Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2011 в 21:11, контрольная работа
цель данного исследования данной курсовой работы, во-первых, рассмотреть Великую Французскую революцию и западноевропейскую философия как источник формирования политико-правовых взглядов декабристов, и прежде всего двух значительных политико-правовой мысли декабристов: конституционные проекты Пестеля и Муравьева ("Русская Правда" и "Конституция") и показать то философское основание в соответствии с которым были написаны дан-ные документы, да и на которых строилась декабристская идеология в целом (при этом, конечно, не следует забывать и других источников: деятельность русских просветителей XVIII века, Отечественная война 1812 года и самодержавно-крепостническая действительность России первой четверти XIX века).
Резко осуждая "петербургскую
бюрократию", славянофилы одобряли
самодержавие: самодержавие лучше всех
других форм именно по той причине, что
любое стремление народа к государственной
власти отвлекает его от внутреннего,
нравственного пути. Самарин возражал
против дарования народу какой бы то ни
было конституции еще и на том основании,
что такая конституция, не основанная
на народных обычаях, неизбежно будет
чужой, антинародной - немецкой, французской
или английской, но не русской конституцией.
Исходя из суждения, что "государство
как принцип - ложь", славянофилы пришли
к своей знаменитой формуле: "сила власти
- царю; сила мнения - народу". Они утверждали,
что в допетровской Руси проявлением единства
власти и народа были Земские Соборы, которые
выражали свободное мнение народа. Прежде
чем принимать решение, власть должна
выслушать землю. Единство власти и народа
в Московской Руси XVII в. понималось как
союз самоуправляющихся земледельческих
общин при самодержавной власти царя.
Славянофилы, как и западники, выступали
за освобождение крестьян. Славянофилы
первыми обратили внимание на сохранение
у славянских народов общинного землевладения.
В крестьянской общине они видели проявление
соборности, коллективных начал славянского
быта, преграду против частной собственности.
При отмене крепостного права славянофилы
предлагали наделить крестьян землей,
сохранив общину как залог "тишины внутренней
и безопасности правительства".
Славянофилам были присущи идеи панславизма
и мессианской роли России. Порицая порядки
буржуазного Запада, они утверждали, что
православный русский народ - богоносец
с его старинными формами общинности избавит
от "скверны капитализма" сначала
славян, а затем и другие народы.
Острота споров славянофилов и западников
не мешала обмену идеями. Под влиянием
западников славянофилы познакомились
с философией Гегеля. Западники признали
значение самобытности России и преодолели
бытовавшее среди них презрение к "лапотной
и сермяжной действительности". Западники
Герцен, Огарев и Бакунин взяли у славянофилов
идею крестьянской общины, увидев в ней
основу "русского социализма".
Герцен писал впоследствии об известной
условности деления на славянофилов и
западников по той простой причине, что
все они были патриотами своего народа
и отечества. Их объединяло, по крайней
мере в начальный период, решительное
осуждение крепостного рабства и административно-судебного
произвола, а также боязнь того, что если
перемены не придут сверху, то переворот
явится снизу. В этом отношении они близки
в отдельных пунктах своих политических
программ и декабристам и народникам.
Так, существовавшая в 1845-1847 гг. в Киеве
тайная религиозно-политическая организация
(Кирилло-Мефодиевское общество) унаследовала
от декабристов идею республиканизма
и сближалась со славянофилами в провозглашении
христианского учения исходным началом
и основанием для «правления, законодательства,
права собственности и просвещения».
После реформ 60-х
гг. острота разногласий между славянофилами
и западниками утратила свое былое значение.
Славянофильство эволюционировало в сторону
почвенничества и сблизилось во многом
с консервативными противниками реформ,
однако значительная часть их ожиданий
и надежд в отношении русской общины была
воспринята идеологами «русского социализма»
(Герцен, Чернышевский и др.). Для славянофильства
70-80-х гг. характерны известная инертность
и идейный догматизм. В этот период они
становятся критической мишенью для русских
марксистов и наиболее дальновидных консерваторов.
Константин Леонтьев, один из наиболее
талантливых выразителей трагизма социальной
и политической ситуации в пореформенной
России, склонный в какой-то момент даже
к «монархическому социализму», заметил
однажды в отчаянии: «Аксаков во время
пожара читает благородную лекцию о будущей
пользе взаимного страхования любви».
В XX в. вопрос о самобытности русской истории
вновь актуализировался в связи с социалистическим
экспериментом и таким образом вопрос
Хомякова и Киреевского о том, «что такое
Россия, в чем ее сущность, призвание и
место в мире» (Н. А. Бердяев), получил новые
истолкования и новые оценки.
Информация о работе Политические идеи декабристов, западников и славянофилов