Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2013 в 14:54, реферат
Промышленность ощущала острый недостаток металла, топлива и сырья, что вносило дезорганизацию в промышленное производство и болезненно отражалось на всем хозяйстве страны. Уменьшение производства чугуна, железа и стали поставило в чрезвычайно тяжелое положение металлообрабатывающую и машиностроительную промышленность, страдавшую также от недостатка топлива. Сырьевой «голод» особенно чувствительно ударил по отрасли легкой промышленности, многие предприятия которой были поставлены в худшие условия снабжения топливом, транспортными средствами и т.п. по сравнению с отраслями тяжелой индустрии.
Введение 3
1. Финансовое положение России 4
2. Сельское хозяйство 7
3. Промышленность 9
4. Транспорт (железные дороги) 16
Заключение 19
Список использованной литературы
Добыча торфа в 1917г протекала при крайне неблагоприятных условиях, главным образом вследствие недостатка рабочих и недостатка продовольствия.
Уровень производительности труда в металлургической промышленности России был перед первой мировой войной почти в 4 раза ниже, чем в США, почти в 2 раза ниже, чем в Германии и Англии, и, несколько ниже, чем во Франции.
Во время первой мировой войны производство чугуна, как и вся продукция черной металлургии, снизилась; правда, выплавка чугуна в империи в 1916г. увеличилась на 7,54 млн. пуд. по сравнению с выплавкой 1915г., но все же оказалась ниже на 24,23 млн. пуд. выплавки довоенного 1913г. в 1917г положение ухудшилось. В связи с транспортными затруднениями и главным образом с реквизицией донецкого топлива, идущего на нужды металлургических заводов, для железных дорог, выплавка чугуна на Юге России понизилась и с максимальной цифры в октябре 1916г. в 16 415 тыс. пуд. опустилась в феврале 1916г. до 9,761 тыс. пуд., т.е сократилась на 40,5%. По приблизительным данным выплавка чугуна в империи за первую четверть 1917г. составила только 48,20 млн. пуд. против 58,52 млн. пуд. в 1916г., т.е. уменьшилась на 10,32 млн. пуд., или на 17,6%. По сравнению же с максимальной выплавкой в первой четверти 1914г. (66,30 млн. пуд.) выплавка текущего года сократилась на 18,10 млн. пуд., или на 26,3%.
Была значительная разница между фактической производительностью металлургических заводов и возможной по их техническим средствам и оборудованию производительностью, установленной специально командированными на Юг и Урал правительственными комиссиями, обследовавшими металлургические заводы в конце 1916г. и начале 1917г. в целях поднятия их производительности. Комиссии эти пришли к заключению, что заводы по своим техническим средствам и оборудованию могли бы выпускать металлы в количестве, значительно превышающем их фактическую производительность, а именно: ежемесячная возможная производительность южных заводов была ими определена по отношению к чугуну в 18 730 тыс. пуд., литой болванке в 16 910 тыс. пуд., готовому продукту в 13 319 тыс. пуд. Между тем средняя месячная за первую четверть 1917г. выплавка чугуна (10,87) отстает от возможной на 7,86 млн. пуд., или на 42%.
Возможная производительность уральских заводов была определена в 62 млн. пуд. чугуна в год и литого металла в 61 млн. пуд. В начале 1917г. фактическая выплавка (4,48 млн. пуд. в месяц) отстает от возможной ( 5,17 млн. пуд.) на 0,69 млн. пуд., или на 13,3%.
По мнению комиссии, обследовавшей южные заводы, указанная возможная производительность этих заводов является далеко не использованной исключительно вследствие необеспеченности заводов минеральным топливом надлежащего качества и количества.
Комиссия, обследовавшая уральские заводы, пришла к выводу, что выпуск чугуна в 1917г. понизился по сравнению с выплавкой 1916г. вследствие недостаточного снабжения заводов горючими материалами: древесным углем для доменных печей и каменным углем для передельных производств. Недостаточная выработка и подвозка объясняется в свою очередь недостатком рабочих для рубки леса и в шахтах и возчиков для вывоза дров и угля из мест добычи, недостатком фуража и продовольственных средств и неудовлетворительным состоянием перевозок вследствие необеспеченности железных дорог Уральского горнозаводского района паровозами, а также и топливом. Снабжение металлургических заводов необходимыми для производства материалами было неблагоприятным.
Снабжение южных металлургических заводов топливом значительно ухудшилось в конце 1916 г. И начале 1917 г. В связи с расстройством транспорта и реквизицией топлива для ж/д. расход донецкого топлива на ж/д увеличился с 40 до 63 млн. пуд. в декабре 1916 г. В 1917 г. Дороги стали требовать для своих нужд 70 млн. пуд. в месяц, тогда как при среднем ежемесячном вывозе донецкого топлива 106 млн. пуд. дорогам может быть уделено только 40 млн. пуд., не расстраивая работы металлургических заводов и промышленных предприятий ,работающих на оборону. Нерациональная политика ж/д в отношении их топливного хозяйства, непринятие ими заблаговременно мер по обеспечению себя другими видами топлива, главным образом дровами, привели к тому, что они вынуждены были в целях избегания перерывов в движении реквизировать топливо, идущее для промышленных предприятий, в том числе и для металлургических заводов. Вследствие этого остановилось много домен и мартеновских печей. В феврале 1917 г. Из 62 доменных печей работали только 35 против 57 действующих домен в августе 1916 г.
За первое полугодие 1917г. добыча каменного угля в Донецком басейне:
1-я половина 1916 г. 2-я половина 1916 г. 1-я половина 1917 г. |
Добыто |
Итого минерального топлива |
Средняя месячная добыча | |||
Каменный уголь |
антрацит |
Каменный уголь |
Антрацит |
Итого топлива | ||
668,5 705,0 638,0 |
177,0 201,8 184,0 |
845,5 906,8 822,0 |
114,4 117,5 106,3 |
29,5 33,6 30,7 |
140,9 151,1 137,0 |
Из этих данных видно, что добыча всего минерального топлива за первую половину 1917 г. – 822 млн. пуд. ниже добычи первого полугодия 1916 г. на 23,5 млн. пуд., или 2,8 %, а против добычи за вторую половину 1916 г. ниже на 80,8 млн. пуд., или на 8,8 %, в частности понижение добычи каменного угля = 4,5 % по сравнению с первой половиной 1916 г. Средняя месячная добыча, поднявшись с 141 млн. пуд. в течении первого полугодия 1916 г. До 151 млн. пуд. за второе полугодие 1916 г. упала за первую половину 1917 г. до 137 млн. пуд., а за апрель, май и июнь - до 125 млн. пуд., или на 26 млн. пуд. меньше.
В отдельности по месяцам добыча всего минерального топлива ( в млн. пуд.) показана в следующей таблице:
Месяцы |
Каменного угля |
Антрацита |
Итого | |||
1917 г. |
1916 г. |
1917 г. |
1916 г. |
1917 г. |
1916 г. | |
Январь Февраль Март Апрель Май Июнь |
120,09 111,06 116,00 94,00 100,00 97,00 |
118,00 117,00 131,23 76,00 110,00 116,00 |
34,00 32,32 34,00 27,00 27,50 30,00 |
32,00 32,00 33,00 19,00 30,00 31,00 |
154,09 143,38 150,00 121,00 127,50 127,00 |
150,00 149,00 104,23 95,00 140,00 147,00 |
Месяцы |
Производительность одного рабочего | |||
1917 г. |
1916 г. |
Уменьшение производительности в 1917 г. против 1916 г. | ||
пудов |
пудов |
В % | ||
Январь Февраль Март Апрель Май Июнь |
529 492 529 423 462 457 |
721 680 746 437 636 663 |
192 188 217 14 174 206 |
26,6 27,6 29,0 3,2 27,3 31,2 |
Всего за первое полугодие |
2892 |
3884 |
992 |
26,0 |
Средняя месячная производительность рабочего в первой половине
1917 г =486 (пуд) по сравнению
со средней месячной
Выжиг кокса на Юге России за первую четверть 1917г. составил 58,7 млн. пуд. против 67,4 млн. пуд. в 1916г., т.е. сократился на 8,7 млн. пуд. В феврале 1917г. было произведено кокса 17,8 млн. пуд., тогда как производительная способность имеющихся печей равнялась 28,5 млн. пуд.
Вывоз донецкого топлива за то же время уменьшился на 37,4 млн. пуд., составив 301,2 против 338,6 млн. пуд. в 1916г. Особенно значительно сократился вывоз каменного угля и кокса. За первые три месяца 1917г было вывезено (млн. пуд.):
1917г |
1916г |
В 1917г. менее, чем в 1916г. | |
Каменного угля |
203,4 |
240,2 |
-36,8 |
Кокса |
28,3 |
37,1 |
-8,8 |
Главной причиной недовывоза были неподачи. Так, в январе 1917г. недогруз по отказам отправителей составил 31,7 млн. пуд. против 61 млн. пуд. недогруза вследствие неподач, в том числе 47,4 млн. пуд. вследствие недостатка вагонов.
При сокращении общей суммы вывоза отпуск железных дорог возрос за счет сокращения вывоза для других потребителей, в том числе и для металлургических заводов. Вывезено за первую четверть 1917г. донецкого топлива (млн. пуд.):
1917г. |
1916г. |
Более (+) или менее (-) в 1917г. против 1916г. | |
Железные дороги |
161,9 |
151,0 |
+10,9 |
Металлургические заводы |
64,0 |
74,0 |
-10,0 |
Транспортные затруднения имели место и в отношении других горнозаводских грузов, потребляемых металлургическими заводами.
Вывоз руды за первые два месяца 1917г. составил 26,90 млн. пуд. против 51,61 млн. пуд. в 1916г. и вывоз флюсов – 13,40 млн. пуд. против 15,29 млн. пуд. в 1916г. Ухудшение снабжения металлургических заводов необходимым им сырьем сокращение выплавки чугуна.
В феврале 1917г. большинство мартеновских печей и прокатных устройств бездействовали. Производство полупродукта и готового продукта на Юге России значительно сократилось. Число рабочих на заводах и копях было значительно больше, чем в 1916г., но в составе их преобладали военнопленные, женщины и подростки, что обусловило понижение производительности рабочего.
Благодаря тому, что топливо поставляется нерегулярно, то топливо за частую приходилось жечь напрасно. Постоянно на заводах находилось несколько доменных печей, от 7 до 16, под парами, т.е таким образом совершенно непроизводительно жгли топливо. При этих условиях финансовое положение металлургических заводов крайне печальное. Даже наиболее сильные в финансовом отношении предприятия, которые еще в 1916г. имели весьма и весьма крупные суммы на текущих счетах, поневоле все свои оборотные средства исчерпали и исчерпали весь кредит, который только можно было; приходилось закладывать товар, приходилось брать ссуды, словом, приходилось делать все те операции, которые проделывались во время самого тяжкого кризиса.
Первая мировая война, подорвав производительные силы всего народного хозяйства России, не могла не повлиять отрицательным образом и на состояние хлопчатобумажной промышленности. Объем производства и производительность труда во многих отраслях промышленности с начала войны систематически падали. Объем производства хлопчатобумажной промышленности в 1917г. уменьшился против 1913г. почти в 2 раза, производительность труда также резко снизилась. Уменьшение объема отдельных производств не было при этом равномерным. Наибольшее падение произошло в ткацком и ситценабивном производствах, а производство ваты, например, за время войны систематически увеличивалось.
Во время первой мировой войны снижение производительности труда в промышленности, как и во всем народном хозяйстве, явилось следствием дезорганизации производства, расстройства транспорта, нехватки топлива, сырья и прежде всего следствием подрыва главнейшего фактора производства – рабочей силы. Военные мобилизации вызвали замену квалифицированной части рабочих неквалифицированной, в частности увеличилось применение женского и детского труда.
Так, в хлопчатобумажной промышленности
на непрерывно действовавших одних
и тех же предприятиях за время
войны произошли следующие