Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2013 в 19:06, контрольная работа
Цель работы:
Определить политический портрет Леонида Ильича Брежнева.
Задачи:
Рассмотреть политическую деятельность Л. И. Брежнева. Составить полную картину политического портрета Л. И. Брежнева.
Введение
Биография Л. И. Брежнева
Приход к власти
СССР в эпоху развитого социализма
Внешняя политика
Заключение
Список источников
В 1979 году
советские войска были введены в
Афганистан. Как показала практика,
это решение было правильным и
оправданным. Опасность вооруженных
конфликтов отстранялась от границ страны,
война выносилась за ее пределы. Афганистан
во времена присутствия там
Ввод советских войск в Афганистан стал поводом для демарша США бойкотировать Олимпиаду-80 в Москве. На соревнования приехали только спортсмены дружественных СССР или нейтральных государств, но, тем не менее, Олимпиада стала незабываемым для страны спортивным мероприятием. Советские спортсмены уверенно выиграли у всех других государств по количеству завоеванных медалей, еще раз подтвердив силу советского спорта. Нельзя исключить, что США просто воспользовались тогда поводом с Афганистаном, чтобы не опозориться, потерпев на Олимпиаде-80 поражение от СССР в открытом спортивном соревновании.
Во второй половине семидесятых годов Леонид Ильич Брежнев заболел и не мог уделять много времени управлению страной. Страдало и качество управления. Наряду с несомненными успехами в жизни страны, в семидесятые годы стали развиваться негативные процессы. Основной проблемой того периода было вырождение правящего слоя, руководства ВЛКСМ и КПСС. Т. н. элита того времени погрязла в двурушничестве, лжи и приспособленчестве. Декларируя на словах одни ценности, комсомольские руководители сами исповедовали другие, призывая народ к самоотверженности, интересовались больше личным потреблением, чем делами страны. Коммунистическая фразеология дошла до абсурда. Руководящий слой оторвался от народа, народ отгородился от своих формальных лидеров стеной апатии или юмора.
Второй
проблемой было нарастание коррупционных
процессов. Леонид Ильич Брежнев
был по своему характеру не конфронтационным
человеком, поэтому уголовное
Брежневское окружение в конце семидесятых, начале восьмидесятых годов заботилось о своих клановых интересах и зачастую игнорировало интересы государства в целом. Ближайшие соратники потакали больному лидеру в его слабостях, награждали орденами и медалями, обилие которых вызывало уже всеобщий смех. Л. Брежнев стал маршалом СССР, четырежды Героем советского Союза, Героем Социалистического труда, кавалером ордена Победы, имел более двухсот других знаков отличия. В последние годы к парализованному главе государства была приставлена экстрасенс и оккультный маг Джуна Давиташвили, а также бригада врачей-реаниматологов. По состоянию больного лидера специалисты западных стран пытались строить прогнозы, кто и когда сменит его на высоком руководящем посту.
В личной
жизни, до своей болезни Леонид Ильич
Брежнев был веселым и
Период правления Леонида Ильича Брежнева имел и свои положительные и свои отрицательные стороны. На первом этапе правления Л. Брежнев сыграл заметную положительную роль в жизни нашего государства, во второй половине в стране стали нарастать негативные процессы. Л. Брежнев правил восемнадцать лет, больше любого другого советского правителя, за исключением И. В. Сталина. Во время кризиса восьмидесятых годов период правления Леонида Ильича называли периодом застоя, но теперь, после разрухи девяностых, он больше и больше представляется как период процветания, мира, стабильности и могущества государства. Скорее всего, оба эти мнения имеют право на существование, так как брежневский период весьма неоднороден по своей природе.
По мнению многих исследователей, Брежнев играл не самую первую скрипку в организации смещения Хрущева, хотя, без сомнения, принимал в этом процессе активное участие. Известно, что он не только сомневался, но даже и впадал в истерику накануне этого события.
В 1964 Брежнев возглавляет заговор против Хрущева, после смещения, которого занимает пост первого секретаря ЦК КПСС. Брежнев был наделен инстинктом власти: в ходе аппаратной борьбы за власть и влияние в партии он своевременно устранял своих явных и потенциальных противников (например А. Н. Шелепина, Н. В. Подгорного), расставляя на ключевые посты лично преданных ему людей (Ю. В. Андропова, Н. А. Тихонова, Н. А. Щелокова, К. У. Черненко, С. К. Цвигуна). К началу 1970-х гг. партийный аппарат поверил в Брежнева, рассматривая его как своего ставленника и защитника системы. Всесильная партийная номенклатура отвергала любые реформы, стремилась сохранить режим, обеспечивающий ей власть, стабильность и широкие привилегии.
Вторая половина 60-х - середина 80-х гг. были периодом нарастания негативных явлений во всех сферах жизни общества. Они проявлялись в стагнации экономики, росте оппозиционных настроений населения, падении авторитета СССР на международной арене. Принимаемые руководством страны меры по «совершенствованию» социализма не могли остановить надвигающегося кризиса административно-командной системы. В середине 80-х годов по инициативе партийно-государственных руководителей началось обновление экономических основ, политического устройства и духовной жизни общества. Коренные изменения условий развития производства и методов руководства экономикой, преобразования в общественно-политической сфере вышли за пределы, намечаемые Перестройкой. Они привели к распаду существовавшей на протяжении семи с лишним десятилетний советской системы. Реорганизации и реформы в экономике конца 50-х - начала 60-х гг. не привели к позитивным сдвигам. Падали темпы экономического развития. Была очевидной необходимость продолжения экономических реформ. Осенью 1965 г. начала осуществляться экономическая реформа в области промышленности. Индустриальное развитие 70-х - начала 80-х гг. характеризовалось политикой формирования единого народнохозяйственного комплекса. На селе с целью интенсификации сельскохозяйственного производства стали создаваться агропромышленные объединения, комбинаты, агрофирмы. В их состав включались колхозы и совхозы, предприятия по переработке сельхоз сырья, организации транспорта и торговли. На рубеже 70–80-х г. значительно ухудшились условия народно-хозяйственного развития. Осложнилась демографическая ситуация. Уменьшение рождаемости населения в 60-х г. (одно из последствий Отечественной войны) через полтора десятка лет привело к сокращению притока трудовых ресурсов. Увеличились расходы на развитие оборонных отраслей. В тяжелой индустрии, прежде всего в машиностроении, не выполнялись планы научно-технического прогресса. Перемещение центров добывающей промышленности в восточные районы повысило себестоимость топливно-энергетического сырья. Развитие атомной энергетики, введение в строй новых энергоблоков на атомных электростанциях сопровождалось поспешностью и показухой. Неблагоприятная экономическая конъюнктура сложилась на мировом рынке. Резко упали цены на нефть - важнейший предмет советского экспорта. Параллельно с государственной появилась так называемая теневая экономика (неучтенные статистикой производства в сфере промышленности, торговли и т. д.). Ее развитию сопутствовали беззакония и коррупция. Также резко сократились капиталовложения в социальную сферу. Страна вступила в полосу экономического кризиса. В середине 80-х г. началось обновление экономических основ. Главным рычагом должно было стать ускорение социально-экономического развития страны. Первые годы Перестройки мало затронули действующую экономическую систему. В конце 80-х г. большинство хозяйственников и экономистов, партийных руководителей признали необходимость широкого развития рыночных отношений. Предпринятые меры не улучшили положения дел в народном хозяйстве. В 1990 г. разрабатываются антикризисные программы, акцентирующие задачи на формах, темпах и путях перехода к рыночной экономике. В общественно-политической жизни 1960–1970-х г. проходили сложные и противоречивые процессы. С отставкой Н. С. Хрущева завершился процесс либерализации общественно-политической жизни; были свернуты начатые им преобразования. Противоборство мнений по вопросу о выборе путей дальнейшего развития общества завершилось поворотом от реформаторства периода хрущевской «оттепели» к умеренно-консервативному курсу в политике и идеологии. Идейно-теоретической основой деятельности нового руководства была разработанная в конце 1960-х гг. концепция «развитого социализма». В официальных документах «развитой социализм» трактовался как обязательный этап на пути продвижения советского общества к коммунизму, в ходе которого предстояло добиться органического соединения всех сфер общественной жизни. Концепция не подвергала сомнению теоретические положения коммунистической теории, содержащиеся в партийных документах предшествующих лет, в частности в Программе КПСС. Вместе с тем эта концепция концентрировала внимание на необходимости решения текущих задач одного из этапов построения коммунизма — этапа «развитого социализма». Существовавшие в обществе недочеты и кризисные явления рассматривались как результат неизбежных в процессе его развития противоречий. Устранению недостатков должна была способствовать политика «совершенствования» социализма. В развитии общественно-политической жизни четко прослеживались две тенденции: демократическая и антидемократическая. Была принята новая Конституция СССР. Коммунистическая партия называлась ядром политической системы. Усиление идеологического нажима на общественную жизнь после периода «оттепели» вызвало распространение движения диссидентства. В социальную сферу, так же, как и в другие области жизни, глубоко проникли негативные явления. В значительной мере это было связано с появлением нового социального слоя в обществе — так называемой «номенклатуры». Руководители высшего и среднего уровня занимали особое, привилегированное положение в системе распределения материальных благ. Для них существовало специальное снабжение продовольственными и промышленными товарами, действовали специальные поликлиники, больницы, санатории. «Номенклатура» была надежной опорой проводимого политического курса. Усиление социального неравенства, нарушения законности со стороны некоторых руководящих работников, славословия в адрес Л. И. Брежнева на партийных съездах и в печати вызывали растущее недовольство в стране. Падал авторитет Коммунистической партии.
Попытки преемников Л. И. Брежнева преодолеть «деформации социализма» успеха не имели. Административно-командная система, сформировавшаяся в 30-е гг. и выдержавшая преобразования хрущевской «оттепели», находилась на грани распада. Это всё глубже осознавали многие представители партийно-государственного аппарата.
В марте 1985 г. Генеральным секретарем ЦК КПСС стал М. С. Горбачев. Он и его сторонники выступили с инициативой «обновления социализма». Суть этой политики виделась в соединении социализма и демократии, в установлении «лучшего социализма». Во второй половине 80-х гг. был утвержден курс на создание в стране правового государства. Главная роль в его формировании отводилась политической реформе, суть которой заключалась в четком разделении обязанностей партийных органов и Советов, в передаче власти из рук Коммунистической партии Советам. Реализация этого решения откладывалась до времени утверждения новых политических структур общества. В марте 1990 г. была отменена 6-я статья Конституции СССР о руководящей роли КПСС в обществе. К этому времени в стране уже действовали многочисленные политические организации. Отмена 6-й статьи явилась стимулом возникновения новых партий и движений.
Изменения
в социально-экономической и
сопровождалось
явлением, получившим название «парад
суверенитетов»— выходом
Взаимоотношения
с социалистическими странами были
далеко не равноправными. СССР по-прежнему
был «старшим братом», который определял
основные направления деятельности
своих союзников. Это находило выражение
в общих коллективных декларациях
по различным международным
Такая политика «ограниченного суверенитета», проводимая советским руководством, получила на Западе название «доктрины Брежнева». Она исходила из того, что единство стран социалистического лагеря является их общей заботой, и если возникает угроза социализму в какой-либо стране, то на его защиту должны встать все страны содружества.
Существовали
все же социалистические государства,
проводившие независимый