержал  Японию, а синдикат американских банков, организованный Дж. Шиффом, предоставил Японии значительную финансовую помощь. Одновременно были предприняты усилия с целью закрыть России доступ к западным кредитам. Россия и США вступили таким образом в новую фазу отношений — открытое соперничество. Общественное мнение в США также было настроено крайне враждебно по отношению к русскому правительству.

         

 

 

 

 

     5. Первая мировая война, Октябрьская революция и Гражданская война в России.

В Первую мировую войну  Россия и США вступили союзниками. Переломным для отношений двух стран  стал 1917 год. После того, как в  России произошла революция, США  отказались признавать Советское правительство. В 1918—1920 годы американские войска приняли  участие в иностранной интервенции.

                                      6. СССР и США.

США стали одним из последних  государств, признавших СССР. Первым послом СССР в США в 1933 году стал Александр  Трояновский. С 1919 г. в США была развёрнута борьба против коммунистического и  социалистического движения — запрещалась  деятельность организаций левого толка, из страны выдворялись опасные, по мнению властей, лица. Дипломатические отношения  между Советским Союзом и Соединёнными Штатами были установлены 16 ноября 1933 года. Из других событий этого  периода, важных для двусторонних отношений  можно отметить участие американцев  в спасении «Челюскина» в 1934 году (два американских авиамеханика были удостоены за это Ордена Ленина), а также перелёт Валерия Чкалова  через Северный полюс из Москвы в  Ванкувер в 1937 году.

В ходе Второй мировой войны  отношения США и СССР оставались умеренно хорошими. Германское нападение 22 июня 1941 на Советский Союз вызвало  среди американского народа волну  уважения и сочувствия к Советскому Союзу, практически в одиночку противостоявшему фашистской агрессии. Решением Рузвельта  с ноября 1941 года на СССР был распространён  закон о ленд-лизе, в рамках которого в СССР стали поставляться американская военная техника, имущество и  продовольствие.

Но союзного договора между  СССР и США (как между СССР и  Великобританией) подписано не было. СССР и США были союзниками на основе международного документа — Декларации Объединённых Наций от 1 января 1942 года. Позже 23 июня 1942 года было подписано  советско-американское соглашение о  поставках военных технологий. США, ссылаясь на текст Атлантической  хартии 1941 года, отказывались признать Прибалтику частью СССР. Конгресс США  также регулярно ставил вопрос о  религиозных свободах в СССР.

Договорённости между  членами Антигитлеровской коалиции, достигнутые в ходе и после  окончания войны, определили создание биполярного мира, в котором объединённый Запад при лидерстве США противостоял блоку социалистических стран, сплотившемуся  вокруг Советского Союза.

                        6.1. Холодная война.

По окончании Второй мировой  войны СССР превратился в мощную сверхдержаву, чьё влияние распространялось от Западной Европы до Тихого океана. Установление в государствах Восточной Европы просоветских коммунистических режимов  привело к резкому ухудшению  отношений между СССР и США. Американское руководство пыталось предотвратить  распространение советского влияния  и левых идей (чему способствовала победа СССР в войне) дальше на Запад, в Латинской Америке, Азии и Африке. В самих США началась антикоммунистическая истерия — так называемая «Охота на ведьм».

Очень скоро борьба двух идеологий вышла за пределы дипломатических  отношений и переросла в глобальное противостояние систем с то и дело вспыхивающими вооружёнными конфликтами  по всему миру — Корейская война, Вьетнамская война, многочисленные арабо-израильские войны, войны в  Латинской Америке, на Ближнем Востоке  и в Африке.

Важным фактором в отношениях Советского Союза и США стала  гонка вооружений. С августа 1945 Соединенные  Штаты считали себя монополистом на обладание атомным оружием  и пытались использовать этот козырь против СССР. Но в 1949 Советский Союз тоже обзавёлся атомным, а в 1953 —  термоядерным оружием, а затем —  и средствами доставки этого оружия к целям на территории своего потенциального противника (баллистическими ракетами). Обе страны вкладывали колоссальные средства в военную промышленность; совокупный ядерный арсенал за несколько  десятилетий вырос настолько, что  его хватило бы для того, чтобы  уничтожить все население планеты  не один десяток раз.

Уже в начале 1960-х годов  Соединенные Штаты и Советский  Союз оказались на грани ядерной  войны, когда СССР в ответ на размещение в Турции американских ракет средней  дальности разместил свои собственные  ядерные ракеты на Кубе, что привело  к Карибскому кризису 1962 года. К счастью, благодаря политической воле Джона  Кеннеди и Никиты Хрущёва, военного конфликта удалось избежать. Но, кроме опасности ядерной войны, гонка вооружений несла угрозу экономикам США и СССР. Постоянное, по сути бессмысленное, увеличение вооружённых сил угрожало экономическим коллапсом обеим сторонам. В этой обстановке и был подписан ряд двусторонних договоров, ограничивающих накопление ядерного оружия.

В 1970-х гг. были проведены  переговоры об ограничении стратегических вооружений, в результате которых  были подписаны договоры ОСВ-I (1972), включавший Договор по ПРО и ОСВ-II (1979) по ограничению  пусковых установок.

1 июня 1990 года было подписано  Соглашение между СССР и США  о линии разграничения морских  пространств (Соглашении о Линии  Шеварднадзе-Бейкера) по условиям  которого к США отошли часть  исключительной экономической зоны  СССР и участок континентального  шельфа площадью 46,3 тыс. квадратных  километров в открытой центральной  части Берингова моря, а также  территориальные воды на небольшом  участке в Беринговом проливе  между островами Ратманова (Россия) и Крузенштерна.

Острейший политический, экономический, идеологический и межнациональный  кризис, охвативший Советский Союз к концу 1980-х годов, привёл к распаду  государства. Многие консервативные американские политики склонны в этой связи  приписывать Соединённым Штатам победу в холодной войне. Так или  иначе, распад СССР (и предшествующий ему распад социалистической системы) принято считать окончанием холодной войны и началом новых отношений  между Востоком и Западом.

                                    7. Современная ситуация.

После распада СССР Российская Федерация объявила себя государством-продолжателем  Советского Союза, благодаря чему Россия унаследовала постоянное место в  Совете Безопасности ООН. Американские консультанты активно участвовали  в разработке экономических реформ, знаменовавших собой переход  России от плановой к рыночной экономике. В переходный период США оказывали  России гуманитарную помощь (операция «Provide Hope»). Отношения России и США улучшились, но ненадолго.

Развал Советского Союза, экономический и социально-политический кризис в России, резкое падение  её международного престижа и военно-политического  потенциала привели к тому, что  США стали фактически единственным мировым лидером. В России рассчитывали, что с роспуском Организации  Варшавского договора НАТО рано или  поздно также будет распущено, тем  более что руководство США  давало гарантии того, что блок не будет расширяться на восток. Однако в 1999 в НАТО были приняты Чехия, Польша и Венгрия, а в 2004 — Эстония, Латвия, Литва, Румыния, Словакия, Словения и Болгария. Этот факт, а также операции США и их союзников против Югославии, Афганистана и Ирака вызвали в России замешательство по поводу выстраивания отношений с США. С одной стороны, после террористического акта 11 сентября 2001 в США Россия присоединилась к антитеррористической коалиции, возглавляемой США, рассчитывая на то, что под понятие «терроризма» удастся подвести и действия чеченских сепаратистов, а значит, получить хотя бы молчаливую поддержку Запада; с другой, уже 13 июня 2002 США денонсировали договор по ПРО от 1972 года, мотивируя это необходимостью защиты от «стран-изгоев».

В 2003 Россия совместно с  Францией и Германией фактически возглавили «лагерь несогласных» с  действиями США в отношении Ирака. В конце 2004 в российско-американских отношениях наступило небывалое  «похолодание», связанное с событиями  на Украине («Оранжевая революция»). Борьба за влияние между Россией и  США охватила всё постсоветское пространство.

                                7.1. Возобновление противостояния.

К основным проблемным вопросам между Россией и США относятся  помощь России Ирану в осуществлении  ядерной программы, энергобезопасность, ситуация в Грузии, Украине и Палестине, а также развёртываемая Соединенными Штатами в Европе система противоракетной обороны. Под предлогом развития демократии США финансируют некоторые российские неправительственные организации и политические партии.

4 мая 2006 вице-президент  США Ричард Чейни, находясь в Вильнюсе, произнёс речь, которую многие теперь называют «Вильнюсской» по примеру «Фултонской» речи Черчилля. По его словам, США не устраивает «использование Россией своих минеральных ресурсов в качестве внешнеполитического оружия давления, нарушение в России прав человека и деструктивные действия России на международной арене». Отказ России от прекращения сотрудничества с Ираном, Сирией, КНДР, Белоруссией и другими государствами, «вызывающими тревогу» у США, приводит к постоянным российско-американским конфликтам в Совете Безопасности ООН.

 

В начале 2007 между США  и Россией с новой силой  разгорелся конфликт по поводу намерения  США разместить в Польше и Чехии  элементы своей системы ПРО. По словам руководства США, этот шаг направлен  на защиту Европы от северокорейских  и иранских ракет. Российское руководство  категорически отвергает такое  объяснение. 8 февраля 2007 министр обороны  США Роберт Гейтс заявил, что «Соединённым Штатам Америки следовало бы быть готовыми к возможному вооружённому конфликту с Россией». В свою очередь, на Мюнхенской конференции по безопасности 10 февраля 2007 Владимир Путин с жёсткой  критикой обрушился на внешнюю политику США. Главнокомандующий РВСН генерал  Соловцов также заявил, что в случае, если элементы ПРО США все-таки будут размещены в Восточной Европе, Россия может денонсировать Договор о ликвидации ракет средней и меньшей дальности.

14 июля 2007 президент России  Владимир Путин подписал Указ  «О приостановлении Российской  Федерацией действия Договора  об обычных вооружениях в Европе  и связанных с ним международных  договоров». Наблюдатели полагают, что это решение стало первым  шагом российского руководства  в сторону коренного изменения  военно-политической обстановки  на европейском континенте, складывающейся  с начала 1990-х годов не в  пользу России.

В сопровождающей документ справке указывается, что данное решение было вызвано «исключительными обстоятельствами, влияющими на безопасность Российской Федерации». К таковым, в  частности, отнесены:

1) Превышение восточноевропейскими государствами — участниками ДОВСЕ, присоединившимися к НАТО, «групповых» ограничений ДОВСЕ в результате расширения альянса;

2) Невыполнение странами НАТО принятого в 1999 году политического обязательства об ускоренной ратификации Соглашения об адаптации ДОВСЕ;

3) Отказ Латвии, Литвы и Эстонии, вступивших в НАТО, от участия в ДОВСЕ и, в результате, появление на северо-западной границе РФ территории, «свободной» от ограничений на размещение обычных вооружений, в том числе и вооружений других стран;

4) Планируемое размещение военных баз США на территориях Болгарии и Румынии.

В августе 2008 года новый виток  противостоянию России и США дало вторжение грузинских войск в Южную Осетию. Российские войска очистили территорию почти полностью захваченной непризнанной республики от грузинской армии и в течение нескольких дней продолжали бомбардировки военных объектов на всей территории Грузии, после чего Россия официально признала Южную Осетию и Абхазию независимыми государствами. Под вопросом оказалось дальнейшее существование Совета Россия-НАТО.

      «Вряд ли можно назвать американскую  политику по отношению к России  ответственной и осторожной, она  безответственно агрессивна» (Пол  Крейг Робертс, июль 2009 года).

Информация о работе Отношения России и США в XX-XXI веках