Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2013 в 15:47, лекция
Особенности образование РФ как суверенного государства. Создание СНГ: его принципы и задачи.
Политический кризис 1993 г.: причины, содержание, последствия.
Разработка и принятие Конституции РФ 1993 г.
Политическое развитие РФ в 1993 – 1999 гг.: перспективы и противоречия.
Необходимость и возможность разработки и принятия новой Конституции России возникла в результате глубоких, фундаментальных перемен, произошедших в жизни страны на рубеже 80—90-х гг. Во-первых, из союзной республики в составе СССР Россия превратилась в самостоятельное, независимое, суверенное государство — Российскую Федерацию. Во-вторых, начали меняться самые основы общественного строя — экономические, социальные, политические и духовные. В-третьих, качественно изменилось соотношение общественно-политических сил, общество отвергло былой тоталитарный «социализм» и избрало путь демократического развития, к руководству обществом и государством пришли новые силы, возникли новые государственные органы, институты, на смену жесткой однопартийности пришла многопартийность. В-четвертых, в стране было покончено с идеологическим монополизмом марксизма-ленинизма, начали утверждаться идеологический плюрализм, новые социальные ценности, нормы и идеалы.
Как известно, до начала 90-х
гг. у нас действовала с теми
или иными изменениями
Необходимость разработки и принятия новой конституции РФ была официально признана еще в середине 1990 г. и тогда же, на I Съезде народных депутатов РСФСР была создана Конституционная комиссия, которая за четыре месяца подготовила и опубликовала для широкого обсуждения первый проект новой конституции. VI Съезд народных депутатов России в апреле 1992 г. одобрил общую концепцию конституционной реформы и основные положения проекта Конституционной комиссии, признав необходимым его дальнейшую доработку на основе его опубликования и широкого обсуждения и с целью внесения доработанного проекта на очередной Съезд народных депутатов РСФСР.
Выявившиеся и обострившиеся тогда разногласия по вопросам, прежде всего разделения полномочий между законодательной и исполнительной властями не позволили, однако, ряду последующих (VII, VIII и IX) Съездам народных депутатов принять новую конституцию ни в 1992 г., ни в первой половине 1993 г. В это время, наряду с проектом Конституционной комиссии, были внесены и ряд других проектов Конституции РФ, которые также обсуждались в указанной комиссии и общественностью. Только в мае 1993 г. был опубликован новый, доработанный проект, одобренный Верховным Советом РФ.
Вместе с тем для завершения подготовки проекта было созвано Конституционное совещание, собравшееся в начале июня 1993 г.. На нем обсуждался проект Конституции РФ, внесенный Президентом РФ, но одновременно и материалы проекта Конституционной комиссии Съезда народных депутатов РФ, другие замечания и предложения. В итоге более чем месячной работы этого совещания был выработан и 12 июля 1993 г. одобрен компромиссный вариант. Однако события августа — сентября 1993 г. привели вновь к резкому обострению кризиса власти в результате противостояния законодательной и исполнительной власти. В конце концов это закончилось утверждением, по сути дела, президентского правления в стране. В этих условиях проект новой конституции был вынесен Президентом РФ на общенациональный референдум и принят на нем 12 декабря 1993 г. За этот проект проголосовали 58,4% голосовавших при участии в референдуме почти 55% общего числа зарегистрированных избирателей. Впервые в истории России Конституция была принята путем референдума, что определяет ее высокую легитимность.
4.После распада Советского
Союза и провозглашения Содружества Независимых
Государств (СНГ) Российская Федерация,
выступив в качестве правопреемника СССР
на международной арене, заняла место
достоянного члена Совета Безопасности
ООН и утвердила за собой статус великой
ядерной державы. Вместе с тем сложившиеся
принципиально новые геополитические
условия потребовали от российского руководства
сформировать соответствующую концепцию
внешнеполитического развития. Условно
можно выделить два основных этапа формирования
внешней политики России в современных
условиях:
1992-1993 гг. были отмечены интенсивным поиском
приоритетных направлений во внешней
политике России в связи с распадом господствовавшей
в течение всего послевоенного периода
двухпо¬люсной системы "Восток - Запад",
лидерами которой являлись СССР и США;
1994-1999 гг. стали временем, когда главными
задачами являлись;
Сформировались
два важнейших направления
Отношения России с новыми независимыми
государствами на постсоветском пространстве
поначалу определялись
1.проблемами формирования политического и экономического сотрудничества в рамках СНГ,
2.защитой интересов русскоязычного населения (25 млн. человек) в ближнем зарубежье, 3.
разделом "наследства"
некогда единого союзного государства,
в том числе огромного военного
потенциала советских Вооруженных
Сил.
Сразу же после распада СССР резко обострились
отношения России с Украиной, что было
связано с проблемой раздела Черноморского
флота и вопросом о статусе Крыма и военно-морской
базы Севастополя. Попытка создания Объединенных
Вооруженных Сил СНГ, предпринятая в 1992
г., не увенчалась успехом. В связи с этим
российское руководство в мае 1992 г. приняло
решение о формировании вооруженных сил
России. Их численность была установлена
законодательством в размере 1% от общего
числа населения страны. Это повлекло
за собой резкое сокращение общего числа
военнослужащих и разработку программы
необходимой реорганизации всей, структуры
Вооруженных Сил. Одновременно происходил
вывод военных группировок из Германии
и других стран бывшего Варшавского блока
и из республик Прибалтики. В комплексе
вопросов важное место занимала проблема
сохранения ядерного потенциала доставшегося
России в наследство от СССР. После распада
союзной державы ракетно-ядерное вооружение
сохранилось не только на территории РФ,
но и в Белоруссии, на Украине, в Казахстане.
Три бывших Советских республики декларировали
свой безъядерный статус и обязались передать
находившееся на их территории ядерное
оружие России. Однако в связи с осложнением
российско-украинских отношений Киев
долго оттягивал практическое осуществление
передачи ядерного арсенала. Лишь в январе
1994 г. в Кремле было подписано совместное
американско-украинское заявление о ликвидации
ядерного оружия на Украине и присоединении
ее к Договору о нераспространении ядерного
оружия.
Но, несмотря
на все заявления о полной "независимости
и суверенитете", государства ближнего
зарубежья не могли обойтись без эффективной
военно-политической поддержки России.
Выходом из создавшейся ситуации стало
заключение 15 мая 1992 г. в Ташкенте Договора
о коллективной безопасности (ДКБ), подписи
под которым поставили лидеры Армении,
Казахстана, России, Узбекистана, Таджикистана
и Туркмении, а к концу 1993 г. к ДКБ присоединились
Азербайджан, Белоруссия и вошедшая в
1993 г. в СНГ Грузия.
Выступая под эгидой
стран Содружества, Вооруженные Силы России
в 1992-1993 гг. взяли на себя важные функция
по урегулированию межнациональных и
межэтнических конфликтов, вспыхнувших
на периферии постсоветского пространства
22 января 1993 г. семь
стран Содружества подписали
в Минске Устав СНГ. Однако
эффективность
В октябре 1994 г. на очередной встрече лидеров СНГ было принято решение о создании Межгосударственного экономического комитета и формировании Таможенного союза государств-участников Содружества.
29 марта 1996 г.
был подписан четырехсторонний
Договор "Об углублении
2 апреля 1996 г. в
Москве состоялось подписание
Договора об образовании
На фоне
сближения братских славянских республик
российско-украинские отношения продолжали
оставаться крайне напряженными,; прежде
всего из-за проблемы раздела Черноморского
флота Севастополя.
Лишь после того как Россия пошла навстречу
Украине в урегулировании этих вопросов,
в конце мая 1997 г. в Киеве было подписано
соглашение о параметрах раздела Черноморского
флота^ на территории Украины (в Крыму),
а также об аренде Севастопольской] военно-морской
базы. В результате этого 31 мая 1997 г. состоялось
подписание Договора о дружбе, сотрудничестве
и стратегическом партнерстве между Москвой
и Киевом. Вместе с тем российско-украинские
отношения и поныне являются одной из
сложных проблем российской внешней политики.
Значительными усилиями была отмечена
внешнеполитическая: деятельность России
в сфере укрепления безопасности и проведения
миротворческих операций на постсоветском
пространстве.
Внешняя политика России
по отношению к странам дальнего
зарубежья в 1992-1993 гг. находилась в
состоянии "переходного периода".
Шел активный поиск новых инструментов
осуществления национальной политики
РФ в изменившемся мире. Доминирующее влияние
на формирование внешнеполитической доктрины
России в этот период оказывало тяжелое
социально-экономическое положение Страны.
В ходе визита Б.Н.
Ельцина в США 1 февраля 1992 г. состоялось
подписание российско-американской Декларации
об окончании холодной войны, где было
заявлено, что обе державы более "не
рассматривают друг друга в качестве потенциальных
противников". Вслед за этим в апреле
1992 г. Россия была принята в Международный
валютный фонд и Всемирный банк, которые
обязались предоставить ей финансовую
помощь в размере 24 млрд. дол. для проведения
рыночных преобразований.
Одной из самых сложных
проблем оставались российско-японские
отношения. Прежде всего это связано с
нерешенностью территориальной проблемы
так называемых "северных территорий"
- четырех островов Курильской гряды.
По мере укрепления основ российской государственности
отношения нашей страны со странами дальнего
зарубежья постепенно выравнивались,
освобождаясь от "перекосов", характерных
для переходной стадии. С конца 1993 г. политическое
руководство РФ все чаще пыталось заявлять
о России как о великой державе, имеющей
самостоятельные национальные и геополитические
интересы на международной арене.
1995-1997 гг. прошли под знаком острой политической
дискуссии российского руководства с
лидерами Запада по проблеме расширения
НАТО на Восток. В итоге 27 мая 1997 г. в Париже
состоялось подписание договора "об
особом партнерстве" нашей страны с
НАТО. А в июле 1997 г. на сессии Совета Североатлантического
договора было принято решение о присоединении
Польши, Чехии и Венгрии к составу государств-членов
НАТО в марте 1999 г. В этих условиях Россия
активизировала свою политику на международной
арене с целью обеспечения собственной
безопасности.