Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2013 в 11:41, реферат
"Он надеялся грозою власти вызвать самодеятельность в порабощенном обществе и через рабовладельческое дворянство водворить в России европейскую науку, народное просвещение как необходимое условие общественной самодеятельности, хотел, чтобы раб, оставаясь рабом, действовал сознательно и свободно. Совместное действие деспотизма и свободы, просвещения и рабства - это политическая квадратура круга, загадка, разрешавшаяся у нас со времен Петра два века и доселе неразрешенная ".
Введение……………………………………………………………………..3
Петр I и начало модернизации страны………………………….5
Петровские реформы и утверждение абсолютизма в России….8
1.1. Военная реформа………………………………………………………8
1.2. Реформа органов власти и управления………………………………8
1.3. Реформа сословного устройства русского общества……………….10
1.4. Церковная реформа……………………………………………………11
1.5. Реформа в области культуры и быта………………………………….12
1.6. Итоги реформ………………………………………………………….14
1.7. Социально-экономическое развитие и социальная политика правительства………………………………………………………………17
1.8. Реформы Петра и особый путь России……………………………….29
III. Заключение…………………………………………………………….33
Список использованных источников…………………………
Организация или передача новых
предприятий компаниям или
______________________________
С. КНЯЗЬКОВ "Очерки из истории Петра Великого и его времени" - М.: Культура, 1990 – С.106
25
Условия этой аренды четко
определялись и при
населения с последующей фиксацией
их социального статуса и
______________________________
С. КНЯЗЬКОВ "Очерки из истории Петра Великого и его времени" - М.: Культура, 1990 – С. 107
26
Крепостническая политика в промышленности
деформировала и процесс
Таким образом, отметим два самых
важных последствия активного
______________________________
С. КНЯЗЬКОВ "Очерки из истории Петра Великого и его времени" - М.: Культура, 1990 – С. 109
27
Областная реформа, отвечая наиболее актуальным потребностям самодержавной власти, явилась в то же время следствием развития бюрократической тенденции, столь характерной уже для предшествующего периода. Именно с помощью усиления бюрократического элемента в управлении Петр намеревался решать все государственные вопросы. Реформа привела не только к сосредоточению финансовых и административных полномочий в руках нескольких губернаторов - представителей центральной власти, но и к созданию на местах разветвленной иерархической сети бюрократических учреждений с большим штатом чиновников.
Подобная же схема была заложена
в идее организации Сената, явившегося
следующим уровнем
мыслил ни эффективного управления, ни самого самодержавия как политического режима личной власти.
Для понимания многих явлений в истории России необходимо подчеркнуть огромную роль государства в жизни общества. Во многом все прогрессивное и реакционное идет сверху. Для России с давних пор стало естественным явление, когда не общественное мнение определяет законодательство, а, наоборот, законодательство формирует (и даже деформирует) общественное мнение и общественное сознание. Петр придавал огромное значение писаному законодательству, которое в его эпоху отличалось всеобъемлющей регламентацией и бесцеремонным вмешательством в частную и личную жизнь. Закон реализовывался лишь через систему бюрократических учреждений. Можно говорить о создании при Петре подлинного культа учреждения, административной инстанции. Мысль великого реформатора России была направлена, во-первых, на создание такого совершенного и всеобъемлющего законодательства,
______________________________
С. КНЯЗЬКОВ "Очерки из истории Петра Великого и его времени" - М.: Культура, 1990 – С.112
28
которым была бы по возможности охвачена и регламентирована вся жизнь подданных, во-вторых, Петр мечтал о создании совершенной и точной как часы государственной структуры, через которую бы могло реализовываться законодательству. Петр прилагал огромные усилия к налаживанию бесперебойной, эффективной работы созданных учреждений и главное внимание уделял именно разработке и усовершенствованию многочисленных регламентационных документов, которые, по мысли их создателя, должны были обеспечить эффективность работы аппарата.
Для мировоззрения Петра было характерно отношение к государственному учреждению как к воинскому подразделению, к регламенту - как к уставу, а к служащему - как к солдату или офицеру. Он был убежден, что армия
наиболее совершенная
воспитать в людях порядок, трудолюбие, сознательность, христианскую нравственность. Внедрение военных принципов в гражданскую сферу проявлялось в распространение военного законодательства на систему государственных учреждений, а также в придании законам, определяющим работу учреждений, значения и силы воинских уставов. Для Петра были характерна сознательная ориентация на военные образцы, желание придать государственной машине черты грандиозной военно-бюрократической организации, созданной и действующей как единый военный организм.
С Петровских времен армия заняла выдающееся место в жизни русского общества, став его важнейшим элементом. Утверждалось, что в России не армия была при государстве, а, наоборот, государство при армии.
Создание бюрократической
______________________________
С. КНЯЗЬКОВ "Очерки из истории Петра Великого и его времени" - М.: Культура, 1990 – С.120
29
Однако в условиях российского самодержавия, когда ничем и никем не ограниченная воля монарха единственный источник права, когда чиновник не ответствен ни перед кем, кроме своего начальника, создание бюрократической машины стало и своеобразной "бюрократической революцией", в ходе которой был запущен вечный двигатель бюрократии. Начиная с петровских времен, он начал работать по присущим ему внутренним законам, ради конечной цели упрочения своего положения. Многие из этих черт и принципов сделали сплоченную касту бюрократов неуязвимой и до сего дня.
В основе военно-бюрократической
примечательна окончательным оформлением самодержавия. Ликвидация последних следов сословного представительства, создание сводов законов,
закрепляющих право личности управлять, владеть миллионами на основании своей юридически ничем не ограниченной воли с помощью бюрократической машины, - суть главных процессов, происшедших при Петре.
РЕФОРМЫ ПЕТРА И ОСОБЫЙ ПУТЬ РОССИИ.
Понятие России в значительной степени отождествлялось с Государством Российским. Само понимание русского, русской территории после классического периода Киевской Руси связывалось с работой государственного собирания.
Русский этнос в его современном понимании как нечто единое по существу был вынянчен государством в процессе смешения разноплеменных человеческих масс. Государственное начало в русской истории выглядит действительно как нечто, выросшее из творящей самое себя идеи, - русский этнос, территория и культура.
______________________________
История СССР с древнейших времен до конца XVIII в. " /под ред. Б. А. Рыбакова М.: Высшая школа, 1983. – С. 98
30
Становление основного положительного принципа развития - государственного, борьба за его утверждение и т.д. - осуществлялось за счет массовых репрессий, уничтожения целых укладов жизни, за счет дальнейшего ограничения свободы личности. В России в условиях слабости или практического отсутствия гражданского общества реформы, которые в Европе шли снизу, от общества, как результат выхода на поверхность новых укладов, новых типов производств в борьбе со сложившимися, в России проводились в интересах власти перед лицом внешней и внутренней угрозы, в частности, со стороны собственного общества. Поэтому эти реформы осуществлялись прежде всего посредством подавления общества, породив феномен отчуждения общества от власти.
В России налицо особенное, ни с чем не сравнимое развитие, в котором движение вперед парадоксальным образом переплетается с подавлением
свободы, а технический и другой прогресс - с отчуждением общества от государства.
В результате исторического развития сложился своеобразный "русский путь" - от модернизации до модернизации. А поскольку реформы сверху, особенно внедрение нового, требуют усиление власти, то развитие производительных сил в России, сопровождаясь волнообразным усилением деспотизма на каждом витке реформ, шло в сторону уничтожения гражданского общества, до некоторой степени возрождавшегося, однако после того, как эпоха реформ проходила.
Реформы Петра заморозили процессы
эмансипации частной
______________________________
История СССР с древнейших времен до конца XVIII в. " /под ред. Б. А. Рыбакова М.: Высшая школа, 1983.- С. 104
31
Со временем этот налог привел к ликвидации частного владения, переделам земли общиной и ко все возрастающему вмешательству государства в дела крестьян.
Сейчас, оглядывая разоренную страну, оказавшуюся вдруг, как в давние времена, нищей и отсталой, который раз в нашей истории ощутив себя перед неопределенностью будущего, необходимо задуматься, так как пронесла с собой наша страна сквозь революционные бури вековую традицию создавать в результате реформ жестко-деспотический режим особого типа, который в России назывался самодержавием.
Своеобразие исторического пути России состояло в том, что каждый раз следствием реформ оказывалась еще большая архаизация системы общественных отношений. Именно она и приводила к замедленному
течению общественных процессов, превращая Россию в страну догоняющего развития.
Своеобразие состоит и в том,
что догоняющие, в своей основе
насильственные реформы, проведение которых
требует усиления, хотя бы временного,
деспотических начал
конечном итоге, к долговременному укреплению деспотизма. В свою очередь замедленное развитие из-за деспотического режима требует новых реформ. И все повторяется вновь. Циклы эти становятся типологической особенностью исторического пути России. Так и формируется - как отклонение от обычного исторического порядка - особый путь России.
Продлится ли в нашем будущем "изменение обычного исторического порядка" - особый путь, который в очередной раз ввергнет страну в пароксизм конвульсивных насильственных изменений, не давая ничего взамен, кроме перспективы повторения их в будущем, уже на периферии мирового развития?
______________________________
История СССР с древнейших времен до конца XVIII в. " /под ред. Б. А. Рыбакова М.: Высшая школа, 1983. – С.105
32
Или в нашей истории изменится смысл слова "реформа", и мы найдем в себе силы, возможности и волю занять достойное великой культуры место в этом мире?
На эти вопросы смогут ответить только историки будущих поколений, но хотелось бы, чтобы утвердительно - на второй.
______________________________
История СССР с древнейших времен до конца XVIII в. " /под ред. Б. А. Рыбакова М.: Высшая школа, 1983. – С.107
33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Историческое развитие происходит в сущности независимо от отдельных личностей. Россия и без Петра превратилась бы в европейскую державу; он не создал нового направления в историческом развитии России; но, благодаря гениальности и силе воли Петра-патриота, Россия особенно быстро и успешно продвинулась вперёд в указанном ей уже прежде направлении. Народ, создавший Петра, может гордиться этим героем, бывшим как бы продуктом соприкосновения русского народного духа с общечеловеческою культурою. Глубокое понимание необходимости соединения двух начал, национального и космополитического, доставило Петру на вечное время одно из первых мест в истории человечества.
Преобразования первой
четверти 18 в. позволили России
сделать определенный шаг