Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2013 в 20:23, доклад
Политическая жизнь, как и любая форма общественной жизни, многогранна и разнообразна. Можно выделить следующие структурные компоненты политической жизни общества: государство (представительные и исполнительные органы власти, суд, прокуратура, органы юстиции, милиция, органы государственной безопасности и др.); политические партии и
политические движения; общественные организации и иные ассоциации и объединения людей в той мере, в какой они вовлечены в политические отношения, в том числе и международные политические отношения; средства массовой информации и многое другое.
I. Введение
II. Политические партии РФ
1. История возникновения политических партий в России
2. Многопартийность в России
3. Политические партии
III. Общественные организации
IV. Заключение
Список литературы
Содержание
Список литературы
Введение
Политическая жизнь - специфическая область человеческого общества, одна из важнейших сторон общественного бытия. Без политической жизни немыслимо существование современного общества.
Политическая
жизнь общества - это совокупная
деятельность социальных слоев, групп,
классов и других общностей, посредством которой происходит
формирование, функционирование и преобразование
политической системы общества. Возникновение
политической жизни явилось закономерным
результатом поступательного развития
человеческого общества. Главную
роль в этом процессе сыграло появление
классов и классовой борьбы. Со времени
разложения первобытнообщинного строя
вся история была историей классовой борьбы,
борьбы между эксплуатируемыми и эксплуатирующими,
подчиненными и господствующими классами
на различных ступенях общественного
развития.
Политическая
жизнь охватывает не только интересы
классов, но и социальных групп, слоев,
наций и народностей. Это именно
та сфера, где люди, не обладающие властью,
могут отстаивать свои интересы путем
выражения доверия или
Политическая жизнь - это непрекращающийся процесс деятельности множества человеческих индивидов, которые, образуя различного рода объединения, группы и т.д., направляют свои совместные усилия на решение всевозможных политически значимых задач с помощью особой системы политических средств.
Политическая
жизнь, как и любая форма общественной
жизни, многогранна и разнообразна.
Можно выделить следующие структурные компоненты
политической жизни общества: государство
(представительные и исполнительные органы
власти, суд, прокуратура, органы юстиции,
милиция, органы государственной безопасности
и др.); политические партии и
политические движения; общественные
организации и иные ассоциации и объединения
людей в той мере, в какой они вовлечены
в политические отношения, в том числе
и международные политические отношения;
средства массовой информации и многое
другое.
История возникновения политических партий в России
В отличие от западных стран, где длительное время существовала и укреплялась демократическая традиция многопартийности, в России политические партии возникают только на рубеже XIX и начала XX вв. Это было вызвано рядом обстоятельств: господством централизованной абсолютной самодержавной власти, не дававшей возможности для развития политических структур; отсутствием политических свобод и гражданских прав личности, связанных с господством крепостничества и др.
Прообразами партий в России стали кружки
20-30-х годов XIX в., где изучались и пропагандировались
передовые общественно-политические взгляды
и идеи (тайные общества декабристов, кружки
Станкевича, Петрашевского и др.). В период
после отмены крепостного права появились
кружки и общества “Земля и воля”, “Народная
воля” и другие, из которых
при благоприятных обстоятельствах могли
оформиться политические партии.
Только на рубеже веков в России появились
первые политические партии: в 1898 г. была
создана РСДРП, в конце 1901 г. – партия социалистов-революционеров.
Период наибольшей интенсивности в образовании
российских партий совпадает с подъемом
революционного движения в 1905 г. Начало
этому процессу открыл манифест 17 октября,
даровавший политические свободы, в том
числе свободу создания организаций и
политических партий. В политической жизни
России в первой четверти ХХ века в разные
периоды
функционировало 87 политических партий1.
В середине 20-х годов ХХ в. в результате Великой Октябрьской социалистической революции в стране начинает складываться тоталитарная система, которая ликвидировала все политические организации, кроме большевистских. В результате этого процесса большевистская партия – КПСС постепенно перестала быть в собственном смысле партией, все более вбирая в себя функции государства, приобретая монопольное право на решение общественных задач.
Многопартийность в России
В конце XX века в Российской Федерации происходит переход от однопартийной системы к многопартийности. Зачатки современного политического плюрализма стихийно вызревали уже в начале 80-х годов в форме диссидентского движения, когда возникают различные “неформальные” движения, объединения, союзы и фронты. Однако путь к действительной многопартийности открыла перестройка.
Начало этому процессу положила, как известно, отмена статьи шестой Конституции СССР, которая закрепляла руководящее положение в обществе одной партии - КПСС. Это, конечно, противоречило принципам правового демократического государства. Формально говоря, общественные объединения граждан существовали и прежде - профсоюзы, комсомол, ДОСААФ и так далее, - но все они работали под жестким контролем все той же руководящей партии.
Правовая база. Переход от однопартийной системы к многопартийности потребовал учреждения правовой базы, позволяющей гражданам в законном порядке реализовать свое право защищать интересы через участие в общественном объединении.
Первым серьезным актом на этом пути был Закон СССР “Об общественных объединениях”, принятый в 1990 году. Однако он имел так называемый разрешительный характер. То есть сами власти решали - дозволить или не дозволить создание того или иного объединения. Таким образом, в плохо завуалированной форме продолжался все тот же диктат КПСС.
Ныне действующее
законодательство сняло это ограничение.
Например, статья третья Федерального
закона “Об общественных объединениях”,
принятого 19 мая 1995 года, гласит: “Граждане
имеют право создавать по своему выбору
общественные объединения без предварительного
разрешения органов государственной власти
и органов местного самоуправления...”
В статье 23 того же закона четко указаны
основания, по которым объединению может
быть отказано в государственной регистрации.
Никаких оснований, кроме тех, что указаны,
быть не может. Кроме того, закон дает общественному
объединению возможность вообще не регистрироваться,
правда в этом случае оно не приобретает
права юридического лица.
Становление многопартийности. Процесс
радикального реформирования нашего общества
вызвал к жизни новые общественно-политические
движения, партии и их объединения. Развитие
рыночных отношений существенно трансформирует
социально-политическую структуру общества,
усиливается процесс социальной дифференциации,
находящий отражение в возникновении
политических объединений.
По данным министерства юстиции Российской Федерации на сентябрь 1997 года, в Российской Федерации зарегистрировано более 3 тысяч политических партий и общественно-политических движений. Более 2 тысяч из них существуют лишь на бумаге.
Спектр возникших политических объединений весьма обширен, и роль в жизни современного общества также не однозначна. Одни из них - движение “Наш дом Россия””, некоторые партии коммунистической и демократической ориентации - имеют четкие программы действий, разветвленную сеть региональных отделений, прочную материальную базу, большое число сторонников, играют заметную роль в обществе, имеют самостоятельные фракции в Государственной Думе. Другие существуют в значительной мере номинально, объединяют в своих рядах небольшой круг энтузиастов и не оказывают существенного влияния на общественно-политическую жизнь страны.
Но это вполне
естественная и неизбежная болезнь
роста. В борьбе за обладание умами
и сердцами сограждан большинство
из них станут достоянием истории, останутся
лишь свидетельством эпохи бурных общественных
преобразований. И лишь те партии,
лидеры которых чутко уловили настроения
масс, смогли выработать и разъяснить
им перспективные
пути демократических преобразований
в обществе, подъема жизненного уровня
россиян, смогут претендовать на обретение
новых и новых сторонников.
Наиболее заметными на политической арене
являются около десятка партий. К ним относятся
три коммунистические партии, Народная
партия Свободная Россия, Демократическая
партия России, Либерально-демократическая
партия России, Республиканская партия,
Социалистическая партия трудящихся и
некоторые другие.
Политические партии
Политический центризм - «Единая Россия».
Всероссийская политическая партия «Единая Россия» — российская правоцентристская политическая партия. Создана 1 декабря 2001 года на учредительном съезде общественно-политических объединений «Единство» (лидер — Сергей Шойгу), «Отечество» (Юрий Лужков) и «Вся Россия» (Минтимер Шаймиев) как Всероссийская политическая партия «Единство и Отечество — Единая Россия».
Избирательный список партии на думских выборах 2007 года возглавил на тот момент действующий президент России Владимир Путин, не являвшийся членом партии и впоследствии отказавшийся от депутатского мандата. В результате выборов партия «Единая Россия» получила квалифицированное большинство мест в Государственной думе.
На февраль 2011 года, партия была представлена в правительстве четырьмя министрами: Александром Жуковым, Еленой Скрынник, Юрием Трутневым и Сергеем Шойгу.
Программа и устав
Официально зарегистрированные программа и устав партии «Единая Россия» датируются 1 декабря 2001 года и находятся на сайте Министерства юстиции Российской Федерации2.
Действующий устав датируется 2009 годом и претерпел по сравнению с уставом 2001 года ряд изменений.
На официальном сайте как программа партии подается совершенно другой документ: "Предвыборная Программа Всероссийской политической партии «Единая Россия» «План Путина — достойное будущее великой страны»", принятая VIII съездом партии «Единая Россия» 1 октября 2007 года.
Предыдущая предвыборная программа, утвержденная 20 сентября 2003 года на III Съезде Всероссийской политической партии «Единство и отечество» — «Единая Россия» недоступна на официальном сайте, однако копии находится на ряде сайтов. В частности, эта программа содержала следующие пункты:
«ужесточение мер против коррупции и других правонарушений со стороны работников государственных органов (особенно — правоохранительных); … Наконец, мы планируем к 2008 году добиться введения безвизового обмена между Россией и странами Европейского Союза, расширяя сотрудничество в рамках Шенгенского режима. … Государственная политика поддержки и развития высокотехнологичных, инновационных отраслей — новой экономики России. … Изменение структуры экспорта в пользу продуктов машиностроения. … Доступное жильё…»
Также на официальном сайте находится программное заявление партии «Единая Россия», принятое VII съездом 15 апреля 2008 года.
Кроме того, на
официальном сайте партии «Единая
Россия» находится «программный
документ» под названием «Росси
«Стратегия-2020» — это, по сути, еще одна программа партии, однако в отличии от остальных программ и программных документов, она не оформлена в виде отдельного законченного документа. Впервые о «Стратегии-2020» сказал Путин на расширенном заседании Государственного совета Российской Федерации «О стратегии развития России до 2020 года» 8 февраля 2008 года в Красноярске.
Фактически же у «Единой России» нет никакой программы. Известный российский политолог и политтехнолог Глеб Павловский 8 авпреля 2011 года в интерьвю в частности сказал: «Мы видим хаос, где никто ни в чем не уверен: правящая партия за полгода до выборов не знает, в чем ее программа и чьи интересы ей представлять».
Председатель «Единой России» — Владимир Путин, членом партии не является.
Первоначально руководящими органами партии являлись генеральный совет (15 человек), центральный исполнительный комитет, высший совет и центральный политический совет (ликвидирован в ноябре 2004 года).
Высший совет определяет стратегию развития партии.
Генеральный совет (152 члена) является высшим политическим руководящим органом партии в период между съездами. В компетенцию генсовета входит принятие заявлений по наиболее важным вопросам общественно-политической жизни страны, назначение и освобождение от должности главы центрального исполкома по предложению председателя партии, а также взаимодействие с органами власти и местного самоуправления.
Президиум генерального совета (23 члена) — постоянно действующий руководящий орган партии. Президиум руководит политической деятельностью партии — от разработки проектов предвыборной программы до организационно-партийных и идеологических документов. В его компетенцию входит принятие решений о созыве внеочередного съезда, создание и ликвидация региональных отделений. Президиум вправе утверждать бюджет партии, а также по представлению бюро высшего совета вносить на съезд предложение по выдвижению кандидата на должность президента России и выдвижению списков кандидатов в депутаты Госдумы.
Секретарь президиума генерального совета
руководит деятельностью
Первый заместитель — Андрей Исаев (агитация и пропаганда). Заместители — Светлана Журова (взаимодействие с общественными объединениями и работа с молодежью), Константин Косачёв (международные связи и контакты с другими партиями), Юрий Шувалов (креатив и взаимодействие с политическими клубами партии)[43].