Понятие "Цивилизация", основные ее типы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Февраля 2013 в 07:55, реферат

Краткое описание

Цивилизация рассматривается как социокультурная общность и ее основными критериями являются уровень развития техники, социально политических институтов и духовной культуры в их системном образовании. Обобщенным показателем выступает технология воспроизводства общественных процессов в единстве их материальных и духовных аспектов, способ реализации законов общественной жизни.

Содержание

Введение…………………………………………………………….3
1. Эволюция слова понятия «цивилизация»……………………...4
2. Типы цивилизаций. Информационная цивилизация………….8
3. Многообразие форм цивилизаций…………………………….15
4. Российская цивилизация……………………………………….18
Заключение………………………………………………………...25
Список литературы………………………………………………..27

Вложенные файлы: 1 файл

Содержание.docx

— 47.13 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение…………………………………………………………….3

1. Эволюция слова понятия «цивилизация»……………………...4

2. Типы цивилизаций. Информационная  цивилизация………….8

3. Многообразие форм цивилизаций…………………………….15

4. Российская цивилизация……………………………………….18

Заключение………………………………………………………...25

Список литературы………………………………………………..27

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

В современной философии, основывающейся на позитивных достижениях всей предшествующей теоретической мысли, цивилизация  рассматривается как универсальное  понятие, определяющее содержание всех общественных процессов и лежащее  в основе концепции выделения  основных исторических этапов развития общества. Под цивилизацией понимаются не только и, главным образом, не столько  результаты материальной и духовной деятельности людей, хотя сами по себе они также важны при этом, а  способ или технология воспроизводства  общественных отношений, социальная организация, которая производит и воспроизводит  общественную жизнь. Цивилизация рассматривается  как социокультурная общность и  ее основными критериями являются уровень  развития техники, социально политических институтов и духовной культуры в  их системном образовании. Обобщенным показателем выступает технология воспроизводства общественных процессов  в единстве их материальных и духовных аспектов, способ реализации законов  общественной жизни.

При определении цивилизации решающее значение имеет не количество включаемых в нее созданных человеком  сфер деятельности, а характер, способы  и особенности взаимодействия материального  и духовного факторов в историческом процессе. Цивилизация является обобщающей характеристикой содержания всех остальных  социальных общностей, институтов и  других элементов способа общественной жизнедеятельности. Она обеспечивает понимание единства исторического  процесса, определяет его логику, смысл  и направленность развития. Основу такого единства составляет технологический  способ воспроизводства материальной и духовной жизни общества. Общественная технология, включающая в себя не только материальные, но и духовные начала выступает определяющим способом проявления активности человеческого фактора, показателем степени овладения  человеком природными и социальными  явлениями. Таким образом, цивилизационный анализ представляет собой одно из средств изучения социальной системы наряду с формационным, социологическим, сравнительно-историческим и другими подходами. Он позволяет ответить на вопрос: каким образом обеспечивается воспроизводство, системы общественных отношений.

Цивилизация как крупномасштабная социокультурная общность обладает собственной иерархией ценностей  и идеалов, представляющих общество как целостную систему и субъект  мировой истории. Каждая цивилизация  отличается от другой особыми формами  жизнедеятельности, оказывающих активное воздействие на содержание всех социальных процессов. Совокупность конкретных социокультурных  факторов в их взаимодействии образует механизм функционирования цивилизации, особенности которого проявляются  в этнонациональных, религиозных, психологических, поведенческих и иных способах жизнедеятельности  данного человеческого сообщества. В связи с этим в истории  существовали и существуют в настоящее  время различные типы и формы  цивилизаций, суммарную численность  которых ученые определяют в пределах тридцати.

Цивилизация — понятие историческое. Она постоянно развивается. Совокупным показателем ее уровня являются характер социальной деятельности индивидов, степень  развития духовной культуры и гуманизма. Качество цивилизации определяется положением человека в обществе, его  социальным и духовным благополучием, способностью социальной системы к  прогрессу.

 

1. Эволюция слова понятия «цивилизация»

 

«Воссоздать историю французского слова «цивилизация», — подчеркивает видный представитель школы «Анналы» Люсьен Февр, — наделе означает реконструировать этапы глубочайшей революции, которую совершили и через которую прошла французская мысль от второй половины XVIII в. и по настоящее время». Само слово появилось в языке недавно. Оно было придумано специально. К сожалению, не вполне ясно, кто первым употребил это понятие.

Февр отмечает, что только в 1766 г. мы обнаруживаем это слово в напечатанном виде. Затем оно получает право  гражданства. С приближением революции  оно празднует свободу. Однако до того, как родилось имя существительное, в литературе употреблялся глагол «цивилизовать» и причастие «цивилизованный». Во Франции в конце XVI в. слово известно уже Монтеню, автору «Опытов». Полвека спустя Декарт в «Рассуждении о методе» явно противопоставляет понятия «цивилизованный» и «дикий».

Понятие цивилизации первоначально  несло в себе отпечаток просветительского мышления. Оно ассоциировалось с концепцией прогресса, эволюционным развитием народов на началах «разума», с торжеством «универсализма». Слово «цивилизация» явилось на свет после того, как «Опыт о нравах», заполнивший начиная с 1757 г. образованную Европ своими 7000 экземпляров первого тиража, установил в первой попытке синтеза связь между некоторыми из основных направлений человеческой деятельности — политической, религиозной, социальной, литературной и художественной — и сделал их неотъемлемой частью истории.

Цивилизация поначалу воспринимается как процесс. Так, П. Гольбах отмечает: «Нация цивилизуется под воздействием опыта». Он пишет: «Полная цивилизация народов и вождей, которые ими руководят, благодетельные изменения в правлении, искоренение недостатков — все это может быть только результатом работы веков, постоянных усилий человеческого ума, многократного общественного опыта».

Этому широкому, но несколько нечеткому  взгляду противостояли экономические  теории. Своя теория была у физиократов. Адам Смит свяжет тесными узами богатство и цивилизацию. Для многих исследователей цивилизация оказывалась неким идеалом. В конце XVIII в. споры практически не вели к критическому рассмотрению самого понятия «цивилизация». Ни у кого пока не возникло намерения конкретизировать ее, поставить пределы ее универсальной применимости.

Впоследствии «цивилизация» становилась  многозначным понятием. Во первых, цивилизация  отождествляется с цивилизованным поведением, то есть с хорошими манерами и навыками самоконтроля. Нередко  говорят, например, о цивилизованном человеке. В этом значении термин впервые  появился во Франции в XVIII в. в трудах Вольтера. Далее слово «цивилизация» появляется во множественном числе. Уже отмечалось, что революционный оптимизм поддерживал слово «цивилизация». Однако Революция постепенно развивалась и обнаруживались ее последствия. Исследователи подчеркивали, во-первых, что «цивилизация» может умереть. Отсюда следовало, что пессимистическая концепция Руссо неожиданно возвратилась к жизни.

В эпоху Реставрации стали создаваться  различные теории цивилизации. В 1827 г. появились «Мысли о философии  человечества» И.Гердера. В том же году вышли «Принципы философии истории» Дж. Б. Вико. Но один человек в особенности завладел, если можно так выразиться, самим понятием «цивилизация» и его исторической интерпретацией. Это Франсуа Гизо, который писал о том, что человеческая история может рассматриваться только как собрание материалов, подобранных для великой истории цивилизации рода человеческого.

Гизо был убежден в том, что у человечества общая судьба, что передача накопленного человечеством опыта создает всеобщую историю человечества. Стало быть, есть цивилизации. Их нужно изучать, анализировать, анатомировать. Но над ними есть еще Цивилизация и ее прогресс. Цивилизация, по Гизо, состоит в основном из двух элементов: из некоторого уровня социального развития и уровня развития интеллектуального.

В XIX в. значение слова было расширено  и помимо обладания воспитанностью и навыками, помогающими достичь  «цивилизованного поведения», слово стало применяться и для характеристики стадий развития человечества. Льюис Морган выразил эту идею в названии своей книги «Древнее общество, или Исследование путей человеческого прогресса от дикости через варварство к цивилизации» (1877).

Теперь о сопоставлении понятий  культура и цивилизация. Слово Kliltlir в «Словаре» Аделунга издания 1793 г. означает: «облагораживание, утончение всех умственных и моральных качеств человека или народа». И. Гердер придавал этому слову ряд разнообразных значений. Среди них — способность одомашнивать животных, осваивать новые земли, сведя леса; развитие наук, искусств, ремесел и торговли; наконец, политика. Представления Гердера во всем совпадают с мыслями Канта, который связывал успехи культуры с успехами разума и считал их окончательной целью установление всеобщего мира.

Во многом слова культура и цивилизация выступали как синонимы. Их противопоставление не предполагалось. Именно в тождественном смысле употребляет эти слова А.фон Гумбольдт. В своих сочинениях он часто пользуется словом «культура» наряду со словом «цивилизация», не заботясь о том, чтобы развести эти понятия. Однако он ссылался на своего брата Вильгельма Гумбольдта, у которого на этот счет были более точные представления. А. Гумбольдт показал, как кривая прогресса шаг за шагом поднималась по шкале градаций, построенной искусно, хотя и несколько искусственно, — от человека, чьи нравы смягчены, гуманизированы (человека цивилизованного) к ученому, художнику, к человеку культивированному, чтобы вознестись к человеку олимпийскому. Нравы некоторых дикарей достойны всякого уважения. И тем не менее эти дикари чужды какой бы то ни было интеллектуальной культуры. И наоборот. Это означает, что обе сферы независимы. Так возникает различие двух понятий.

Третий смысл понятия «цивилизация»  заимствован английской литературой  из немецкого языка. В XX в. антропологическое  понятие культуры как результата приобретенных (в отличие от наследственных) навыков поведения стало постепенно заменяться понятием цивилизации. Р. Редфильд, например, понимал цивилизацию как воспитание навыков в поведении людей, живущих в очень сложных и изменчивых обществах. Культура же, по его мнению, это качество людей более простых и устойчивых «народных» обществ.

В XX в. традиции культурно-исторического  подхода к анализу цивилизации  развивал английский историк и философ  А. Тойнби, определявший ее как особый вид отдельного конкретного общества. В своем труде «Исследование  истории» он пытался дать ответ на вопрос о смысле исторического процесса. На основе систематизации огромного  фактического материала он рассматривает  развитие общества как круговорот локальных  цивилизаций, которых он насчитывал 21, а затем сократил их численность  до 13. Основой цивилизационного процесса, по Тойнби. являются мировые религии, а его законом — способность  общества давать адекватный «ответ на вызов» истории. В связи с этим каждая цивилизация отличается уникальностью  своего жизненного пути. В русле  данного направления рассматривались  вопросы развития цивилизаций П. Сорокиным, который определял их как «большие культурные суперсистемы», которые «в сильной степени определяют жизнь, организацию и функции  малых групп и культурных систем, менталитет и поведение индивидов, множество конкретных исторических процессов и тенденций». Характеризуемая  бесконечным многообразием, социокультурная  реальность обладает системным единством  и динамикой перехода из одного состояния  в другое.

 

2. Типы цивилизаций. Информационная  цивилизация

 

Цивилизация является формой существования  и развития общества. Ее истоки просматриваются  уже в первобытном обществе, когда  возникают зачатки и отдельные  элементы материальной и духовной культуры, происходит постепенное становление  цивилизационных основ жизнедеятельности  людей. Собственно началом цивилизации  является тот период истории, когда общество дикости и варварства сменяется обществом с культурой, развивающейся на профессиональной основе во всем многообразии ее форм.

В зависимости от степени технической  оснащенности в сфере общественного  производства, свободы личности асоциальной  и духовной сферах, типа культуры определяются и качественно различные типы цивилизаций, через которые исторически  проходило человечество в своем  развитии: космогенная (охватывающая Древнее  общество и эпоху Средневековья), техногенная или индустриалъная (соответствующая капиталистической  и социалистической общественно-экономическим  формациям) и формирующаяся в  настоящее время антропогенная  цивилизация (информационное общество).

Космогенная цивилизация как исторически  первый ее тип основывалась на орудийной  технике и ручной технологии и  характеризовалась большой зависимостью общества от природных сил, когда  мировой космос определял смысл  жизнедеятельности, диктовал законы, устанавливал жесткие формы общественной организации, связи индивидов с социальными  институтами.

Основой следующего — техногенного типа цивилизации явились: машинная техника, широкое развитие науки  и постепенное превращение ее в непосредственную производительную силу, наемный труд, рыночные отношения, высокий уровень профессиональной культуры во всех ее формах. Несмотря на глубокие антагонистические противоречия в развитии индустриальной цивилизации, люди на этом этапе овладевают возможностями  модификации общества на основе его  реформирования, в том числе и  в ходе буржуазно-демократических  и социалистических революций. Развитие техногенной цивилизации в XX в. как  противоборство капиталистической  и социалистической социально-политических систем определило необходимость ее замены более совершенным обществом.

К концу 70-х гг. XX в. индустриальная технология и основанный на ней техногенный  тип цивилизации исчерпали возможности  дальнейшего развития общества, определили его кризисное состояние (возникновение  глобальных проблем, потеря духовных идеалов значительным числом граждан, переход к прагматическому и утилитарному способу существования людей и др.). Как свидетельствует практика современного цивилизационного процесса, преодоление кризисного состояния, затронувшего в различной степени и многообразных формах все страны и регионы мирового сообщества, может быть обеспечено лишь на путях перехода к новому, более высокому, эффективному и менее расточительному способу воспроизводства самого общества.

Информация о работе Понятие "Цивилизация", основные ее типы