Политические и правовые учения классиков немецкой философии (конец XVIII- начало XIX)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2013 в 08:33, контрольная работа

Краткое описание

Особенности немецкой идеологии XVIII – начала XIX в. определялись тем, что в стране утверждались отношения веротерпимости между католиками и протестантами. Религиозный плюрализм в этнически однородной среде создавал благоприятные условия для развития теоретической мысли, поскольку освобождал философию от необходимости строго придерживаться догматов религии и одновременно повышал требования к аргументации вероучений. Вследствие этого в общественном сознании на первый план выдвигались проблемы мировоззренческого порядка.

Содержание

1. Ответить на теоретический вопрос «Политические и правовые учения классиков немецкой философии (конец XVIII- начало XIX)» ………..3
2. Составить схему «Политическое учение Т. Гоббса» …….……...…16
3. Представить свои рассуждения по заданному вопросу………….…17
Список используемых источников …………………………….………18

Вложенные файлы: 1 файл

ИППУ.docx

— 51.07 Кб (Скачать файл)

Гегель обосновывает необходимость  публичного оглашения законов, публичного судопроизводства и суда присяжных. Критикуя концепцию вездесущего  полицейского государства, он вместе с  тем не указывает границы полицейского вмешательства в частные дела. Высшие интересы гражданского общества, охраняемые законодательством, судом  и полицией, ведут, по логике развития понятия права, за пределы этой сферы  – в область государства.

Общество и государство, по гегелевской концепции, соотносятся  как рассудок и разум: общество –  это «внешнее государство», «государство нужды и рассудка», а подлинное государство – разумно. Поэтому в философско-логическом плане общество расценивается Гегелем как момент государства, как то, что «снимается» в государстве.

Развитие гражданского общества уже предполагает, по Гегелю, наличие  государства как его основания. В государстве, наконец, достигается  тождество особенного и всеобщего, нравственность получает свою объективность  и действительность как органическая целостность.

Государство представляет собой, по Гегелю, идею разума, свободы и  права, поскольку идея и есть осуществленность понятия в формах внешнего, наличного  бытия. Хотя Гегель и признает возможность  плохого, дурного государства, которое  лишь существует, но не действительно, не обладает внутренней необходимостью и разумностью, однако оно остается вне рамок его философии права, исходящей из идеи государства, т. е. действительного разумного государства.

Гегелевская идея государства, таким образом, представляет собой  правовую действительность, в иерархической  структуре которой государство, само, будучи наиболее конкретным правом, предстает как правовое государство. Гегелевская этатистская версия правового государства существенно отличается как от концепций демократизма (суверенитет народа и т. д.) и либерализма (индивидуализм, независимость или даже приоритет прав и свобод личности в соотношении с правами государства и т.д.), так и от различных архаических и новейших деспотических и тоталитарных форм правления, в которых господствуют произвол и насилие, а не конституция, право и закон.

Идея государства, по Гегелю, проявляется трояко: 1) как непосредственная действительность в виде индивидуального государства; речь тут идет о государственном строе, внутреннем государственном праве; 2) в отношениях между государствами как внешнее государственное право и 3) во всемирной истории.

Государство как действительность конкретной свободы есть индивидуальное государство. В своем развитом и  разумном виде такое государство  представляет собой, согласно гегелевской  трактовке, основанную на разделении властей  конституционную монархию.

Тремя различными властями, на которые подразделяется политическое государство, по Гегелю, являются; законодательная  власть, правительственная власть и  власть государя.

В своей теоретической  разработке этих проблем Гегель, в  целом соглашаясь с идеей своих  предшественников Локка и Монтескье, считает надлежащее разделение властей  в государстве гарантией публичной  свободы. Вместе с тем он расходится с ними в понимании характера  и назначения такого разделения властей, их состава и т.д.

Так, Гегель считает точку  зрения самостоятельности властей  и их взаимного ограничения ложной, поскольку при таком подходе  как бы уже предполагается враждебность каждой из властей к другим, их взаимные опасения и противодействия. Он выступает  за такое органическое единство различных  властей, при котором все власти исходят из мощи целого и являются его «текучими членами». В господстве целого, в зависимости и подчиненности различных властей государственному единству и состоит, по Гегелю, существо внутреннего суверенитета государства.

Государства относятся друг к другу как самостоятельные, свободные и независимые индивидуальности. Субстанция государства, его суверенитет, выступает как абсолютная власть идеального целого над всем единичным, особенным и конечным, над жизнью, собственностью и правами отдельных  лиц и их объединений. В вопросе  о суверенитете речь идет о действительности государства как свободного и  нравственного целого.

Сконструированное Гегелем  разумное государство, являющееся в  конкретно-историческом плане буржуазной конституционной монархией, в философско-правовом плане представляет собой право  в его системно-развитой целостности, т. е. правовое государство. С точки  зрения всемирно-исторического прогресса  такое государство трактуется Гегелем  как наиболее полная и адекватная объективация свободы в государственно-правовых формах наличного бытия.

Философско-правовое учение Гегеля оказало заметное влияние  на последующую историю политико-правовой мысли. Это было наглядно продемонстрировано в последующей истории гегельянства и трактовок учения Гегеля с различных  идейно-теоретических позиций3.

 

Заключение

 

Уже история XIX в. оставила позади представления Канта  и Гегеля о конкретных политико-правовых идеалах (программах). Но влияние методологии  и теоретического содержания политических и правовых доктрин великих философов  на развитие политико-правовой идеологии  оказалось длительным и глубоким.

Несмотря на устарелость  взглядов Гегеля на общество и государство  той эпохи, его выводы о самостоятельности  гражданского общества как сферы  частных интересов по отношению  к государству (воплощению публичного интереса), о зависимости общественного  строя от разделения труда стали  громадным шагом вперед в развитии социологии. Помимо этого они оказали  влияние даже на различные направления  социалистической политико-правовой идеологии. Сам Гегель, как отмечено, отнюдь не был противником буржуазного  общества и к тому же придерживался  умеренно-консервативных политических идеалов. Однако его взгляд на государство  как на воплощение публичного интереса (в противовес эгоизму гражданского общества) стал основной идеей теоретика  социальной демократии Лассаля. Трудно признать случайным и то, что приверженцы  наиболее радикального варианта преодоления  политического отчуждения — видные теоретики анархизма (Прудон, Штирнер, Бакунин) и сторонники идеи отмирания государства (Маркс, Энгельс) прошли школу гегелевской философии, были гегельянцами левого направления. В самом деле: если государство и общество не совпадают и могут рассматриваться отдельно одно от другого, то почему невозможна замена политической власти общественным самоуправлением?

В середине 60-х  гг. XIX в. в западноевропейской философии  прозвучал призыв «назад к Канту!». Вскоре сложились неокантианские школы, оказавшие большое влияние на развитие теории права и государства. В начале XX в. стало формироваться неогегельянство. Судьбы идей классиков немецкой философии были различны. Идеологи разных классов притязали на части их духовного наследия. Предпринимались попытки соединить философии Канта и Гегеля, хотя не только философские, но и политико-правовые идеи Канта и Гегеля расходятся в решении многих проблем. И все же эти два имени почти всегда стоят рядом. В области политико-правовой идеологии их объединяют ненависть к рабству, произволу, к феодальному гнету, идея свободы человека и человечества, уважение к законности, уверенность, что государство может и должно стать разумным.

 

 

 

 

 

 

    1. Составить схему «Политическое учение Т. Гоббса»

 

 

 

3 Представить свои рассуждения  по заданному вопросу

 

 

Незаурядный ум, образованность и  писательский талант позволили Ивану IV выстроить собственную теорию своей царской власти (теорию «православного христианского самодержавия»). По мнению Ивана Грозного наличие в государстве  разных властей приводит к его  гибели, абсолютно все дела управления должен сосредотачивать в своих  руках царь. Иван  IV совершенно не допускал мысли, что какие-то дела в  государстве могут вестись без  участия самого государя. Он был  убежден, что отстраненность монарха  от каких-то государственных дел  низводит его на роль простого подданного.

    1. Какое значение имели идеи русского царя в его время?
  1. Какое влияние его теория оказала на дальнейшую политическую жизнь в России и развитие в России политических идей?

 

 

  1. Политическая доктрина Ивана Грозного не имела оснований в социально-политических условиях его времени. В истории русской политической мысли она вступила в противоречие со сложившимися традиционными представлениями, выработанными предшествующей политической теорией, и не была воспринята современниками.

Однако, убежденность в богоизбранности православного самодержавного государя, видимо, настолько сильно исходила от Грозного, что воспринималась и многими современниками. Когда в 1582 году в Москве побывал папский посланец, иезуит Антонио Поссевино, он увидел эту решимость и уверенность царя в богоизбранности. В данном случае, Поссевино можно полностью доверять, ибо сам иезуит пребывал в столь же глубокой уверенности в богоизбранности римского папы и всего католичества, а также в великом значении собственной миссии по религиозному просвещению русских «варваров». Следовательно, миросозерцание Ивана Грозного ему было понятно и близко. Характеризуя Ивана Грозного, Поссевино пишет: «...Он считает, что нет никого более ученого и более исполненного истинной религией, чем он сам... Что касается его схизмы, трудно поверить, насколько он ей предан. Он считает ее приемлемой на вечные времена»4.

  1. Деятельность Ивана Грозного оказала огромное влияние на всю последующую историю России. А, если говорить об истории духовно-политической мысли, то именно в сочинениях государя Ивана IV Васильевича Грозного впервые были полностью, в законченном виде сформулированы и теоретически обоснованы основные принципы самодержавной власти русских монархов.

 

Список используемых источников

 

  1. Графский В.Г. История политических и правовых учений / Под общ. ред. академика РАН, д. ю. н., проф. В. С. Нерсесянца. – М.: Издательство НОРМА (Издательская группа НОРМА–ИНФРА • М), 2000. – 352 с.
  2. Лейст Э. История политических и правовых учений. Учебник. – М.: ЗЕРЦАЛО, 2004. – 565 с.
  3. Нерсесянц В.С. История политических и правовых учений. Учебник для ВУЗов. – М.: НОРИА – ИНФРА – М, 1998. – 722 с.
  4. Поссевино А. Исторические сочинения о России XVI века. М., 1983.

 

 

 

 

 

1 Лейст Э. История политических и правовых учений. Учебник. – М.: ЗЕРЦАЛО, 2004. – С. 251 – 254.

2 Нерсесянц В.С. История политических и правовых учений. Учебник для ВУЗов. – М.: НОРИА – ИНФРА – М, 1998. – С. 409 – 412. 

3 Графский В.Г. История политических и правовых учений / Под общ. ред. академика РАН, д. ю. н., проф. В. С. Нерсесянца. – М.: Издательство НОРМА (Издательская группа НОРМА–ИНФРА • М), 2000. – С. 97 – 102.

4 Поссевино А. Исторические сочинения о России XVI века. М., 1983. – С. 62–63.


Информация о работе Политические и правовые учения классиков немецкой философии (конец XVIII- начало XIX)