Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2014 в 10:31, реферат
Цель исследования в том, чтобы сформулировать понятие и особенности первобытного общества, власти при родовом строе, а также исследование общей последовательности возникновения государства.
Актуальность данной темы заключается в том, что власть в различные периоды истории, имела свои специфические особенности, черты, присущие именно той или иной эпохе.
Право в различных теоретико – юридических концепциях наделяется и иными признаками, но теоретически обобщенные новые исторические данные позволяют именно в системе указанных признаков определить право. При этом следует подчеркнуть, что правильную характеристику новому основному пласту регулятивной системы раннеклассового общества дает только вся совокупность этих признаков. Только в совокупности они определяют и социальную ценность права.
Власть и социальные нормы догосударственного периода.
Социальная власть.
Дородовые объединения людей не были устойчивыми и не могли обеспечить достаточных условий сохранения и развития человека как биологического вида. Экономика того времени была присваивающей. Продукты питания, получаемые от природы в готовом виде, могли обеспечить лишь минимальные потребности общества в экстремальных условиях его существования. Материальную основу первобытного общества составляла общественная собственность с половозрастной специализацией труда и уравнительным распределением его продуктов.
Первичной организационной единицей воспроизводства человеческой жизни был род, основанный на кровнородственных отношениях его членов, ведущих совместную хозяйственную деятельность. Данное обстоятельство связано прежде всего с особенностями семейных отношений того времени. В первобытном обществе доминировала полигамная семья, при которой все мужчины и женщины принадлежали друг другу. В условиях, когда отец ребенка не был известен, родство могло вестись лишь по материнской линии. Несколько позже, с помощью обычаев, сначала запрещаются браки между родителями и детьми, затем — между братьями и сестрами. В результате запрета инцеста (кровосмешения), послужившего биологической основой выделения человека из мира животных, браки стали заключаться между представителями родственных общин. При таких обстоятельствах несколько дружественных родов объединялись во фратрии, фратрии — в племена и союзы племен, что помогало более успешно вести хозяйственную деятельность, совершенствовать орудия труда и противостоять набегам других племен. Тем самым был заложен фундамент новой культуры и системы отношений, коммуникаций между людьми.
Для оперативного управления общиной избирались вожди и старейшины, которые в повседневной жизни были равными среди равных, направляя поведение соплеменников личным примером.
Высшей властной и судебной инстанцией рода было общее собрание всего взрослого населения. Межплеменные отношения направлялись советом старейшин.
Таким образом, особенностью социальной власти в догосударственный период являлось то, что она, по сути дела, входила в саму жизнедеятельность людей, выражая и обеспечивая социально-экономическое единство рода, племени. Это было связано с несовершенством орудий труда, низкой его производительностью. Отсюда необходимость в совместном проживании, в общественной собственности на средства производства и в распределении продуктов на основе равенства.
Социальные нормы.
Социальные нормы — это общие правила, регулирующие поведение людей в обществе.
Основными разновидностями социальных норм первобытного общества являлись: обычаи, нормы морали, религиозные нормы, сакральные (священные, магические) предписания (табу, зарок, заклинания, проклятия), агрокалендари.
Обычаи — это исторически сложившиеся правила поведения, которые в результате многократного повторения вошли в привычку. Они возникают как результат наиболее целесообразного варианта поведения. Многократная повторяемость такого поведения делала его привычкой. Затем обычаи передавались из поколения в поколение.
Нормы первобытной морали — это правила поведения, регулировавшие отношения между людьми на основе первобытных представлений о добре и зле. Такие правила поведения возникают значительно позже обычаев, когда у людей появляется способность оценивать свои собственные поступки и поступки других людей с точки зрения морали.
Религиозные нормы — это правила поведения, регулировавшие отношения между людьми на основе их религиозных представлений. Так, особое место в их жизни начинает занимать отправление религиозных культов, жертвоприношение богам, заклание животных (иногда людей) на жертвенниках.
Особенностью социальных норм в догосударственный период являлось то, что по сути дела входили в саму жизнедеятельность людей, выражая и обеспечивая социально – экономическое единство рода, племени.
Социальные нормы первобытного общества обеспечивали существование присваивающей экономики и продолжение рода. Эти нормы регулировали определенные способы добывания пищи и брачно-семейные отношения. Мононормы не отделяли прав от обязанностей: права индивида сливались с его обязанностями. Формами выражения таких норм выступали обычаи, традиции, ритуалы, обряды и мифы, которые закрепляли правила поведения членов рода в различных ситуациях. Содержание мононорм составляли различного рода табу - запреты совершать определенные действия, тотемы - обязанности сохранять определенные виды животных регламенты - определенные дозволения. К нарушителям применялись потестарные санкции, самой суровой из которых было изгнание из общины.
Заключение.
Первобытно - общинный строй был самым длительным по времени (более миллиона лет) этапом в истории человечества. Определить его нижнюю грань сколько-нибудь точно нелегко, ибо во вновь обнаруживаемых костных останках наших далеких предков большинство специалистов видит то предчеловека, то человека. В зависимости от этой оценки преобладающее мнение меняется. В современный период одни ученые считают, что древнейший человек возник около 1 – 1,5 млн. лет назад, другие исследователи относят его появление к более позднему времени.
В условиях первобытного строя власть имела общественный характер. Она целиком и полностью совпадала непосредственно с населением. Властные функции осуществлялись как через систему органов самоуправления - советы родов, фратрий, племен и др., так и непосредственно, путем участия в собраниях родовых и иных объединений.
Как следствие нескольких крупных общественных разделений труда, появляется имущественная дифференциация, производящая экономика, ориентированная на получение материальных благ, превышающих потребности их производителей.
Возникает собственность, преимущественно в
присвоении и обладании которой получает
родоплеменная верхушка и вооруженный контингент
общества. Происходит имущественное и социальное
расслоение людей, раскол общества на
классы, интересы которых становятся противоположными,
а отношения
Список использованной литературы:
1. А. В. Малько – Правоведение. Учебник.- КНОРУС, 2010.- 400 с.
2. В.П. Алексеев, А.И. Першиц - История первобытного общества. Учебник для вузов. - Высшая школа, 1990. – 298 с.
3. А. И. Андреева, К. С. Бельский - Основы государства и права. Учебное пособие. – М.; Юрист,1999. -384 с.
4. В. И. Власов - Теория государства и права.100 экзаменационных ответов . Учебное пособие. - МарТ, 2002. – 284 с.
3. Бутенко А.П. - Государство, его вчерашнее и сегодняшние трактовки // Государство и право. 1993. – 56 с.
3