Политическое развитие россии в 90-е годы 20-го века

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2011 в 17:56, реферат

Краткое описание

Руководству России в 90-е годы предстояло продолжить курс на демократическое преобразование общества и создание нового государства. В числе первоочерёдных было принятие мер по выходу страны из экономического и политического кризиса. Надлежало создать новые органы управления народным хозяйством, сформулировать российскую государственность.

Вложенные файлы: 1 файл

история.docx

— 31.82 Кб (Скачать файл)

                                                       Введение 

   Руководству России в 90-е годы предстояло продолжить курс на демократическое преобразование общества и создание нового государства. В числе первоочерёдных было принятие мер по выходу страны из экономического и политического кризиса. Надлежало создать новые органы управления народным хозяйством, сформулировать российскую государственность.

   В своём реферате я бы хотела изложить “становление и формирование” России в 90-ые годы XX-го века. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                              Основная часть.

   Распад  СССР изменил положение России на международной арене, ее политические и экономические связи с внешним  миром. Внешнеполитическая концепция  Российской Федерации выдвигала  приоритетными задачами сохранение территориальной целостности и  независимости, обеспечение благоприятных  условий для развития рыночной экономики  и включения в мировое сообщество.  

                                Продолжение курса реформ. 

   Государственный аппарат России состоял из двухступенчатой  системы органов представительной власти - Съезда народных депутатов и двухпалатного Верховного Совета. Главой исполнительной власти являлся избранный всенародным голосованием президент Б.Н. Ельцин. Он же был Главнокомандующим Вооруженными силами. Высшей судебной инстанцией являлся Конституционный суд РФ. Преобладающую роль в высших структурах власти играли бывшие депутаты Верховного Совета СССР. Из их числа были назначены советники президента - В. Шумейко и Ю. Яров, председатель Конституционного суда В.Д. Зорькин, многие главы администраций на местах.

   Деятельность  государственного аппарата протекала  в условиях жесткой конфронтации законодательной и исполнительной власти. Состоявшийся в ноябре 1991 г. V Съезд народных депутатов предоставил президенту широкие полномочия для проведения экономических реформ. Большинство депутатов российского парламента в этот период поддерживали курс социальной экономической реформы. К началу 1992 г. правительство, возглавляемое ученым-экономистом Е.Т. Гайдаром, разработало программу радикальных реформ в области народного хозяйства. Центральное место в ней занимали меры по переводу экономики на рыночные методы хозяйствования (меры "шоковой терапии").

   Основная  роль в процессе перехода к рынку  отводилась приватизации (разгосударствлению) собственности. Ее результатом должно было стать превращение частного сектора в преобладающий сектор экономики. Предусматривались жесткие меры налогового обложения, либерализация цен и усиление социальной помощи малоимущей части населения.

   Проведенная в соответствии с программой либерализация  цен вызвала резкий скачок инфляции.

   Приватизация  госсобственности охватила, прежде всего, предприятия розничной торговли, общественного питания и службы быта. В результате политики приватизации в руки частных предпринимателей перешли 110 000 промышленных предприятий. Тем самым государственный сектор потерял роль ведущего в индустриальной сфере. Однако изменение формы собственности не повысило эффективности производства. В 1990-1992 гг. ежегодное падение производства составляло 20%. К середине 90-х годов тяжелая промышленность оказалась практически разрушенной. Так, станкостроение работало лишь вполовину своих мощностей. Одним из последствий приватизационной политики явился распад энергетической инфраструктуры.

   Экономический кризис тяжело отразился на развитии аграрного производства. Недостаток сельхозтехники, особенно для фермерских хозяйств, организационная перестройка  форм хозяйствования повлекли за собой  падение уровня урожайности.

   В декабре 1992 г. под давлением законодательной  власти ушло в отставку правительство  Е.Т. Гайдара. Новым премьером Кабинета Министров РФ стал B.C. Черномырдин, в  течение многих лет находившийся на руководящей хозяйственной работе. Но это не сняло напряженности в обществе и во взаимоотношениях президента Б.Н. Ельцина и парламента. Отсутствие четкого разделения обязанностей между законодательной и исполнительной ветвями власти вело к обострению конфликта между ними. Многие члены депутатского корпуса выступали за возвращение страны на путь прежнего политического развития и за восстановление СССР. В декабре 1992 г. Б.Н. Ельцин в обращении к народу заявил о превращении парламента в "реакционную силу".

   Противостояние  властей особенно усилилось осенью 1993 г. К этому времени президентом  и его советниками был подготовлен  проект новой Конституции РФ. Однако депутаты парламента, стремясь ограничить всевластие президента, откладывали  ее приятие. 21 сентября 1993 г. Б.Н. Ельцин объявил о роспуске представительных органов власти - Верховного Совета РФ и Съезда народных депутатов. На 12 декабря были назначены выборы нового парламента. Часть депутатов отказались признать законность действий президента и заявили об отстранении его от власти. Был приведен к присяге новый президент - А.В. Руцкой, до того момента занимавший пост вице-президента РФ.

   В ответ на антиконституционный акт  президента в Москве силами оппозиции  были организованы демонстрации. Была предпринята неудавшаяся попытка  штурма мэрии и Останкинского  телецентра. В попытке изменить курс социально-экономических реформ участвовали несколько десятков тысяч человек. В столице было объявлено чрезвычайное положение, в город введены войска. 

                                        Внутренняя политика

   В декабре 1993 г. состоялись выборы в новый орган государственной власти - Федеральное собрание Российской Федерации, состоящее из двух палат: Совета Федерации и Государственной Думы. В канун выборов возникли несколько политических блоков и коалиций. Широкую известность приобрели блоки "Выбор России" и "Явлинский, Болдырев, Лукин" ("Я-Б-Л"), Российское движение демократических реформ, предвыборное объединение "Отечество". Большинство объединений и партий выступали за многообразие форм собственности, усиление социальной защиты населения, за единство и целостность России. Однако в вопросах национально-государственного строительства их позиции основательно расходились. Блок "Я-Б-Л" отстаивал идею конституционной федерации, КПРФ - восстановление на новой основе союзного государства, ЛДПР - возрождение российского государства в рамках до 1977 г.

   В результате проведенных на многопартийной основе выборов в парламент вошли  представители 8 партий. Наибольшее число  мест получили "Выбор России", ЛДПР, Аграрная партия и КПРФ.

   Первым  председателем Совета Федерации  стал В.Ф. Шумейко, в прошлом директор одного из крупных промышленных предприятий  страны. Государственную Думу возглавил  И.П. Рыбкин. С первых дней работы Государственной  Думы в ее составе возникли несколько  партийных фракции, наиболее многочисленной среди которых являлась фракция "Выбор России" (председатель Е.Т. Гайдар).

   12 декабря 1993 г. всенародным голосованием  была принята Конституция Российской  Федерации. Россия объявлялась  демократическим федеративным правовым государством с республиканской формой правления. Главой государства являлся избираемый всенародным голосованием президент. В состав РФ входили 21 республика и 6 краев, 1 автономная область и 10 автономных округов, 2 города федерального значения (Москва и С.-Петербург) и 49 областей. Были определены принципы построения высших органов государственной власти и управления. Законодательно закреплялась двухпалатная структура Федерального собрания — постоянно действующего законодательного органа РФ. К ведению высших органов власти России были отнесены: принятие законов и контроль за их выполнением, управление федеральной государственной собственностью, основы ценовой политики, федеральный бюджет. Им принадлежало решение вопросов внешней политики и международных отношений, объявление войны и заключение мира, руководство внешнеэкономическими связями. Подчеркивалась самостоятельность органов трех ветвей власти - законодательной, исполнительной и судебной. Законодательно закреплялись политическая многопартийность, право свободы труда и право частной собственности. Конституция создавала условия для достижения в обществе политической устойчивости                                                

   Центральное место в работе Государственной  Думы I созыва заняли вопросы экономической и национальной политики, социального обеспечения и международных отношений. В течение 1993—1995 гг. депутаты приняли свыше 320 законов, подавляющая часть которых была подписана президентом. Среди них - Законы о правительстве и конституционной системе, о новых формах собственности, о крестьянском и фермерском хозяйстве, об акционерных обществах, о свободных экономических зонах.

   На  выборы в Государственную Думу 1995 г. общественные объединения и партии шли с четкими требованиями в экономической, политической областях. Центральное место в предвыборной платформе КПРФ (председатель ЦК КПРФ - Г.А. Зюганов) занимали требования восстановления в России мирным путем советского строя, прекращения процесса разгосударствления и национализации средств производства. КПРФ выступала за расторжение внешнеполитических договоров, которые "ущемляли" интересы страны.

   Сформировавшиеся  накануне выборов Всероссийское  общественно-политическое движение "Наш  дом - Россия" объединило представителей исполнительных структур власти, хозяйственных и предпринимательских слоев. Главную экономическую задачу участники движения видели в формировании смешанной экономической системы на принципах, присущих рыночной экономике. Роль государства должна была заключаться в создании благоприятных условий для развития мелкого и среднего предпринимательства, деловой активности населения.

   В состав Государственной Думы II созыва было избрано 450 депутатов.

   Состав  Госдумы предопределил острый характер межпартийной борьбы по всем рассматриваемым  в ней внутриполитическим вопросам. Основная борьба развернулась между  сторонниками избранного пути экономического и политического реформирования и оппозицией, в рядах которой находились фракции КПРФ, ЛДПР и блок Г.А. Явлинского. Особую остроту и драматичность событиям придавала нестабильность внутриполитической жизни, вызываемая, в частности, напряженностью в межнациональных отношениях. Один из очагов межнациональных конфликтов находился на Северном Кавказе. Лишь при помощи российской армии удалось прекратить возникшие из-за территориальных споров вооруженные столкновения между ингушами и осетинами. В 1992 г. состоялось разделение на две самостоятельные республики Чечено-Ингушетии. Развитие сепаратистского движения в Чечне привело к расколу в руководстве республики и вооруженным конфликтам сепаратистов с официальной властью. В декабре 1994 г. на территорию Чечни были введены Вооруженные силы России. Это положило начало чеченской войне, завершившейся лишь в конце 1996 г. Подписанное в ноябре 1996 г. между российским и чеченским руководством соглашение о мире предусматривало вывод федеральных вооруженных сил из Чечни и проведение в республике президентских выборов. 

      

    Особенности экономической политики 1995—1998 годов

   Методы  экономической политики, применявшиеся  в 1995—1998 годах, напоминали «дурную  бесконечность»: вновь и вновь  повторялись похожие по смыслу меры, несмотря на то, что они каждый раз  давали отрицательные результаты. Ставка постоянно делалась на крайне ограниченный набор денежно-кредитных и бюджетно-налоговых  мер. Характеристика основных из этих мер:

  • Абсолютный приоритет мер по противодействию инфляции над мерами по стимулированию капиталообразующих инвестиций и производства;
  • В качестве основной и фактически единственной меры по борьбе с инфляцией использовалось сокращение предложения денег. Эта мера включала в себе в том числе задержку в выплатах пенсий, неоплату за продукцию по государственному заказу, неисполнение финансовых обязательств перед бюджетными организациями и т. п.;
  • Применение завышенного курса российского рубля в качестве меры по сдерживанию инфляционных ожиданий;
  • Сохранение больших ставок налогов с целью сокращения дефицита госбюджета;
  • Финансирование дефицита госбюджета за счёт продажи на рынке долговых обязательств государства (ГКО, ОФЗ и других). Причём объём их размещения постоянно увеличивался, а нужный объём спроса на них поддерживался большими ставками процентов и значительным привлечением спекулятивных финансовых ресурсов из-за границы. Ориентация на иностранный капитал потребовала ликвидации многих ограничений на вывоз капитала за границу;
  • Абсолютный приоритет идеологических и бюджетно-налоговых мотивов при проведении приватизации над мотивом поиска эффективных собственников.

   Эти меры не оправдали даже небольшой  доли тех ожиданий, которые на них  возлагались. В условиях всеобщего  недоверия и неопределённости чисто  монетарные антиинфляционные меры были неэффективными. Хотя темпы инфляции уменьшились, это не привело к  возникновению рыночных импульсов, которые обеспечили бы активизацию  процессов модернизации экономики  и рост капиталовложений. Участники  экономических процессов по-прежнему не считали финансовую ситуацию в стране стабильной, полагали уровень рисков чрезмерно большим и воздерживались от значительных инвестиций в основной капитал. Причём государство, применяя сомнительные меры противодействия инфляции и превратившись в крупнейшего нарушителя финансовых обязательств, внесло очень значительный вклад в поддержку большого уровня недоверия в экономике. Кроме того, экономическая политика властей, применявшаяся в те годы, не смогла эффективно противодействовать той составляющей инфляции, которая возникала вследствие воздействия всплесков цен на мировом рынке, структурных и технологических перекосов в экономике и т. д. Вследствие этого, вложения в основной капитал в российской экономике продолжали снижаться опережающими темпами вплоть до 1999 года.

Информация о работе Политическое развитие россии в 90-е годы 20-го века