Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2014 в 19:40, контрольная работа
1. Политическое и правовое учение Платона
2. Составить схему. Учение Ф.Аквинского о праве и государстве
3. Систематизируйте информацию о том, в какой стране и когда возникли основные идеи (теории) в области политических и правовых учений, в какой стране и когда эти идеи (теории) «возродились» в новом виде.
Составьте соответствующую таблицу, укажите авторов данных
идей (теорий)
1. Политическое и правовое учение Платона………………………………..3
Введение
1.1 Проект идеального строя в книге «Государство».
1.2 Платон о соотношении государства и права в диалоге «Политик».
1.3 Платон о праве и государстве в книге «Законы».
1.4 Платон о демократии и демократическом человеке, о связи тирании и демократии, о тираническом человеке.
Заключение
2. Составить схему. Учение Ф.Аквинского о праве и государстве………17
3. Систематизируйте информацию о том, в какой стране и когда возникли основные идеи (теории) в области политических и правовых учений, в какой стране и когда эти идеи (теории) «возродились» в новом виде.
Составьте соответствующую таблицу, укажите авторов данных
идей (теорий)……………………………………………………………….……18
Список использованной литературы………………………………………..24
Во всех иных государствах, во главе которых нет истинных правителей, следует руководствоваться писаными законами и отечественными обычаями.
В «Политике» Платон выделяет всего семь форм правления: истинное правление и еще три других вида правления (монархия, власть немногих и власть большинства), каждый из которых в зависимости от наличия или отсутствия законности делится на два подвида: законная монархия — это царская власть, противозаконная — тирания; законная власть немногих — аристократия, незаконная — олигархия; далее, демократия с законами и без законов. Однако все перечисленные формы правления, как подчеркивалось в диалоге, являются отступлениями от идеального, «подлинного» государства, где политик единолично осуществляет власть, «руководствуясь знанием». Смысловое содержание учения Платона не совпадает с современными формулами правового государства.
Платон высоко ценит политическое знание и политическое искусство. Именно владение политическим искусством отличает истинного правителя от всех остальных обладателей власти. Политическое искусство, согласно Платону, отличается от военного, судебного и ораторского искусства. Так, своеобразие судебного искусства и судебной власти видится Платону в надлежащем хранении, защите и осуществлении законов, а также в соответствующем служении политической власти. Существо политического искусства состоит, по Платону, в умении разумно организовать и вести общегосударственную жизнь — плести политическую ткань: «Царское искусство прямым плетением соединяет нравы мужественных и благоразумных людей, объединяя их жизнь единомыслием и дружбой и создавая таким образом великолепнейшую и пышнейшую из тканей. Ткань эта обвивает всех остальных людей в государствах — свободных и рабов, держит их в своих узах и правит и распоряжается государством, никогда не упуская из виду ничего, что может сделать его, насколько это подобает, счастливым». Это сравнение политики (и политического искусства) с ткацким искусством является большой находкой Платона и может быть названо античным эквивалентом сравнения государства с механизмом и машиной в последующей истории политической мысли.
1.3 Платон о праве и государстве в книге «Законы»
Последующая эволюция в политико-правовых воззрениях Платона нашла свое выражение в «Законах». Диалог «Законы» является последним сочинением Платона.
Его написанию предшествовали неудавшиеся попытки философа реализовать в Сиракузах, греческой колонии на Сицилии, первоначальный проект наилучшего государства. В «Законах» Платон изображает «второй по достоинству» государственный строй, приближая его к действительности греческих полисов.
Основные отличия диалога «Законы» от диалога «Государство» таковы.
Во-первых, Платон отказывается от коллективной собственности философов и воинов и устанавливает для граждан единый порядок пользования имуществом.
Земля является собственностью государства. Она делится на равные по
плодородию участки. Каждый гражданин получает земельный надел и дом, которыми пользуется на правах владения. Все остальные виды имущества граждане могут приобретать в частную собственность, но ее размеры ограничены. Для удобства расчетов (при замещении государственных должностей, комплектовании войска и т.п.) предусматривается точное число граждан — 5040. В это число входят только владельцы земли; ремесленники и торговцы гражданскими правами не обладают.
Во-вторых, деление граждан на сословия заменяется градацией по имущественному цензу. Политические права граждане приобретают в зависимости от размеров имущества, записавшись в один из четырех классов. Разбогатев или обеднев, они переходят в другой класс. Все вместе граждане образуют правящее сословие.
Помимо занятий в собственном хозяйстве, им вменяются в обязанность служба в войске, отправление тех или иных государственных должностей, участие в совместных трапезах (сисситиях), жертвоприношения и т.п.
В-третьих, производственные потребности земледелия предполагается теперь полностью обеспечить за счет рабского труда (в диалоге «Государство» рабы упоминались, но Платон не нашел для них места в экономике идеального полиса).
Во «втором по достоинству» государстве «земледелие предоставлено рабам, собирающим с земли жатву, достаточную, чтобы люди жили в довольстве». Вместе с признанием рабства у Платона появляется и пренебрежительное отношение к производительному труду. Предвидя выступления невольников, Платон советует землевладельцам приобретать как можно меньше рабов одной национальности и не провоцировать их недовольство жестоким обращением. Ремесленное производство, как и в первом проекте, занимает подчиненное по отношению к земледелию положение.
В-четвертых, Платон подробно описывает в диалоге организацию государственной власти и законы наилучшего строя. В отличие от первого проекта, здесь проводятся идеи смешанной формы государства и сочетания моральных методов осуществления власти с правовыми.
Идеальным государственным устройством Платон называет правление, где совмещены начала демократии и монархии. К таким началам относятся: демократический принцип арифметического равенства (выборы по большинству голосов) и монархический принцип геометрического равенства (выбор по заслугам и достоинству). Демократические начала государства находят свое выражение в деятельности народного собрания. На сочетании демократических и монархических принципов строятся выборы коллегии 37 правителей и Совета из 360 членов.
Замыкает иерархию государственных органов тайное «ночное собрание», в которое входят 10 самых мудрых и престарелых стражей. Им вручается верховная власть в государстве.
Все выборные государственные органы и правители обязаны действовать в точном соответствии с законом. Что же касается мудрецов из «ночного собрания», то они причастны к божественной истине и в этом смысле стоят над законом.
Согласившись с тем, что общественную жизнь необходимо урегулировать нормами писаного права, Платон не мог по своим идейным соображениям допустить верховенство закона над религиозной моралью. «Ведь если бы по воле божественной судьбы появился когда-нибудь человек, достаточно способный по своей природе к усвоению этих взглядов, — писал Платон, — то он вовсе не нуждался бы в законах, которые бы им управляли. Ни закон, ни какой бы то ни было распорядок не стоят выше знания».
Рассматривая взгляды философа на закон, следует избегать их модернизации.
Дело в том, что отдельные положения древних мыслителей, взятые вне своего контекста, могут использоваться при обосновании современных концепций государства и права. Так, в частности, произошло с высказываниями Платона о необходимости утверждения закона в общественной жизни, на которые нередко ссылаются сторонники теории правового государства. В диалоге «Законы» Платон писал: «Я вижу близкую гибель того государства, где закон не имеет силы и находится под чьей-либо властью. Там же, где закон — владыка над правителями, а они — его рабы, я усматриваю спасение государства и все блага, какие только могут даровать государствам боги». Под законом здесь понимается не что иное, как совокупность религиозно-нравственных норм, установленных мудрыми людьми государства в качестве ориентира для остальных граждан. В приведенном фрагменте речь идет о подчинении правителей божественным законам (точнее, установлениям легендарного Кроноса, правившего людьми в глубокой древности).
1.4 Платон о демократии и демократическом человеке, о связи тирании и демократии, о тираническом человеке
Доброе зерно при хорошем уходе и плоды
породит добрые, а худое зерно как ни поливай
– только уродливые плоды и выродит.
Раз уж классическим образцом общественного
устройства считается античная древнегреческая
демократия, есть резон обратиться не
к современным её восхвалителям – теоретикам
официозной и продажной идеологии (истории,
философии), а к свидетельству современника
тех времён. И обратимся не к простолюдину,
и не к поэту, поскольку уже тогда художественная
братия стала воспевать не то и не так,
изменяя своему первоначальному священному
ремеслу в соответствии с русской пословицей
– чей хлеб жрёшь, тому и поёшь.
Обратимся сразу к высшему авторитету (отдавая дань авторитарному типу современного восприятия информации и мышления), к философу, в мощи ума которого не сомневается даже современная наука, не могущая на имеющемся мировоззренческом фундаменте даже приблизиться к уровню понимания древним мыслителем основных проблем Бытия. Речь идёт о древнеэллинском философе V–IV в.в. до н.э. Платоне (настоящее имя Аристокл). В одном из главных своих трактатов – «Государство» Платон пишет:
«Демократия... осуществляется тогда,
когда бедняки одержав победу, некоторых
из своих противников уничтожат, иных
разгонят, а остальных уравняют в гражданских
правах и в замещении государственных
должностей, что при демократическом строе происходит
большей частью по жребию». (Обращаю ваше
внимание на то, что речь здесь идёт о бедняках,
а не о народе, что, согласитесь, не одно
и то же. Интересен также и основной метод
замещения государственных должностей
– жребий, который современные демократы
испугались использовать из-за его священного
характера).
«При таком государственном строе люди,
приговорённые к смерти или к изгнанию,
тем не менее остаются и продолжают вращаться
в обществе... Разгуливает такой человек
прямо как полубог».
«Человеку оказывается почёт, лишь бы
он обнаружил своё расположение к толпе» (и здесь речь о толпе,
а не о народе).
Далее Платон описывает демократического
человека, свойства которого рождаются
как результат демократического правления.
«Его хвастливые речи... в битве с бережливым
началом... одержат верх и с бесчестьем,
как изгнанницу, вытолкнут вон стыдливость,
обозвав её глупостью, а рассудительность
назовут недостатком мужества и выбросят
её, закидав грязью... Опорожнив и очистив
душу юноши, ...они затем низведут туда...
наглость, разнузданность, распутство
и бесстыдство, увенчивая их венками и
прославляя в смягчённых выражениях: наглость
они будут называть просвещённостью, разнузданность
– свободою, распутство – великолепием,
бесстыдство – мужеством».
«Если кто-нибудь ему скажет..., что одни вожделения надо развивать и уважать, другие же пресекать и подчинять. В ответ он будет отрицательно качать головой и говорить, что все вожделения одинаковы и заслуживают равного уважения».
«Изо дня в день такой человек живёт, угождая первому
налетевшему на него желанию... В его жизни
нет порядка, в ней не царит необходимость».
«В демократическом государстве только
и слышишь, как свобода прекрасна и что
лишь в таком государстве стоит жить...».
«Когда же во главе государства, где демократический
строй и жажда свободы, доведётся встать
дурным виночерпиям, государство это сверх
должного опьяняется свободой в неразбавленном
виде, а своих должностных лиц карает,
если те недостаточно снисходительны
и не предоставляют всем полной свободы...»
«...там не станут почитать и бояться родителей
(всё под предлогом свободы!), переселенец
уравняется с коренным гражданином, а
гражданин – с переселенцем; то же самое
будет происходить и с чужеземцами».
«Душа граждан делается крайне чувствительной,
даже по мелочам: всё принудительное вызывает
у них возмущение как нечто недопустимое.
А кончат они... тем, что перестанут считаться
даже с законами – писаными и неписаными,
– чтобы уже вообще ни у кого и ни в чём
не было над ними власти»
«Какая болезнь... подтачивает демократию и порабощает её. Этой болезнью я считал появление особого рода людей, праздных и расточительных... Их мы уподобили трутням...»
«При демократическом строе они, за редкими исключениями, чуть ли не стоят во главе: самые ядовитые из трутней произносят речи и действуют. ...При таком государственном строе, всем, за исключением немногого, распоряжаются подобные люди».
Узнаете, читатели, гнилую суть правящих паразитов и принцип паразитизма, усиленно и насильственно насаждаемый сегодня в обществе? Не сегодня ли написаны эти слова?
Не забыл Платон и о работниках искусства, инженерах человеческих душ античности в лице трагических поэтов:
«Обходя... государства, собирая густую толпу, подрядив исполнителей с прекрасными, сильными, впечатляющими голосами, они привлекают граждан к тирании и к демократии... Они получают вознаграждение и им оказываются почести... со стороны тиранов, а на втором месте и от демократии».
Почему Платон, убийственно точно выявляя пороки современной ему демократии и словно бы описывая наше современное положение дел, так оценивает этот строй, который он буквально припечатывает к позорному столбу истории?
Всё проясняется при знакомстве с классификацией государственного устройства у Платона. Он выделяет 5 типов государства, из которых «хорошим и правильным» является один – царский (или аристократический), а четыре остальных являются порочными и больными и следуют друг за другом по мере возрастания порочности и деградации: тимократия , олигархия, демократия и тирания.
И вот эту третьей степени порочности
государственную систему, третью (предпоследнюю)
фазу прогрессирования болезни государства
нам рекламируют и вбивают в сознание
как единственный путь в светлое, сытое
будущее, путь, которому «нет реальной
альтернативы».
Воистину нет предела лицемерию фарисеев
от идеологии в общемировом агитпропе!
Страдающие избытком интеллигентности
(которая является видом Духовной болезни)
и учёности (то есть, узкофизического взгляда
на Мир) современные мыслители-идеологи
могут возразить насчёт демократии двумя железными
аргументами (живём-то не в золотом, не
в серебряном, и даже не в бронзовом, а
именно в железном веке). Платон-де жил
на заре зарождения научной мысли и многого
ещё не мог знать. А во-вторых, время тогда
было другое – всё-таки почти две с половиной
тысячи лет назад и может быть то, что было
тогда болезнью, к нашему времени уже выздоровело.
Ментальная гордыня, провозглашающая
древних мыслителей недоумками, а современных
учёных мужей воздвигающая на вершину
человеческих знаний (пусть даже – на
данном историческом этапе) – вот естественный
результат рассмотрения всех процессов
на Земле через призму идеи прогресса.