Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Июня 2014 в 21:56, курсовая работа
Исторические процессы в Европе и России имели много общего. Так, в XVIII веке во многих странах мира предпринимались попытки дать больше свободы обществу. Это время называют эпохой просвещенного абсолютизма.
Смысл просвещенного абсолютизма состоит в политике следования идеям Просвещения, выражающейся в проведении реформ, уничтожавших некоторые наиболее устаревшие феодальные институты (а иногда делавшие шаг в сторону буржуазного развития). Мысль о государстве с просвещенным монархом, способным преобразовать общественную жизнь на новых, разумных началах, получила в XVIII веке широкое распространение. Сами монархи в условиях разложения феодализма, вызревания капиталистического уклада, распространения идей Просвещения вынуждены были встать на путь реформ.
Введение 3
1. Екатерина Великая – императрица России 5
2. Внутренняя политика Екатерины II 8
3. Внешняя политика России в эпоху правления Екатерины II 20
Заключение 23
Список литературы 26
Однако, будучи очень систематичны сами по себе, местные учреждения 1775 г. не привели в систему всего государственного управления. Они не затронули форм центрального управления, но имели на него косвенное влияние. Центр тяжести всего управления был перенесен в области, и в центре оставалась лишь обязанность руководства и общего наблюдения. Екатерина сознавала это. Но она не тронула первоначально ничего в центральном управлении, а между тем перемены в нем должны были произойти, потому что Петр именно на петербургские коллегии возложил главную тяжесть управления. Перемены и произошли скоро: за неимением дел, коллегии мало-помалу стали уничтожаться. За водворением стройной системы в местном управлении следовало падение прежней системы в управлении центральном. Оно... стало требовать реформы и, пережив окончательное расстройство при императоре Павле, получило ее уже при императоре Александре I (когда учреждены были министерства).
Таковы были главные меры Екатерины относительно управления. Новые учреждения, притягивая к себе силы местных обществ, вносили нечто новое в жизнь и отношения сословий. Легко заметить, что, за исключением двух учреждений (совестного суда и приказа общественного призрения), все остальные были органами какого-нибудь одного сословия. Самоуправление получило строго сословный характер: оно не было новостью для горожан, зато громадной новостью было для дворянства.
Учреждение 1775г. открыло дворянству широкое и влиятельное участие в местном управлении и суде. Жалованная грамота дворянству 1785г., образовав из дворян каждой губернии дворянское общество, точно определило и закрепило сословные права дворянства как личные, так и общественные1.
Екатерина II для обсуждения важнейших государственных вопросов созывала совет из доверенных лиц, не имевший ни определенного круга дел, ни установленного порядка их производства. Главное его предназначение – подача мнений и советов. Императрица не всегда присутствовала на заседаниях, через секретарей передавала записки и вопросы для обсуждения. Крупные указы она всегда выносила на заседание Совета, как он должен был быть на практике. В 1787г. она издала указ, который часто называют "конституцией просвещенного абсолютизма". В нем определялось, что Совет является постоянным органом государственной власти при императрице, а главные его задачи – "иметь рассуждение и бдение" по вопросам обороны, государственной безопасности и целости государства. В условии государственной политики, которую проводила императрица, роль Сената не могла быть неизменной. Он терял сове значение, превращаясь постепенно в судебно-контрольный орган.
Бюрократия в екатерининское время выросла в числе и усилила свое влияние. Злоупотребления властью, коррупция являлись приметами того времени. Екатерина II сказала об этом: "Меня обворовывают также как и других, но это хороший знак и показывает, что есть что воровать".
Жалованная грамота городам, изданная в одно время с дворянской, установила состав, управление и состав "градского общества". Она разделила городских обывателей на шесть классов: то были
1)настоящие городские обыватели, лица без всякого звания, владевшие какой-либо недвижимой собственностью в городе
2)купцы трех гильдий
3)ремесленники вписавшиеся в цехи
4)иногородние и иностранные гости, приписавшиеся к городу для промышленных занятий,
5)именитые горожане, лица занимавшие должности по городским выборам, ученые с академическими или университетскими аттестатами, художники и артисты, капиталисты с объявленным капиталом не менее 50тыс. руб. и т.п.
6)посадские, живущие каким-либо промыслом или работающие в городе, но не вошедшие в состав никакой другой группы городских обывателей.
Раз в три года городские обыватели всех шести классов созывались на общее городское собрание для выбора членов сословного суда (магистрата), городского головы и других должностных лиц городского выборного управления, а также для представления губернатору всех общественных нужд и пользах города. Но дворянского права "делать представления и жалобы" верховной власти городского общества не получили.
Хозяйство и благоустройство города ведали две городские думы, общая, состоящая из выборных гласных от всех званий городского населения, от каждой гильдии, каждого цеха и т.д., и шестигласная, состоявшая из 6 гласных, которых избирала общая дума из своей среды по одному от каждого из шести разрядов городских обывателей. Шестигласная дума действовала постоянно и вела текущие дела города. Городской голова был председателем обоих дум.
В истории уравнивания и сближения русских сословий городовая грамота Екатерины II была замечательной попыткой – из людей, разъединенных правами и обязанностями, даже общественными предрассудками и соединенных только местом жительства, образовать нечто цельное, связанное общими интересами. Но сознание общих интересов воспитывается одинаковыми правами и обязанностями, чувством общественной солидарности, а в этом отношении классы городского общества были тогда еще далеки друг от друга, что екатерининский город на деле не стал всесословным обществом, а остался таким же торгово-промышленным сословным посадом, каким был прежде.
Вслед за дворянством и городским состоянием предстояло устроить и крестьянство. По Учреждению 1775г. свободное сельское селение получило свой сословный Суд в нижней уездной и верхней расправе и некоторое участие в общем губернской управлении совместно с двумя другими сословиями. Учреждение о губерниях соединило в ведомстве расправ и казенных плат однодворцев и крестьян государственных, дворцовых, экономических, отобранных у Церкви в 1764г. При Екатерине II и двух ее преемниках были принимаемы местные или частичные меры для устройства управления и быта этих крестьян.
В период ее царствования усилилось угнетение крестьян, произошла крестьянская война под руководством Е.И. Пугачева (1773-1776), выдававшего себя за мужа Екатерины II –Петра III. Восстание Пугачева показало, какие разрушительные процессы могут возникнуть в обществе, если "почва" (общинная демократия, коллективизм) выйдет из под контроля. "Почва" рождала бунты, мощные, разрушительные, грозящие развалом государства.
Екатерине II принадлежит заслуга гласного возбуждения вопроса о крепостном праве, который обсуждался в созванной ею Комиссии для составления проекта нового уложения. Но Екатерина ничего не сделала, чтобы облегчить разрешение этого трудного вопроса. Трудность его заключалась в том, что законодательство принимало крепостное право, как оно складывалось практикой жизни. Слабо его регулируя, не выясняя отчетливо его юридического существа и состава1.
Для разработки нового свода законов –уложения – была собрана специальная комиссия из 564 представителей разных вер, племен и наречий. В.О. Ключевский назвал ее "всероссийской этнографической выставкой". В Уложенную комиссию направляли по одному депутату: учреждения (Сенат, Синод), уезды (дворяне); города (горожане); каждая сословная группа провинции… Заседания комиссии открылись 31 июня 1767г. в Грановитой палате московского Кремля. Этим подчеркивалась связь комиссии с сословно-представительным органом Московского государства – Земским собором. Задача членов комиссии –составить новый кодекс законов в соответствии с состоянием государства и планами на будущее. Для того, чтобы определить направление работы. Императрица написала "Наказ" по составлению проекта Уложения.
"Наказ" Екатерины II произвел ошеломляющее впечатление не только в России, но и в Западной Европе. Ведь равенство прав, равенство граждан перед законом – это лозунги еще только предстоящей Великой французской революции.
Работа Комиссии по созданию нового Уложения многому научила Екатерину. Она увидела, что реформы в России нельзя провести путем принятия хороших законов, всё гораздо сложнее. Она поняла, что переделка России ей не под силу, поэтому сократила программу реформ. "Чтобы я не делала для России, это будет только капля в море", - писала она (уч. Семенникова). Императрица осознала особенности страны, трудности ее реформирования. На этом этапе общество действительно просветилось политически, выяснилось соотношение сил, но крупных преобразований не произошло.
Будучи по происхождению немкой, Екатерина II понимала, что императрица должна, прежде всего, защищать интересы России и не отступала от этого правила.
Екатерина II как Государыня православного народа, всегда отличалась набожностью и преданностью православию. В Польше жило много православных, которые подвергались гонениям со стороны польской католической церкви. Белоруссия была под властью Польши. Католики действовали не только методом убеждения, но и грубой силой. Екатерина II приняла решение помочь православным, защитить их от притеснений, дать им возможность жить спокойно. Дело о православных в Польше и Белоруссии было поручено князю Репнину. После множества хлопот проблема была решена: православным жителям были предоставлены те же права, какими пользовались католики.
Из отдельных мероприятий просвещенного правительства Екатерины нужно отметить меры относительно народного образования и народной гигиены.
Екатерина II в своем Наказе первая заговорила о воспитательном значении образования и стала, затем заботиться об учреждении воспитательных заведений. В то время как с эпохи Петра I образование в России носило практический характер - усвоение знаний для потребностей службы и жизни.
"Один только украшенный или просвещенный науками разум не делает еще доброго и прямого гражданина, - так говорила Екатерина (в своих "Учреждениях, касающихся до воспитания"), - но во многих случаях паче во вред бывает, если кто от самых нежных юности своей лет воспитан не в добродетелях и твердо оные в сердце его не вкоренены... Посему ясно, что корень всему злу и добру - воспитание". Для того же, чтобы воспитать русское общество, Екатерина лучшим средством считала "произвести сперва способом воспитания, так сказать, новую породу или новых отцов и матерей", нравственно совершенных.
Эта новая порода людей должна была вырасти в воспитательных училищах под надзором опытных педагогов, в полном разобщении с семьей и обществом. Такими воспитательными училищами явились: воспитательные дома в Москве (1763) и Петербурге (1767), закрытые институты отдельно для дворянок и для горожанок (с 1764) и кадетские корпуса.
Кроме заведений воспитательных Екатерина заботилась также и о распространении открытых училищ: в каждом уездном городе должны были явиться Малые народные училища, в каждом губернском городе -- Главные народные училища, наконец, в Екатеринославе, Пензе, Чернигове и Пскове предполагалось учредить университеты. Хотя этот план по недостатку средств и не осуществился вполне, однако для народного образования при Екатерине сделано было очень много.
Заботы о народном здоровье и гигиене вызвали при Екатерине попытку правильно организовать врачебную помощь во всей стране. Медицинская комиссия, учрежденная в 1763 г., и приказы общественного призрения должны были блюсти медицинскую часть в империи. Каждый город обязан был иметь врачей не только для города, но и для уезда, обязан также был устраивать госпитали и больницы, заводить приюты для неизлечимо больных и сумасшедших (богоугодные заведения).
Реформы Екатерины в области здравоохранения сталкивались с проблемами. Так как недоставало врачей, их выписывали из- за границы и заботились об образовании русских лекарей и хирургов. В то же время основывали аптеки и фабрики хирургических инструментов.
Весь этот ряд забот об умственном и нравственном совершенствовании народа и его физическом здоровье сильно отражал на себе идеи века, усвоенные Екатериной.
Та же зависимость от западноевропейских идей сказалась и в отношении Екатерины к русской торговле и промышленности. Она стремилась покровительствовать им: дала в 1785 г. Жалованную грамоту городам, подтверждая ею права городского самоуправления; желала лучше организовать кредит и учредила Государственный заемный банк с большим капиталом; изыскивала средства увеличить вывоз.
Историки отмечают, что ее экономическая политика отличалась существенно от политики предыдущих царствований. Екатерина сняла строгую регламентацию деятельности промышленников, уничтожила органы контроля – Берг - и Мануфактур-коллегию - и стала держаться в отношении торговли и промышленности известного принципа "laisser faire, laisser passer"1.
Не бесследно прошло правление Екатерины Великой и для общественной жизни. Изучение литературы XVIII в. покажет вам, какой широкой струей при Екатерине вливались в русскую общественную жизнь идеи, выработанные на Западе, как оживилась и быстро шла вперед общественная мысль, как развивалась наша литература и журналистика. Одним из деятелей этой литературы и одним из наиболее ранних проводников в русское общество европейских идей была сама Екатерина.
Таким образом, подчиняясь практической необходимости, Екатерина отступала иногда от своих теорий, но не оставляла их совсем, и если жизнь разбивала ее философские мечты и заставляла противоречить слову делом, то в других случаях мечты Екатерины действовали на русскую жизнь и влекли ее за собой.
Как исторический деятель, Екатерина осталась верна тем началам русской жизни, какие были завещаны ее времени временами предыдущими; она продолжала свою деятельность в том же направлении, в каком работали ее предшественники, хотя иногда и не сочувствовала им и не желала действовать так, как они. Сила событий и отношений была сильнее ее личной силы и воли. Однако не следует думать, что личность Екатерины и ее личные взгляды прошли бесследно в ее правительственной деятельности. Они сказались, с одной стороны, в общих приемах, просвещенных и либеральных, всей государственной деятельности Екатерины и во многих отдельных ее мероприятиях; с другой стороны, они отразились на самом русском обществе и много содействовали распространению образования вообще и гуманно-либеральных идей XVIII в. в частности1.