Петровские «Регламенты», их роль в системе государственного управления
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2014 в 18:08, реферат
Краткое описание
В конце XVII в. наша страна переживала переломный момент своей истории. В России, в отличие от основных западноевропейских стран, почти не было крупных промышленных предприятий, способных обеспечить страну оружием, тканями, сельскохозяйственными орудиями. Она не имела выхода к морям - ни к Черному, ни к Балтийскому, через которые могла бы развивать внешнюю торговлю. Не имела поэтому Россия и собственного военного флота, который охранял бы ее рубежи. Сухопутная армия строилась по устаревшим принципам и состояла главным образом из дворянского ополчения. Дворяне неохотно покидали свои поместья для военных походов, их вооружение и военная выучка отставала от передовых европейских армий.
Содержание
Введение……………………………………………………….…………......…….3 1. Государственные реформы первой четверти XVIII в. как начало перестройки органов власти и управления.…………..........................................3 1.1Формирование нового государственного аппарата управления при Петре I…… 7 1.2 Централизация государственного аппарата…………….…….…….....…................…10 2.Реформы органов власти и управления Петра I…………………10 2.1. Перестройка центральных органов власти и управления........………...16 2.2. Реформирование местного управления ……………………………….....20 Заключение………………………………………………………...............….…21 Список использованной литературы…………………………………….…..22
Осуществлением административных
преобразований было завершено оформление
абсолютизма в России. Теперь в руках монарха
находилась реально действующая сила.
Ощущение пустоты под могуществом, которое
Петр сильно ощущал вначале царствования,
прошло. Петр видел свою реальную опору,
структурированную, приведенную, хотя
еще не окончательно, но в более стройный
вид: чиновники, регулярная армия, сильный
военно-морской флот; органы политического
сыска находились в распоряжении царя
для неограниченного и бесконтрольного
управления страной. Неограниченная власть
царя была довольно определенно выражена
в Воинском уставе,10-й артикул, который
гласил: "... Его Величество есть самовластный
монарх, который никому на свете о своих
делах ответу дать не должен, но и силу,
и власть имеет свои государству и земли,
яко христианский государь, по воле и благословению
управлять"[1]. Церковь, как одна из подчиненных
государству структур, со своей стороны
в духовном регламенте подтверждала: "Монархов
власть есть самодержавная, которым повиноваться
сам Бог повелевает"[2]. Принятие Петром титула императора
являлось не только нынешним выражением,
но и подтверждением утверждающегося
абсолютизма в России.
Абсолютизм, как высшая форма
феодальной монархии, предполагает наличие
определенного уровня товарно-денежных
отношений и должного развития промышленности
в стране. Выполнение первого из этих условий
создает предпосылки финансирования разрастающейся
военной и гражданской бюрократии, второе
- служит материальной базой для развития
регулярной армии и флота. Абсолютная
монархия, прежде всего, представляет
интересы дворянства. Но, учитывая названные
условия, в ее повседневной политике необходимо
было принимать решения, укрепляющие позиции
купечества и промышленников.
Реформы высших органов власти
и управления, прошедшие в первой четверти
XVIII в., принято подразделять на три этапа:
1699-1710 гг. - частичные преобразования
в системе высших государственных
органов, структуре местного самоуправления,
военная реформа;
1710-1719 гг. - ликвидация прежних
центральных органов власти и
управления, создание новой столицы, Сената,
проведение первой областной реформы;
1719-1725 гг. - образование новых
органов отраслевого управления
(коллегий), проведение второй областной
реформы, реформы церковного управления,
финансово-налоговой системы, создание
правовой основы для всех учреждений
и нового порядка прохождения
службы.
С 1699 г. прекратились новые пожалования
в члены Боярской думы и думные чины; вместо
Расправной палаты была учреждена Ближняя
канцелярия - орган административно-финансового
контроля за деятельностью всех государственных
учреждений (к 1705 г. в заседаниях этого
органа принимали участие не более 20 человек).
Ближняя канцелярия регистрировала все
царские указы и распоряжения. После образования
Сената Ближняя канцелярия (1719) и Конзилия
министров (1711) прекратили свое существование.
Сенат был образован в 1711 г.
как чрезвычайный орган во время нахождения
Петра I в военных походах. По Указу Сенат
должен был, основываясь на существующем
законодательстве, временно замещать
царя. Статус нового органа не был детализирован,
это произошло несколько позже - из двух
дополнительно принятых указов стало
ясно, что Сенат - постоянно действующий
орган.
Превращение Сената в постоянно
действующий орган было связано с губернской
реформой 1708 г., которая расстроила всю
старую систему приказов. Система губерний
(первоначально их было восемь) не имела
своего центра: Москва фактически перестала
быть столицей, Петербург еще не стал ею,
старая система центральных органов управления
была разрушена. "Консилия министров"
(из думных людей, бояр, окольничьих) собиралась
периодически и по случаю. Государева
ставка в военных условиях постоянно перемещалась
из одного места в другое. В Москве не оставалось
учреждения, осуществлявшего контроль
за финансами, Ближняя канцелярия не могла
справляться с делами центрального государственного
управления. Номинальным центром распавшейся
на восемь частей милитаризированной
державы оставалась только фигура государя.
Потребовалось создание органа,
в руках которого сосредоточивалось бы
все центральное управление, органа компактного,
единодушного в своей деятельности и решениях
и полностью преданного и подчиненного
верховной власти.
К компетенции Сената относились:
судебная и организационно-судебная деятельность,
финансовый и налоговый контроль, внешнеторговые
и кредитные полномочия. О законодательных
полномочиях Сената ничего не говорилось1.
Указом 1711 г. устанавливался
порядок заседаний и делопроизводства
s Сенате. Все указы должны были собственноручно
подписывать все члены Сената. В 1714 г. меняется
порядок принятия решений - вместо единогласного
достаточно было большинства голосов.
В 1711 г. сформировалась система
фискального надзора, при Сенате учреждалась
должность обер-фискала. Последний получал
возможность осуществлять надзор за деятельностью
госаппарата, используя систему фискалов
(эти должности учреждались при губернских
правлениях, провинциях, городах).
Все поступающие в Сенат дела
заносились в реестр, заседания протоколировались.
С 1722 г. Сенат посылал в провинции
сенатора-ревизора. Генерал-прокурор мог
ставить вопрос перед Сенатом о ликвидации
пробелов в законодательстве и осуществлял
гласный надзор за деятельностью Сената
и коллегий.
Структура Сената включала
присутствие (общее собрание сенаторов,
на котором принимались решения) и канцелярию,
которую возглавлял обер-секретарь и которая
состояла из нескольких столов (секретный,
некий, приказный и проч.). В1718 г. штат сенатских
подьячих пере-1еновался в секретарей,
канцеляристов и протоколистов (в 1722 г.
канцелярия Сената переподчинена генерал-прокурору).
В 1712 г. при Сенате была восстановлена
Расправная палата, распивавшая дела местных
судов и администрации в качестве апелляционной
инстанции.
В 1718 г. в состав Сената кроме
назначенных царем членов вошли все президенты
вновь созданных учреждений-коллегий.
Сенат получил вид комитета
министров: президенты коллегий становились
одновременно сенаторами и главами учреждений,
ответственных перед Сенатом. Эта сложность
была разрешена в 1722 г., когда введенные
в Сенат президенты были там оставлены
только в качестве сенаторов, а на их место
в коллегиях были назначены новые лица.
В 1722 г. Сенат был реформирован
тремя указами императора. Во-первых, изменен
состав Сената: в него могли входить высшие
сановники (по Табели о рангах - действительные
тайные и тайные советники), не являвшиеся
руководителями конкретных ведомств.
Президенты коллегий не входили в его
состав (за исключением предшественников
военной, морской и иностранной коллегий),
и Сенат превращался в надведомственный
контрольный орган.
Для контроля за деятельностью
самого Сената в 1715 г. была учреждена должность
генерал-ревизора, которого несколько
позже сменил обер-секретарь Сената. Для
усиления контроля со стороны императора
при Сенате учреждались должности генерал-прокурора
и обер-прокурора. Им были подчинены прокуроры
при коллегиях. Кроме того, при Сенате
образовывались должности рекетмейстера
(принятие жалоб и апелляций) и герольдмейстера
(учет служащих дворян).
Указом "О должности Сената"1 этот орган получил право издавать
собственные указы. Устанавливался регламент
его работы: обсуждение и принятие решений,
регистрация и протоколирование. Круг
вопросов, которые рассматривал Сенат,
был достаточно широк: анализ материалов,
представляемых государю, важнейшие дела,
поступавшие с мест (о войне, бунтах, эпидемиях),
назначение и выборы высших государственных
чинов, принятие апелляций на судебные
решения коллегий.
Создание коллегий освободило
Сенат от детальной управленческой деятельности,
оставив за ним общие руководящие и контрольные
функции. Вместе с тем расширялась его
законосовещательная деятельность.
В работе Сената устные указы
и административные распоряжения уступают
место новым формам законотворчества:
по Генеральному регламенту 1720 г. обязательными
для коллегий распоряжениями были только
письменные указы Сената (и царя). В статусе
Сената сочетались его законодательные
полномочия (государь разрешал Сенату
без согласования с ним самостоятельно
решать неотложные дела) и его роль в качестве
органа исполнительной власти.
Генерал-прокурор одновременно
руководил заседаниями Сената и осуществлял
контроль за его деятельностью. Генерал-прокурор
и обер-прокурор могли быть назначены
и отстранены только монархом.
Реформа 1722 г. превратила Сенат
в высший орган центрального управления,
вставший над всем государственным аппаратом
(коллегиями и канцеляриями). В системе
этих органов происходили существенные
изменения.
В 1689 г. был создан особый, не
вписывающийся в систему других Преображенский
приказ. С 1697 г. в нем оказались сосредоточенными
розыск и суд по важнейшим политическим
и воинским делам, он превратился в центральный
орган политического сыска и был позже
подчинен Сенату наряду с другими коллегиями.
Упразднен в 1729 г.
В 1699 г. учреждена Бурмистерская
палата, или Ратуша, с помощью которой
предполагалось улучшить дело поступления
в казну прямых налогов и выработать общие
условия промышленности и торговли в городах.
В своей работе Бурмистерская палата опиралась
на систему местных органов (земских губ).
К 1708 г. Ратуша превратилась в центральное
казначейство, заменив Приказ Большой
казны. В нее вошли 12 старых финансовых
приказов.
В конце XVII - начале XVIII в. сократилось
число приказов, и Одновременно с этим
произошло слияние нескольких приказов
в один. В1699 г. из 44 приказов образовались
25. Требования новой политической и государственной
жизни в стране вызвали появление новых
отраслевых приказов: Адмиралтейского
(1696), Провиантского (1700), Приказа военных
дел (образованного в 1701 г. на основе слияния
Рейтарского и Иноземного приказов).
Нерегламентированность деятельности
приказов и отсутствие нормативной базы
затрудняли их работу в новых условиях
и особенно контроль за их деятельностью
со стороны высших органов. В 1718-1720 гг.
большинство приказов ликвидировано,
на их месте учреждены новые органы отраслевого
управления.
В конце 1717 г. начала складываться
система коллегий: Сенатом были назначены
президенты и вице-президенты, определены
штаты и порядок работы. Кроме руководителей
в состав коллегий входили четыре советника,
четыре асессора (заседателя), секретарь,
актуариус, регистратор, переводчик и
подьячие. Специальным указом с 1720 г. предписывалось
начать производство дел "новым порядком".
Форма новых центральных органов
управления была заимствована на Западе
- в Швеции, Германии и др. Уже в 1712 г. была
сделана попытка учредить Торговую коллегию
при участии иностранцев. В Германии и
Чехии набирались опытные юристы и чиновники
для работы в русских государственных
учреждениях. Шведские коллегии считались
лучшими в Европе, они и были взяты за образец
для русских в 1715 г.
Самим коллегиям было поручено
на основе шведского устава готовить для
себя регламенты, приспосабливая иностранные
нормы к отечественным условиям.
Предполагалось, что коллегии
внесут в управление два новых начала:
более систематическое разделение ведомств
и совещательный порядок решения дел.
Упразднялся территориальный принцип
управления, компетенция коллегий распространялась
на всю территорию государства.
Старые приказы либо поглощались
коллегиями либо подчинялись им (например,
в состав Юстиц-коллегии вошли семь приказов).
Уже в декабре 1718 г. был принят реестр коллегий:
1) Иностранных дел;
2) Казенных сборов;
3) Юстиции;
4) Ревизионная (бюджетная);
5) Военная;
6) Адмиралтейская;
7) Коммерц (торговля);
8) Штатс-контора (ведение
государственных расходов);
9) Берг-Мануфактур (промышленная
и горнодобывающая) 1.
В 1721 г. учреждена Вотчинная
коллегия, заменившая Поместный приказ,
в 1722 г. из единой Берг-Мануфактур-коллегии
выделилась Мануфактур-коллегия, на которую,
кроме функций управления промышленностью,
были возложены задачи экономической
политики и финансирования. За Берг-коллегией
остались функции горнодобычи и монетного
дела.
Деятельность коллегий определял
Генеральный регламент (1720), объединивший
большое число норм и правил, детально
расписывающих порядок работы учреждения.
Создание системы коллегий
завершило процесс централизации и бюрократизации
государственного аппарата. Четкое распределение
ведомственных функций, разграничение
сфер государственного управления и компетенции,
единые нормы деятельности, сосредоточение
управления финансами в едином учреждении
- все это существенно отличало новый аппарат
от приказной системы.
С учреждением новой столицы
(1713) центральный аппарат переместился
в Санкт-Петербург. Сенат и коллегии создавались
уже там.