Политические и правовые учения классиков немецкой философии (конец XVIII- начало XIX)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2013 в 08:33, контрольная работа

Краткое описание

Особенности немецкой идеологии XVIII – начала XIX в. определялись тем, что в стране утверждались отношения веротерпимости между католиками и протестантами. Религиозный плюрализм в этнически однородной среде создавал благоприятные условия для развития теоретической мысли, поскольку освобождал философию от необходимости строго придерживаться догматов религии и одновременно повышал требования к аргументации вероучений. Вследствие этого в общественном сознании на первый план выдвигались проблемы мировоззренческого порядка.

Содержание

1. Ответить на теоретический вопрос «Политические и правовые учения классиков немецкой философии (конец XVIII- начало XIX)» ………..3
2. Составить схему «Политическое учение Т. Гоббса» …….……...…16
3. Представить свои рассуждения по заданному вопросу………….…17
Список используемых источников …………………………….………18

Вложенные файлы: 1 файл

ИППУ.docx

— 51.07 Кб (Скачать файл)

 

  1. Политико-правовая теория Иоганна Фихте

 

Во взглядах выдающегося  философа и общественного деятеля  Иоганна Готлиба Фихте (1762–1814) двойственность и противоречивость политических тенденций  немецкого бюргерства сказались  гораздо отчетливее, ярче, разительнее, нежели у Канта.

Общетеоретические взгляды  Фихте на государство и право  развиваются в русле естественно-правовой доктрины. Своеобразием отличается методологическая, философская основа этих взглядов. Фихте– убежденный субъективный идеалист, для которого материальный мир во всех его бесчисленных аспектах существует лишь как сфера проявления свободы человеческого духа; вне человеческого сознания и человеческой деятельности нет объективной действительности.

И по Фихте, право выводится  из «чистых форм разума». Внешние  факторы не имеют отношения к  природе права. Необходимость в  нем диктует самосознание, ибо  только наличие права создает  условия для того, чтобы самосознание себя выявило. Однако право базируется не на индивидуальной воле. Конституируется  оно на основе взаимного признания  индивидами личной свободы каждого  из них.

Чтобы гарантировать свободу  отдельного человека и совместить с  ней свободу всех, нужна правовая общность людей. Стержнем такой правовой общности должен стать юридический  закон, вытекающий из взаимоотношений  разумно-свободных существ, а не из нравственного закона. Право функционирует  независимо от морали, регулируя исключительно  область действий и поступков  человека.

Фихте считал, что правовые отношения, а, следовательно свобода индивидов, не застрахованы от нарушений. Господство закона не наступает автоматически. Правовые отношения, свободу надлежит защищать принуждением. Других средств нет. Потребность обеспечить личные права людей обусловливает необходимость государства. Принудительной силой в государстве не может являться индивидуальная воля. Ею может быть лишь единая коллективная воля, для образования которой надо согласие всех, необходим соответствующий договор. И люди заключают такой гражданско-государственный договор. Благодаря ему и устанавливается государственность. Общая воля народа составляет стержень законодательства и определяет границы влияния государства. Так, демократ Фихте стремился пресечь произвол абсолютистско-полицейской власти над своими подданными и, опираясь на естественно-правовую доктрину, утвердить политические права и свободы личности.

Не скрывая симпатий к  республике, Фихте отмечал, что отличительной  чертой всякого разумного, согласованного с требованиями права государства (независимо от его формы) должна быть ответственность лиц, осуществляющих управление, перед обществом. Если такой  ответственности нет, государственный строй вырождается в деспотию. Чтобы народный суверенитет не остался пустой фразой и правительство строго подчинялось закону, Фихте предлагает учредить эфорат – постоянную контрольную, надзирающую власть, представители которой – эфоры – избираются самим народом. Эфоры могут приостанавливать действия исполнительной власти, коль скоро усмотрят в них угрозу правопорядку. Окончательную оценку действиям правительства дает народ. Позднее, в 1812 г., Фихте признал идею создания эфората нереалистичной.

Фихте убежденно отстаивал  идею верховенства народа. Отсюда категорический вывод о безусловном праве  народа на любое изменение неугодного ему государственного строя, о праве  народа в целом на революцию.

Правда, примерно с 1800 г. Фихте  отходит от столь радикальных  позиций и начинает все больше уповать на реформы сверху. Тем  не менее, убежденность в острой необходимости либерализации политического режима, отмены сословных привилегий, установления твердой законности, горячее сочувствие народным массам никогда не оставляли Фихте. До последних дней он был предан гуманистической идеологии Просвещения, оставался сторонником буржуазно-демократических преобразований.

В работе «Замкнутое торговое государство» (1800), написанной под впечатлением теорий французских социалистов-утопистов, Фихте рисует картину идеального государства, в основе которого лежат  разум и истинная свобода и  которое гарантирует благоденствие  каждого индивида. Мечтая о таком  государстве, построенном в интересах  обездоленных масс на основе организованного  труда, Фихте резко критикует  общественные отношения в Германии и выставляет свои известные тезисы о правах человека на обеспечение  существования и на труд. «Замкнутое торговое государство» зиждется на частной  собственности, создаваемой личным трудом. Государство дает максимум возможного для развития и подъема  производительных сил. Оно детально регулирует производство и распределение, сохраняя при этом старую цеховую  структуру ремесел и делая  главный упор на сельское хозяйство. Население разбито на три сословия: земледельческое, промышленное, купеческое. Кроме того, имеется категория лиц, занятых в сфере культуры и политики. Свобода промысла и выбора профессии запрещена. Жестко регламентируется быт. С точки зрения экономической государство стремится превратить страну в «самодостаточный», «самообеспечивающийся» организм.

Фихте видел в государстве  не самоцель, а лишь орудие достижения идеального строя, в котором люди, вооруженные наукой и максимально  использующие машинную технику, решают практические, земные задачи без большой  затраты времени и сил и  имеют еще достаточно досуга для  размышления о своем духе и  о сверхземном2.

 

  1. Философия права Георга Гегеля

 

В наиболее цельном и систематическом  виде учение Гегеля о государстве и праве изложено в «Философии права» (1820) – одном из самых значительных произведений в истории политических и правовых учений.

Философия права – важная составная часть всей гегелевской  системы философии.

Основная задача философии  права – научное познание государства  и права, а не указание на то, какими они должны быть.

Право, по Гегелю, состоит  в том, что наличное бытие вообще есть наличное бытие свободной воли, диалектика которой совпадает с  философским конструированием системы  права как царства реализованной  свободы. Свобода, по Гегелю, составляет субстанцию и основное определение  воли. Речь при этом идет о развитой, разумной воле, которая свободна. Дело обстоит таким образом, так как  мышление и воля в гегелевской  философии отличаются друг от друга  не как две различные способности, а лишь как два способа –  теоретический и практический –  одной и той же способности  мышления.

Понятие «право» употребляется в гегелевской философии права в следующих основных значениях: I) право как свобода («идея права»), II) право как определенная ступень и форма свободы («особое право»), III) право как закон («позитивное право»).

I. На ступени объективного  духа, где все развитие определяется  идеей свободы, «свобода» и «право» выражают единый смысл; в этом отношении гегелевская философия права могла бы называться философией свободы. Отношения «свободы» и «права» опосредуются через диалектику свободной воли.

II. Система права как  царство осуществленной свободы  представляет собой иерархию  «особых прав» (от абстрактных его форм до конкретных). Каждая ступень самоуглубления идеи свободы (и, следовательно, конкретизации понятия права) есть определенное наличное бытие свободы (свободной воли), а значит, и «особое право». Подобная характеристика относится к абстрактному праву, морали, семье, обществу и государству. Эти «особые права» даны исторически и хронологически одновременно (в рамках одной формации объективного духа); они ограничены, соподчинены и могут вступать во взаимные коллизии. Последующее «особое право», диалектически «снимающее» предыдущее (более абстрактное) «особое право», представляет собой его основание и истину. Более конкретное «особое право» первичнее абстрактного.

На вершине иерархии «особых прав» стоит право государства (государство как правовое образование, как наиболее конкретное право). Поскольку в реальной действительности «особые права» всех ступеней (личности, ее совести, преступника, семьи, общества, государства) даны одновременно и, следовательно, в актуальной или потенциальной коллизии, постольку, по гегелевской схеме, окончательно истинно лишь право вышестоящей ступени.

III. Право как, закон  (позитивное право) является одним  из «особых прав». Превращение права в себе в закон путем законодательствования придает праву форму всеобщности и подлинной определенности. Предметом законодательства могут быть лишь внешние стороны человеческих отношений, но не их внутренняя сфера.

Различая право и закон, Гегель в то же время стремится  в своей конструкции исключить  их противопоставление.

Гегель признает, что содержание права может быть искажено в процессе законодательства; не все, данное в  форме закона, есть право, поскольку  лишь закономерное в положительном  праве законно и правомерно. Но в гегелевской философии права  речь идет не о противостоянии права и закона, а лишь о различных определениях одного и того же понятия права на разных ступенях его конкретизации. По природе же положительное право как ступень самого понятия права – разумно. Закон – это конкретная форма выражения права.

В гегелевском учении тремя  главными формообразованиями свободной  воли и соответственно тремя основными  ступенями развития понятия права  являются: абстрактное право, мораль и нравственность.

Учение об абстрактном  праве включает проблематику собственности, договора и неправды; учение о морали – умысел и вину, намерение и  благо, добро и совесть; учение о  нравственности – семью, гражданское  общество и государство.  

Абстрактное право представляет собой первую ступень в движении понятия права от абстрактного к  конкретному. Это – право абстрактно свободной личности. Абстрактное  право имеет тот смысл, что  вообще в основе права лежит свобода  отдельного человека (лица, личности). Личность, по Гегелю, подразумевает  вообще правоспособность. Абстрактное  право представляет собой абстракцию и голую возможность всех последующих, более конкретных определений права  и свободы. На этой стадии положительный  закон еще не обнаружил себя, его  эквивалентом является формальная правовая заповедь: «Будь лицом и уважай других в качестве лиц».

Свою реализацию свобода  личности прежде всего находит, по Гегелю, в праве частной собственности. Гегель обосновывает формальное, правовое равенство людей: люди равны именно как свободные личности, равны  в их одинаковом праве на частную  собственность, но не в размере владения собственностью.

С этих позиций он критикует  как проект идеального государства  Платона, так и различного рода иные требования фактического равенства. Свое понимание свободы и права  Гегель направляет также против рабства  и крепостничества. Отчуждение личной свободы, правоспособности, моральности, религиозности несправедливо и  подлежит преодолению.

Необходимым моментом в осуществлении  разума является, по Гегелю, договор, в  котором друг другу противостоят самостоятельные лица- владельцы  частной собственности. Предметом  договора может быть лишь некоторая  единичная внешняя вещь, которая  только и может быть произвольно  отчуждена ее собственником. Поэтому  Гегель отвергает взгляд Канта на брак как на договор, а также различные  версии договорной теории государства. Договор исходит из произвола  отдельных лиц. Всеобщее же, представленное в нравственности и государстве, не есть результат произвола объединенных в государство лиц.

Следующим моментом учения об абстрактном праве являются гегелевские  суждения о неправде (простодушная неправда, обман, принуждение и преступление).

Преступление – это  сознательное нарушение права как  права, и наказание поэтому является, по Гегелю, не только средством восстановления нарушенного права, но и правом самого преступника, заложенным уже в его  деянии – поступке свободной личности.

Снятие преступления через  наказание приводит, по гегелевской  схеме конкретизации понятия  права, к морали. На этой ступени, когда  личность (персона) абстрактного права  становится субъектом свободной  воли, впервые приобретают значение мотивы и цели поступков субъекта. Требование субъективной свободы состоит  в том, чтобы о человеке судили по его самоопределению. Лишь в поступке субъективная воля достигает объективности  и, следовательно, сферы действия закона; сама же по себе моральная воля ненаказуема.

Абстрактное право и мораль являются двумя односторонними моментами, которые приобретают свою действительность и конкретность в нравственности, когда понятие свободы объективируется  в наличном мире в виде семьи, гражданского общества и государства.

Гегель различает гражданское  общество и политическое государство. Под гражданским обществом при  этом по существу имеется в виду буржуазное общество. Гражданское общество – сфера реализации особенных, частных  целей и интересов отдельной  личности. С точки зрения развития понятия права – это необходимый  этап, так как здесь демонстрируются  взаимосвязь и взаимообусловленность  особенного и всеобщего. Развитость идеи предполагает, по Гегелю, достижение такого единства, в рамках которого противоположности разума, в частности  моменты особенности и всеобщности, свобода частного лица и целого, признаны и развернуты в их мощи. Этого не было ни в античных государствах, ни в платоновском идеальном государстве, где самостоятельное развитие особенности (свобода отдельного лица) воспринималось как порча нравов и предвестник  гибели нравственного целого – государства.

На ступени гражданского общества, по схеме Гегеля, еще не достигнута подлинная свобода, так  как стихия столкновений частных  интересов ограничивается необходимой  властью всеобщего не разумно, а  внешним и случайным образом.

Гегель изображает гражданское  общество как раздираемое противоречивыми  интересами антагонистическое общество, как войну всех против всех. Тремя  основными моментами гражданского общества, по Гегелю, являются: система  потребностей, отправление правосудия, полиция и корпорация.

Информация о работе Политические и правовые учения классиков немецкой философии (конец XVIII- начало XIX)