Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2013 в 19:06, контрольная работа
Цель работы:
Определить политический портрет Леонида Ильича Брежнева.
Задачи:
Рассмотреть политическую деятельность Л. И. Брежнева. Составить полную картину политического портрета Л. И. Брежнева.
Введение
Биография Л. И. Брежнева
Приход к власти
СССР в эпоху развитого социализма
Внешняя политика
Заключение
Список источников
Изменения
внешнеполитического курса
В условиях биполярной модели международных отношений (Восток-Запад) огромную роль играли отношения между двумя сверхдержавами – СССР и США. Американское вмешательство во Вьетнаме (1965-1974 гг.) сделало их достаточно напряженными. По мере ухудшения советско-китайских отношений СССР был вынужден идти на сближение с США. Вместе с тем затянувшаяся война во Вьетнаме была крайне не популярна в США, поэтому американская администрация сделала все возможное для ее прекращения. Взаимный интерес стал основой для улучшения двухсторонних отношений. 1972 г. был годом важного поворота в советско-американских отношениях. Это было связано с визитом в мае президента США Р. Никсона в Москву. В результате этого визита были подписаны соглашения об ограничении стратегических вооружений, устанавливались количественные ограничения на строительство противоракетной обороны, межконтинентальных ракет наземного базирования и на подводных лодках. В 1974 г. на встрече Брежнева и американского президента ДЖ. Форда удалось договориться о новом соглашении ,об ограничении стратегических наступательных вооружений. Однако из-за ухудшения советско-американских отношений его подписание было отложено до 1979 г., а ратификация так и не состоялась. За 1973-1976 гг. СССР и США обменялись визитами руководителей государств, в ходе которых обсуждались военные, политические и экономические вопросы. За этот период общий объем советско-американской торговли увеличился в 8 раз при росте товарооборота в целом между Востоком и Западом в 5 раз.
Пиком разрядки стало состоявшееся в столице Финляндии Хельсинки Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе. В июле – августе 1975 г. был дописан Заключительный акт Совещания, в котором приняли участие главы 33 европейских государств, а также США и Канады. Этот акт зафиксировал и узаконил политико- военное и социально- экономическое положение, которое сложилось в послевоенной Европе и в мире. В документе шла речь о необходимости соблюдать в международных отношениях принципы суверенитета, равенства, невмешательства во внутренние дела друг друга. В него были включены также статьи о защите прав человека, свободе информации и передвижения, которые стали правовой базой диссидентского движения в СССР.
После подписания Хельсинского Заключительного акта Советский Союз, почувствовав себя хозяином в Восточной Европе, стал размещать в ГДР и Чехословакии новые ракеты среднего радиуса действия, ограничение которых не предусматривалось изменяющимися договорами. Это вызывало ответную реакцию в США. В 1979 г. В США создаются «силы быстрого реагирования», и делается ставка на «упреждающий удар!. Американский конгресс отказался ратифицировать договор ОСВ- 2 и в начале 1980-х гг. разместил в Западной Европе «крылатые ракеты» и ракеты «Першинг», способные достигнуть территории Советского Союза. Начался новый виток гонки вооружений. Наступил конец «разрядки». В США велись работы над программой «стратегической оборонной инициативы», которая предусматривала выведение ядерного оружия в космос. Кризис советской экономики не позволил сохранить военное равновесие, появляется тенденция технологического отставания в производстве вооружений. Позиции СССР в мире начинают слабеть.
Смертельный удар разрядке был нанесен советской интервенцией в Афганистан в декабре 1979 г. В результате государственного переворота в апреле 1978 г. В Афганистане к власти пришла народно-демократическая партия во главе с Н. Тараки. Он обратился к советскому руководству просьбой об оказании военной помощи революционному движению. Когда советские руководители в глубокой тайне принимали решение о вводе войск в Афганистан, они не могли представить себе, какие серьезные последствия повлечет за собой эта акция и как она отразится на отношениях между Востоком и Западом. Мировая общественность резко отрицательно расценила действия СССР а Афганистане. Чрезвычайная сессия Генеральной Ассамблеи ООН осудила эту акцию. Некоторые страны прервали дипломатические отношения с Советским Союзом, ввели против него экономические санкции и не прислали своих представителей на летнюю Олимпиаду в Москву в 1980 г. В начале 80-х гг. практически прекратились конструктивные контакты с западными странами. Нагнетание международной обстановки происходило всю первую половину 80-х гг., вплоть до прихода к власти М. С. Горбачева.
Одним из приоритетных направлений советской внешней политики стали отношения со странами «третьего мира». Стремясь усилить свое влияние в различных регионах планеты. СССР оказывал им широкомасштабную помощь. Она охватывала военную, финансовую, техническую и прочие сферы: сюда направлялись военные и гражданские специалисты, давались огромные льготные кредиты, велись поставки дешевого вооружения и сырья. Только за первую половину 1970-х гг. в «освободившихся странах» с помощью СССР было построено около 900 промышленных предприятий.
В начале 80-х гг. внешняя политика СССР приносила по преимуществу неутешительные результаты, перечеркивая успехи периода разрядки.
«История повторяется дважды,- говорил Гегель,- один раз как трагедия, другой раз как фарс». Период правления Сталина был трагедией, Брежнева- фарсом. Критика звучит очень резко, но она касается всей эпохи застоя, а не отдельных и наиболее видных ее представителей и создателей. Популярный писатель Д. Гранин так отмечает характерные черты поздней «брежневщины»: Истовая работа спецов, подхалимов всех рангов ограждала от жизни народной, приносила плоды прежде всего им самим. Угодничество настаивало: великая страна должна иметь великого вождя. И стали зготавливать великого. Дутые заслуги соответствовали дутым сводкам, цифрам. Это усваивали по ступенькам, этаж за этажом. Благие намерения, с каких все начиналось в 1965- 1966 гг., постепенно сменялись бесконечными речами. Механизмы печального этого процесса стоило бы подробнее разобрать историкам. Историки работаю долго, и я думаю, что политики их опередят. Режим Брежнева всех пугал своей иррациональностью: трудно доверять политической группе, которая управляет великой страной по принципу «после нас хоть потом». Физическая смерть Брежнева проходила долго и мучительно на глазах всего мира. Теперь пришло время его политической смерти. Но это не повод для того, чтобы молчать о Брежневе. Чтобы окончательно покончить с его наследием, не достаточно только снять вывески с его именем с улиц городов, площадей и районов. Поэтому можно присоединиться к призыву простого рабочего Н. К. Козырева: «Нужно открыть форточку не только в страшные 30-е, но и в удушливые 70-е годы».
Дряхлый генсек оставался символом строя и гарантом стабильности, но многим из руководства было ясно, что с его уходом неизбежно начнется полоса перемен.