Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2013 в 00:40, контрольная работа
Историческая реальность сложна и представляет собой целостный комплекс разнообразных явлений, событий и фактов (военных, культурных, социальных, политических, экономических.) Все они, конечно, связаны между собой. Но историю любой страны можно оценивать и как череду событий, происходящих в экономике. Не исключение и история России, которую можно рассматривать как ряд экономических реформ, сменяющих одна другую. Судьба этих реформ часто была очень непростой - ни одна из них практически не доведена до логического завершения.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….
3
1 ПОПЫТКИ РЕФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЙ ЭКОНОМИКИ
1.1 Предыстория перестройки. Предпосылки ее возникновения………
4
1.2 Реформы 1985-1991 годов. Перестройка. Программа «500дней»…...
5
2 ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ В 1990-е ГОДЫ
2.1 Состояние экономики в конце 1991 года……………………………...
12
2.2 Рыночные реформы…………………………………………………….
13
3 АНАЛИЗ РЫНОЧНЫХ РЕФОРМ……………………………………….
17
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………..
21
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………
23
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………… |
3 |
1 ПОПЫТКИ РЕФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЙ ЭКОНОМИКИ 1.1 Предыстория перестройки. Предпосылки ее возникновения……… |
4 |
1.2 Реформы 1985-1991 годов. Перестройка. Программа «500дней»…... |
5 |
2 ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ В 1990-е ГОДЫ 2.1 Состояние экономики в конце 1991 года……………………………... |
12 |
2.2 Рыночные реформы…………………………………… |
13 |
3 АНАЛИЗ РЫНОЧНЫХ РЕФОРМ………………………………………. |
17 |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………… |
21 |
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………… |
23 |
ВВЕДЕНИЕ
Историческая реальность сложна и
представляет собой целостный комплекс
разнообразных явлений, событий
и фактов (военных, культурных, социальных,
политических, экономических.) Все они,
конечно, связаны между собой. Но
историю любой страны можно оценивать
и как череду событий, происходящих
в экономике. Не исключение и история
России, которую можно рассматривать
как ряд экономических реформ,
сменяющих одна другую. Судьба этих
реформ часто была очень непростой
- ни одна из них практически не доведена
до логического завершения. Этим объясняется
актуальность выбранной для контрольной работы темы. Задачей работы
является: на основе изучения литературы
и дополнительных материалов по выбранной
теме, осветить экономические реформы,
предшествующие переходу к рынку, рассмотреть
причины необходимости перехода России
к рыночным отношениям, провести анализ
результатов рыночных реформ. Цель работы - выявить особенности перехода к рыночным
отношениям в России. Объектом исследования
1 ПОПЫТКИ РЕФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЙ ЭКОНОМИКИ
1. 1 Предыстория перестройки. Предпосылки ее возникновения
Для того, чтобы лучше понять особенности перехода России к рынку, необходимо подробно рассмотреть период, непосредственно предшествующий рыночным реформам
После смерти Л. И. Брежнева 9 ноября 1982 г. в высших эшелонах власти вновь началась борьба за лидерство. Об ее остроте свидетельствует тот факт, что за короткий срок 2 раза на посту генерального секретаря ЦК КПСС оказывались лица, физически немощные и уже в силу этого заведомо «временные» как руководители правящей партии: Ю. В. Андропов и К. У. Черненко.
Первый из них, коммунист-консерватор по убеждениям и многолетний шеф КГБ, запомнился народу тем, что приступил к серьезной борьбе с коррупцией, включая среднее и высшее звенья госаппарата, и укреплению трудовой дисциплины. Второй генсек начал с того, что пригласил на Пленум ЦК КПСС около полусотни разжалованных Андроповым высокопоставленных аппаратчиков. Вновь по всей стране зазвучали пропагандистские фанфары о небывалых успехах социализма и «зримых ростках коммунизма».
Тем временем в стареющей
партийно-государственной
Главной задачей было прекращение
распада системы «
Решения горбачевской администрации
зачастую не шли впереди общественных
процессов и не направляли их, а
шли за ними – с нулевой в
таких случаях
1.2 Реформы 1985-1991 годов. Перестройка. Программа «500дней»
Итак, в начале 80-х годов неэффективность
советской экономической
В 1985 году начался новый и последний этап в истории СССР, получивший название «перестройка». Руководство страны встало перед необходимостью остановить распад системы «государственного социализма» и защитить интересы правящей номенклатуры. Для этого стали проводиться осторожные реформы всех общественных структур, в том числе и в экономике, поскольку глубокий кризис успел охватить основные звенья системы. В качестве одного из первых шагов по выходу страны из кризисного состояния был провозглашен курс на ускорение социально-экономического развития страны. Этот курс был направлен на достижение ежегодного прироста национального дохода не менее чем на 4 % , что было крайне сложно в условиях снижения мировых цен на нефть продолжающейся гонки вооружений. Для достижения такого роста национального дохода ресурсов у страны не было. Было предпринято искусственное нагнетание инвестиций в эту отрасль за счет других секторов экономики. Низким оставалось качество выпускаемой продукции. Для обеспечения более высокого качества была введена система Госприемки. Однако это привело к значительному росту управленческого аппарата на производстве. Все эти шаги не дали серьезных экономических результатов. Относительное улучшение экономических показателей 1985 года можно объяснить энтузиазмом народа, у которого появилась новая перспектива. Но очередная ставка на энтузиазм, не подкрепленный передовой техникой и соответствующей квалификацией рабочих привела не к «ускорению», а к росту аварий на производстве. Таким образом, руководство страны обращалось к субъективным факторам, стараясь не затрагивать фундаментальные основы системы, сохраняя приверженность «социалистическому выбору».
Необходима была смена кадров управления
экономикой, разработка новой стратегии
экономического развития. Эта работа
началась осень 1985 г. К работе над
проектом реформы были привлечены известные
экономисты. К лету 1987 года проект был
завершен. Реформа исходила из идеи
сохранения плановой экономики. Тем
не менее, предполагалось внесение серьезных
изменений в существующую экономическую
модель. В общих чертах они предусматривали:
расширение самостоятельности предприятий
на принципах хозрасчета и самофинансирования;
постепенное возрождение
В середине 1988 года были приняты законы, по которым разрешалось открывать частные предприятия в более чем 30 видах производственной деятельности. В соответствии с этими законами фактически был легализован большой сектор теневой экономики, где, по самым скромным подсчетам, «прокручивалось» до 90 млрд руб. (в масштабах цен того времени), доставшихся владельцам самыми разными путями, включая уголовно наказуемые.
Характерным явлением позднесоветского периода было развитие арендных отношений, на которые возлагались большие надежды. В соответствии с Законом об аренде, принятом в апреле 1989 года, трудовой коллектив мог взять в аренду у государства, свое предприятие, чтобы в дальнейшем приватизировать его путем выкупа по чисто символическим ценам (этот процесс был приостановлен в 1992 г.).
Продовольственная проблема в стране
обострялась. В этих условиях одним
из способов решения продовольственной
проблемы могла бы стать аренда земли.
В 1989 году были приняты законы, допускавшие
аренду земли и других природных
ресурсов юридическими и физическими
лицами, в результате чего повсюду
стали возникать семейные фермы,
как один из видов арендного хозяйства.
Но к аренде не допускались крестьянские
хозяйства. В декабре 1990 г. в Конституцию
РФ была внесена поправка, которая
признавала возможность закрепления
земли крестьянскими
В то же время, согласно Закона о земельной реформе (1990 г.) крестьянам наконец-то разрешалось выходить из колхозов и совхозов со своей долей общественной земли, скота, машин и другого имущества.
Стало ясно, что дела в экономике не улучшаются, заметно растет цена реформ. Ни одно из предложенных властями экономических нововведений не работало. Стремительное падение уровня жизни населения с лета 1989 года привело к росту забастовочного движения по всей стране. Власти стремились ослабить социальную напряженность массовыми закупками продовольствия за границей. За шесть лет золотой запас государства сократился в десять раз. Вместо привлечения инвестиций, началась практика крупных займов за границей. Впервые прозвучал тезис о неизбежности болезненного характера реформ, о невозможности провести реформы так, чтобы от них все только выиграли.
Со временем стало ясно, что без
перехода к рыночной экономике не
обойтись. В июне 1990 года было принято
постановление Верховного Совета СССР
«О концепции перехода к регулируемой
рыночной экономике» и ряд других
документов, по которым предусматривалась
постепенная демонополизация, децентрализация,
и разгосударствление собственности,
создание акционерных обществ, реформирование
кредитной и ценовой политики,
системы оптовой торговли оборудованием
и сырьем, электроэнергией, развитие
частного предпринимательства и
т.д. Но все эти документы пронизывала
идея построения рыночного социализма
(создания рынка в условиях Госплана),
что само по себе являлось утопией.
К тому же реализация этих законодательных
актов откладывалась на год, поскольку
правительство опасалось, что это
повлияет на ухудшение обстановки в
стране. Поскольку союзное
Осенью 1990 года правительство СССР предоставило государственным предприятиям определенную свободу ценообразования, что сразу же привело к снижению поступлений в бюджет налога с оборота (фиксированной суммы в цене на определенные виды продукции). А российское правительство объявило о снижении ставки налога на прибыль, но только для тех предприятий, которые готовы были перейти под юрисдикцию России. Тогда же правительство России, желая опередить политического конкурента, приняло решение о повышении закупочных цен на сельскохозяйственную продукцию раньше, чем это предполагало сделать союзное правительство. Вся эта борьба вела к заметному ухудшению экономической ситуации в стране. Правительство СССР попыталось переломить кризисную ситуацию в экономике. Чтобы остановить центробежные тенденции, был взят курс на ужесточение экономических мер. Президентом СССР было дано разрешение органам МВД и КГБ вмешиваться в хозяйственную деятельность предприятий (в том числе совместных), что привело к резкому сокращению инвестиционной и торговой активности иностранного капитала на территории СССР. В январе 1991 года была проведена одна из самых неудачных денежных реформ. Следом за обменом денег последовало еще одно крайне непопулярное решение о пересмотре розничных цен (о повышении цен в несколько раз). Все эти мероприятия вели к окончательной потере доверия к национальной валюте, а в конечном счете и к руководству страны. Весьма неудачные попытки консервативной стабилизации привели часть руководителей Советского Союза к созданию 19 августа 1991 года Государственного комитета по чрезвычайному положению (ГКЧП), что было по существу попыткой государственного переворота. Лидеры ГКЧП выступили с очень популистской и практически невыполнимой программой выхода страны из кризиса. 21 августа 1991 года путч провалился, а вместе с ним рухнули надежды Горбачева на подписание нового Союзного договора, целью которого было реформировать Советский Союз на иных принципах. Распад СССР вступил в решающую фазу. 8 декабря 1991 года руководители России (Ельцин), Украины (Кравчук) и Белоруссии (Шушкевич) подписали Беловежское соглашение о создании Содружества Независимых Государств (СНГ). 21 декабря в Алма-Ате к СНГ присоединились Азербайджан, Армения, Казахстан, Киргизия, Молдавия, Таджикистан, Туркмения и Узбекистан. Тем самым был подтвержден факт распада Советского Союза как единого государства. 25 декабря 1991 года М.С. Горбачев подал в отставку с поста Президента СССР в связи с исчезновением данного государства.
2 ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ В 1990-е ГОДЫ