Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2015 в 15:02, реферат
Географические открытия и экспедиции, землепроходцы и мореходы, как мало сейчас людей, которые этим интересуются, если это конечно не научный деятель или ярый фанатик. А ведь, когда то все это очень сильно беспокоило не только ученных, но и простую общественность, которая желала узнать о новых территориях и их обитателях, о плодородности ее почв, о путях, которые могут связывать с другими государствам и другое. И для этого организовывались специальные экспедиции, перед которыми стояли цели ответить на поставленные перед ними вопросы и задачи. Так одной из таких экспедиций является Первая Камчатская экспедиция.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Кафедра отечественной истории и архивоведения
по дисциплине « История русской Америки»
Специальность 030600.62 «История»
на тему «Первая Камчатская экспедиция»
2014
Географические открытия и экспедиции, землепроходцы и мореходы, как мало сейчас людей, которые этим интересуются, если это конечно не научный деятель или ярый фанатик. А ведь, когда то все это очень сильно беспокоило не только ученных, но и простую общественность, которая желала узнать о новых территориях и их обитателях, о плодородности ее почв, о путях, которые могут связывать с другими государствам и другое. И для этого организовывались специальные экспедиции, перед которыми стояли цели ответить на поставленные перед ними вопросы и задачи. Так одной из таких экспедиций является Первая Камчатская экспедиция.
Желание
узнать побольше о северо-
Основной задачей реферата является, показать, какой вклад в Российскую географию внес первый дальневосточный вояж Витуса Ивановича Беринга.
Еще с 16 века умы русских и западных исследователей волновала мысль, соединяется ли Азия с Северной Америкой. «Соединяется ли Азия к Северо-востоку с Америкой или нет? Важный всегда был вопрос между описателями земноводного нашего шара. С одной стороны казалось, что по изображенному на разных картах Анианскому проливу никакого соединения быть не должно; с другой стороны принято и то в рассуждение, что никто не мог показать с достоверностью, когда и кем оной пролив найден». Так начинает знаменитый историк Герард Миллер свое « Описание морских путешествий по Ледовитому и по Восточному морю с Российской стороны учиненных»[1,с.7] Данный вопрос послужил множеству споров, предположений, оснований экспедиций для подтверждения или опровержения его. Так, например, датский король Христиан IV вначале XVII в. решил осуществить поиски Северо-Западного прохода. Для этого из Дании в Китай через Северный Ледовитый океан было отправлено судно под командованием опытного морехода Йенса Мунка. Судно было раздавлено льдами и погибло, а вахтенный журнал сохранился и уже более 350 лет хранится в Королевской библиотеке в Копенгагене [2,с.10].
Расширению и накоплению сведений о восточной оконечности Сибири и прилегающей части Северной Америки мир обязан русской географической науке. К моменту организации Камчатских экспедиций русскими людьми в течение XVII - первой четверти XVIII вв. была уже открыта Сибирь, дан ряд конкретных описаний природы и жителей этой страны. От Урала до Лены протянулась цепь русских крепостей и поселений пашенных крестьян [3,с.13]. «Если в конце XV и в начале XVI в.,— писал А. В. Ефимов,— были сделаны великие географические открытия на Западе, то в XVII и в первой половине XVIII в. были сделаны великие географические открытия на Востоке, которые по своему значению и влиянию на судьбы мировой истории, на ход ее отнюдь не уступают географическим открытиям на Западе.[4,с.22]
Более конкретными предпосылками к первой Камчатской экспедиции послужили желания Петра I, убедиться в том, соединяются ли Азия и Америка. Хотя выдающийся русский землепроходец-мореход 16 века Семен Иванович Дежнёв о6огнул в 1648 году северо-восточную оконечность Азии, фактически открыв пролив между Азией и Америкой. Он вместе с Ф. А. Поповым совершил полное опасностей и трудностей плавание из устья Колымы вокруг Чукотского полуострова в Берингово море в результате, которого были открыты восточный мыс Азии и пролив отделяющий Азию от Америки.[5,с.11-13] Отписки и челобитные Дежнёва были впервые найдены только в 1736г. в Якутском архиве и, что касается составленных карт, на которых северо-восточная Азия омывается морем, то составители их могли опираться лишь на старые русские чертежи и расспросные сведения, уже не связанные с какими-либо доказанными фактами, поскольку поход Дежнева в правительственных органах в то время-известен не был и Петр I не мог о них знать. [2,с.13] На организацию экспедиции Петра подталкивали не только не осведомленность и отсутствие достоверных источников, но и географы, как русские, так и западные, которых так же тревожила мысль о существование пролива, или соединение берегов Азии и Америки. Так с правдивостью не обходимо считать, что инициатором экспедиции является Лейбниц, которого на протяжение двадцать лет волновала мысль о существование пролива, и о которой он напоминал Петру и о необходимость разрешить эту загадку. Лейбниц пишет письма царю о границе Азии и Америки, так же он две недели в 1716г. провел с царем на водах в Пирмонте, где он несомненно беседовал с ним по вопросам пролива. Так же в организации экспедиции не малую роль играл пресловутый Анианский пролив, который по его словам, проложен не напрасно. Итак, Лейбниц и картографический миф в виде Анианского пролива, домысел итальянских картографов 16века, основанный на темных словах Марко Поло, явились побудительной причиной к снаряжению экспедиции Беринга. [1,с.58-60]
Исходным
пунктом первой Камчатской
Кроме изучения Северного морского пути, на экспедицию был возложен целый ряд других задач: изучить побережье Ледовитого океана, собрать сведения о народах, населяющих Крайний Север и Дальний Восток, завязать торговые отношения с Америкой и Японией, ознакомиться с природными богатствами, флорой и фауной Севера, произвести географические описания далекой и тогда еще мало известной Восточной Сибири, наметить пути сообщения с отдаленными областями. [2,с.14]
В состав этой, так называемой Первой Камчатской экспедиции, входили, кроме Беринга, лейтенанты Алексей Чириков и Мартын Шпанберг, гардемарин Петр Чаплин и свыше 60 человек матросов, солдат и мастеровых, не считая штурманов, геодезиста и др. [1,с.95]
План экспедиции был таков, через Сибирь сухопутьем и по рекам в Охотск, отсюда морем на Камчатку и далее плавание на судах в поисках пролива. [1,с.95], [2,с.16]
Путь по Сибири шел через Вологду, Тотьму, Устюг, Сольвычегодск, Кайгородок, Соликамск, Туринск, Тюмень, Тобольск. В Тобольск прибыли 16 марта(1725года) и затем уже отправились водою, Иртышем и Обью, до Маковского острога, что на Кети, притоке Оби. Отсюда посуху перебрались в Енисейск (70км). Затем снова пошли водою по Енисею и Верхней Тунгуске до устья Илима, впадающего в Верхнею Тунгуску. В Илимске, куда прибыли в конце сентября 1725 года, зазимовали. Зимою в Усть-Кутском, на Лене, были построены суда, на которых весною следующего года отправились вниз по Лене к Якутску, куда и прибыли в июне. Теперь предстояло из Якутска посуху переправиться в Охотск – задача чрезвычайно трудная и в настоящее время. В январе 1727 г. экспедиция достигла Охотска, еще до прибытия Беринга в Охотск здесь для экспедиции было построено в 1725 г. судно, которое спустили на воду в июне 1727 г. и назвали «Фортуна». На этом судне участники экспедиции вместе со всем снаряжением 4 сентября 1727 г. перебрались из Охотска в Большерецк расположенный в устье р. Большой на западном Берегу Камчатки. Теперь, согласно плану начальника экспедиции, надлежало весь груз перевести посуху на восточную сторону Камчатки в Нижнекамчатск, на расстояние в 900км. Предприятие очень трудное, которого можно было бы избежать, если бы обогнуть Камчатку водою. [1,с.96 - 97] Морской путь из Охотска на Камчатку был открыт экспедицией К. Соколова и Н. Трески в 1717 г. [3,с.26-34], а морской путь из Охотского моря в Тихий океан еще не был открыт. Поэтому плыть вокруг Камчатки через Первый Курильский пролив, который не был изучен было опасно. Пересечь полуостров по рекам Большая, ее притоку Быстрая и по р. Камчатка так же не удалось: Шпан6ерг, отправленный с имуществом на 30 судах, был, застигнут морозом. По этим причинам пришлось уже зимой с большими трудностями доставлять на собаках материалы и провиант из Большерецка в Нижнекамчатский острог. В Нижнекамчатске Беринг 4 апреля приступил к постройке судна длиной в 60 футов – 8 июня судно было спущено на воду и названо «Св. Гавриилом». На этом судне Беринг и его спутники в 1728 г. совершили плавание через пролив, названный впоследствии именем начальника экспедиции. [2,с.16]
13 июля 1728 года бот «Св. Гавриил» вышел из устья реки Камчатки в море, погрузив провианту на 40 человек на год. 29 июля миновали устье Анадыря. 1 августа открыли губу, названную губой св. Креста, 6-го вошли в губу св. Преображения. 9-11 августа обходили Чукотский нос, открыли остров, названный именем св. Лаврентия. Затем вошли в пролив, теперь называемый Беринговым и 13 августа, под широтою 65◦30ꞌ стали держать совет, идти ли к северу и сколь далеко. Беринг прислушался мнения Шпанберга «продвигаться вперед до 16 августа, а затем вернуться обратно». 15 августа достигли 67◦18ꞌ с.ш., Беринг рассуждал, что по всему видимому и по данной инструкции блаженный и вечно достойный памяти его императорского величества исполнено, понеже земля более к Северу не простирается, а к Чюкоцкому или к Восточному углу земли никакой не подошло и возвратился. Таким образом, Берингу не удалось видеть ни американского берега, ни заворота азиатского к западу. На возвратном пути открыли остров св. Диомида (на самом деле тут два острова, Ратманова и Крузенштерна). 1 сентября прибыли к устью р. Камчатки и зазимовали в Нижнекамчатском остроге. В июне следующего, 1729 года Беринг пытался отсюда достичь американского берега. Выйдя из Нижнекамчатска 5 июня на восток, уже 8-го из-за ильного ветра с туманом, повернул обратно, обошел южный мыс Камчатки, положил его на карту и 2 июля вошел в Большерецкое устье. Отсюда 23 июля пришли в Охотск. 1 марта 1730 года Беринг вернулся в Петербург, после пятилетнего отсутствия. [1,с.98-100]
По возвращении в Петербург, в марте 1730 года, он представил карту и краткий отчет. [1,с.100] Сопоцко, так же указывает, что Берингом были представлены отчетные материалы: вахтенный (шканечный) журнал бота «Св. Гавриил». Итоговая карта Первой Камчатской экспедиции, отчет о Результатах деятельности экспедиции. «Каталог городам и знатным местам сибирским, положенным на карту...», «Табель, показующая расстояния русскими верстами до городов и знатных мест…». Кроме перечисленных документов, никаких других цельных источников, по которым можно судить о экспедиции Беринга на боте «Св. Гавриил» не существует. [2,с.17].
Первая Камчатская экспедиция (1725-1730) возглавляемая Витусом Ивановичем Берингом, принесла достаточно широкие знания о восточных территориях и об их жителях. Началось постепенное освоение восточной окраины империи. В процессе экспедиции была изучена и нанесена на карту Камчатка, были изучены города и народы, рельеф, гидрография и многое, многое другое…
Одним из самых главных и основных источников, по которым можно судить об итогах экспедиции - 4 карты, составленные Берингом. Береговая линия северо-восточной части Азиатского материка на Итоговой карте Первой Камчатской и на современных картах во многом сходна. На карте показаны открытия, сделанные Берингом во время плавания 1728 г.: п-ова Озерной, Ильпинский, Олюторский, мысы Низкий, Камчатский, Опукинский и др. Хорошо показан Анадырский залив с его входными мысами Наварин и Чукотский. В этом заливе командир корабля и его штурман правильно нанесли зал. Креста, м. Фаддея, бухта Гавриила, м. Отвесный, бух. Преображения и др. Довольно точно на карте нанесены и очертания азиатских берегов к северу от Анадырского залива: мысы Чукотский, Кыгынин, Чаплина, бухта Ткачен и другие. На Итоговой карте показано, что Чукотский полуостров (его крайняя восточная точка - м. Дежнева) ни с какой землей не соединяется; в Беринговом проливе нанесены о-ва Диомида, правильно показан о. Св. Лаврентия. Огромные архипелаги, которые мы видим на Академических картах, на этой карте отсутствуют; правильно нанесены три северных Курильских острова, юго-восточное и юго-западное побережье Камчатки. Так же после окончания Первой Камчатской экспедиции Беринг представил в Адмиралтейств-коллегию документы о результатах работы экспедиции. Однако изучение основных документов (вахтенного журнала бота «Св. Гавриил» и Итоговой карты Первой Камчатской экспедиции) по неизвестным причинам сделано не было. В результате предварительного знакомства с документами о плавании Беринга был сделан вывод, что экспедиция Беринга доказала наличие Северо-Восточного прохода. На основании этого заключения было опубликовано краткое печатное сообщение о Первой Камчатской экспедиции в «Санкт-Петербургских ведомостях» от 16 марта 1730 г. В нем с достаточной определенностью говорилось, что Беринг дошел до 67°19' с.ш. «и тогда он изобрел, что тамо подлинно северо-восточный проезд имеется, таким образом, что из Лены, ежели бы в северной стране лед не препятствовал, водяным путем, до Камчатки и тако далее до Япона, Хины и Ост-Индии доехать, возможно, было, а к тому же он и от тамошних жителей известился, что пред 50 или 60 летами некое судно из Лены к Камчатке прибыло»[2]
Кроме того, первоначальная положительная оценка результатов Первой Камчатской экспедиции со стороны официальных кругов усматривается и в том, что Адмиралтейств-коллегия и Сенат наградили Беринга и его помощников. Возвратившись из Первой Камчатской экспедиции в августе 1730 г., В.И. Беринг был по высочайшему повелению вне очереди произведен в капитан-командоры. Его помощники также получили повышения. М.П. Шпанберг получил звание капитана третьего ранга, А. И. Чириков - капитан-лейтенанта. Все они получили не очередное звание, а «за отличие». Кроме звания, Беринг «в уважение великой трудности и дальности экспедиции» по чину капитан-командора получил по представлению Адмиралтейств-коллегии двойное денежное вознаграждение, т.е. 1000 руб. [6,с.85].
В ходе экспедиции Беринг предоставил дольно обширные знания о якутах и камчадалах, о алеутах, о «камчатских русских», об их жизни, устоях, обычаях…[1]
Хотя Экспедиция Витуса Беринга и не дошла до Американских берегов она дала, толчок дальнейшим открытиям и экспедициям, в том числе и «Второй Камчатской Экспедиции», которую тоже доверили Берингу.
В ходе
проведенной работы был проведен
анализ нескольких монографий
различных авторов, для составления
более полной картины о Первой
Камчатской экспедиции и ее
значимости для истории и
Анализируя и изучая монографии, нужно сказать, что в процессе своего путешествия Витус Беринг и его подручные открыли и изучили огромное количество географических объектов, составили множество карт и создали множество описаний, хотя основной поставленной перед ними задачи дойти до Американских берегов они не выполнили.
Итоги первой Камчатской экспедиции сложно оценить для отечественной науки, но главным её результатом можно считать постепенное и планомерное освоение российского севера и дальнего востока России, раньше казавшиеся такими далекими и недоступными.
1.Открытие Камчатки и экспедиции Беринга. 1725-1742 / Л. С. Берг. - Ленинград: Изд-во Главсевморпути: 1935. - 409, [3] с., 3 л. карт.: ил., карт.; 23 см. - (Полярная библиотека).
2. Сопоцко А.Л. История плавания В. Беринга на боте «Св. Гавриил» в Северный Ледовитый океан. — М.: Наука, 1983.
3.Алексеев А.И. Освоение русскими людьми Дальнего Востока и Русской Америки до конца XIX века. — М.: Наука, 1982
4.Ефимов А. В. Из истории великих русских географических открытий. М., 1971, с. 22.