Политический строй Новгородских земель

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2011 в 11:52, реферат

Краткое описание

Так уж сложилось, что Новгород стал не только известнейшим городом России, но и занял особую страницу в ее истории. Именно с ним связаны многие дискуссионные вопросы в отечественной историографии. Например, можно вспомнить о призвании варягов. Еще в большей степени внимание исследователей привлекало внутриполитическое устройство Великого Новгорода. Яркие примеры вечевой деятельности связаны с различными городами домонгольской Руси – Киевом, Владимиром, Смоленском и многими другими. Но только в Новгородской земле возникла особая форма правления - республика. Сложившиеся там выборные органы власти и управления просуществовали до XV столетия. Удельно-вечевое начало федерации не устояло и возникло огромное государство.

Содержание

Введение
• Глава 1. Социально-политические коллизии 1117-1137 годов
• Глава 2. Волнения после 1137 года
• Заключение

Вложенные файлы: 1 файл

история.docx

— 66.52 Кб (Скачать файл)

Введение

     Так уж сложилось, что Новгород стал не только известнейшим городом России, но и занял особую страницу в ее истории. Именно с ним связаны многие дискуссионные вопросы в отечественной историографии. Например, можно вспомнить о призвании варягов. Еще в большей степени внимание исследователей привлекало внутриполитическое устройство Великого Новгорода. Яркие примеры вечевой деятельности связаны с различными городами домонгольской Руси – Киевом, Владимиром, Смоленском и многими другими. Но только в Новгородской земле возникла особая форма правления - республика. Сложившиеся там выборные органы власти и управления просуществовали до XV столетия. Удельно-вечевое начало федерации не устояло и возникло огромное государство.

     Именно на рубеже XI и XII столетий начинается история социально-политической борьбы как постоянного фактора внутренней жизни средневекового Новгорода. Это связано с началом раздробленности на Руси, заметным ослаблением власти Киева и окончанием домонгольского периода развития русских земель. С этого времени в их истории начинается новый период.

     В течение долгого времени историки ведут дискуссию по поводу классовой природы конфликтов в новгородском обществе. В последнее время все большее распространение получает идея, согласно которой Древняя Русь данного периода не знала сложившихся классов. Таким образом, борьба в Новгороде XII - начала XIII вв. не являлась атрибутом феодального общества и имела доклассовой характер. Кроме того, для реконструкции картины новгородского мира и процессов, протекавших в нем, имеет определенный смысл обратится в ряде случаев к исторической антропологии. Это позволяет по-новому понять природу исторической закономерности, не возвышающейся над человеком и обществом, а складывающейся в процессе живой, конкретной общественной практики людей. Оставшиеся от той эпохи тексты дают возможность реконструировать мировоззрение людей и понять некоторые особенности их ментальности, что в свою очередь позволяет приблизиться к пониманию произошедших событий как выражения видения мира и социокультурного представления людей того времени.

     Источниками по избранной теме служат летописи. Для нас первостепенное значение имеет Новгородская Первая летопись.[3] Определенное значение сохраняют и поздние летописи новгородского круга, а также летописи, происходившие из других регионов Руси. Надо отметить, что XII-XIII вв. – время, когда переживает расцвет летописание местных центров на Руси. Старейший из них, естественно, Новгород, где общерусские летописи велись еще в предшествующую эпоху. Однако в XII-XIII вв. новгородское летописание уделяет все большее внимание местным событиям. Нам известны здешние летописцы – священник Герман Воята (XII в.), пономарь Тимофей (XIII в.). Текст Новгородской Первой летописи позволяет судить о месте и важнейших вехах летописной работы в Новгороде. В своей основе он содержит летопись, ведшуюся в канцелярии новгородского архиепископа. Летопись эта дошла до нас в двух изводах – старшем и младшем. Старший извод представлен пергаментным списком XIII-XIV вв. – древнейшим из списков русских летописей. Список завершается известием за 1352 г., начало же его утрачено вплоть до 1106 г. В младшем изводе, но в списках более позднего времени, до нас дошло начало летописного свода. Важнейшие из этих списков Комиссионный и Академический, относятся к XV в. (последнее известие под 1446 г.). Для изучения социально-политической борьбы в Новгороде обозначенного периода это основной источник информации.  

Глава 1. Социально-политические коллизии 1117-1137 годов 

     В начале XII в. активно изменяется внутренняя и внешнеполитическая обстановка в русских землях. Наблюдается усиление их ”сепаратизма“. Княжеские усобицы подорвали обороноспособность Киева. Большие перемены принесла эпоха крестовых походов. Благодаря крестоносцам Запад проложил себе новые пути на Восток. Киев утратил роль посредника в торговле Европы со странами Востока. Нашествие половцев затруднило движение торговых караванов из Киева в Царьград и крымские города.

     Упадок Южной Руси вел к тому, что Киев все больше утрачивал значение столицы государства – старейшего и самого богатого из русских городов, собиравшего дань со всей Руси. Усилился поток переселенцев из Южной Руси под давлением кочевников великой степи.

     Внутреннее положение дел в Новгородской земле было несколько лучше, чем в остальной Руси. “Перемещение торговых путей Европы благоприятно сказывается на торговле Новгорода с бассейном Волги: через Новгород и владимирско-суздальские города направляются новые пути европейской торговли с Востоком“. Новгород все сильнее проявлял отличие в области политического устройства. До 30-х гг. XII в. все в Новгороде было довольно спокойно, хотя этот термин здесь весьма условен. Наиболее значительным, с точки зрения социально-политической борьбы, оказался 1136 г. События этого года не дают покоя историкам вот уже в течение двух веков. Лаконичность летописных данных служит поводом к различным предположениям и теориям. Так как любые реальные события, будучи вставлены в мифологическое пространство, теряют подлинное значение, связь и смысл.

     Первое  обстоятельство, которые было причиной определенного своеобразия Новгорода. Во-первых, географическое положение региона зачастую давало Новгороду шанс избежать тех потрясений, которые испытывали другие русские земли. Дремучие леса и болота служили естественным барьером для кочевников. Водный путь вовсе не был желанным для половецких орд, которые предпочитали степи. Именно это не давало возможности изгнанным из Новгорода князьям возвращать себе власть с помощью кочевников. Новгород расширял свои владения на север, запад и восток, и не встречал соперничества с другими русскими землями; в то же время увеличение владений приносило ему богатства. Близость Балтики также способствовала процветанию новгородской торговли. Далее следует упомянуть о стихийных бедствиях и всякого рода иных катаклизмах, которые скорее являлись обыденным делом, нежели чем-то из ряда вон выходящим. Так, Новгород горел в 1111, 1113 и в 1134 гг. В 1127 и 1128 гг. имели место наводнения. По сообщению летописца в 1128 г. был голод и новгородцы ели липовый лист, березовую кору, солому и конину. Однако это было еще не самое ужасное меню. Судя по фразе “тако другымъ падъшимъ от глада”, можно уже вести речь о людоедстве, или как минимум, трупоедстве. Трупы лежали по городу, а смрад стоял такой, что его нельзя было вынести. Имело место и бегство населения от голода. То есть картина уже только по описанным событиям вырисовывается весьма безрадостная, а подобные события вовсе не являлись единичными. Следует заметить, что условия жизни - не важно, хорошие или плохие - всегда накладывают свой отпечаток на людей, на их характер, образ мыслей и действий, реакцию и т. д. Проблема голода стояла перед новгородцами весьма остро. Характерной чертой Новгородской земли являлось то, что сплошь и рядом не хватало своего хлеба, и поэтому ощущалась нужда в привозном зерне. Это лучше всего подтверждается тем обстоятельством, что в XII-XIII вв. суздальские князья при каждой ссоре с Новгородом подвергали новгородцев всем бедствиям голода, прекращая доставку хлеба из своих земель. Новгородская летопись сообщает об этом под 1170, 1204, 1205, 1218, 1230 гг. Цены на хлеб при этом достигали нередко немыслимых размеров. Возможно, именно этот фактор играл не самую последнюю роль в том, что большая часть военных походов, особенно на чудь, проходила зимой, а чаще всего, весной. То есть тогда, когда не только нет земледельческих работ, но и подходят к концу припасы, что в свою очередь, вело к нарастанию определенной социальной напряженности. Кроме того неплодородные почвы стимулировали развитие отраслей не связанных сельским хозяйством.

    Оценивая события, случившиеся при Всеволоде Мстиславиче, несправедливо говорить о том, что они произвели коренной переворот в политическом порядке Новгорода. Дело в том, что еще в 1102 г. Святополк и Владимир составили между собой ряд, чтобы Мстислава взять из Новгорода и посадить во Владимире-Волынском, а Новгород отдать Святополку. Однако планам этим не суждено было сбыться, так как на их пути стали новгородцы. Сразу же после смерти Владимира Мономаха произошло решающее обострение новгородской борьбы, которое, однако, не было неожиданным и подготовлялось предшествующими событиями.

    В такой весьма бурной обстановке в 1125 г. в Киеве умирает Владимир, и его сменяет Мстислав. Еще ранее, в 1117 г., Мстислав, бывший в ту пору новгородским князем, 17 марта покинул Новгород и отправился в Киев к отцу, который уже тогда, надо полагать, видел в нем своего приемника и чувствовал приближающуюся смерть. Никоновская летопись содержит более детальную запись: “Выведе Владимеръ Манамахъ сына своего Мстислава изъ Новаграда и посади его въ Белеграде, а въ Новеграде седе Всеволодъ Мстиславичь “. То есть летописец ясно дает понять, что перевод состоялся по воле киевского князя, но никак не новгородцев. Как бы то ни было, уход Мстислава и посажение Всеволода прошли тихо. Почему же новгородцы, которые еще в 1102 г. настаивали на своем праве не отпускать своего князя по требованию великого князя, в 1117 г. не оказали никакого видимого противодействия?  В тот момент “желание Мстислава быть ближе к великокняжескому столу, на который он имел право после смерти Владимира, совпало с желанием новгородцев получить себе в князья Всеволода Мстиславича“. Итак, покидая Новгород, Мстислав, согласно летописи, посадил сына Всеволода на новгородском столе, то есть князем вместо себя. Далее начинают происходить весьма любопытные события. Сообщив о посажении на стол Всеволода, новгородский летописец говорит о знамении, да не простом, а в Святой Софии. В качестве знамения были восприняты небывало сильные раскаты грома. Кроме того, обращает на себя внимание очень странная и не свойственная для иных известий о знамениях вещь – указан не только день, но и точное время: 14 мая в 10 часов вечера. Затем последовало лунное затмение. Разумеется, что от этого современники ничего хорошего не ждали. На этом, вроде бы, все затихает, если не считать смерти посадника Добрыни 6 декабря. Но запись за следующий, 1118 г., заставляет усомниться в социально-политическом спокойствии в Новгороде. Начинается с того, что сообщается о смерти следующего посадника Дмитра Завидича 9 июля и добавляется: “посадницявъ 7 месяць одину”. Вот это “одину“ и вызвало вопросы исследователей, но об этом ниже. А сейчас обратим внимание на мероприятие, которое провел Мстислав и Владимир. Они тем же летом вызвали в Киев всех новгородских бояр “и заводи я къ честному хресту“. Часть бояр они отпустили домой, а часть оставили в заточении, разгневавшись на грабеж Даньслава и Ноздрьчи. Гнев также пал на некоего “сочьскаго на Ставра“.

    Надо отметить, что практика приведения к кресту не являлась редкостью, и мы с ней еще столкнемся в дальнейшем. Поэтому не лишним будет попытаться разобраться в сути вопроса. Вызов бояр в Киев, взятие их в заложники, принуждение к клятве – крестоцелованию, говорит о том, что: 1) Подобная клятва играла роль 100% гарантии выполнения каких–либо обязательств. Причем клятва осуществлялась в устном варианте, что говорит о некоторых аспектах морали того времени и влиянии религиозных представлений, в данном случае, на бояр, а не на простых граждан. Возможно, “некоторых” определили в заточение еще и потому, что они отказались выполнить обряд. Хотя для заточения было достаточно их вины в грабеже людей, находившихся под защитой киевского князя. 2) Бояре являлись той частью общества, посредством которой возможно было оказать влияние на все общество. То есть она провоцировала общество и, как минимум, имела в своих руках неофициальную, но при этом близкую к 100% реальную власть, в отличие от князя. Иначе теряется всякий смысл вызова и крестоцелования.

     В то же время то, что князю позволялось призывать новгородских бояр к себе, а затем делать с ними то, что он считал необходимым, а они, в свою очередь, являлись к нему, несомненно, отдавая себе отчет в том, что их может ожидать за их дела, говорит либо о неком праве князя на подобные действия (не только в виде закона), либо невозможности бояр отказаться, вследствие ожидаемых последствий. Например, мог последовать разрыв отношений с князем в Киеве и, как результат, затруднения в торговле с Византией, а это был бы удар по экономическому благополучию Новгорода, то есть, не в последнюю очередь, тех же бояр.

     В чем же причина вызова бояр в Киев, а точнее, вмешательства киевского князя? Надо полагать, что грабеж Даньслава и Ноздрьчи задел интересы Киева. Но тут возникает новый вопрос – как? после ухода Мстислава и затмения, а также смерти посадника Добрыни темп социально-политической жизни Новгорода несколько ускорился, а власть князя ослабела. Исходя из того, что Киев вступился за Даньслава и Ноздрьчу, можно сделать вывод о том, что они были проводниками политики Киева. Совершенно верно охарактеризовали сложившуюся к началу 1118 г. ситуацию словом “смятение“. Любая смена власти часто приводит к нестабильности вначале в умах, а затем и в повседневной жизни.

     В 1125 г. Мстислав занял стол отца в Киеве. И следом идет весьма симптоматичное сообщение о том, что “въ то же лето бяше буря велика”, были довольно велики убытки в движимом и недвижимом имуществе. Но сообщение, заканчивающее отчет за 1125 г., вызывает, по меньшей мере, удивление: “Въ то же лето посадиша на столе Всеволода новгородци“. Ранее мы уже говорили о том, что Всеволод уже был посажен на этот стол в 1117 г. Однако разница здесь есть. Во втором случае Всеволода посадил уже не князь, а сами новгородцы. К сожалению, сведения летописи крайне скудны.

    Кажется закономерным вывод о том, что коль скоро новгородцы посадили Всеволода в 1125 г. на стол, то до того он был его лишен. Однако в летописи столь значительное событие не упомянуто. Если все же придерживаться хода событий, нашедших свое отражение в летописи, то более близким к тексту будет версия о том, что посадил Всеволода на стол все же Мстислав в 1117 г. Тем не менее, новгородским князем он не стал по той простой причине, что не было утверждения кандидатуры со стороны самих новгородцев, которые обыкновенно либо призывали князей себе, либо, если князя им навязывали, по меньшей мере, соглашались со свершившимся фактом. Весьма вероятно, что эта процедура включала в себя “ряд“ – договор.

    В следующем, 1126 г.: “Ходи Всеволодъ къ отцю Кыеву, и приде опять Новугороду на столъ месяця февраля въ 28”. Указанный отрывок весьма ясно дает понять, что сомнения относительно возвращения Всеволода имелись. Однако на сей раз все обошлось. Более того, Киев не предпринял никаких действий, хоть как-то ущемлявших Новгород. А значит, ничего сверхординарного в городе перед этим не происходило.

    Резкое ухудшение положения дел для Всеволода началось со смертью 14 апреля 1132 г. великого князя Мстислава в Киеве. Его сменил брат Ярополк, который и повелел Всеволоду идти на Русь, в Переяславль. до этого новгородцы ладили с Всеволодом “по привязанности к памяти Мстислава, так долго бывшего князем новгородцев”, пока жив был отец. Теперь же авторитет отца не был опорой сына, а свой он растерял, “прельстися призывом Ярополка“ и переехав в Переяславль, надеясь стать со временем великим князем. Однако это решение Всеволода новгородцам пришлось не по душе (“а целовавъ крестъ къ новгородцемъ, яко хоцю у васъ умерети“).Основание явно не второстепенное, если принимать во внимание что крестоцелование, судя по всему, не было пустым звуком. А если хотя бы вспомнить эпизод с вызовом новгородских бояр к киевскому князю, то следует думать именно так.

   Тем не менее, все это не имело бы значения, если дела сложились бы так, как задумал Ярополк Владимирович. Но обосноваться в Переяславле Всеволоду не удалось. Юрий Суздальский и его брат Андрей, заподозрив в этом прямую претензию на великокняжеский стол, предприняли соответствующие меры. Всеволод прибыв в Переяславль, “съ заутрья седе в нем, а до обеда выгна и Гюрги, приехавъ с полком на нь“. В итоге Ярополк сумел восстановить приоритет своей власти, однако “Всеволода Мстиславича, братанича своего, посла въ Новъгородъ”. Город встретил его весьма прохладно. По словам новгородского летописца, “бысть въстань велика въ людьхъ; и придоша пльсковичи и ладожане Новугороду, и выгониша князя Всеволода из города; и пакы съдумавъше, въспятиша и Устьяхъ”.

Информация о работе Политический строй Новгородских земель