Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2014 в 16:10, курсовая работа
История святоотеческой письменности не знает явления более загадочного, чем корпус сочинений, надписанных именем Дионисия Ареопагита. Влияние "Ареопагитик" на христианскую письменность и культуру начиная с VI века вплоть до настоящего времени было настолько беспримерным и широким, что трудно назвать какой-либо другой литературный памятник, сопоставимый с ними по масштабам духовного воздействия. Ни одно произведение христианской письменности не породило столь обширной научной литературы и трудов, столь разнообразных гипотез о своем происхождении и авторстве, чем "Corpus Areopagiticum". Одним из трудов в этой области являются комментарии преп.
Глава1 Корпус сочинений св. Дионисия Ареопагита.
1.1 Проблема авторства..................………………………………………....4
1.2 Преп. Максим Исповедник и "Corpus Areopagiticum"......................7
Глава2. Послания "Corpus Areopagiticum" в толковании преп. Максима Исповедника
2.1 Послание 1 Гаю служителю.…………………………………………...9
2.2 Послание 2 Тому же [Гаию служителю]......…………………………10
2.3 Послание 3 Тому же [Гаию служителю].……………..…………...11
2.4 Послание 4 Тому же [Гаию служителю]....................………………...11
2.5 Послание 5 Дорофею литургу................................................................12
2.6 Послание 6 Сопатру иерею.....................................................................13
2.7 Послание 7 Поликарпу иерарху.............................................................14
2.8 Послание 8 Димофилу служителю [О занятии своими делами и о доброте]..........................................................................................................15
2.9 Послание 9 Титу иерарху........................................................................17
2.10 Послание 10 Иоанну Богослову, апостолу и евангелисту, заключенному на острове Патмос................................................................19
2.5 Послание 5 Дорофею литургу.
Темой 5 послания является Божественный мрак, он так же называется «неприступным светом», где пребывает Бог, к постижению Которого можно прийти по апофатическому пути богопознания через невидение и незнание. "Божественный мрак- это «неприступный свет», в котором, говорится, обитает Бог- невидимый из-за чрезмерной светлости и неприступный из-за избытка сверхсущественного светоизлияния. В нем оказывается всякий, удостоившийся познать и видеть Бога,- в свете невидимом самом по себе и непознаваемом. Оказавшись воистину превыше зрения и знания, познавая только то, что ты- за пределами всего воспринимаемого чувствами и мыслями... найдя, что Сущий превосходит все, и паче разумения уразумев, что Тот, Кто является причиной всего, — вне всего".22 На это послание св. Максим Исповедник не даёт практически ни каких комментарев, лишь приводит одно, к подтверждению сказанного: "Сказанное здесь отцом восприми по аналогии с телесными глазами: ибо то же, что делает отсутствие света, приводя к бездействию зрительные силы, имеет результатом и неуклонное смотрение прямо на солнце в полдень".23 Так же нет ни каких комментарий относительно адресата, к кому и в связи с чем было написано это послание.
2.6 Послание 6 Сопатру иерею
В этом послании автор говорит о том чтобы некий иерей Сопатр избегал споров и поспешных осуждений людей, пусть даже если они не правы. Но с любовью обращал заблуждающихся, и пытался не оспорить неправду, но объяснять и учить о истине. Так св. Максим комментирует этот момент: "Истина ведь одна, но сокрыта таинственностью догматов и требует многих с помощью божественной благодати изысканий. Так, Несторий, опровергая взгляды Ария и Аполлинария, и другие такие же- других подобных, впали в иные безобразные ереси. Пусть никто из-за этого не смущается и не отвергает труды отцов против инославных. Ведь он говорит не то, что не следует обличать и опровергать верования нечестивых, но что не надо заниматься этим как самым главным- говорить против других, но надо по- учительски уточненно излагать слово истины, а опровержением пользоваться, лишь когда оказываешься в окружении восставших нечестивых. Иначе. Заметь, что надо не хулить верования других людей, а утверждать собственное, и не писать против веры или исповедания, кажущихся нехорошими, но- в защиту истины".24
2.7 Послание 7 Поликарпу иерарху.
По мнению Св.Максима Исповедника, это послание было адресовано "...святому Поликарпу Смирнскому ставшему епископом Церкви в Азии".25 Краткая суть этого послания заключается в следующем. В нём дается ответ на обвинение софиста Аполлофана, который говорил, что Дионисий использовал слова "эллинов против эллинов" как "отцеубийца". По мнению толкователя Аполлофаний был "...бывшем товарищем великого Дионисия, поносившем его как ставшего христианином и говорящего против эллинов"26. Дионисий на это возражает следующую мысль, что "... что эллины нечестиво пользуются божественным против божественного, стараясь с помощью премудрости Божией ниспровергнуть божественное, ...почитающих «тварь паче Творца» (Рим. 1:25), ... знание сущего истинных философов должно возводить к Виновнику и самого сущего, и ведения его".27 Далее автор приводит Описание фрагмента из книге Иисуса Навина (Ис. Нав. 10:12-14), в котором говорится о чудесной неподвижности светил. Так же приводится св. Максимом Исповедником, современная ему, гелеоцентрическая теория, далее рассуждение, как и каким образом могли "остановиться" светила. Автор "Корпуса" говорит, в дальнейшем своём рассуждении, о затмении во время распятия на кресте Спасителя, о том что он, будучи тогда ещё язычником и находясь в то время в египетском Гелиополе, " видели как луна невероятным образом заслонила солнце, притом что это не было время их схождения, и как затем, начиная с девятого часа до вечера, она сверхъестественным образом помещалась внутри солнечного диаметра".28 О этом событии, ссылаясь на древних авторов, св. Максим Исповедник добавляет: "Флегон, эллинский летописец, тоже вспоминает это затмение, бывшее во время сто третьей Олимпиады, в тринадцатой книге "Хронографий", говоря, что оно произошло не обычным образом, но он не описал как. И наш Африкан в пятой книге "Хронографий", и Евсевий Памфил в своих сочинениях упоминают это затмение".29 Некоторые ученые, в частности В. В. Болотов, сомневаются в подлинности этого описания, аргументируя это так, что невозможно с естественной точки зрения полного затмения солнца во время полнолуния.30
2.8 Послание 8 Димофилу служителю
[О занятии своими делами и о доброте]
Послание было адресовано некоему Димофилу монаху (служителю). Причиной написания послужило происшествие, случившееся в одной христианской общине, как пишет об этом св. Максим: "Разгневавшись на своего священника (Димофил) оскорбил его за то, что тот принял некоего кающегося в грехах человека, кающегося, побив, он выгнал, а священника выставил, и сам воссел как самопоставленный священник".31 Автор "Корпуса" пытается вразумить о неправомерном его отношении к богоустановленной иерархи. Говорит что тот должен быть кроток и человеколюбив, на примере ветхозаветных праведников Моисея и Давида. Сам Бог, говорит автор: "... за отступающих с любовью держится, и спорит, и молит не презирать их, когда они влюблены и сокрушенны, и терпеливо поддерживает бранящих Его и Сам их защищает,... и еще больше обещает заботиться о них, и когда они еще далеко, но приближаются, Он подбегает и встречает и, весь всех охватив, целует и не напоминает о прежнем, но любит настоящее, и устраивает праздник, и "созывает друзей", т. е. добрых людей, чтобы в обители все с Ним порадовались."32 Преп. Максим толкует слова "весь всех", как на указание того, что не только душу спасает Господь, как утверждали некоторые еретики но и тело: "«Весь», говорит он,— Господь— как душу и тело воспринявший; а «всех»— потому что Он спас нас, состоящих из души и тела"33. Далее автор приводит порядок иерархии церковной, кто в каком чине должен стоять, по отношению и подчинению друг ко другу. В тоже время порицает Димофила за совершившее самочиние, и на основе Священного Писания приводит примеры наказаний Божиих за такие грехи. Толкователь добавляет к сказанному: "не подобает пресвитера, даже если тот согрешает, поправлять ни диакону, ни монашествующему, ни тем более мирянину, — за исключением только ереси. Ибо выше монашеского чина чин литургов, т. е. диаконов. И если это так, то в гораздо большей степени никому не положено обвинять епископов".34 Так же приводит св. Максим порядок в наказании: "Отметь похвальный церковный порядок, — чтобы монашествующих наказывали диаконы, их — священники, а священников — епископы, епископов же — апостолы и их преемники. А в среде преемников апостолов наказание бывает от равных по чину".35 В завершении послания автор "Корпуса" приводит рассказ, как некогда он был на Крите и его встречал там некто "святой Карп". Он рассказал ему историю случившуюся с ним. Однажды он узнал что один из новокрещенных был совращен неверующим к безбожию и греху. Узнав это, Карп сильно огорчился да так что начал желать смерти обоим. С такими мыслями однажды он встал на молитву, и вдруг, дом как бы разделился надвое, сверху он увидел небо разверзшееся и Иисуса Христа на престоле, а по бокам человековидных ангелов, внизу он увидел пропасть, и двух людей у её края. Их постоянно всё ближе и ближе к пропасти стягивали и подталкивали ужасные змеи и некие люди. Карп смотрев на них даже не обращал внимание на небо, а только сожалел, что не может сам столкнуть этих двух грешников. Но вдруг он увидел что сам Христос в месте с ангелами спустился и подал им руку, избавив их от погибели. обратившись к Карпу сказал: "Бей теперь Меня уже занесенной рукой. Я ведь снова готов пострадать за спасаемых людей; Мне ведь тоже хочется, чтобы другие люди не согрешали. Однако же смотри, не кажется ли тебе, что пребывание в пропасти со змеями хорошо бы заменить пребыванием с Богом и добрыми и человеколюбивыми ангелами".36 Это все автор повествовал для назидания Димофилу и обращения его к покаянию, желая показать что человеколюбие является основной причиной воплощения, жизни, страдания и смерти за нас Спасителя. На этом послание заканчивается.
2.9 Послание 9 Титу иерарху
По мнению св. Максима Исповедника это послание адресовано к святому апостолу Титу, тому самому к которому писал ап. Павел. В этом послании обосновывается символизм Писания не как результат несовершенных человеческих представлений о Боге, но как богооткровенный факт. Объясняются некоторые символические образы, такие как: "Божия утроба", "Древо жизни", "Источник вод", "Дающий пищу всякой плоти", "Дух выдыхаемый", и многие другие. Святой Максим также дает комментарии к этому: "«Божия утроба», — потому что сказано: «Из чрева прежде утренней звезды Я родил Тебя» (Пс. 109:3). «Слово в воздух», — потому что сказано: «Изрыгнуло сердце Мое слово благое» (Пс. 44:1). «Дух выдыхаемый» — потому что сказано: «Духом уст Его» (Пс. 32:6). «Лона» же — потому что сказано: «Единородный, сущий в лоне Отчем» (Ин. 1:18). «В образе сада» же, т. е. в виде растений, — потому что сказано: «Древо жизни есть» (Откр. 2:7). Это всё говорит автор "Корпуса", не подумай "...что видимые условные знаки созданы ради них самих: они ведь прикрывают неизреченное и невидимое для многих знание, — чтобы не стало доступным для непосвященных всесвятое и чтобы открывалось оно только истинным приверженцам благочестия, всякую ребяческую фантазию от того, что касается священных символов, удалившим и способным благодаря простоте ума и свойству умозрительной силы восходить к простой сверхъестественной находящейся выше символов истине".37 Так же автор говорит о "двояком богословском учении", или ещё его называет "мистическое предание" в Священном Писании: "одно — неизреченно и таинственно, другое — явленно и постижимо; одно — символическое и ведущее к таинствам, другое — философское и аподиктическое; так что в слове соплетено с выразимым невыразимое. Одно убеждает и делает связной истину говоримого, другое же действует и утверждает в Боге ненаучимыми тайноводствами".38 Св. Максим Исповедник толкует это следующим образом: "Символическое и совершительное — через символы совершаемое, каковы законное служение и наше священнодействие таинств, хотя наше более высоко и духовно. Философское же и аподиктическое — то, которое осуществляется посредством изучения тварей, каких-то божественных промышлений и теоретического истолкования того, что о Боге говорится в Писаниях. Далее автор сравнивает Премудрость благодати с "твердой" и "жидкой пищей", Называя твердую пищу- "непоколебимым совершенством", а жидкую пищу как- "многопостигаемым совершенством", почему, говорит он, она и имеет символические образы: воды, молока, вина и мёда. В конце говорит автор о некоем своём труде "Символическое богословие", в котором говорится и разбирается подробней символы и знаки. Этот труд не сохранился до наших дней.
2.10 Послание 10 Иоанну Богослову, апостолу и евангелисту, заключенному на острове Патмос.
Название этого послания говорит само за себя, кому оно было адресовано. В это время ап. Иоанн находился в заключении на острове Патмос. Это послание имеет приветственный характер. Здесь не приводятся ни богословские формулировки, ни отвлеченные философские размышления, лишь только радушные приветствия и пожелания. Также в конце своего послания автор пророчествует о будущем освобождении апостола из тюрьмы. Вначале своего комментария преп. Максим Исповедник приводит расчеты того, сколько св. Дионисию Ареопагиту было на тот момент лет, и мог ли он писать это письмо. Это послание очень краткое, как и многие из других.
Заключение
В заключении хотелось бы отметить, что несмотря на всю проблематику авторской принадлежности труда и сходство его с неоплатонической философской мыслью Прокла, влияние "Corpus Areopagiticum" на формирование православной богословской науки и вообще последующего миросозерцания в целом, на лицо. Это видно из истории как христианской науки так и из светской философии. Взять ту же традицию ангельской иерархичной градации по 9 чинам. Не говоря уже о широком развитии пути апофатического богословского богопознания. Даёт основания считать этот труд достойным источником христианского наследия. Комментарий, преподобного Максима Исповедника, авторитетом своего автора, помог укрепиться этому труду, вначале в византийской патрологической традиции, затем и во всем христианском мире. Свою значимость он проявил в помощи правильного восприятия иногда сложно-воспринимаемого смысла этого памятника. Часто по причине его глубокого философского размышления, иногда по непонятности терминологического смысла. Входе нашего исследования была рассмотрена история появления "Корпуса", проблема его авторства. Влияние "Корпуса" на богословскую мысль, начиная со времени его появления 553г.- по 16в., время рассвета рационалистической критики в его адрес. Также были представлены к рассмотрению комментарии преп. Максима Исповедника, на каждое из 10 посланий "Корпуса". В них святой Максим дает толкование, некоторых трудно понимаемых месть из посланий. Также дает правильные понятия в отношении терминологии, их толкование в православной традиции. На основе разобранного материала, и его анализа, цель, а именно- рассмотрение толкований преп. Максима Исповедника на 10 посланий " Corpus Areopagiticum", в ходе нашего исследования была достигнута.
Библиографический список.
1. Деонисий (Шленов), иером. "Ареопагитики".// Православная энциклопедия. Т. 3 Анфимий- Афанасий.- М.: Православная энциклопедия, 2001.- С. 195-205.
2. Дионисий Ареопагит. Корпус сочинений. С толкованиями преп. Максима Исповедника/ Пер. с греч. и вступ. ст. Г. М. Прохорова.- 3-е изд., испр.- СПб:. Издательство Олега Абышко, 2008.- С. 464.
3. Епифанович С. Л. Материалы к изучению жизни и творений преп. Максима Исповедника.- К., 1917.- С. 222.
4. Корпус ареопагитикум
в антологии "Восточные отцы и учители
Церкви V века". (Электронный источник).-
(Режим доступа): www.krotov.info/acts/05/
1 Дионисий Ареопагит. Корпус сочинений. С толкованиями преп. Максима Исповедника.- СПб., 2008.С. 31
2
См.: Корпус ареопагитикум в антологии
"Восточные отцы и учители Церкви V века".
(Электронный источник).- (Режим доступа):
www.krotov.info/acts/05/
3 См.: Дионисий Ареопагит. Корпус сочинений. С толкованиями преп. Максима Исповедника.- СПб., 2008.С. 8
4 См.: Епифанович С. Л. Материалы к изучению жизни и творений преп. Максима Исповедника.- К., 1917.С.34
5 См.: Дионисий Ареопагит. Корпус сочинений. С толкованиями преп. Максима Исповедника.- СПб., 2008.С. 32
6 Дионисий Ареопагит. Указ. соч. С. 32
7 Дионисий Ареопагит. Указ. соч. С. 32
8 См.: Деонисий (Шленов), иером. "Ареопагитики".// Православная энциклопедия. Т. 3 Анфимий- Афанасий.- М.: Православная энциклопедия, 2001.- С. 201
9 Дионисий Ареопагит. Корпус сочинений. С толкованиями преп. Максима Исповедника.- СПб., 2008.С. 412
10 См.: Дионисий Ареопагит. Указ. соч. С. 412
11 См.: Дионисий Ареопагит. Указ. соч. С. 412
12 См.: Дионисий Ареопагит. Указ. соч. С. 413
13 Дионисий Ареопагит. Корпус сочинений. С толкованиями преп. Максима Исповедника.- СПб., 2008.С. 413
14 Дионисий Ареопагит. Указ. соч. С. 415
15 Дионисий Ареопагит. Указ. соч. С. 414
16 Дионисий Ареопагит. Корпус сочинений. С толкованиями преп. Максима Исповедника.- СПб., 2008.С. 416
17 См.: Дионисий Ареопагит. Указ. соч. С. 416
18 См.: Дионисий Ареопагит. Корпус сочинений. С толкованиями преп. Максима Исповедника.- СПб., 2008.С. 417
19 См.: Дионисий Ареопагит. Указ. соч. С. 418
20 Дионисий Ареопагит. Указ. соч. С. 417
21 Дионисий Ареопагит. Указ. соч. С. 418
22 Дионисий Ареопагит. Корпус сочинений. С толкованиями преп. Максима Исповедника.- СПб., 2008.С. 420
23 См.: Дионисий Ареопагит. Указ. соч. С. 420
24 Дионисий Ареопагит. Корпус сочинений. С толкованиями преп. Максима Исповедника.- СПб., 2008.С. 421
25 Дионисий Ареопагит. Указ. соч. С. 422
26 Дионисий Ареопагит. Указ. соч. С. 423
27 Дионисий Ареопагит. Указ. соч. С. 423
28 Дионисий Ареопагит. Корпус сочинений. С толкованиями преп. Максима Исповедника.- СПб., 2008.С. 427
Информация о работе Послания "Corpus Areopagiticum" в толковании преп. Максима Исповедника