Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2014 в 19:40, контрольная работа
1. Политическое и правовое учение Платона
2. Составить схему. Учение Ф.Аквинского о праве и государстве
3. Систематизируйте информацию о том, в какой стране и когда возникли основные идеи (теории) в области политических и правовых учений, в какой стране и когда эти идеи (теории) «возродились» в новом виде.
Составьте соответствующую таблицу, укажите авторов данных
идей (теорий)
1. Политическое и правовое учение Платона………………………………..3
Введение
1.1 Проект идеального строя в книге «Государство».
1.2 Платон о соотношении государства и права в диалоге «Политик».
1.3 Платон о праве и государстве в книге «Законы».
1.4 Платон о демократии и демократическом человеке, о связи тирании и демократии, о тираническом человеке.
Заключение
2. Составить схему. Учение Ф.Аквинского о праве и государстве………17
3. Систематизируйте информацию о том, в какой стране и когда возникли основные идеи (теории) в области политических и правовых учений, в какой стране и когда эти идеи (теории) «возродились» в новом виде.
Составьте соответствующую таблицу, укажите авторов данных
идей (теорий)……………………………………………………………….……18
Список использованной литературы………………………………………..24
Платон мысленно делит демократическое государство на три части. Одну часть составляет подобного рода трутни: они возникают здесь хоть и вследствие своеволия, но не менее, чем при олигархическом строе. При демократии чуть ли не стоят во главе: самые ядовитые из трутней из трутней произносят речи и действует, а остальные усаживаются поближе к помосту, жужжат, и не допускают, чтобы кто-нибудь говорили иначе. Другую часть составляют богачи - обычно богачей называют сотами трутней. С них-то трутням всего удобней собрать побольше мёду. Третий разряд составляет народ - те, что трудится своими руками, чужды делячества, да и имущества у них немного, они всего многочисленнее и при демократическом строе всего влиятельнее, особенно когда соберутся вместе.
Когда появляется тиран, он вырастает именно из народного корня, то есть как ставленник народа.
Переход из демократии в тиранию осуществляется тогда, когда из-за полной свободы люди перестают считаться даже с законами, чтобы “ни у кого и ни в чем не было власти над ними”. Все принудительное вызывает возмущение. Из этого, как считает Платон, и вырастает тирания: из крайней свободы возникает величайшее и жесточайшее рабство. Ненасытное стремление к одному и пренебрежение к остальному искажает демократический строй и подготавливает нужду к тирании.
Граждан, послушных властям, там смешивают с грязью как ничего не стоящих добровольных рабов, зато правителей, похожих на подвластных, и подвластных, похожих на правителей, там восхваляют и почитают как в частном, так и в общем обиходе. Тирания проникает и в частные дома, а в конце концов неповиновение привьется даже животным.
Отец привыкает уподобляться ребёнку и страшиться своих сыновей, а сын - вести себя наподобие отца. При таком порядке вещей учитель боится школьников и заискивает перед ними, а школьники ни во что не ставят своих учителей и наставников…
Вообще молодые начинают подражать взрослым и состязаться с ними в рассуждениях и делах…
Крайняя свобода для народа такого государства состоит в том, что купленные рабы и рабыни ничуть не менее свободны, чем их покупатели.
Душа становится чувственной.
Кончат они тем, что перестанут считаться даже с законами писанными и неписаными, - чтобы уже вообще ни у кого и ни в чём не было над ними власти.
Та же болезнь, что развилась в олигархии и её погубила, ещё больше и сильнее развивается здесь из-за своеволия - и порабощает демократию.
Чрезмерная свобода и для отдельного человека и для государства оборачивается не чем иным, как чрезвычайным рабством - так возникает тирания.
Превращение такого ставленника происходит, когда он начинает делать примерно следующее: говорят, что, кто отведал человеческих внутренностей, мелко нарезанных вместе с мясом жертвенных животных, тому не избежать стать волком.
Он тот, кто поднимает восстание против обладающих собственностью.
Если он потерпел неудачу, подвергся изгнанию, а потом вернулся - назло своим врагам, то возвращается он уже как законченный тиран.
Если же те, кто его изгнали, не будут в состоянии его свалить снова и предать казни, очернив в глазах граждан, то они замышляют его тайное убийство.
Общеизвестное требование со стороны тирании: чуть только они достигнут такой власти, они требуют, чтобы народ назначил им телохранителей, чтобы народный заступник был невредим.
Тиран, имея в руках послушную толпу, станет привлекать своих соплеменников к суду по несправедливым обвинениям и привлекать к смертной казни, а между тем он будет сулить отмену задолженности и передел земли. После этого у такого человека есть два пути: либо он погибнет от руки своих врагов, либо станет тираном. Граждане обычно замышляют убийство, поэтому, достигнув власти, тиран нанимает телохранителей.
В первые дни, вообще в первое время он приветливо улыбается всем, кто бы ему ни встретился, а о себе утверждает, что он вовсе не тиран. Так притворяется он милостивым и кротким, когда же он примирится кое с кем из своих врагов, иных уничтожит, первой задачей его будет постоянно вовлекать граждан в какие- то войны, чтобы народ испытывал нужду в предводителе.
Если он заподозрит кого-нибудь в вольных мыслях и в отрицании его правления, то таких людей он уничтожит под предлогом, будто они предались неприятелю. Ради всего этого тирану необходимо постоянно будоражить всех посредством войны.
Чтобы сохранить за собой власть, тирану придётся их всех уничтожить, так что в конце концов не останется никого ни из друзей ни из врагов.
Он по неволе враждебен всем этим людям и строит против них козни, пока не очистит от них государство.
Перед ним стоит выбор: либо обитать вместе с толпой негодяев, притом тех, кто его ненавидит, либо проститься с жизнью.
Он отберёт у граждан рабов, освободит их и сделает своими копейщиками.
Сподвижники тирана будут им восхищаться; порядочные люди будут ненавидеть и избегать его.
Тиран тратит на войско храмовые средства, если они имеются в государстве, пока их изъятием можно будет покрывать расходы, он уменьшает обложение населения налогами.
Тиран - отцеубийца и плохой кормилец для престарелых; по-видимому, общепринято, что такого свойство тиранической власти. По пословице “избегая дыма, угодишь в огонь”, так и народ из подчинения свободным людям попадает в услужение к деспотической власти и свою неумеренную свободу меняет на самое тяжёлое и горькое рабство - рабство у рабов.
Заключение
Платон с редким реализмом понял характерную для античного полиса связь единичного с целым, зависимость личности от более широкого целого, обусловленность индивида государством. Поняв эту связь, Платон превратил ее в норму задуманного им проекта идеального общественно-политического устройства.
Социально-политические программы Платона зафиксировали изменения в политическом сознании наследственной знати, происходившие в процессе ее перерастания из родовой аристократии в землевладельческую. Завоевав экономическое и политическое господство в условиях общинной собственности, родовая аристократия ревностно охраняла патриархальные порядки, особенно в земледелии — традиционной сфере своего влияния. В ходе последующего развития она приспособилась к отношениям частной собственности и рабства, признала необходимость закона, но продолжала твердо настаивать на сохранении полисного землевладения. Именно этим объясняется ее стремление законсервировать полис как форму государственного устройства, сохранить его экономическую независимость, или самодостаточность, предотвратить территориальное расширение государства. Изложенные в диалогах Платона социально-политические программы являлись с этой точки зрения консервативными.
Учение Платона оказало громадное влияние на последующее развитие политико-правовой идеологии. Под его воздействием складывались философские и социально-политические взгляды Аристотеля, стоиков, Цицерона и других представителей античной политической мысли. Выдвинутые Платоном идеи «правления философов» и «мудрых законов» были восприняты многими мыслителями эпохи Просвещения.
2. Составить схему. Учение Ф.Аквинского о праве и государстве
Учение Ф.Аквинского о праве и государстве
3. Систематизируйте информацию о том, в какой стране и когда возникли основные идеи (теории) в области политических и правовых учений, в какой стране и когда эти идеи (теории) «возродились» в новом виде.
Составьте соответствующую таблицу, укажите авторов данных идей (теорий).
Основные идеи (теории) в области политических и правовых учений |
Страна и дата возникновения теории, авторы |
Страна и дата возрождения теории в новом виде, авторы |
Теологическая теория. Суть теологической теории в том, что государство возникло по воле Бога. Следовательно, государство, его институты, власть: - вечны, незыблемы и святы; - их возникновение и упразднение не зависит от человека; - являются выразителями воли Бога на земле. |
Древняя Греция: Сократ (469-399 до н.э.) Платон (427-347 до н.э.), Аристотель (384-322 до н.э.) |
Средневековая Европа XVI-XVIII века, Фома (Thomas) Аквинский (1225-1274), Франция первая половина XIX века, граф Ж. Местр (1753-1821).
|
Патриархальная теория. Суть патриархальной теории возникновения государства в том, что, по мнению ее авторов, государство возникает по модели семьи (то есть, государство - своеобразная "большая семья", состоящая из множества обычных семей). Государство возникает из разрастающейся из поколения в поколение семьи и благосостояние общества невозможно без королевской (отцовской) заботы. Следовательно, власть правителя (короля) является продолжением отцовской власти в семье. Главным недостатком теории является прямое отождествление государства и семьи, власти монарха и отца. |
Аристотель (384-322 до н. э.). |
Китай, Конфуций (551 - 479 гг. до н.э.). Англия, Р. Филмер (ХVII в.) |
Договорная (естественно-правовая) теория. Суть договорной (естественно-правовой) теории в том, что, по мнению ее авторов, в основе государства лежит так называемый "общественный договор", который состоит в следующем: - первоначально люди находились в догосударственном (первобытном) состоянии, в «естественном состоянии», которое понималось разными авторами по-разному (неограниченная личная свобода, война всех против всех, всеобщее благоденствие — «золотой век» и т.п.); - каждый преследовал только свои интересы и не считался с интересами других, что приводило к "войне всех против всех", в результате которой неорганизованное общество могло уничтожить само себя; - чтобы этого не случилось, люди заключили "общественный договор", в силу которого каждый отказывался от части своих интересов ради взаимного выживания; - в результате был создан институт согласования интересов, совместной жизни, взаимной защиты - государство. Теория общественного договора имела большое прогрессивное значение. Существенным недостатком данной теории является ее идеалистичность. |
Голландия, Гуго Гроций (1583 - 1646) Англия, Томас Гоббс (1588 - 1679)
|
Англия, Джон Локк (1632 - 1704), Франция, Шарль-Луи Монтескье (1689 - 1755), Дени Дидро (1713 -1783), Жан-Жак Руссо (1712 - 1778) Россия, А. Н. Радищев (1749 - 1802). |
Органическая теория. Суть органической теории возникновения государства в том, что государство возникает и развивается подобно биологическому организму: люди образуют государство, как клетки - живой организм; государственные институты подобны частям организма: правители - головному мозгу, коммуникации (почта, транспорт) и финансы - кровеносной системе, которая обеспечивает деятельность организма, рабочие и крестьяне (производители) – рукам, низшие классы реализуют внутренние функции (обеспечивают его жизнедеятельность), а господствующие классы — внешние (оборона, нападение) и т. д.; между государствами, как в живой среде в результате естественного отбора выживают самые приспособленные (то есть самые разумно организованные. Недостатками органической теории является: - прямое проецирование биологических законов на жизнь общества; - сильное влияние дарвинизма; - отождествление государства с биологическим организмом, в то время как оно является организмом социальным. |
Древняя Греция, Платон (IV—III вв. до н. э.) |
Англия, вторая половина XIX, Герберт Спенсер (1820 - 1903). |
Психологическая теория. Данная теория утверждает, что возникновение государства связано со свойствами психики человека: - желание быть защищенными и подчиняться более сильным; - желание сильных повелевать другими людьми; - способность сильных личностей оказать психологическое воздействие и подчинить своей воле других; - желание отдельных членов общества не подчиняться обществу и бросить ему вызов - сопротивляться власти, совершать преступления и т. д. - и необходимость их обуздания. Авторы теории считают, что предшественницей государственной власти являлась власть верхушки первобытного общества - вождей, шаманов, жрецов, которая основывалась на их особой психологической энергии, с помощью которой они влияли на остальных членов общества. Достоинства психологической теории: отчасти она справедлива. Стремление к общению, доминированию, подчинению действительно свойственны человеческой психике и вполне могли оказать влияние на процессе образования государства. Недостатки психологической теории: данная теория не учитывает другие факторы (социальные, экономические, политические и др.), благодаря которым возникло государство. |
Основоположни-ком психологической теории возникновения государства считается польско-российский юрист и социолог Л. И. Петражицкий (1867 - 1931).
. |
Австрия, 3. Фрейд (1856-1939) Франция, Г.Тард(1843-1904) |
Теория насилия. Теория насилия как главного фактора возникновения государства выдвигалась различными авторами на протяжении столетий. Причину происхождения и основу политической власти и государства они видели в завоевании, насилии, порабощении одних племен другими. В отдельных случаях насилие носило внешний характер (внешнее насилие), в другом зарождалось внутри самого общества (внутреннее насилие). При внутреннем насилии – в обществе одна группа людей насильственно подчиняет себе остальную массу населения. При внешнем насилии государство было необходимо и возникло для управления покоренными племенами и территориями (завоевания, порабощения, колониальная политика). Насилие выражалось, как правило, в присвоении материальных благ и средств производства сильным (вооруженным) меньшинством: - сбор дани дружинниками; - расширение подвластных королю (феодалу) территорий; - огораживание (сгон крестьян и присвоение угодий); - иные формы насилия. Для поддержания Возникновение государства, таким образом, рассматривается как реализация закономерности подчинения слабого сильному В пользу теории насилия говорит то, что оно (насилие) действительно является одним из основных факторов, на которых основывается государство. Например: сбор налогов; правоохранительная деятельность; комплектование вооруженных сил. Многие иные формы
государственной деятельности Многие государства были созданы путем насилия (пример - преодоление феодальной раздробленности в Германии ("железом и кровью" - Бисмарк), во Франции, собирание русских земель вокруг Москвы (Иван III, Иван IV и др.). Ряд крупных государств был создан путем завоевания и присоединения других государств: Римская империя; Татаро-Монгольское государство; Великая Британия; США и др. Недостатком теории насилия является то, что насилие (при его важной роли) было не единственным фактором, повлиявшим на возникновение государства. Для того чтобы могло возникнуть государство, необходим такой уровень экономического развития общества, который позволил бы содержать государственный аппарат. Если этот уровень не достигнут, то никакие завоевания сами по себе не могут привести к возникновению государства. И для того чтобы государство появилось в результате завоевания, к этому времени должны уже созреть внутренние условия, что имело место при возникновении германских или венгерского государств. |
Китай, Шан Ян (390 - 338 до н. э.) |
Пруссия, Евгений Дюринг (1833 - 1921) – Австрия, Людвиг Гумплович (1838 - 1909) Чехия, Карл Каутский (1854 - 1938). |
Экономическая (классовая) теория. Другое её название - Историко-материалистическая концепция. Смысл этой теории в том, что государство возникает как результат естественного развития первобытного общества, прежде всего экономического. Это обеспечивает материальные условия возникновения государства и права и определяет изменения общества, которые также представляют собой важные причины и условия возникновения государства и права. Историко-материалистическая концепция включает два подхода. Первый из них, господствовавший в советской науке, решающую роль отводил возникновению классов и непримиримости борьбы между ними: государство возникает как продукт этой непримиримости, как орудие подавления господствующим классом других классов. Второй подход исходит
из того, что в результате Согласно данной теории
государство возникло на - произошло разделение труда (земледелие, скотоводство, ремесло и торговля); - возник прибавочный продукт; - в результате присвоения чужого труда общество расслоилось на классы - эксплуатируемых и эксплуататоров; - появились частная собственность и публичная власть. - для поддержания господства эксплуататоров был создан специальный аппарат принуждения - государство. |
Америка, Л.Морган (1818-1881) |
К.Маркс (1818-1883) - немецкий экономист и политический деятель, Ф. Энгельс (1820-1895) – немецкий философ. |
Список использованной литературы
1. Дзикевич Е. А. Философско-эстетические взгляды Фомы Аквинского. — М., 1991.
2. История политических и правовых учений: Учебник / Под ред. О. Э. Лейста. – М.: Юридическая литература, 2006.
3. Теория государства и права. Марченко М.Н. 2-е изд., перераб. и доп. - М.: 2004.
4. История политических и правовых учений. Древний мир. / Отв. ред. В.С. Нерсесянц – М.: Наука, 2001.
5. Платон. Сочинения в 4-х томах. - М.: Мысль, 1994.
6. Политология. Под ред. Тургаева А.С., Хренова А.Е. – СПб.: Питер, 2005.
7.Стретерн П. Фома Аквинский за 90 минут - М., Астрель, 2005.
8. Цыбульская М.В. История политических и правовых учений. – М.: ММИЭИФП, 2003.