Политический портрет Александра II

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2013 в 20:32, контрольная работа

Краткое описание

Данная потребность в реформах, с каждым днем становилась все более и более ощутимой и неотложной. Но на пути всякого улучшения непреодолимой преградой стояло - крепостное право. Поэтому главной целью внутренней политики правительства во второй половине XIX в. было приведение экономической и социально-политической системы России в соответствие с потребностями времени. Одновременно не менее важной задачей было сохранения самодержавия и господствующего положения дворянства.
Перед Александром II стояла задача вывести страну из кризиса, отстоять ее пошатнувшийся авторитет в цивилизованном Европейском мире, не бороться с влиянием Европы, а учитывать ее исторический опыт в предстоящих преобразованиях.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….3
Страницы биографии……………………………………………………..4
«Великие реформы»……………………………………………………….5
Внешняя политика………………………………………………………..15
Убийство императора…………………………………………………….17
Заключение…………………………………………………………………..20
Список используемой литературы………………………………………….21

Вложенные файлы: 1 файл

КР по историиСВ.doc

— 104.00 Кб (Скачать файл)

Министерство  РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий

Санкт – Петербургский  университет государственной противопожарной  службы МЧС России

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ  РАБОТА

 

 

Дисциплина:   Отечественная история

 

Тема:    «Политический портрет Александра II»

 

 

 

Выполнил студент:  Исакова Е.Л.

Специальность: Юриспруденция

1 курс

Заочная форма  обучения

Срок обучения  4 года

 

 

 

Санкт-Петербург

2013

СОДЕРЖАНИЕ

     Введение……………………………………………………………………….3

  1. Страницы биографии……………………………………………………..4
  2. «Великие реформы»……………………………………………………….5
  3. Внешняя политика………………………………………………………..15
  4. Убийство императора…………………………………………………….17

Заключение…………………………………………………………………..20

Список используемой литературы………………………………………….21

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

К середине XIX в. четко выразилось отставание России в экономической и социально-политической сферах, от передовых капиталистических  стран. Ряд международных событий  обнаружили существенное ослабление Российского  государства во внешнеполитической области. В полной мере это обличила Крымская война (1853-1856), которая выявила всю внутреннюю несостоятельность нашего отечества, и нашего прежнего быта. И как следствие, проявилась необходимость провести полное преобразование многих сфер государственной жизни.

Данная потребность  в реформах, с каждым днем становилась  все более и более ощутимой и неотложной. Но на пути всякого  улучшения непреодолимой преградой  стояло - крепостное право. Поэтому  главной целью внутренней политики правительства во второй половине XIX в. было приведение экономической и социально-политической системы России в соответствие с потребностями времени. Одновременно не менее важной задачей было сохранения самодержавия и господствующего положения дворянства.

Перед Александром II стояла задача вывести страну из кризиса, отстоять ее пошатнувшийся авторитет в цивилизованном Европейском мире, не бороться с влиянием Европы, а учитывать ее исторический опыт в предстоящих преобразованиях.

  Александр II и его просвещенные бюрократы ввели Россию в основное русло прогресса XIX в., осуществив освобождение крестьян, проведя реформу местного самоуправления, внедрив систему земств, провозгласив независимость судебной власти .Реформы проведенные Александром II в XIX веке и по сей день актуальны. Поэтому в своей работе решила рассказать о реформах этого великого императора.

 

 

 

1. СТРАНИЦЫ  БИОГРАФИИ.

Александр II –  император всероссийский, старший  сын императора Николая Павловича  и императрицы Александры Федоровны, родился в Москве 17 апреля 1818 г. Естественно, что огромное значение уделялось воспитанию и образованию будущего монарха. Воспитателями его были генерал Мердер (командир роты в школе гвардейских прапорщиков, обладавший замечательными педагогическими способностями, «кротким нравом и редким умом»), М. М. Сперанский, Е. Ф. Канкрин. Не менее значимым было влияние и другого наставника - знаменитого поэта Василия Андреевича Жуковского, руководителя его классных занятий. Хотелось бы поподробнее остановиться на системе воспитания Жуковского, которая давала не только общие знания принятого тогда обширного набора предметов и четырех иностранных языков, но и знания сугубо специальные: о государстве, его законах, финансах, внешней политике и формировала систему мировоззрения.

Получаемые  знания подкреплялись многочисленными путешествиями. Первый из царского рода он посетил (в 1837 году) Сибирь, и результатом этого посещения оказалось смягчение участи политических ссыльных. Позднее, будучи на Кавказе, цесаревич отличился при нападении горцев, за что был награжден орденом св. Георгия 4-ой степени. В 1837 году по желанию Николая I он предпринял путешествие по Европе с образовательной целью. Он объехал Швейцарию, Австрию, Италию и подолгу задерживался в Берлине, Веймаре, Мюнхене, Вене, Турине, Флоренции, Риме и Неаполе.

Большую роль в  жизни Александра II сыграло посещение  Дармштадта, где он познакомился с  принцессой Максимилианой-Вильгельминой-Августой-Софией-Марией (родившейся 27 июля 1824г.), приемной дочерью  герцога Гессенского Людовика II, ставшей вскоре женой цесаревича, великой княжной Марией Александровной.

С 16 лет Александр  успешно принимал участие в делах  управления, сначала эпизодически, а затем и систематически. В 26 лет стал «полным генералом» и  имел достаточно профессиональную военную  подготовку. В последние годы царствования Императора Николая и во время его путешествий неоднократно заменял своего отца.

На престол  Александр II взошел 19 февраля 1855 г. в  возрасте 36 лет. Ему предстояло войти  в историю под именем Освободителя. Уже в день коронации, 26 августа, новый манифест государя ознаменовался целым рядом милостей. На три года приостановлены рекрутские наборы, прощены все казенные недоимки, начеты и т. д.; освобождались, или, по крайней мере, смягчалось наказание разным преступникам, в том числе объявлена амнистия политическим заключенным – оставшимся в живых декабристам, петрашевцам, участникам польского восстания 1831 года; отменен прием в рекруты малолетних евреев, и набор между последними приказано производить на общих основаниях; был разрешен свободный выезд за границу и т. п. Но все эти меры были лишь преддверием тех глобальных реформ, которыми ознаменовалось царствование Александра II1.

2. «ВЕЛИКИЕ  РЕФОРМЫ».

По окончании  Крымской войны обнаружились многие внутренние недостатки Российского государства. Нужны были перемены, и страна с нетерпением ожидала их. На первом месте, конечно же, была идея освобождения крепостных. В своей речи перед правительством московского дворянства Александр II сказал: «лучше отменить его сверху, чем ждать, когда оно само будет отменено снизу». Другого выхода не было, так как крестьяне с каждым годом все сильнее выражали недовольство существующей системой. Расширялась барщинская форма эксплуатации крестьянина, что и вызвало кризисные ситуации. В первую очередь начала снижаться производительность труда крепостных, так как помещики хотели производить больше продукции и этим подрывали силы крестьянского хозяйства. Наиболее дальновидные помещики осознавали, что подневольный труд намного уступает по производительности наемному, но наем работников требовал немалых затрат от помещика в то время, когда крепостной труд был даровым. Однако существует и другая точка зрения относительно этой реформы, согласно которой к середине XIX века крепостное хозяйство еще далеко не исчерпало своих возможностей и выступления против правительства были очень слабы. Ни экономическая, ни социальная катастрофа России не грозили, но, сохраняя крепостное право, она могла выбыть из числа великих держав.

Крестьянская  реформа. Николай I в 1842 году издал Указ «Об обязанных крестьянах», согласно которому крестьян разрешалось освобождать без земли, предоставляя ее за выполнение определенных повинностей. Необходимость отмены крепостного права не вызывало сомнений. В период царствования  Николая I уже шла подготовка крестьянской реформы: были выработаны основные подходы и принципы ее осуществления, накоплен необходимый материал.

Но отменил  крепостное право Александр II .Он понимал, что действовать следует осторожно, постепенно подготавливая общество к реформам. Император просил дворян подумать и подать свои соображения по крестьянскому вопросу. Но никаких предложений так и не дождался. Тогда  Александр II обратился к другому варианту - созданию Секретного комитета, для обсуждения мер по устройству быта помещичьих крестьян, под его личным председательством. Позже он ввел в состав комитета своего брата, великого князя Константина Николаевича, который был убежден в отмене крепостного права. Великий князь был личностью неординарной и благодаря его деятельному влиянию комитет начал разработку мер. В начале 1858 года в стране впервые заговорили о проблеме отмены крепостного права. Секретный комитет перестал являться таковым, и был переименован в «Главный комитет по крестьянскому делу». А к концу года комитеты уже работали во всех губерниях.

На последнем  заседании Главного комитета председательствовал  сам император, он заявил что, вынося проект на рассмотрение Государственного совета, он не потерпит никаких уловок и проволочек, и установил срок завершения рассмотрения 15 февраля, чтобы можно было успеть опубликовать и довести содержание постановлений до крестьян до начало полевых работ. Но и в Государственном совете утверждение проекта проходило непросто. Только при поддержке императора решение меньшинства получали  силу закона. Подготовка реформы близилась к окончанию. К 17 февраля 1861 года Государственный совет завершил рассмотрение проекта.

19 февраля 1861 года, в шестую годовщину своего  восшествия на престол, Александр  II подписал все законоположения  о реформе и Манифест об отмене крепостного права. 5 марта 1861 года Манифест был прочитан в церквах после обедни. На разводе в Михайловском манеже Александр II сам прочитал его войскам.

Манифест об отмене крепостного права предоставлял крестьянам личную свободу. Отныне их нельзя было продавать, покупать, дарить, переселять по желанию помещика. Крестьяне теперь имели право владения собственностью, свободу вступления в брак, могли самостоятельно заключать договора и вести судебные дела, могли приобретать недвижимое имущество на свое имя, имели свободу передвижения. К личной свободе крестьянин получал земельный надел.

Крестьяне каждого  помещичьего имения объединялись в  сельские об-щества-общины. Общие хозяйственные  вопросы они обсуждали и решали на сельских сходах. Исполнять решение сходов должен был сельский староста, избираемый на 3 года. Несколько смежных сельских обществ составляли волость.

Деятельность  сельского и волостного управления, а также взаимоотношения крестьян с помещиками контролировались мировыми посредниками. Мировые посредники имели широкие полномочия и следовали указаниям закона. Размеры крестьянского надела и повинностей по каждому имению следовало раз и навсегда определить по соглашению крестьян с помещиком и зафиксировать в «Уставной грамоте». Введение этих грамот было основным занятием мировых посредников.

Крестьянская  реформа стала результатом компромисса  между помещиками, крестьянами и  правительством. Освобождение с землей более 20 млн. помещичьих крестьян было уникальным событием в российской, да и мировой истории. Личная свобода крестьян и превращение бывших крепостных в «свободных сельских обывателей» уничтожал прежнюю систему экономического произвола и открыл перед Россией новые перспективы, создав возможность для широкого развития общества. Отмена крепостного права проложила дорогу другим важным преобразованиям. Был предусмотрен ряд мер по перестройке местного управления, судебной системы, образования и, позднее, армии1.

Земская реформа. После крестьянского «Положения» в ряду административных реформ одно из важнейших мест занимает, без всякого сомнения, «Положение о губернских и уездных земских учреждениях», которое было издано 1 января 1864 года.

Согласно положению  вводились бессословные выборные органы местного самоуправления – земства. Они избирались всеми сословиями на трехлетний срок и состояли из распорядительных органов (уездных и губернских земских собраний) и исполнительных (уездных и губернских земских управ). Выборы в земские распорядительные органы – собрания гласных (депутатов) – проводились на основе имущественного ценза, по куриям. Первая курия (землевладельческая) состояла из владельцев земли от 200 до 800 десятин или недвижимости, стоимостью от 15 000 рублей. Вторая курия (городская) объединяла собственников городских промышленных и торговых заведений с годовым оборотом не менее 6 000 рублей и владельцев недвижимости не менее чем на 2 000 рублей. Выборы же по третьей курии (сельских крестьянских обществ) были многостепенными. Земские собрания избирали исполнительные органы – земские управы – в составе председателя и нескольких членов.

Земства были лишены каких-либо политических функций, их деятельность ограничивалась, в основном, решением местных вопросов. Они несли ответственность  за народное образование, за народное здоровье, за своевременные поставки продовольствия, за качество дорог, за страхование, за ветеринарную помощь и многое другое.

Все это требовало  больших средств, поэтому земствам было позволено вводить новые  налоги, облагать население повинностями, образовывать земские капиталы. При своем полном развитии земская деятельность должна была охватить все стороны местной жизни. Новые формы местного самоуправления не только сделали его всесословным, но и расширили круг его полномочий. Самоуправление получило столь широкое распространение, что многими было понято, как переход к представительному образу правления, поэтому со стороны правительства вскоре стало заметно стремление удержать деятельность земств на местном уровне, и не позволять общаться между собой земским корпорациям.

В конце 70-х годов земства были введены в 35 из 59 российских губерний.

Городская реформа. 16 июня 1870 года было издано "Городовое положение", по которому в 509 из 1130 городах вводилось выборное самоуправление - городские думы, избираемые на четыре года. Городская дума (распорядительный орган) избирала свой постоянно действующий исполнительный орган - городскую управу, состоявшую из городского головы (так же избираемого на четыре года) и нескольких членов. Городской голова был одновременно председателем и городской думы и городской управы. Городские думы находились под контролем правительственных чиновников.

Информация о работе Политический портрет Александра II