Политическое развитие России в условиях демократизации: формирование российской государственности в 90е гг. ХХ в

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2013 в 15:47, лекция

Краткое описание

Особенности образование РФ как суверенного государства. Создание СНГ: его принципы и задачи.
Политический кризис 1993 г.: причины, содержание, последствия.
Разработка и принятие Конституции РФ 1993 г.
Политическое развитие РФ в 1993 – 1999 гг.: перспективы и противоречия.

Вложенные файлы: 1 файл

семинар 25.docx

— 42.31 Кб (Скачать файл)

Необходимость и возможность разработки и принятия новой Конституции России возникла в результате глубоких, фундаментальных перемен, произошедших в жизни страны на рубеже 80—90-х гг. Во-первых, из союзной республики в составе СССР Россия превратилась в самостоятельное, независимое, суверенное государство — Российскую Федерацию. Во-вторых, начали меняться самые основы общественного строя — экономические, социальные, политические и духовные. В-третьих, качественно изменилось соотношение общественно-политических сил, общество отвергло былой тоталитарный «социализм» и избрало путь демократического развития, к руководству обществом и государством пришли новые силы, возникли новые государственные органы, институты, на смену жесткой однопартийности пришла многопартийность. В-четвертых, в стране было покончено с идеологическим монополизмом марксизма-ленинизма, начали утверждаться идеологический плюрализм, новые социальные ценности, нормы и идеалы.

Как известно, до начала 90-х  гг. у нас действовала с теми или иными изменениями Конституция  РСФСР 1978 г., отражавшая в целом важнейшие принципы и черты общества и государства тоталитарного типа, хотя и декларативно, номинально провозглашавшая некоторые устои, принципы и положения демократии. Чем дальше и глубже развивались в стране социально-экономические и идейно-политические преобразования, тем яснее проявлялась и осознавалась фиктивность формально действовавшей пока конституции и необходимость ее замены новой. Внесение частичных изменений в конституцию, как и принятие ряда принципиально новых конституционных документов не могло, понятно, радикально изменить положение и снять указанную потребность.

Необходимость разработки и  принятия новой конституции РФ была официально признана еще в середине 1990 г. и тогда же, на I Съезде народных депутатов РСФСР была создана Конституционная комиссия, которая за четыре месяца подготовила и опубликовала для широкого обсуждения первый проект новой конституции. VI Съезд народных депутатов России в апреле 1992 г. одобрил общую концепцию конституционной реформы и основные положения проекта Конституционной комиссии, признав необходимым его дальнейшую доработку на основе его опубликования и широкого обсуждения и с целью внесения доработанного проекта на очередной Съезд народных депутатов РСФСР.

Выявившиеся и обострившиеся  тогда разногласия по вопросам, прежде всего разделения полномочий между законодательной и исполнительной властями не позволили, однако, ряду последующих (VII, VIII и IX) Съездам народных депутатов принять новую конституцию ни в 1992 г., ни в первой половине 1993 г. В это время, наряду с проектом Конституционной комиссии, были внесены и ряд других проектов Конституции РФ, которые также обсуждались в указанной комиссии и общественностью. Только в мае 1993 г. был опубликован новый, доработанный проект, одобренный Верховным Советом РФ.

Вместе с тем для завершения подготовки проекта было созвано Конституционное совещание, собравшееся в начале июня 1993 г.. На нем обсуждался проект Конституции РФ, внесенный Президентом РФ, но одновременно и материалы проекта Конституционной комиссии Съезда народных депутатов РФ, другие замечания и предложения. В итоге более чем месячной работы этого совещания был выработан и 12 июля 1993 г. одобрен компромиссный вариант. Однако события августа — сентября 1993 г. привели вновь к резкому обострению кризиса власти в результате противостояния законодательной и исполнительной власти. В конце концов это закончилось утверждением, по сути дела, президентского правления в стране. В этих условиях проект новой конституции был вынесен Президентом РФ на общенациональный референдум и принят на нем 12 декабря 1993 г. За этот проект проголосовали 58,4% голосовавших при участии в референдуме почти 55% общего числа зарегистрированных избирателей. Впервые в истории России Конституция была принята путем референдума, что определяет ее высокую легитимность.

 

4.После распада Советского Союза и провозглашения Содружества Независимых Государств (СНГ) Российская Федерация, выступив в качестве правопреемника СССР на международной арене, заняла место достоянного члена Совета Безопасности ООН и утвердила за собой статус великой ядерной державы. Вместе с тем сложившиеся принципиально новые геополитические условия потребовали от российского руководства сформировать соответствующую концепцию внешнеполитического развития. Условно можно выделить два основных этапа формирования внешней политики России в современных условиях: 
1992-1993 гг. были отмечены интенсивным поиском приоритетных направлений во внешней политике России в связи с распадом господствовавшей в течение всего послевоенного периода двухпо¬люсной системы "Восток - Запад", лидерами которой являлись СССР и США; 
1994-1999 гг. стали временем, когда главными задачами являлись;

    1. гармонизация внешнеполитического курса России с политикой ведущих индустриальных держав мира
    2. повышение степени интегрированности нашей страны в мировую экономическую систему и ее роли в деятельности авторитетных международных организаций,
    3. укрепление лидирующих позиций России на постсоветском пространстве с ориентацией на более тесные и плодотворные двусторонние отношения со странами СНГ.

 Сформировались  два важнейших направления российской  внешней политики: это 1.становление и развитие отношений с бывшими советскими республиками, или так называемым ближним ("новым") зарубежьем, и 2.развитие отношений с ведущими странами Запада, в первую очередь с США. 
Отношения России с новыми независимыми государствами на постсоветском пространстве поначалу определялись

1.проблемами формирования политического и экономического сотрудничества в рамках СНГ,

2.защитой интересов русскоязычного населения (25 млн. человек) в ближнем зарубежье, 3.

разделом "наследства" некогда единого союзного государства, в том числе огромного военного потенциала советских Вооруженных  Сил. 
                  Сразу же после распада СССР резко обострились отношения России с Украиной, что было связано с проблемой раздела Черноморского флота и вопросом о статусе Крыма и военно-морской базы Севастополя. Попытка создания Объединенных Вооруженных Сил СНГ, предпринятая в 1992 г., не увенчалась успехом. В связи с этим российское руководство в мае 1992 г. приняло решение о формировании вооруженных сил России. Их численность была установлена законодательством в размере 1% от общего числа населения страны. Это повлекло за собой резкое сокращение общего числа военнослужащих и разработку программы необходимой реорганизации всей, структуры Вооруженных Сил. Одновременно происходил вывод военных группировок из Германии и других стран бывшего Варшавского блока и из республик Прибалтики. В комплексе вопросов важное место занимала проблема сохранения ядерного потенциала доставшегося России в наследство от СССР. После распада союзной державы ракетно-ядерное вооружение сохранилось не только на территории РФ, но и в Белоруссии, на Украине, в Казахстане. Три бывших Советских республики декларировали свой безъядерный статус и обязались передать находившееся на их территории ядерное оружие России. Однако в связи с осложнением российско-украинских отношений Киев долго оттягивал практическое осуществление передачи ядерного арсенала. Лишь в январе 1994 г. в Кремле было подписано совместное американско-украинское заявление о ликвидации ядерного оружия на Украине и присоединении ее к Договору о нераспространении ядерного оружия.

 Но, несмотря  на все заявления о полной "независимости  и суверенитете", государства ближнего зарубежья не могли обойтись без эффективной военно-политической поддержки России. Выходом из создавшейся ситуации стало заключение 15 мая 1992 г. в Ташкенте Договора о коллективной безопасности (ДКБ), подписи под которым поставили лидеры Армении, Казахстана, России, Узбекистана, Таджикистана и Туркмении, а к концу 1993 г. к ДКБ присоединились Азербайджан, Белоруссия и вошедшая в 1993 г. в СНГ Грузия. 
Выступая под эгидой стран Содружества, Вооруженные Силы России в 1992-1993 гг. взяли на себя важные функция по урегулированию межнациональных и межэтнических конфликтов, вспыхнувших на периферии постсоветского пространства

22 января 1993 г. семь  стран Содружества подписали  в Минске Устав СНГ. Однако  эффективность межгосударственных  органов Содружества, и прежде  всего Совета глав государств  и Совета глав правительств, принимаемых  ими решений, оставалась весьма  незначительной. Основной проблемой являлось налаживание взаимовыгодного экономического сотрудничества стран СНГ. Но из-за развала к концу 1992 г. рублевой зоны Россия была вынуждена перейти на торговлю со странами Содружества, в первую очередь энергоресурсами, по мировым ценам. В результате внешний долг бывших советских республик начал стремительно расти, а товарооборот в рамках СНГ существенно снизился. Лишь в 1994 г. между странами СНГ наметились тенденции к большему экономическому и политическому сотрудничеству.

В октябре 1994 г. на очередной  встрече лидеров СНГ было принято решение о создании Межгосударственного экономического комитета и формировании Таможенного союза государств-участников Содружества.

29 марта 1996 г.  был подписан четырехсторонний  Договор "Об углублении интеграции  в экономической и гуманитарной  областях" между Белоруссией,  Казахстаном, Киргизией и Россией. (В феврале 1999 г. в Таможенный союз вступил и Таджикистан, что сделало "четверку" "пятеркой".) В рамках этого Договора было.принято решение о создании исполнительных органов "четверки".

2 апреля 1996 г. в  Москве состоялось подписание  Договора об образовании Сообщества  Белоруссии и России. Председателем  Высшего совета сообщества был  утвержден Президент Белоруссии  А.Г. Лукашенко. 

На фоне сближения братских славянских республик российско-украинские отношения продолжали оставаться крайне напряженными,; прежде всего из-за проблемы раздела Черноморского флота Севастополя. Лишь после того как Россия пошла навстречу Украине в урегулировании этих вопросов, в конце мая 1997 г. в Киеве было подписано соглашение о параметрах раздела Черноморского флота^ на территории Украины (в Крыму), а также об аренде Севастопольской] военно-морской базы. В результате этого 31 мая 1997 г. состоялось подписание Договора о дружбе, сотрудничестве и стратегическом партнерстве между Москвой и Киевом. Вместе с тем российско-украинские отношения и поныне являются одной из сложных проблем российской внешней политики. 
Значительными усилиями была отмечена внешнеполитическая: деятельность России в сфере укрепления безопасности и проведения миротворческих операций на постсоветском пространстве.

    1. Так, 21 июля 1994 г. состоялось подписание российско-молдавского соглашения при участии лидеров "самопровозглашенной" Приднестровской Молдавской республики о прекращении боевых действий и разводе проти-воборствующих группировок в Приднестровье.
    2. Также при посредничестве России летом 1997 г. состоялись прямые* переговоры лидеров Грузии и Абхазии с целью урегулирования затянувшегося грузино-абхазского конфликта. В Москве состоялось подписание соглашения о прекращении боевых действий и форми! 
      зимний комиссии по национальному примирению в Таджикистане. велико значение российской пограничной службы в охране внешних границ стран Содружества, особенно в связи с незатухающей гражданской войной в Афганистане. 
      Несмотря на значительные усилия, предпринимаемые Москвой, эффективность межгосударственного сотрудничества в рамках СНГ Остается весьма невысокой. Хотя к концу 1998 г. было подписано свыше 800 принципиальных международно-правовых актов в рамках "дружества, абсолютное большинство из них носит либо рекомендательный, либо откровенно декларативный характер. 

Внешняя политика России по отношению к странам дальнего зарубежья в 1992-1993 гг. находилась в  состоянии "переходного периода". Шел активный поиск новых инструментов осуществления национальной политики РФ в изменившемся мире. Доминирующее влияние на формирование внешнеполитической доктрины России в этот период оказывало тяжелое социально-экономическое положение Страны. 
В ходе визита Б.Н. Ельцина в США 1 февраля 1992 г. состоялось подписание российско-американской Декларации об окончании холодной войны, где было заявлено, что обе державы более "не рассматривают друг друга в качестве потенциальных противников". Вслед за этим в апреле 1992 г. Россия была принята в Международный валютный фонд и Всемирный банк, которые обязались предоставить ей финансовую помощь в размере 24 млрд. дол. для проведения рыночных преобразований.

Одной из самых сложных  проблем оставались российско-японские отношения. Прежде всего это связано с нерешенностью территориальной проблемы так называемых "северных территорий" - четырех островов Курильской гряды. 
По мере укрепления основ российской государственности отношения нашей страны со странами дальнего зарубежья постепенно выравнивались, освобождаясь от "перекосов", характерных для переходной стадии. С конца 1993 г. политическое руководство РФ все чаще пыталось заявлять о России как о великой державе, имеющей самостоятельные национальные и геополитические интересы на международной арене. 
1995-1997 гг. прошли под знаком острой политической дискуссии российского руководства с лидерами Запада по проблеме расширения НАТО на Восток. В итоге 27 мая 1997 г. в Париже состоялось подписание договора "об особом партнерстве" нашей страны с НАТО. А в июле 1997 г. на сессии Совета Североатлантического договора было принято решение о присоединении Польши, Чехии и Венгрии к составу государств-членов НАТО в марте 1999 г. В этих условиях Россия активизировала свою политику на международной арене с целью обеспечения собственной безопасности.


Информация о работе Политическое развитие России в условиях демократизации: формирование российской государственности в 90е гг. ХХ в