Правовое положение населения Древнего Рима

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2013 в 19:47, контрольная работа

Краткое описание

Мы рассмотрели огромный по временным рамкам промежуток. Побывали как в века до нашей эры, так и нашей эры. Узнали, что вся история Рима пропитана борьбой, борьбой двух группировок. Вначале это были родоплеменные общества патрициев и плебеев, а затем родовой знати и рабов. На наших глазах пришлое население Рима получает не только свободу, но и политические права, способность выбирать и быть избранными. Познакомились с условиями жизни одной из работоспособных масс того времени. В общем говоря, изучили правовое положение населения Древнего Рима.

Содержание

Периодизация. 3
Царский период. 4
Период республики. 8
Римская империя. 12
Период принципата. 13
Доминат. 16
Заключение. 18
Используемая литература: 19

Вложенные файлы: 1 файл

ИГПЗС на фемиду.docx

— 48.03 Кб (Скачать файл)

Государственное образовательное учреждение высшего  профессионального образования

Российская  академия правосудия

 

Факультет подготовки специалистов

для судебной системы

ЗАОЧНОЙ ФОРМЫ  ОБУЧЕНИЯ

(заочный  юридический факультет)

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

По дисциплине: « История государства и права зарубежных стран»

Тема: «Правовое  положение населения Древнего Рима».

 

Выполнил:

Студент 1 курса,

заочной формы обучения

(первое высшее образование)

группа выходного дня

Елизаров Евгений

Проверил:

___________________________

(Ф.И.О.  ученая степень, звание преподавателя)

Дата  предоставления работы

«___» ________________ 2012г.

 

Оглавление

Периодизация. 3

Царский период. 4

Период  республики. 8

Римская империя. 12

Период  принципата. 13

Доминат. 16

Заключение. 18

Используемая  литература: 19

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Периодизация.

 

   История Древнего Рима составляет наиболее важную часть истории Европы. Древнеримское государство оказывало в течении многих веков большое воздействие на организацию последующих европейских государств. Без изучения Древнего Рима невозможно понять направление развития европейских государств.

История Древнего Рима достаточно четко разделяется на несколько  основных частей:

- царский период –  время господства родового строя  (с древнейших времен до VI в. До н.э.)

-период республики (V-I вв. до н.э.)

-период империи, который  доже можно поделить на несколько  частей:

          -период принципата (I-III вв. н.э.)

          - период домината (IV-V вв. н.э.)

В период принципата империя  сохраняла внешние республиканские  формы, а в период домината существовала в варианте, близком к восточным  деспотиям.

Древнеримское право является основой современного права большей  части государств плетены Земля.

 

 

 

 

 

 

 

 

Царский период.

 

Основное содержание Царского периода  заключается в переходе римского общества к цивилизации и государственности.

 

Легендарная древнейшая история  Рима насчитывает семь царей, из которых  только некоторые – реальные исторические личности. Другие, скорее всего, мифологические персонажи.

Царский период предстает  перед нами как чрезвычайно устойчивая гражданская община, из-за неё процесс формирования государства шел заторможено. Внутри общины существовало равенство и братство. Прожить в одиночку в древние века было крайне сложно.

Причиной всему, деление населения Рима. Известно две категории:

        - полноправные потомки основателей города – патриции, которые представляли собой  единство трех племен (триб).  Интересно отметить то, что Данный синойкизм (слияние трех племен) имел некоторые особенности, а именно каждое племя было разделено на 10 родов, таким образом, образовалось 300 родов (30 курий). Главной обязанностью каждой из них заключалось в снаряжении 100 пехотинцев и 10 всадников. Так же куриальные  собрания выбирали должностных лиц, магистров. 1

         - все пришлое население Рима – плебеи. Как считают современные историки, по-видимому, в ранний период это была группа римского населения, стоявшая вне родовой организации патрициев и, следовательно, вне римской общины.

Как не странно правящим сословием  являлись патриции, только они могли  быть царями, сенаторами, занимать жреческие должности.  По-видимому, слово «патриций» происходит от pater (отец), следовательно, патрициями первоначально называли тех, кто имел законных отцов и сам, в свою очередь, мог иметь законных сыновей.

Имя у патрициев состояло из трех слов, первое было личное имя, например «Гай», второе – родовое «Юлий», третье – семейное «Цезарь», в итоге получаем Гай Юлий Цезарь.

Как имя, так и имущество патриции наследовали строго по мужской линии, а родовое наследственное право запрещало переход наследственной массы из одного рода в другой.

1\3 любых завоеванных земель  превращалась в общественный  фонд.  Как правило, бедным, неимущим  жителям Рима приходилось заключать  соглашения и вступать в зависимость  от богатого человека. С момента  заключения договора зависимый  человек назывался клиентом, его  начальник  патроном: «…Ромул же украсил дело и благопристойным наименованием, назвав защиту бедных и низших патронатом, предназначив обеим сторонам честные деяния…»2.

Слово клиент «clientes» означало людей послушных, зависимых. От патрона клиент получал либо участок земли, скот, либо денежные средства. При вступлении в договорные отношения  стороны имели некоторые обязательства по отношению друг к другу. Клиент был обязан служить патрону, выполнять его распоряжения, служить в военном отряде, в некоторых случаях оказывать ему помощь деньгами. Так же клиент входил в род патрона и являлся младшим членом патрицианской общины. Патрон в свою очередь должен был защищать своих клиентов в суде и общественных местах.

Граждане Рима, не входившие в состав патрицианских родов, но имевшие положение свободных назывались народом (populus).

Вторым сословием царского периода, как было упомянуто выше, являлись плебеи, что означает масса, народ. В ранний период расцвета Римской империи это была группа римского населения, состоявшая вне родовой организации патрициев и, следовательно, вне римской общины. Плебеи имели бесправное положение, не допускались ни к пользованию общественными землями, ни на должность политического или жреческого деятеля. Землей они владели на правах частной собственности. Возможность обогатиться у плебеев наступала в период серьезных войн, так как они привлекались к военной службе как вспомогательная сила. Благодаря военным компаниям отдельные семьи плебеев быстро богатели, что подтверждается появлением в их семьях домашних рабов.

Потомство плебеев называлось incerta proles — неизвестное потомство. С точки зрения римских юридических представлений, опиравшихся на патриархальную семью, это могло означать только одно: у плебеев не было отцовского права или, во всяком случае, оно официально не признавалось общиной. Некоторые исследователи полагают, что у плебеев сохранялись пережитки матриархата. Хотя плебеи пользовались гражданской правоспособностью, то есть могли заниматься торговлей и приобретать собственность, политических прав они не имели: не участвовали в куриатных собраниях патрициев, не были представлены в сенате и не служили в ополчении граждан. Браки между патрициями и плебеями до середины V века до нашей эры считались незаконными. Обособленность плебеев заходила так далеко, что они имели свои храмы и святилища, отличные от патрицианских.

  В центре жизни  Римского общества были так  называемые сходки воинов, способных  приобрести себе оружие – куриатные комиции. Заседателей этих «комиций» называли квиритами, на сходках они решали такие вопросы как, избрание верховного главнокомандующего, созыв войска, передача царю пожизненной власти над ополчением. Главными функциями куриатных комиций состояли в следующем: заседатели выносили куриатный закон об империи – этот закон был необходим для того, чтобы вручить ординарному или экстраординарному магистратору высшую всласть – империей; утверждали отдельные частные акты – усыновления и завещания, то есть владели вопросами семейного правa.

Деятельность комиций  была не вполне самостоятельной, в значительной части она была определяющей, в  особом органе власти – сенате (верховный  орган римского государства). В зaдачу сената входило наиболее деятельное руководство всеми сторонами жизни, он руководил государством при отсутствии должностного лица, избирал следующего царя, продлевал полномочия любых должностных лиц. В случае отсутствия главы государства сенат, обладая исключительным правом, назначал на пятидневный срок временного правителя, так называемого междуцаря (interrex).

  C течением времени и политическая роль куриaтных комиций, и, соответственно, их популярность, снижaлась. К концу Республики наделение магистратов империи осталось фактически единственной функцией этих собраний, и на них собиралось лишь 30 ликторов, символизировавших 30 курий. Тем не менее, с формaльной точки зрения, куриaтные комиции вплоть до своего исчезновения оставались сосредоточением высшей власти.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Период  республики.

 

Основное содержание периода республики заключается в переходе Рима на особый античный путь исторического развития, формировании общества и государства античного типа.

 

Плебеи и пришлое население, были не довольны тем, что вся власть сосредотачивалась в руках патрициев. Для ограничения  власти патрициев, плебеи требовали опубликования законов.

Согласно первоисточникам  в 451 году до нашей эры была собрана комиссия, состоявшая из 10 децемвиров3 для кодификации законов. На досках членами комиции были изложены нормы обычного права с указанием юридических санкций. Закон был принят Народным собранием в два этапа. Первоначально, в 451 году, было принято десять таблиц, а в следующем, 450, еще две. Целью этого законa было ослaбить патрициано-плебейское противостояние с помощью внедрения в трaдиционный аграрный порядок равного для всех частного и уголовного права. За пятьдесят лет Законы XII таблиц стали общепринятыми и в 304 году до н.э. сенат постановил, что судьи обязаны пользоваться только законными XII таблиц.

Таким образом, уже к началу III века до нашей эры установилась отлаженная, основанная на нормативно-правовых актах, система римского права.

Законы  XII таблиц постоянно подвергались форматированию, так например запрет на смешанные браки патрициев и плебеев был отменен через пять лет с момента его принятия.

Единственными толкователями  права были понтифики (жрецы). Основным источникам права являлись как решения  комиций, так и постепенно выработанное преторское право. Первоначально считалось, что преторские толкования индивидуальны и применимы только к одному конкретному случаю, но постепенно было принято учитывать помимо положений закона и преторские мнения.

Теперь перейдем к семье. Особого изменения, с царского периода, положение домочадцев не претерпело. Теперь уже законы XII таблиц подчеркивали особое место и положение домовладельца. Он имел исключительное право распоряжения имуществом семьи, которая, как правило, состояла из трех поколений, живших вместе. Другим исключительным правом  «peter familias», домовладельца, была неограниченная власть над женой, детьми, внуками, с правом владения и распоряжения жизнями.

Борьба плебеев за землю  и политические права.

Земля во всех случаях оставалась в руках общины, она была фактически полисной, смешанной, индивидуально-полисной, но никак не частной. Уже позднее отчуждение, и переход в частную собственность становился возможным, и при этом процесс индивидуализации земли был обставлен многочисленными традиционными ритуалами.

Тоже можно сказать  и об объектах собственности. Постепенно вырабатывались методы для передачи манципированной4 собственности, но процесс перехода сопровождался сложными ритуалами.  Юридический смысл термина состоял в том, что манципированной считалась собственность римских граждан-квиритов5, она не могла покидать пределов полиса, в то время как неманцепированная, которой являлась вся остальная собственность, могла спокойно покидать пределы Рима, переходить по наследству. Дарение неманцепированной собственности было запрещено.  

Время шло  главной проблемой  государственного развития, постепенно стало малоземелье в отношении плебеев. В связи с этим представители плебеев, имевшие право голоса, пытались провести через комиции закон о захвате обширных земель. Одним из способов борьбы плебеев с малоземельем назывался сецессией6. Плебеи уходили на Аветинский холм и отказывались от службы в ополчении. Истории известно шесть сецессий, в результате каждой из которых плебеям удавалось добиться определенных уступок.

Сецессия 494 года до нашей  эры дала возможность плебеям  избирать на трибутных комициях народного трибуна (особого представителя), который мог защищать от должностных лиц, имел право наложения вето на решение сената. 

С 449 года до нашей эры личность народного трибуна обожествляется, становится священной, тут же решается вопрос о возможном избрании народного трибуна из числа плебеев. В силу дарованной возможности плебеи получили еще одно не маловажное право, с 429 года они допускались на первую государственную должность – должность квестора.

С 367 года до нашей эры по требованию плебеев были установлены максимальные размеры земельных владений – 500 югеров7. Приобретение земли сверх нормы было запрещено, излишки земли изымались. Благодаря этому закону, затяжной земельный кризис был остановлен.

Таким образом, реформы IV века до нашей эры создали условия для демократического развития государства.  Это подтверждается еще одним немаловажным фактом. Плебисцисты перестали нуждаться в утверждении сената, ограничив его влияние на законодательный процесс и получив право занимать все государственные должности, включая должность диктатора, цензора, претора.

Информация о работе Правовое положение населения Древнего Рима