Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2013 в 10:48, доклад
Полис возник в процессе борьбы с пережитками родового строя, роста товарно-денежных отношений, отделения ремесла от земледелия, обострения социальной борьбы земледельцев-общинников и торгово-ремесленных слоёв с родовой знатью. Экономическим базисом полиса являлась античная форма земельной собственности, которая выступает всегда в противоречивой, двойственной форме - как собственность государственная (общинная) и как собственность частная, причём последняя обычно обусловлена первой.
Полис древней Греции: его общая характеристика
Полис - город, государство, особая форма экономической и политической организации общества. Территория полиса состояла из городских территорий и из окружавших их земледельческих поселений (хоры).
Полис возник в процессе борьбы с
пережитками родового строя, роста
товарно-денежных отношений, отделения
ремесла от земледелия, обострения
социальной борьбы земледельцев-общинников
и торгово-ремесленных слоёв с
родовой знатью. Экономическим базисом
полиса являлась античная форма земельной
собственности, которая выступает
всегда в противоречивой, двойственной
форме - как собственность
Полис обеспечивал коллективу полноправных
граждан право собственности
на землю и на рабов; обязанностью
полиса была забота об экономическом
поддержании граждан полиса; соответственно
внешняя и внутренняя экономическая
политика полиса направлялась на восстановление
мелкой и средней земельной
Все граждане от 17-18 до 60 лет составляли народное ополчение. Богатые и средние слои общества служили всадниками и тяжеловооружёнными пешими воинами (гоплиты), а более бедные - легковооружёнными воинами. Специфика полисных отношений способствовала формированию полисной идеологии, полисного патриотизма.
Политическое устройство полисов при всём их разнообразии представляло некоторое единство. Государственный аппарат полиса состоял из народного собрания (апелла, эклессия) полноправных граждан-мужчин, совета (герусия, ареопаг, сенат) и различных выборных должностных лиц (магистратов). Народное собрание - наиболее демократический орган управления - было атрибутом всякого полиса. Оно осуществляло право гражданина управлять государством. В зависимости от того, какой вес в политической жизни удалось приобрести торгово-ремесленным слоям и земледельцам-общинникам в борьбе с родовой знатью, полис мог быть либо олигархическим (Спарта), либо демократическим (Афины). В экономическом отношении различие между полисами определялось большей или меньшей ролью хоры, т.е. соотношением между земледелием и ремеслом и торговлей. Типичным земледельческим полисом была Спарта; Коринф, имевший незначительную хору, был типичным торгово-ремесленным полисом.
С установлением
Законодательство Дракона
Оно представляло собой сборник законов. До нас дошли лишь их наименования. Законы были чрезвычайно жестоки, возможно поэтому в современном лексиконе появилось устойчивое выражение «Драконово законодательство». Дракон своим законодательством:
-дал гражданские и
-ввел 9 архонтов (архонт Эпоним);
-ввел совет 401 (он избирался
жребием из числа граждан Афин)
-сохранил патриархат;
-узаконил рабство (долговое);
-узаконил право кровной мести;
-ввел коллегию эфетов;
-узаконил высокий
Законодательство Солона, реформы Клисфена
Реформам Солона предшествовала напряженная ситуация в обществе. Все это приводит к открытому выступлению против родовой аристократии в VIIв. до н.э. Также против старой родовой аристократии выступил новый круг лиц, который представлял собой разбогатевшие торговые и промышленные круги общества. Они стремились оттеснить родовую аристократию и взять власть в свои руки. Эта борьба выдвинула на политическую арену Солона, который в 594г. до н.э. был избран архонтом и наделен чрезвычайными полномочиями. Произведенные им реформы все таки носили компромиссный характер, они оставляли ряд привилегий для родовой аристократии.
Солон произвел т.н. сисахвию - реформу долгового рабства. Все долги крестьян были аннулированы и были запрещены впредь долговые обязательства, в силу которых закладывалась бы сама личность должника. Все лица находившиеся в кабале получали свободу, а проданные за пределы государства были выкуплены и возвращены на родину.
Солон разделил всех граждан на 4 разряда, в зависимости от их имущественного положения. Только граждане первых трех разрядов могли занимать государственные должности, а должности архонтов и членов ареопага могли занимать люди только из первого разряда. Четвертому разряду был открыт доступ лишь в народное собрание.
Солон создал новый орган государственного управления - совет четырехсот, который ежегодно избирался из граждан первых трех разрядов по 100 человек от каждого племени. Также Солоном был создан суд присяжных -гелиэя, в ее состав могли входить граждане всех четырех разрядов.
Фактически, Солон сохранил, идущее
от родового строя, деление афинского
общества на 4 племени - филы. В течение
30 лет, установленный Солоном
Реформа Клисфена
Клисфен возглавил движение знати против тирании пизистратидов. При содействии спартанского царя удалось изгнать пизистратида Гипия и положить конец тирании, власть была передана Клисфену.
В 509 г. до н.э. Клисфен проводит реформы по ликвидации остатков родового строя. Он ввел территориальное деление населения, уничтожив политическое значение старого деления населения на 4 филы. Клисфен разделил население на 10 территориальных фил. Каждая фила разделена на 3 тритии. Каждая фила представляла не сплошную территорию, а непременно была соединением трех отдельных территориальных единиц: в филу входила 1 трития от территории города Афин, 1 трития от приморской территории и 1 трития от внутренней части страны, т.о. в каждой филе 2/3 городское или тяготевшее к городу, население, а 1/3-сельское. Тритии делились на демы, в каждом деме был выборный староста - демарх, который ведал делами дема и приводил в исполнение постановления демовых собраний.
Совет 400 упразднен, вместо него создан совет 500, состоял из представителей 10 фил, избранных по 50 от каждой. Коллегия архонтов утратила свое значение и была образована коллегия 10 стратегов. Имущественный ценз для занимания высших должностей сохранился. Клисфен ввел т.н. остракизм или суд черепков. Посредством него народное собрание получило право изгонять из государства на 10 лет граждан, которые по мнению народа становились опасными для демократии.
Государственное устройство древних Афин
Эклессия - народное собрание. Каждый гражданин Афин имел право участвовать в эклессии с 20 лет. Чтобы им стать необходимо было выиграть doci masia в своем деме. С 18 лет гражданин Афин включался в список дема, который был основой списка созываемых на эклессию. Народное собрание созывалось 10 раз в год (позже - 40 раз в год). В Афинах существовало два вида календарей.
Эклессия собиралась по инициативе пританов, которые также назначали повестку дня. Объявлял ее городской глашатай, который оповещал всех жителей о предстоящем собрании. Срок действия эклессии - один день (от восхода до захода солнца). Уходить с собрания было нельзя (именно поэтому участвующие в собрании приносили с собой еду и вино, ведь собрание иногда длилось по 12 часов и больше).
Для участия в эклессии граждане Афин собирались на агоре (площади у подножия горы), отмечались у глашатая, получали жетоны (2 вида голосования: хиротонея и балатирвока) и рассаживались. Ученые до сих пор спорят как сидели граждане, участвующие в эклессии - хаотично или нет? Большинство ученых сходятся в том, что афиняне рассаживались беспорядочно (по крайней мере доказательства обратного до сих пор не существует).
Пританы - президиум эклессии, который состоял из 9 человек. Она руководила эклессией и производила подсчет голосов. Для принятия решений необходимо было 6000 человек.
Компетенция эклессии:
1.выборы и увольнение всех чиновников (кроме чиновников филов и демов)
2.заслушивала отсчет
3.рассматривала
4.подтверждала
5.судебная власть эклиссии распространялась лишь на дела государственной измене. Предварительная инновация.
6.эклиссия
Выдвигался законопроект в коллегии пританов. Закон рассматривался на эклессии. На народном собрании происходило предварительное голосование - эпихиротомия. Любой участник эклессии мог заявить исангелию (возражение). К примеру, он мог сказать, что закон противоречит принципу Афинского государства. Тогда дело предавалось в гелию, где закон либо отменялся, либо считался действительным. Если принимался, то происходила эпихиротонея. Если закон был одобрен, то тогда он отправлялся в коллегию номофетов.
После того, как закон был принят он направлялся в коллегию фесмофетов (официальные хранители законов). Там производилась окончательная проверка и его публикация.
Законодательный процесс в древних Афинах
Существовала следующая
Собрание открытым голосованием решало, нужно ли вносить изменения в существующее законодательство. Если решение было положительным, гражданину, сделавшему предложение поручалось представить проект в совет пятисот. Совет пятисот давал заключение по данному проекту, после чего законопроект поступал на рассмотрение третьего народного собрания данного года. В случае его одобрения проект поступал в гелиэю и здесь, в коллегии номофетов, подвергался очередному рассмотрению. Народное собрание назначало 5 особых защитников старых законов-синдиков. Дела разбирались в форме судебного процесса: предлагавшие новый закон выступали в роли обвинителей старых законов, а синдики в роли их защитников. В случае одобрения номофетами проекта он становился законом. Таким образом решающее слово в принятии законов принадлежало гелиэе. В случае противозаконности предложения, сделанного в народном собрании, мог быть возбужден процесс. В случае выявления противоречия между законопроектом и основами политического и общественного строя Афин, виновный подвергался денежному штрафу, а в особо серьезных случаях ему грозила смертная казнь.
Разряды населения в древних Афинах
В Афинах существовало четкое деление на рабов и свободных граждан. Свободные делились на полноправных граждан и метэков.
Граждане. Считались гражданами те, у кого отец и мать афиняне. По достижении 18 лет гражданин зачислялся в списки членов дема-демотов. Граждане обладали всей полнотой политических прав. Афинское гражданство давало право на получение пособий и всякого рода раздач от государства. Гражданин считался военнообязанным с 18 лет, а в возрасте от 18 до 20 лет все граждане проходили военное обучение.
Метэки - это чужеземцы, проживавшие в Афинах продолжительное время. Обычно это были граждане других греческих городов, жившие в Афинах. Они не обладали правом гражданства, не имели право приобретать недвижимость. Брак гражданина с метэком законным не считался, а дети от такого брака гражданства не имели. Каждый метэк обязан был выбирать себе простата, который являлся посредником между ним и правительством. С метэков взималась особая подать - метэкион, кроме того он и несли и все остальные подати, подати по сооружению триер. Метэки были обязаны нести и военную службу. К метэкам по своему положению приравнивались вольноотпущенники, которые также имели своего простата - своего бывшего хозяина и платили те же особые сборы.
Рабы. Существовали рабы государственные и частные. Из числа государственных вербовалась полицейская стража для поддержания порядка в общественных местах, тюремные служители, исполнители судебных приговоров, писцы. Частновладельческие рабы жили отдельно от своих хозяев и, занимаясь ремеслом, платили хозяевам лишь условленный оброк. Источником рабства было: военный плен, рождение от рабов, приобретение покупкою за границей. Рабство за долги было отменено Солоном в начале 6 в. до н.э. Раб являлся вещью и не мог обладать какой-либо собственностью, все, чем он обладал являлось собственностью его господина. Но за государственными рабами признавалось право покупать и располагать собственностью. На суде раб не мог выступать самостоятельно, было необходимо представительство его господина. Убийство раба не считалось преступлением, убийство чужого раба влекло штраф в пользу его господина.
Суд, его органы и процесс в древних Афинах
В Афинском государстве существовали следующие судебные органы:
Ареопаг. Разбирал дела об умышленных убийствах, поджогах. Убийство считалось делом, вызвавшем гнев богов и поэтому приобретало религиозное значение. Убийца мог удалится в изгнание и тем самым избавится от осуждения.
Суд эфетов разбирал дела о неумышленных убийствах, дела об убийстве метэков, о нанесении увечий, об убийстве, дозволенном законом, нечаянное убийство, случаи причинения смерти животными и предметами.
Информация о работе Полис Древней Греции: его общая характеристика