Правление Александра 2

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Сентября 2013 в 20:46, реферат

Краткое описание

Основным содержанием экономического развития России в первой половине XIX в. было углубляющееся разложение феодальных и расширяющееся развитие капиталистических отношений. Рост производительных сил, развитие товарно-денежных отношений не только подрывали основы феодально-крепостнической системы хозяйства, но и создавали предпосылки для утверждения в стране капиталистических отношений. Этот процесс тормозился господством в стране крепостничества. Поэтому по мере развития капитализма обострялись противоречия между старым и новым, а на определенной стадии новое вступало в непримиримый конфликт со старым и требовало его ликвидации.

Содержание

ГЛАВА I. Предпосылки преобразований второй половины XIX века. 2
1.Политическое и социально-экономическое развитие страны в первой половине 19 века. 2
2.Предпосылки реформ 1860 – 1870 гг. 2
Глава II. БУРЖУАЗНЫЕ РЕФОРМЫ АЛЕКСАНДРА II 2
1.Реформы местного самоуправления 2
2. Судебная реформа 2
3.Военная реформа 2
4.Реформы в сфере образования и печати 2
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 2
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 2

Вложенные файлы: 1 файл

история.docx

— 75.44 Кб (Скачать файл)

Таким образом, совершенно четко определились два направления политико-правовой мысли в вопросе о реформировании местного самоуправления. Представители  обоих направлений пришли к выводу о необходимости изменить существующее положение земства (в стороне  от общей системы государственного управления), но расходились в вопросе  о том, как это сделать. Следует  отметить, что в российской юридической  науке господствовала точка зрения, признававшая необходимость расширения области самоуправления, включения  земских учреждений в ряд государственных  органов на условии объединения  в руках земства всей власти в  губернии и уезде, что сделало  бы ненужными все многочисленные присутствия с их армией чиновничества.

Войти равноправным партнером в  цивилизованный мир, преодолеть стадиальное  отставание России от развитых европейских  стран можно было лишь отменив  архаичное крепостное право и  реформировав самодержавное государственное  устройство. Предпосылки и характер реформ государственного строя 60-90-х  гг. XIX в. определены политической ситуацией, сложившейся в результате отмены крепостного права в 1861 г.

Анализ тенденций социально-политического  развития России XIX в. свидетельствует: даже конституционные проекты, в  которых большинство историков  видит объективное отражение  интересов новых буржуазных слоев  общества, на самом деле отвечали потребностям и дворянской элиты, разрабатывались  в ее среде.

Один из столпов либерализма, советник Александра II К.Д. Кавелин прямо говорил, что в конце 50-х - начале 60-х гг. XIX в. выиграть от введения в стране конституционных институтов мог  только один, наиболее организованный и политически развитый класс  — дворянство. Революционер-демократ Н.Г. Чернышевский в своих «Письмах без адреса», обращенных к Александру II, признавал, что единственной силой, способной последовательно провести в жизнь назревшие реформы, является дворянство. Усиление веса дворян в  органах центрального и местного управления в ходе Великих реформ можно рассматривать и как  компенсацию тех экономических  потерь, которые понесли помещики с отменой крепостного права.

"Положение от 19 февраля" вызвало  резкое обострение политической  обстановки в стране. Современные  научные изыскания доказывают: пик  крестьянских выступлений пришелся  на период не до, а после  отмены крепостничества. Это связано  с ограниченностью проводившейся  реформы, с ее выкупами, отрезками  и прочими ограничениями. Поэтому  требовались решительные действия  по укреплению государственной  власти в центре и на местах.

На фоне косности и невежества основной массы прозябающих без обязательной государственной службы в своих  поместьях дворян, выделялась бюрократическая  элита; ее характерные черты: высокий  образовательный уровень, восприимчивость  к либеральным идеям, сотрудничество с прогрессивными общественными  деятелями, литераторами, учеными. Например, в 1845 г. при Министерстве Внутренних Дел создано Русское географическое общество под председательством  второго сына Николая I великого князя  Константина. Из этого общества вышел  лидер либеральных демократов Н.А. Милютин - вдохновитель всех либеральных  проектов государственного переустройства рассматриваемого периода.

 

Крестьянская реформа повлекла за собой преобразование всех сторон государственной и общественной жизни. Был предусмотрен ряд мер  по перестройке местного управления, судебной системы, образования и, позднее, армии. Это были действительно крупные  изменения, сравнимые разве что  только с реформами Петра I.

 

Глава II.  БУРЖУАЗНЫЕ РЕФОРМЫ АЛЕКСАНДРА II

 

 1.Реформы местного самоуправления

 

Земская реформа

Уже в период подготовки крестьянской реформы встал вопрос о новой системе местного управления. Прежде формальные обязанности заботы о крестьянстве государство возлагало  на помещиков. Отмена крепостного права  исключила такую возможность  даже теоретически.  
В процессе подготовки крестьянской реформы вокруг вопроса о местном управлении возникло много мнений. Большинство дворянских депутатов склонялись к организации земств как органов местного самоуправления. Высказывались даже голоса в пользу созыва Земской думы или Земского собора как высшего совещательного органа. Игнорировать такую позицию дворянства царизм не мог.

17 марта 1859 года начала  работу особая комиссия при  Министерстве внутренних дел  о губернских и уездных учреждениях.  Председателем комиссии был Н.А.  Милютин, но работала она параллельно  с Редакционными комиссиями. Ее  состав принципиально отличался  от состава Редакционных комиссий: в ней были представлены крупные  чиновники МИДа, юстиции, государственных  имуществ — П.О. Арцимович,  К.К. Грот, С.И. Зарудный, В.А. Татаринов.  Активным деятелем комиссии был  А. Соловьёв. Таким образом, разработка  новой концепции местного управления  была доверена только правительственным  чиновникам, хотя и прогрессивно  настроенным .

К марту 1863 года был разработан проект «Положения о губернских и  уездных земских учреждениях», который  после обсуждения его в Государственном  совете 1 января 1864 года был утвержден  Александром II и получил силу закона. По этому закону создаваемые земские учреждения состояли из распорядительных органов — губернских и уездных земских собраний и исполнительных — губернских и уездных земских управ, избиравшихся на три года.

Все избиратели делились на три курии: 1) уездные землевладельцы; 2) городские избиратели; 3) выборные от сельских обществ.

В первую курию входили  землевладельцы, имевшие не менее 200 десятин земли, или обладавшие недвижимой собственностью на сумму более 15 тыс. рублей, или имевшие годовой доход  более 6 тыс. рублей. Эту курию представляли преимущественно землевладельцы-дворяне  и отчасти крупная торгово-промышленная буржуазия.

Вторую курию составляли купцы всех трех гильдий, владевшие  недвижимым имуществом на сумму не менее 500 рублей, а также владельцы  промышленных предприятий с годовым  доходом более 6 тыс. рублей. Эта курия  была представлена главным образом  крупной городской буржуазией и  дворянами — владельцами городской  недвижимости.

Третья курия — крестьяне  — не имела имущественного ценза. Но выборы по ней были многостепенными: от каждого сельского общества избирались представители на волостные сходы, которые избирали выборщиков, а они  уже избирали гласных в уездные  земские собрания. На уездных земских  собраниях избирались представители  губернского земского собрания.

Реформа обеспечила в земствах преобладание дворян. Председателями уездного и губернского земских  собраний являлись уездный и губернский предводители дворянства. Председатели управ избирались на земских собраниях, при этом председателя уездной земской  управы утверждал губернатор, а губернской управы — министр внутренних дел.

Земства были лишены каких-либо политических функций. Сфера их деятельности ограничивалась исключительно хозяйственными вопросами местного значения. В их ведение отдавались устройство и  содержание местных путей сообщения, земской почты, школ, больниц, богаделен  и приютов; «попечение» о местной  торговле и промышленности, содержание местных тюрем, домов для умалишенных.

Государство контролировало и эту хозяйственно-административную деятельность земств через губернаторов и министра внутренних дел. Но отсутствие государственных субсидий на земские  нужды тормозило решение местных  вопросов. И все же земства сыграли  немалую роль в решении местных  хозяйственных и культурных вопросов. К концу 1880 года в селе было открыто 12 тыс. земских школ, считавшихся  в деревне лучшими. Медицинские  учреждения в селе создавались земствами. Велика их роль и в статистическом изучении состояния народного хозяйства, особенно крестьянского.

Но, введя новые сельские учреждения, бывшие всесословными, правительство  почти сразу начало ограничивать их деятельность. В 1866 году губернаторам было предоставлено право отказывать в утверждении любого избранного земством должностного лица. В 1867 году запретили земствам разных губерний сноситься друг с другом и сообщать свои решения. Земства ставились в еще большую зависимость от власти губернатора, ограничивалась гласность и публичность заседаний.

 

Городская реформа

16 июня 1870 года было издано «Городовое  положение», по которому взамен существовавшего с 1785 г. сословного. По этому законопроекту в 509 городах России вводились новые, бессословные органы городского самоуправления - городские думы, избираемые на 4 года. Городские думы, в свою очередь, избирали на тот же срок постоянно действующие исполнительные органы - городские управы в составе городского головы, его «товарища» (заместителя) и нескольких членов. Городской голова являлся одновременно председателем как городской думы, так и Избирательным правом в органы городского самоуправления пользовались мужчины с 25 лет, обладавшие имущественным цензом плательщики городских налогов: владельцы торгово-промышленных заведений, банков и городской недвижимости. Наряду с частными лицами избирательное право получали и ведомства - разные учреждения и общества, городские церкви и монастыри, платившие сборы в городской бюджет.

Рабочие, служащие, интеллигенция, освобожденные от уплаты налогов, не имели доступа к городскому самоуправлению. В среднем избирательными правами  пользовались от 10% (в уездных городах) до 1,9% (в столице) городского населения. В числе гласных городских  дум преобладали крупные промышленники  и дворяне-домовладельцы.

Компетенция городского самоуправления, как и земского, была ограничена рамками чисто хозяйственных  вопросов: благоустройством городов, попечение  о местной торговле и промышленности, общественное призрение (богадельни, детские  приюты и т. п.). Бюджет городской  думы формировался от налогов и сборов с городской недвижимости, торговых и промышленных заведений в размере 1% от их доходов, пошлинных сборов с  проводимых в городе аукционов, а  также от эксплуатации принадлежавших городу хозяйственных объектов. На эти средства содержалась полиция, городские тюрьмы, пожарная команда (до 60% городского бюджета). На благоустройство  тратилось до 15% бюджета. Новые органы местного самоуправления проявили себя более дееспособными, в отличие  от прежних сословно-бюрократических.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Судебная реформа

Подготовка судебной реформы началась в конце 1861 г., когда Александр II поручил  Государственной канцелярии приступить к разработке "Основных положений  преобразования судебной части в  России". К подготовке реформы  были привлечены видные юристы страны. Среди них важную роль играл С.И. Зарудный, под руководством которого были выработаны основные начала судоустройства и судопроизводства. После их обсуждения в Государственном совете и одобрения  в сентябре 1862 г. царем они были опубликованы и разосланы для  отзывов в судебные учреждения, университеты, известным зарубежным юристам, а  затем легли в основу разработки судебных уставов. Для этого при  Государственной канцелярии была образована специальная комиссия, состоявшая из трех отделений: судоустройства, уголовного и гражданского судопроизводства. В  августе 1864 г. проекты судебных уставов  были внесены на обсуждение в Государственный  совет, одобрены им и 20 ноября утверждены Александром.

Судебные уставы предусматривали  бессословность суда и его не зависимость  от административной власти, несменяемость  судей и судебных следователей, равенство  всех сословий перед законом, состязательность и гласность судебного процесса с участием в нем присяжных  заседателей и адвокатов. Это  явилось значительным шагом вперед по сравнению с прежним сословным  судом, с его безгласностью и  канцелярской тайной, отсутствием защиты и бюрократической волоки той.

Вводились новые судебные учреждения - коронный и мировой суды. Коронный суд имел две инстанции: первой являлся  окружной суд (обычно в пределах губернии, которая составляла судебный округ), второй - судебная палата, объединявшая несколько судебных округов и  состоявшая из уголовного и гражданского департаментов.

Принимавшие участие в судебном разбирательстве выборные присяжные  заседатели устанавливали лишь виновность или невиновность подсудимого, а  меру наказания определяли в соответствии со статьями закона судья и члены  суда. Решения, принятые окружным судом  с участием присяжных заседателей, считались окончательными, а без  их участия могли быть обжалованы в судебной палате. Решения окружных судов и судебных палат, принятые с участием присяжных заседателей, могли быть обжалованы в Сенате только в случае нарушения законного  порядка судопроизводства или обнаружения  каких-либо новых обстоятельств  по делу. Сенат имел право кассации (отмены или пересмотра) судебных решений. Для этого в его составе  учреждались кассационно-уголовный  и кассационно-гражданский департаменты. Не решая дела по существу, они передавали его на вторичное рассмотрение в  другой суд, либо в тот же суд, но с другим составом судей и присяжных  заседателей.

Для разбора гражданских исков  на сумму до 500 руб. и мелких правонарушений учреждался в уездах и городах  мировой суд в составе одного судьи, без присяжных заседателей  и адвокатов, с упрощенным делопроизводством. Он обеспечивал "скорое" решение  дел с учетом "местных условий". Мировые судьи избирались на уездных  земских собраниях, а в Москве, Петербурге и Одессе - городскими думами сроком на 3 года. В губерниях, где  не было земств, мировые судьи назначались  местной администрацией. Мировым  судьей мог быть избран (или назначен) только "местный житель" в возрасте не моложе 25 лет, "не опороченный  по суду или общественному приговору", имевший высшее или среднее образование, "или прослуживший, преимущественно  по судебной части, не менее трех лет". Кроме того, он должен был обладать имущественным цензом, вдвое превосходившим не из избираемых в уездные земские  гласные по первой курии. Мировой  судья был первой инстанцией, представлявшей собой мировой участок. Второй инстанцией являлся уездный съезд мировых  судей, состоявший из всех мировых участковых и некоторых "почетных" судей. Они избирали из своей среды председателя мирового съезда. В рамках уезда  они составляли мировой уездный  округ. Мировой судья мог приговаривать  признанных виновными к денежному  штрафу не свыше 300 руб., аресту до 6 месяцев  или к заключению в тюрьму на срок не более одного года. Решения мирового судьи можно было обжаловать в  уездном съезде мировых судей. Мировой  суд, "скорый" в решении дел, без волокиты и материальных издержек, пользовался популярностью у  населения.

Информация о работе Правление Александра 2