Политические и правовые учения классиков немецкой философии (конец XVIII- начало XIX)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2013 в 08:33, контрольная работа

Краткое описание

Особенности немецкой идеологии XVIII – начала XIX в. определялись тем, что в стране утверждались отношения веротерпимости между католиками и протестантами. Религиозный плюрализм в этнически однородной среде создавал благоприятные условия для развития теоретической мысли, поскольку освобождал философию от необходимости строго придерживаться догматов религии и одновременно повышал требования к аргументации вероучений. Вследствие этого в общественном сознании на первый план выдвигались проблемы мировоззренческого порядка.

Содержание

1. Ответить на теоретический вопрос «Политические и правовые учения классиков немецкой философии (конец XVIII- начало XIX)» ………..3
2. Составить схему «Политическое учение Т. Гоббса» …….……...…16
3. Представить свои рассуждения по заданному вопросу………….…17
Список используемых источников …………………………….………18

Вложенные файлы: 1 файл

ИППУ.docx

— 51.07 Кб (Скачать файл)

 

Министерство образования  и науки Российской Федерации

Бузулукский гуманитарно-технологический  институт (филиал)

федерального государственного бюджетного образовательного учреждения

высшего профессионального  образования 

«Оренбургский государственный  университет»

 Факультет заочного обучения

Кафедра истории и теории государства и права

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине «История политических и правовых учений»

Вариант № 8

 

БГТИ (ф) ОГУ 030900.62.6012.135 ОО

 

 

Руководитель работы

___________ Вергаскина Л.В.

«___»______________2013 г.

Исполнитель

 студент гр.1023

____________ Платонова О.А.

«____»______________2013 г.

Нормоконтроль

___________ Максимова С.М.

«___»_____________2013 г.

 

 

 

Бузулук 2013

Содержание

 

  1. Ответить на теоретический вопрос «Политические и правовые учения классиков немецкой философии (конец XVIII- начало XIX)» ………..3
  2. Составить схему «Политическое учение Т. Гоббса» …….……...…16
  3. Представить свои рассуждения по заданному вопросу………….…17

Список используемых источников …………………………….………18

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Ответить на теоретический вопрос «Политические и правовые учения классиков немецкой философии (конец XVIII- начало XIX)»

 

 

План:

 

Введение 

1. Учение Иммануила Канта о праве и государстве

2. Политико-правовая теория Иоганна Фихте

3. Философия права Георга Гегеля

Заключение 

 

 

Введение 

 

Особенности немецкой идеологии XVIII – начала XIX в. определялись тем, что в стране утверждались отношения веротерпимости между католиками и протестантами. Религиозный плюрализм в этнически однородной среде создавал благоприятные условия для развития теоретической мысли, поскольку освобождал философию от необходимости строго придерживаться догматов религии и одновременно повышал требования к аргументации вероучений. Вследствие этого в общественном сознании на первый план выдвигались проблемы мировоззренческого порядка.

В социально-политической теории эти тенденции усугубляла раздробленность  стран (ее закрепили решения Венского конгресса 1815 г., в соответствии с которыми создавался Германский союз из 39 независимых государств). Многообразие местных условий, сложившихся в разных частях Германии, побуждало идеологов заниматься обоснованием концептуальных построений, оставляя практико-прикладные вопросы на усмотрение региональных политиков. На уровне теоретических обобщений буржуазная идеология облекалась в форму спекулятивной, т.е. оторванной от запросов практики, философии.

Немецкая классическая философия  сыграла плодотворную роль в развитии общественной теории. Критически переосмыслив предшествующие доктрины, немецкие философы приступили к систематической разработке методологии теоретического познания. Наиболее полную реализацию эта тенденция  получила в трудах представителей классического  немецкого идеализма.

 

 

 

 

1 Учение Иммануила Канта о праве и государстве

 

В основе кантовской философии  лежит противопоставление эмпирического (опытного) и априорного видов познания.

Познание человеком окружающего  мира всегда начинается с опыта, т.е. с чувственных ощущений. Однако эмпирические знания являются неполными, ибо они  дают представление лишь о внешних  признаках изучаемого предмета —  его цвете, тяжести и т.п. Только с помощью разума можно распознать сущность предмета, определить его  внутренние свойства и причины. Этот вид познания Кант назвал априорным. «Познание разумом и априорное познание суть одно и то же», — писал он.

На принципиально иных постулатах строится практическая философия  Канта, в которой рассматриваются  проблемы поведения человека. В этике  и учении о праве — составных  частях практической философии —  главенствующая роль принадлежит априорным  идеям. Если в познании природы, утверждал  Кант, «источником истины служит опыт», то законы нравственности не могут быть выведены из существующих отношений между людьми. Научную теорию морали и права, аналогичную естественным наукам, создать поэтому в принципе невозможно. Задача моральной философии состоит в том, чтобы, исходя из разума, указать всеобщие правила поведения, которым человек должен следовать в своем эмпирическом существовании. С вопросом о том, каков всеобщий критерий справедливости, юрист никогда не справится, «если только он не оставит на время в стороне эмпирические начала и не поищет источника суждений в одном лишь разуме». При соблюдении же этих условий этика вместе с теорией права становится наукой. В учении Канта поднималась, иначе говоря, проблема научного статуса этики, были поставлены вопросы о своеобразии методов, используемых в теории права, по сравнению с методами естественных наук.

Особенность кантовского рационализма связана с тем, что философ отказался выводить нравственность и право из теоретического знания. В этом отношении он следовал демократической традиции, заложенной Руссо. Кант воспринял руссоистскую идею о том, что носителями нравственности могут стать все люди без каких бы то ни было исключений, но пересмотрел позицию Руссо относительно источника морали. Источником нравственных и правовых законов, по мнению Канта, выступает практический разум, или свободная воля людей.

Новизна  такого   подхода   заключалась   в   том,   что   удерживая   демократическое   содержание руссоизма, он позволял восстановить рационалистические приемы обоснования  этики и права.

Кант вывел понятие  нравственного закона. Моральная  личность, считал философ, не может  руководствоваться гипотетическими (условными) правилами, которые зависят  от обстоятельств места и времени. В своем поведении она должна следовать требованиям категорического (безусловного) императива. В отличие  от гипотетических правил категорический императив не содержит указаний, как  нужно поступать в том или  ином конкретном случае, и, следовательно, является формальным. Он содержит лишь общую идею «долга перед лицом человечества», предоставляя индивиду полную свободу решать самостоятельно, какая линия поведения в наибольшей мере согласуется с моральным законом.

Правовая теория Канта  тесно связана с этикой. Определяется это тем, что право и мораль имеют у него один и тот же источник (практический разум человека) и  единую цель (утверждение всеобщей свободы). Различие между ними Кант усматривал в способах принуждения  к поступкам. Мораль основана на внутренних побуждениях человека и осознании  им своего долга, тогда как право  использует для обеспечения аналогичных  поступков внешнее принуждение  со стороны других индивидов либо государства. В сфере морали соответственно нет и не может быть общеобязательных кодексов, тогда как право с  необходимостью предполагает наличие  публичного законодательства, обеспеченного  принудительной силой.

Рассматривая отношения  права и морали, Кант характеризует  правовые законы как своего рода первую ступень (или минимум) нравственности. Если в обществе установлено право, сообразное нравственным законам, значит, поведение людей поставлено в  строго очерченные рамки, так что  свободные волеизъявления одного лица не противоречат свободе других. Подобного  рода отношения не являются полностью  нравственными, поскольку вступающие в них индивиды руководствуются  не велением долга, а совсем иными  мотивами — соображениями выгоды, страхом наказания и т.п. Право  обеспечивает, иными словами, внешне благопристойные, цивилизованные отношения  между людьми, вполне допуская, однако, что последние останутся в  состоянии взаимной антипатии и  даже презрения друг к другу. В  обществе, где господствует только право (без морали), между индивидами сохраняется «полный антагонизм».

По определению Канта  право — это совокупность условий, при которых произвол одного лица совместим с произволом другого  с точки зрения всеобщего закона свободы. К таким условиям относятся: наличие принудительно осуществляемых законов, гарантированный статус собственности  и личных прав индивида, равенство  членов общества перед законом, а  также разрешение споров в судебном порядке.

Учение Канта о праве  представляет собой высшую ступень  в развитии западноевропейской юридической  мысли XVIII в. В нем были подняты  такие кардинальные вопросы, как  методологические основания научной  теории права, интеллектуально-волевая  природа нормативности, разграничение  права и морали, и др. Описывая право в предельно широком  культурологическом контексте, Кант подготовил условия для возникновения философии  права в виде самостоятельной  дисциплины. Для специальных юридических  исследований важное значение имела  содержащаяся в его трудах характеристика правовых отношений как взаимосвязанных  субъективных прав и обязанностей.

В «Метафизике нравов» была предложена, кроме того, своеобразная трактовка естественного права. Следуя Руссо, Кант придерживался концепции гипотетического естественного состояния, в котором отсутствовало объективное право. Человеку изначально свойственно одно-единственное прирожденное право — свобода нравственного выбора. Из нее вытекают такие неотъемлемые качества людей, как равенство, способность делиться своими мыслями, и др. В догосударственном состоянии человек приобретает субъективные естественные права, в том числе право собственности, но они ничем не обеспечены, кроме физической силы индивида, и являются предварительными. Совокупность таких субъективных полномочий Кант вразрез с господствующей традицией назвал частным правом. Подлинно юридический и гарантированный характер частное право, по его мнению, приобретает только в государстве, с утверждением публичных законов.

В соответствии с принципами априорного подхода к объяснению социально-политических явлений Кант отказался решать вопрос о происхождении  государства. Он стремился преодолеть тем самым известное противоречие, свойственное концепциям естественного  права, в которых образование  государства путем договора представало  одновременно и реальным событием прошлого, и основанием будущей идеальной  организации политической власти. Первоначальный договор выступает у него исключительно  умозрительной конструкцией, призванной обосновать необходимость изменения  существующего феодально-абсолютистского  строя.

Вклад Канта в разработку политической теории характеризуется  тем, что он сформулировал основные идеи и принципы современных учений о правовом государстве (хотя сам  не употреблял этого термина). Согласно дефиниции в «Метафизике нравов» государство — это соединение множества людей, подчиненных правовым законам. В качестве важнейшего признака государства здесь было названо верховенство закона. Кант при этом подчеркивал, что рассматривает не государства, существующие в действительности, а «государство в идее, такое, каким оно должно быть в соответствии с чистыми принципами права».

Призванное гарантировать  устойчивый правопорядок, государство  должно строиться, по мнению Канта, на началах общественного договора и народного суверенитета. Кант считал, подобно Руссо, что осуществление  законодательной власти народом  исключает возможность принятия законов, наделяющих граждан неравными  правами. Представления мыслителя  о народном суверенитете вместе с  тем носили более чем умеренный  характер. Прямое народоправство Руссо  он заменяет представительством народа в парламенте и притом в таком, где депутатам лишь иногда разрешается  отклонять требования правительства. В дополнение к этому Кант попытался, вслед за французской Конституцией 1791 г., разделить граждан на активных и пассивных по признаку хозяйственной  самостоятельности, но признал теоретическую  слабость этой позиции в свете  учения о народном суверенитете.

Как   идеолог  раннего   либерализма,   Кант   сводит  деятельность   государства   к   правовому обеспечению индивидуальной свободы. В задачу государственной власти, полагал философ, не входит забота о счастье граждан (подобная политика характерна для деспотических государств, где правители хотят «по своим понятиям сделать народ счастливым»).

Кант выделяет в государстве  три главных органа — по изданию  законов (парламент), их исполнению (правительство) и охране (суд). Идеалом организации  государства для него служила  система разделения и субординации властей. В свою очередь данный принцип  был положен мыслителем в основу разграничения форм государства  на республиканскую и деспотическую. Традиционной классификации форм государства  по числу правящих лиц (на монархию, аристократию и демократию) Кант не придавал особого значения, считая ее выражением буквы, а не духа государственного устройства. По смыслу этой концепции  монархия оказывалась республикой, если в ней проведено разделение властей, и, наоборот, деспотией, если таковое  отсутствует.

Сочинения Канта содержат ряд положений (например, о суверене наряду с народом), которые свидетельствуют  о том, что будущее устройство Германии представлялось ему в виде конституционной монархии.

Обсуждая способы перехода к идеальному государству, философ  категорически отверг путь насильственной революции. Правового состояния  общества, подчеркивал он, невозможно достичь противоправными средствами. Теория Канта обосновывала проведение буржуазной революции легальными методами.

Учение Канта о праве  и государстве явилось первой крупной политической доктриной, созданной  с учетом итогов и под непосредственным впечатлением Французской революции. Кант соединил политическую программу  либерализма с идеями наиболее радикальных  и популярных течений того времени  и придал им форму глубоко продуманной  теоретической системы, которая  с трудом поддавалась критике1.

Информация о работе Политические и правовые учения классиков немецкой философии (конец XVIII- начало XIX)