Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2013 в 19:03, контрольная работа
Данная тема актуальна, так как Иван грозный был последним правителем из династии Рюриковичей. В теме присутствует интересный момент- специфика его правления, которая сформировалась еще в детстве. В данной контрольной анализируется сложившаяся в XVI веке ситуация: политическая, социальная, положительные и отрицательные последствия Ивана Грозного, предпосылки смуты.
Так же в 1550 году был введён в действие новый Судебник ( свод действующих законов), расширенный и более систематизированный (по сравнению с Судебником 1497 года). Благодаря ему реформируется система управления- «кормление» начинает исчезать. Кормление- значит, что кто- то из бояр получал город или регион, с которого он получал доходы, и он же осуществлял там власть. Что бы «лишенные» не подняли бунт, был установлен специальный налог, который идет в казну, откуда и выдается финансовое обеспечение бывшим кормленщикам. Эту реформу принято называть реформой самоуправления.
Новый Судебник усиливал контроль над судебной деятельностью наместников и волостелей в городах, уездах и волостях: наиболее важные дела стали решать в Москве, на местах же за судебным разбирательством наблюдали старосты и целовальники (выборочные люди из местных посадских людей и черносошных). А к середине 50-х годов завершили так называемую «губную» реформу, начатую еще в 1539 году: наместников и волостелей лишили права суда по важнейшим уголовным преступлениям и передали его губным старостам.
В 1551 году церковный совет принял «Стоглав»- сборник решений собора в виде ста глав из ответов на вопросы царя Ивана о церковном «строении»; в нем были собраны и систематизированы все нормы действующего права Русской церкви. Постановления «Стоглава» касаются архиерейских пошлин, церковного суда, дисциплины духовенства, монахов и мирян, богослужения, монастырских вотчин, народного образования и призрения нищих и других вопросов.
Так же была сформирована развитая система приказов (органов центрального управления, исполнявших функции нынешних министерств). Каждый из приказов отвечал за определенную сферу управления: Посольский приказ- за дипломатическую службу, Разрядный приказ- за большую часть военных дел, Ямской- за почтовую службу, Челобитный приказ- за контроль за остальными приказами и другие. По мере при соединения к России новых земель возникали и новые приказы- Казанский и Сибирский.
«Уложение о службе» 1556 года установило единый порядок военной службы с поместий и вотчин: со 150 десятин земли каждый дворянин должен был выставить воина на коне и в полном вооружении; за лишних воинов полагалось дополнительное денежное возмещение, за недодачу- штраф.
Реформы укрепили государственное управление, военную систему государства, заметно способствовали его централизации. В этом же направлении развивалась налоговая система- вводились новые налоги. Все преобразования имели своей целью, в первую очередь, укрепление мощи государства. Проводилась политика своего рода компромисса- сочетание интересов всех слоев феодалов. Но, к сожалению, не так долго, как хотелось бы.
Все эти реформы совершались одновременно впечатляющими победами в войнах и внешнеполитическими успехами. Между тем царь повзрослел, приобрел некоторый опыт в государственных делах и уже тяготился деятельным правлением «Избранной рады».
Одной из главных черт характера Ивана VI стала неспособность ставить своим желаниям и планам разумные пределы. С течением времени царь стал подвержен приступам гнева, во время которых он терял над собой контроль. И если при жизни его наставника- митрополита Макария, он пытался сдерживаться, то после его смерти как раз и проявилось его то поведение, за которое его прозвали Грозным.
Вернемся все же к событиям. В 1552 году, во время третьего похода, Казань после осады, после взрывов мин, подведенных под стены города, была взята кровопролитным штурмом. Именно взятием Казани была поставлена точка в борьбе с татарами на Востоке. Эта победа над татарами открыла путь в Персию и возможность чрезвычайно выгодной торговли для России.
Успехи на востоке и юго- востоке окрылили московских политиков. Их взоры устремились на северо-запад, к Балтике, ведь Россия с её развивавшимися сельским хозяйством и торговлей остро нуждались в морских путях на запад и связях с европейскими странами. Так же война была в каком- то смысле выгодна дворянам- появился шанс получить новые земли в Прибалтике. В 1558 году русская армия вступила в Ливонию, и в 1559 году Россия заключает перемирие с Ливонским орденом, так как по предложению Адашева было решено перебросить силы на юг- наступать на Крым.
Но этот ход был, по-моему, неверным, потому что Ливонский ордер, поняв, что судьба его обречена на поражение, выбрал «из двух зол меньшее»- его руководители перешли под покровительство Сигизмунда. Понятно то, что царь воспринял это, как предательство. «Избранная рада» пала. В это время умирает его супруга, в смерти которой он подозревает Адашева и митрополита Сильвестра. Нетрудно догадаться, как он расправился с «предателями»- Адашев был сослан воеводой в Юрьев, где вскоре скончался, митрополита сослали.
Война в Ливонии возобновилась. Русские войска захватывают новые земли и города. Но в 1564 году русская армия терпит сильное поражение и с этого момента начинается полоса неудач, так как в это же время, параллельно с ходом войны, в Москве начинаются массовые казни. Во всех неудачах царь винит всех, кроме себя и повсюду ищет мнимых и реальных «изменников».
В этом же году царь начинает большое наступление, но терпит новую неудачу. Война затягивается. Одновременно, нарушив перемирие, возобновляет набеги крымский хан. По существу России с этого времени пришлось воевать на двух фронтах: западном, против Литвы и Ливонии, и южном, против Крыма.
В 1566 году Литва предлагает России заключить перемирие. Царь вновь собрал Земский собор и его участники высказались за продолжение войны.
В 1571 году крымцы сожгли Москву, в 1572 году Давлет- Гирей (крымских хан) повторил нашествие в еще больших масштабах. Его цель- захват и расчленение России на улусы во главе с Крымскими князьями. В многодневных сражениях под селом Серпуховом русская армия наголову разгромила врага. Россия была спасена.
Походы 1572- 1575 годов и 1577- 1578 годов одержали новые победы и вернули обратно почти все завоёванные земли. Но ликовать, все же, было рано- после смерти Сигизмунда, на литовский престол вступил Стефан Баторий, который наносит России новые, серьёзные удары, объединившись со шведами. В 1579 году он отбивает у русских некоторые города и земли. В стране чувствуется нарастающее истощение сил и средств из- за протяженных военных тягот. Ко всему прибавились репрессии, личные переживания царя- однажды, в 1582 году в припадке гнева он смертельно ранит старшего сына Ивана, наследника престола.
Россия поделилась на две
части: аристократия выступала
за оборонительные войны;
Стремления дворянства совпадали с крупными завоевательными планами царя и поддерживались Русской Православной церковью, заинтересованной в расширении своего влияния. Но они противоречили чаяниям боярства, не видевшего смысла в завоеваниях, посадского населения, недовольного усилением «тягла» (суммы налогов и повинностей), да и всему состоянию страны, не выдерживавшей постоянного напряжения военного времени. Эта борьба между волей царя и целого сословия нанесла государству непоправимый ущерб.
Но тем временем героическая оборона Пскова заставила Стефана Батория пойти на переговоры. В 1582 году в Яме- Запольской русские послы заключили перемирие с Речью Посполитой, в следующем году - Плюсское перемирие со Швецией. Россия потеряла все завоевания в Ливонии, Война из- за нее, стоившая стране, её народам огромных жертв и длившаяся 25 лет, окончилась безрезультатно.
3. Опричнина.
В неудачном исходе Ливонской войны и разорении и страны немалую роль сыграла и знаменитая опричнина Ивана Грозного. Но в тоже время, как явление двойственное, она заняла важное место в развитии страны, её политической жизни.
Вообще, слово «опричнина» происходит от древнерусского «опричь», что означает «особый», «кроме». Оно означало часть наследства, которая достается вдове князя после его смерти. Что касается «присвоенного» значения, то оно означает часть земли, выделенной для содержания царского двора и опричников- гвардии, созданной Иваном Грозным в рамках его политической реформы в 1565 году.
Предпосылкой опричнины стало недоверие царя, его подозрительность. Он повсюду искал изменников мнимых и реальных. С этого момента начинается абсолютно обоснованное деление царствования Ивана Грозного на два части: до опричнины и после её возникновения. До её возникновения царь- обыкновенный государственный деятель, хоть и немного жестокий, но уверенно ведущий государство к могуществу. После возникновения- это психически неполноценный человек, который сеет вокруг себя смерти и беззаконие. Вот именно поэтому в начале работы я говорила о том, что важно уделить отдельное внимание его характеру и поведению.
И даже саму опричнину можно рассматривать под двойным углом: как явление, события, которые происходили в то время и как процесс социальный и экономический.
С точки зрения исторической науки, это был бесспорно шаг вперед. Иван Грозный, видя, что его политике централизации препятствуют крупные землевладельцы, бояре, общинники, повел борьбу против них при помощи опричнины. И, конечно, сумел достичь результатов, сумел еще больше централизовать государство, а издержки опричнины- всем известный террор не собирался обходить, он видел главное не в этом, а в том, что было сделано.
С точки зрения событий, происходящих тогда, это было ужасное время- повсюду смерть и страх, бесчинство.
Мне бы хотелось еще больше углубиться в происходящие и исследовать все происходящее с 1564 года вплоть до «отмены» опричнины. Переносное значение здесь не случайно- по мнению историков, опричнина была отменена в1572 году, но фактически продолжалась до конца жизни царя.
Итак, Россия- единое, централизованное государство, монархия. Но в нем еще сохранялись остатки удельных времен. Высшей властью обладал царь. Ему помогал во всех делах высший совет из бояр и иных чинов- Боярская дума. Она, по поручению царя, имела законодательные функции, но её решения окончательно утверждал сам монарх. В определенной степени эти порядки ограничивали единодержавие, самовластие монарха, которые в скорее стали тяготить его.
Иван Грозный, все-таки, был человеком расчетливым. И он прекрасно понимал, что просто так, без основания ввести опричнину было небезопасно, поэтому он поступил следующим образом.
В воскресенье 3 декабря 1564 года Иван IV вместе со всей семьей неожиданно отправился в пригородное село Коломенское. Вообще в царских выездах ничего особенно нового не было, но этот был не похож на все предыдущие. Это отмечает летопись: «Подъем же его не таким был, как прежде того, когда ездил он по монастырям молиться или на свои потехи (охоту) или объезды. Взял он с собою все святыни – иконы и кресты, златом и камением драгим украшенные, и сосуды, и поставцы золотые и серебряные, и платье, и деньги. И всю свою казну повелел взять с собой». Однако, пробыв в Коломенском две недели, царь столь же неожиданно поехал в Александрову слободу (ныне город Александров в 113 км. к северу от Москвы). Никаких объяснений своему отъезду царь не давал, в Москве «все же в недоумении и во унынии были из-за такого великого и необычного подъема и шествия его неведомо куда».
Вплоть до 3 января 1565 года, Иван IV так и держал всех в недоумении относительно причин своего поступка, в этот же день в столицу из Александровой слободы пришли две царские грамоты: одна к митрополиту Афанасию, вторая – к московским купцам и посадским людям. В первой были «писаны боярские и воеводские и всяких приказных людей (т.е. дьяков и подьячих) измены, которые они совершили после смерти отца его великого государя царя и великого князя Василия Ивановича всея Руси» и объявлялось: «Царь и великий государь опалу свою положил на них за то, что в его государевы несовершенные лета (т.е. в детстве) бояре и все приказные люди многие убытки людям его государства делали и казну его государеву истощили, а прибытков к его государевой казне не прибавляли. Также и бояре и воеводы забирали его государевы земли и друзьям своим и племянникам раздавали и собирали себе великие богатства, а о государе, и о его государстве, и о всем православном христианстве не хотели радеть и от недругов его – от крымского хана, и от литовского короля, и от немцев – не хотели государство оборонять и от службы стали уклоняться. И царь и государь и великий князь, не желая терпеть их многих изменных дел, оставил свое государство (т.е. отказался от престола), а поселится там, где его Бог наставит». Во второй же грамоте царь писал к московским горожанам, чтобы они «ничего не опасались: гнева на них и опалы никакой нет». Смысл этой акции Ивана IV состоял, очевидно, в том, чтобы противопоставить знать, высшие слои общества, и простой народ.
Конечно, это не означало, что царь, жестоко расправлявшийся с любыми народными восстаниями, вдруг превратился в «народолюбца». Это был четко продуманный политический ход, рассчитанный на традиционные для Средневековья народные представления о «добром» царе, «стоящем» за простых людей, которому мешают «злые» бояре и чиновники. Люди воспринимали царя как «помазанника Божьего», безгрешного и почти святого, и связывали все беды и несчастья не с ним, а с его окружением. Поэтому москвичи в 1565 году повалили на улицы и стали требовать, чтобы бояре и архиереи упросили Ивана Васильевича вернуться «на государство» и выполнили все его требования, угрожая при этом истребить «государевых лиходеев и изменников».
Тогда бояре и все высшее духовенство во главе с митрополитом Афанасием отправились в Александрову слободу и стали просить Ивана IV, чтобы он «опалу свою с них снял, и государством своим правил, как ему, государю, угодно». В конце концов царь принял их. Как гласит официальная летопись, царь согласился вернуться на престол с тем условием, что «он будет на своих изменников и ослушников опалы класть, а иных казнить и имущество их отнимать». Иными словами, он добился права расправляться с неугодными ему лицами по своему усмотрению, без согласия Боярской думы, не принимая во внимание традиционного права церкви «печаловаться» (заступаться) за опальных и т.д.
Ясно, что это был решительный отказ от политики компромисса между различными сословиями и слоями населения, проводившейся в 50-х годах и лежавшей в основе деятельности Избранной рады. Симптомы этого были заметны и ранее. Еще в 1553 году, после того как во время тяжелой болезни Ивана IV многие бояре и деятели Избранной рады тянули с присягой его малолетнему сыну – «пеленочнику» царевичу Дмитрию, царь, выздоровев, затаил на них обиду. А после ликвидации Избранной рады в конце 50-х – начале 60-х годов Иван IV начинает постепенно проявлять присущую ему жестокость. Многим запомнилась расправа без суда и следствия в начале 1564 года с боярином князем Михаилом I Петровичем Репниным. Это произошло на пиру, когда царь, «упившись, начал со скоморохами в машкарах (масках) плясать». С точки зрения православной церкви забавы со скоморохами считались тяжким грехом, на что царю и указал Репнин. Однако Иван IV только разъярился и пытался силой заставить боярина надеть на себя маску, но тот отказался, «отверг ее и потоптал ее ногами». Сразу после этого по приказу Грозного боярин был убит. Причем, если верить Курбскому, это произошло в церкви во время службы, что ярко демонстрирует пренебрежение Ивана IV традиционными христианскими нормами.
Вторым условием, которое поставил Иван Грозный при возвращении на престол, была передача ему в особое, личное управление – опричнину – части страны. По сути дела, царь разделил государство на две части: одна, получившая название «земщины», управлялась обычным способом (Боярской думой, приказами, сословно-представительными органами и т.д.), а другая, «опричнина», поступала в его непосредственное распоряжение. При этом к опричнине были отнесены огромные и, по-видимому, самые важные, с точки зрения Ивана Грозного, территории: некоторые подмосковные волости, обслуживавшие особый «опричный» двор царя; пограничные с Великим княжеством Литовским уезды; богатые северные земли и даже некоторые районы Москвы: границей между земской и опричной частями столицы стала Никитская улица. Столицей опричнины стала Александрова слобода, где находился опричный двор, опричная Дума и опричные приказы.