Петр I: внутренняя и внешняя политика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2013 в 00:51, контрольная работа

Краткое описание

Время правления Петра Великого (1689 – 1725). Особенность петровских реформ состоит в неясности хронологии преобразований. Точно сказать, когда начались реформы, мы не можем. Условной гранью начала их следует считать рубеж XVII и XVIII веков, а конец приходится на 1725 год, когда со смертью Петра, реформы оборвались. Преобразования в различных сферах начинались в разное время, и поэтому, надолго растянулись, что для русского общества оказалось весьма мучительным испытанием. Реформаторский процесс проходил в «рваном» ритме, реформы не согласовывались между собой и создаваемые элементы новой государственной и социальной структуры долгое время не сочетались в единое целое.

Содержание

Реформы Петра I…………………………………………………… стр. 3
Укрепление абсолютной монархии, её основные черты……….. стр. 10
Внешняя политика Петра I……………………………………….. стр. 13
Пётр I в оценке отечественной историографии………………… стр. 17
Список использованной литературы……………………………. стр. 24

Вложенные файлы: 1 файл

История.doc

— 112.50 Кб (Скачать файл)

Русское общество XVII века находилось, по его мнению, в состоянии хаоса и распада, что и обусловило применение государственной властью радикальных мер - “точно так же, как серьезная болезнь требует хирургического вмешательства”.

Таким образом, ситуация в России накануне реформ оценивается  Соловьевым негативно.

Богословский, не придерживаясь  четко материалистических позиций, представлял реформы как радикальный и полный разрыв с прошлым.

“17 столетие” не только создало атмосферу, в которой вырос и которой дышал преобразователь, но и начертало программу его деятельности, в некоторых отношениях шедшую даже дальше того, что он сделал. Петр в порядках старой Руси ничего кардинально не менял, он продолжал возводить постройку в развитие уже существовавших тенденций. Обновление же состояло лишь в том, что он переиначивал сложившееся состояние составных частей”.

По мнению Ключевского  и Платонова, если в реформах Петра  и было что- то “революционное”, то лишь насильственность и беспощадность  использованных им методов.

На сегодняшний же день в науке преобладающим является мнение, что реформы Петра не означали кардинального разрыва с прошлым, хотя и в двадцатом веке отдельные крупные историки, как, например, ученики Ключевского - М.М. Богословский и М.Н. Покровский в этом вопросе были солидарны с Соловьевым.

Точка зрения относительно очевидной бесплановости и непоследовательности преобразований Петра разделяется В.О. Ключевским, который подчеркивает, что движущей силой преобразований была война. Ключевский считает, что структура реформ и их последовательность были всецело обусловлены потребностями, навязанными войной, которая, по его мнению, тоже велась довольно бестолково. В противоположность Соловьеву Ключевский отрицает, что Петр уже в ранний период своей жизни ощущал себя призванным преобразовать Россию; лишь в последнее десятилетие своего царствования Петр, по мнению Ключевского, стал осознавать что создал что - то новое, одновременно и его внутренняя политика стала утрачивать черты скоропалительности и незавершенности решений. Этот взгляд положил начало ряду других точек зрения, более сосредотачивающихся на различных нюансах реформ.

В советской историографии  по вопросу планомерности реформ тоже не существовало единого взгляда. Как правило, предполагался более глубокий смысл преобразований, нежели только повышение эффективности военных действий.

С другой стороны, распространенным было мнение, что ход войны имел решающее влияние на характер и направленность петровских преобразований. Отмечалось и то, что реформы приобретали  все более отчетливый характер планомерности  и последовательности по мере неуклонно возраставшего перевеса России над Швецией в Северной Войне.

Существует еще одна тема, вызывающая сильные разногласия - это историческая сущность реформ. В основе понимания этой проблемы лежат либо воззрения, основанные на марксистских взглядах, то есть считающие, что политика государственной власти основана и обусловлена социально - экономической системой, либо позиция, согласно которой реформы - это выражение единоличной воли монарха. Эта точка зрения типична для “государственной” исторической школы в дореволюционной России.

Первый из этого множества  взглядов - мнение о личном стремлении монарха европеизировать Россию. Историки, придерживающиеся этой точки  зрения считают именно “европеизацию” главной целью Петра.

По мнению Соловьева встреча с европейской цивилизацией была естественным и неизбежным событием на пути развития русского народа. Но Соловьев рассматривает европеизацию не как самоцель, а как средство, прежде всего стимулирующее экономическое развитие страны.

Убежденность в ее непогрешимости привела Ключевского к выводу, что реформы имеют различную степень важности: он считал военную реформу начальным этапом преобразовательной деятельности Петра, а реорганизацию финансовой системы - конечной его целью. Остальные же реформы являлись либо следствием преобразований в военном деле, либо предпосылками для достижения упомянутой конечной цели. Самостоятельное значение Ключевский придавал лишь экономической политике.

По мнению таких историков  русский абсолютизм во всем, что  касается его роли и воздействия на жизнь русского общества занимал совершенно иную позицию, чем абсолютизм большинства стран Европы. В то время, как в Европе правительственную и административную структуру государства определял общественный строй, в России имел место обратный случай - здесь государство и проводимая им политика формировали социальную структуру.

В этой связи нужно  отметить и то, что в дискуссии  о сущности русского абсолютизма, завязавшейся в советской историографии, нашлись  сторонники той точки зрения, что государственная власть в России занимала значительно более сильную позицию по отношению к обществу, чем европейские режимы. Но эта точка зрения в советской историографии доминирующей не являлась. Советские историки, которые стремились дать петровскому государству и его политике свою характеристику, как правило, уделяли особое внимание экономическим и социальным преобразованиям; при этом отношения классов служили отправной точкой. Единственное в чем здесь были расхождения - это в понимании характера классовой борьбы и соотношения противоборствующих сил в этот период.

Первым, кто попытался  определить сущность реформ Петра с  марксистских позиций был Покровский. Он характеризует эту эпоху как  раннюю фазу зарождения капитализма, когда  торговый капитал начинает создавать новую экономическую основу русского общества.

Абсолютизм следовало  бы рассматривать как форму феодального  государства, но отличительной чертой России было стремление проводить вопреки  явной слабости буржуазии именно буржуазную политику, и развиваться  в направлении буржуазной монархии.

Вне связи с дискуссией об абсолютизме историки обсуждали проблему личного вклада царя Петра в реформы. Фигура Петра давно приковывала внимание многих авторов, но большинство из них ограничивалось общими, и преобладающе положительными психологическими портретами противоречивой личности царя (причем такие работы появляются и в западной историографии).

Влияние Петра на внешнюю  политику государства не стало предметом  систематических исследований, но, согласно общепринятому мнению, император  использовал большую часть своего времени и энергии именно на то, чтобы изменить отношения России и окружающего мира; кроме того, многие историки документально, на основе внешнеполитических материалов подтвердили активную и ведущую роль Петра в этой области государственной деятельности.

Из всего сказанного видно, что взглядов на Петра, его эпоху - великое множество. Пожалуй, ни одна личность в отечественной истории не вызывала столько жарких споров.

В деятельности Петра  невозможно выделить однозначно положительные  или отрицательные стороны, ибо то, что одни считают величайшим благом, другие считают непоправимым злом.

Вообще, споры о Петре  великом - нечто большее, нежели споры  об одном отдельном периоде русской  истории, одном отельном правителе.

Это - непрекращающийся уже  столетия спор между западниками и славянофилами, норманистами и антинорманистами, церковью и светским миром.

Но в любом случае, самым наглядным свидетельством величия Петра, грандиозности его  времени, значимости его реформ, на мой взгляд, являются сами эти споры, непрекращающиеся уже на протяжении трех столетий.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы.

 

  1. Анисимов Е.В. Время петровский реформ. Л., 1989.
  2. Анисимов Е.В. Исторические чтения. «Шведская модель» с русской «особостью».1995.
  3. Буганов В.И. Пётр Великий и его время. М., 1989.
  4. Павленко Н.И. Пётр Первый» 1989.



Информация о работе Петр I: внутренняя и внешняя политика