Политическая история Югославского государства в межвоенный период

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2012 в 19:48, контрольная работа

Краткое описание

Созданию Югославии способствовали два фактора: общий кризис империи Габсбургов, приведший ее к революции и распаду, а также революции 1917 г. в России, оказавшие сильное влияние на подъем антивоенного национально-освободительного движения в Центральной и Юго-Восточной Европе .

Содержание

1. Создание объединенного югославского государства.
2. Государственное строительство 1918 – 1921 гг. Видовданская конституция.
3. Кризис парламентаризма в Королевстве СХС (1918 – 1928 гг.)
4. Переворот 6 января 1929 г. и установление режима личной власти Александра I Карагеоргиевича (1929 – 1934гг.)
5. Внутриполитическая борьба вокруг концепции государственного устройства. Сербско-хорватские противоречия (1935 – 1939 гг.)
6. Внешняя политика имеждународное положение Югославского государства в межвоенный период.

Вложенные файлы: 1 файл

югославие.docx

— 44.08 Кб (Скачать файл)

Министерство  образования Республики Беларусь

Белорусский государственный  университет

Исторический  факультет

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Контрольная работа по теме

Политическая  история Югославского государства  в 

межвоенный период.

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила студентка 2 курса  заочного отделения 

 

 

Минск, 2012

 

Содержание

  1. Создание объединенного югославского государства.
  2. Государственное строительство 1918 – 1921 гг. Видовданская конституция.
  3. Кризис парламентаризма в Королевстве СХС (1918 – 1928 гг.)
  4. Переворот 6 января 1929 г. и установление режима личной власти Александра I Карагеоргиевича (1929 – 1934гг.)
  5. Внутриполитическая борьба вокруг концепции государственного устройства. Сербско-хорватские противоречия (1935 – 1939 гг.)
  6. Внешняя политика имеждународное положение Югославского государства в межвоенный период.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Создание объединенного югославского государства

 

Созданию Югославии способствовали два фактора: общий кризис империи  Габсбургов, приведший ее к революции  и распаду, а также революции 1917 г. в России, оказавшие сильное  влияние на подъем антивоенного национально-освободительного движения в Центральной и Юго-Восточной  Европе1.

В конце сентября — начале октября 1918 г. в обстановке распада  Австро-Венгрии в ряде мест стали  создаваться национальные комитеты. 5 октября в Загребе (Хорватия) возникло Народное вече словенцев, хорватов и  сербов, в состав которого вошли  различные политические партии югославянских  земель. Трудящиеся массы вели борьбу не только за национальное, но и за социальное освобождение. В Загребе, Риеке и  других городах рабочие начали создавать  Советы, крестьяне в ряде мест стали  захватывать помещичьи земли. В  этой ситуации Народное вече 29 октября 1918г. объявило о переходе в его  руки власти и образовании Государства  словенцев, сербов и хорватов.

Верховным законодательным  органом в новом государстве  стало Центральное Народное вече в Загребе, сформированное путем  кооптации в его состав представителей местных парламентов. В каждой югославянской  области бывшей империи Габсбургов действовало на правах автономии  свое Народное вече. В некоторых  из этих органов власти участвовали  местные социал-демократы. Советы, находившиеся, как правило, под руководством правых социал-демократов, не пытались противостоять  Народным вече.

Международное положение  молодого государства было сложным. Антанта и США, не отказавшиеся от своих планов создания федерации  Дунайских государств, не спешили  признать Государство словенцев, хорватов и сербов. Италия уже в начале ноября 1918 г. начала военную экспансию на Балканах, стремясь захватить Далмацию. Хорватское Приморье, Истрию, Юлийскую Крайну и южную Словению. Центральное Народное вече не располагало вооруженными силами, способными дать отпор итальянской интервенции. Державы Антанты, связанные с Италией секретным Лондонским договором 1915 г., ставили своей задачей лишь не допустить расширения итальянских притязаний. Только сербское правительство оказало военную поддержку Государству словенцев, хорватов и сербов, направив свои войска на побережье Адриатического моря, чтобы не допустить его захвата Италией.

Сербия добивалась объединения  всех югославянских земель в единое государство под властью династии Карагеоргиевичей. Вопреки позиции  части словенской и хорватской буржуазии, опасавшейся господства в едином государстве сербской буржуазии, представители  автономных районов Государства  словенцев, хорватов и сербов высказались  за объединение с Сербией. Народные веча Хорватии, Боснии и Герцеговины, Воеводины избрали делегации  для поездки в Белград. Великая  народная скупщина Черногории объявила о низложении династии Негошей и  решении «объединиться с братской Сербией в единое государство»2.

В результате переговоров  Народного вече с сербским правительством было достигнуто соглашение и 1 декабря 1918 г. в Белграде провозглашено создание объединенного Королевства сербов, хорватов и словенцев (Королевства  СХС) во главе с династией Карагеоргиевичей.

В состав Королевства СХС  вошли земли, сохранившие обусловленные  их историческим прошлым различия. Словения и Хорватия в экономическом  отношении превосходили аграрную Сербию. Отсталыми областями государства  были Черногория, где еще не исчезли  остатки патриархально-общинного  уклада и родоплеменного быта, а  также находившиеся долгое время  под игом Османской Турции.

Македония, Босния и Герцеговина. Эти различия создавали препятствия  для решения проблемы образования  единого национального рынка, тормозили  развитие производительных сил ранее  разобщенных земель.

2. Государственное строительство 1918 – 1921 гг. Видовданская конституция.

В создании Югославии нашли  своё осуществление вековые стремления и чаяния южнославянских народов  к самостоятельному государственному существованию. Все группы партии были за объединение, и разногласия их вращались, в первую очередь, вокруг вопроса о государственном устройстве Югославии. Выдвигались республиканские, централистические, федерадистические  идеи и даже идея создания общего славянского  государства с включение в  него Болгарии.

В связи с этим вопросом и вскоре присоединившимися к  нему вопросами национального и  социального порядка возникло несколько  партий и группировок. Сербские финансовые и промышленные круги, государственные  чиновники и военщина группировались в, радикальной партии, которая была за централистическое устройство государства, за парламентарную монархию во главе  с династией Карагеоргиевичей. Эта  форма государства наиболее соответствовала  их стремлению к гегемонии Сербии в стране. Королевство сербов хорватов и словенцев представлялось радикалам  в виде расширенной Сербии. Опираясь на тайную организацию сербского  офицерства «Белая рука», радикалы при  поддержке короля добились назначения своих ставленников на все ответственные  посты в государстве, обеспечивавшие им господство над несербскими народами3. В мае 1919 г. была создана, другая партия — демократическая (Давидович и Прибичевич), в которую вошли мелкобуржуазные сербские партии, а также партии демократов — сербов Воеводины и Боснии, хорватских и словенских демократов. Эта партия объединила городскую мелкую буржуазию, интеллигенцию Сербии и сербскую буржуазию вне Сербии, а также тех представителей других наций, которые были за государственное единство и централизм. Демократическая партия выдвигала идею единства народов Югославии на базе централистического устройства государства, но без гегемонии какой-либо нации или области, за внутреннее единство и равноправие всех народов, с большими правами самоуправления областей, округов, и общин. Это политическое объединение было направлено как против гегемонии радикалов - великосербов, так и против автономистского движения хорватов4.

В Хорватии наибольшим влиянием пользовалась хорватская республиканская  крестьянская партия Радича. Её ярко выраженная национальная и республиканская  программа притягивала к себе хорватских крестьян; поэтому-то она  скоро стала самой влиятельной  и массовой партией в Хорватии я Далмации. Выступая против объединения  в такой форме, в какой оно  было проведено радикалами, республиканцы (радичевцы) на съезде 3 февраля 1919 г. вынесли  решение послать на мирную конференцию  в Париж меморандум с требованием  нрава самоопределения для хорватов. Партия Радича была За республику в  границах Югославии, на базе федерации  с Сербией и Черногорией. Правительство  радикалов арестовало Радича. Этот арест ещё больше поднял авторитет  Радича в крестьянских массах5.

В Словении большим влиянием пользовалась клерикальная партия Корошеца, которая в отличие от радичевской  партии признала принцип объединения  и вошла в коалиционное правительство  е сербскими радикалами. Также  и боснийские мусульмане поддерживали сербских радикалов.

С самого начала основания  государства король и правительство  радикалов не скупились на обещания земельной реформы крестьянам и  улучшения условий и оплаты труда рабочих. Ни одно из этих обещаний не было выполнено, и трудящийся народ, сильно волновался. Ещё в декабре 1918 г. произошли кровавые столкновения в Хорватии, Черногории, Воеводине и в других областях страны. Весной 1919 г. развернулось сильное забастовочное движение железнодорожников, шахтёров и рабочих - других отраслей промышленности. В деревнях бурно развёртывалось крестьянское движение за землю.

Правительство было вынуждено, издать закон о 8-часовым рабочем  дне и объявить о проведении аграрной реформы, но и на этот раз обещания не были выполнены. В условиях общего подъёма рабочего и крестьянского  движения в апреле 1919 г. образовалась югославская компартия. На выборах  в парламент компартия оказалась  третьей по силе политической партией  в стране. Радикальное правительство  в 1921 г. объявило компартию вне закона, распустило её организацию, закрыло  её печать, конфисковав её имущество  и запретив её дальнейшую деятельность. В то же время правительство обрушилось на национальное движение, встретив особенно сильное сопротивление со стороны  хорватской крестьянской партии Радича, которая не признала белградской  Скупщины, и требовала образования  республики Хорватии.

Несмотря на это, 28 июня 1921 г. была принята Видовданская (так  названная по дню святого Вида, в который произошла историческая Косовская битва 28 июня 1389 г.) конституция, вполне отвечавшая желаниям и целям  радикалов. Это привело впоследствии к целому ряду внутриполитических столкновений и потрясений. Согласно Видовданской конституции Королевство сербов, хорватов и словенцев объявлялась конституционной парламентской и наследственной монархией. Королю принадлежала исполнительная власть, которую он осуществлял через министров. Королю совместно с народным представительством (народной скупщиной) принадлежала также и законодательная власть. Он должен был утверждать и обнародовать законы, назначать государственных должностных лиц. Король был признан главой всех военных сил. Он представлял государство во всех сношениях с иностранными государствами, объявлял войну, заключал мир. Именем короля выносились судами приговоры и приводились в исполнение. Королю принадлежало право амнистии и помилования по всем политическим и военным преступлениям. Король созывал Народную скупщину (парламент) и распускал её.

В то же время Видовданская конституция вводила ряд положений, устанавливавших полномочия и права  народного представительства. На основе прямых, всеобщих, равных и тайных выборов, в которых в качестве избирателей  участвовали все мужчины, граждане государства сербов, хорватов и словенцев, достигшие 21 года (кроме находящихся  в действующей армии), создавался однопалатный парламент — Народная скупщина, которой принадлежала совместно  с королём законодательная власть.6

Народная скупщина утверждала государственный бюджет, ратифицировала все договоры с иностранными государствами. Всякий член Скупщины имел право обращаться к министрам с вопросами и  запросами, на которые министры были обязаны отвечать в определённый срок.

Министры, по конституции, признавались ответственными не только перед королём, но и перед Народной скупщиной.

Таким образом, формально  вводились порядки, характерные  для! парламентского строя. В действительности же, однако, на протяжении всех последующих  лет, в течение которых действовала  Видовданская конституция, подлинной  ответственности министров перед  Народной скупщиной не было, и назначение и отставка совета министров осуществлялись в значительной мере по усмотрению короля. Конституция устанавливала  также ряд положений, определявших политические права граждан, однако и эти положения в значительной мере оставались только декларативными; на деле левые партии подвергались преследованиям, демократические свобод» (слова, собраний, союзов, печати и др.) нарушались и т. д.

Видовданская конституция  устанавливала, что все предложения  о внесении какого-либо изменения  в конституции могут исходить только от короля или Народной скупщины, а/самое изменение должно "быть утверждено новым-составом Скупщины абсолютным большинством всего её состава.

Несмотря на это прямое указание конституции, 6 января 1929 года в полное нарушение конституции  король опубликовал манифест о том, что Видовданская конституция от 28 июня 1921 г, потеряла свою силу и вместо неё вводится «Закон о королевской) власти и верховном управлении государством» (от 6 июня 1929 г.) согласно этому акту уничтожалось всякое народное представительство, королевство объявлялось наследственной монархией и устанавливалось, что король обладает всей властью в государстве7. Этот антиконституционный акт, узаконивший в стране реакционную диктатуру, должен был разрешить новыми средствами по существу те же задачи-, которые правящие круги пытались, но не могли разрешить с помощью Видовданской конституции, — обеспечить господство сербской буржуазии и подавить демократические устремления народных масс.

 

3. Кризис парламентаризма в Королевстве СХС (1918 – 1928 гг.)

 

В 1923 г. Радич отправился за границу с целью получить помощь от Англии и Франции в борьбе с  сербскими радикалами за создание автономной Хорватии, но потерпел неудачу. Затем  Радич приехал в Москву и договорился  о вступлении его партии в Крестинтерн (1924 г.). По возвращении Радича на родину он и другие вожди его партии были арестованы, а партия была объявлена  распущенной. Тогда Радич и его  друзья капитулировали и признали династию, централистическое устройство страны и отказались от борьбы за республику, после чего вошли в коалиционное правительство совместно с радикалами. Но скоро произошёл новый раскол политических партии; партия демократов разделилась на два течения: одни стояли за централизм, другие — за федеративное устройство государства. От партии Радича откололась часть её членов. Радикальная партия распалась на три фракции. В 1926 г. был создан оппозиционный блок крестьянской партии (радичевцев) и независимей демократической партии (Прибичевича) — крестьянско-демократическая коалиция.

Информация о работе Политическая история Югославского государства в межвоенный период