Правовое положение населения Новгородско-Псковской республики по Псковской Судной грамоте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2014 в 08:16, контрольная работа

Краткое описание

Основной целью контрольной работы является исследование правового положения категорий населения Новгородско-Псковской республики.
В соответствии с данной целью в контрольной работе были поставлены следующие задачи:
1) Рассмотреть правовое положение населения Новгородско-Псковской республики.
2) Определить категории и правовой статус полузависимого населения, основываясь на положениях Псковской Судной грамоты.

Вложенные файлы: 1 файл

Контрольная. Псковская Судная грамота.docx

— 63.36 Кб (Скачать файл)

Рыболовство наряду с огородничеством  было распространенным занятием населения  Псковской земли. Недаром в ПСГ  статьи о судебных конфликтах из-за земли одновременно упоминают и  судебные конфликты «о воде», т. е. о  владении рыбными угодьями (ст.9), недаром  рыбные ловцы-кочетники выступают в ПСГ рядом с пахарями — изорниками и огородниками. В Псковской платежной книге среди немногих сохранившихся в городах жителей также встречаются рыбные ловцы.  
В конце 16 в. рыбные угодья принадлежали в Псковской земле монастырям, церквам, новгородскому архиепископу или помещикам. Так, они упоминаются в Кобылском уезде в Ремецкой губе у архиепископа. Здесь ловили 22 рыбных ловца, дававшие архиепископу оброку «на год по 15 рублев». Никольскому Кожину монастырю принадлежали рыбные ловли в районе Чудского озера. «А ловят тое ловлю» четверо крестьян Никольского монастыря, «а из ловли дают в монастырь четвертую рыбу». Воздвиженской псковской церкви принадлежали рыбные ловли в Великом и Чудском озерах. «А ловят тое ловлю воздвиженские ловцы или кому воздвиженские попы дадут». «А дают ис тое ловли воздвиженским попом семую рыбу». 4

В конце 16 в. большая часть рыбных угодий стала оброчными ловлями московского государя. Иногда эти угодья сдавались на откуп, иногда на веру целовальникам. Но и в том и другом случае ловцы рыбачили из доли улова или платили денежный оброк. Так, в одном случае ловцы давали оброк «наровским прикащикам или откупщикам из ловли пятую рыбу, а коли продают, и оне дают пятую денгу».

Среди людей, бравших у  частных феодалов и в государевой  казне на оброк рыбные угодья, были пришлые люди. Так, в одном из архиепископских  озерных владений стоял двор ловецкий, «а живут в нем приезжая рыбные ловцы». Во многих других «исадах» жили рыболовы из горожан.

Но среди рыбных ловцов Никольского монастыря были принадлежавшие этому монастырю крестьяне. И, очевидно, такая ситуация не являлась исключительной. Однако взаимоотношения землевладельца со своими крестьянами-рыбаками и с  пришлыми рыболовами не могли быть одинаковыми. Свой крестьянин оставался  зависимым от государя человеком, обязанным  с основного надела вместе с другими  крестьянами отягивать все повинности. И то, что он по договору с господином и за оговоренную плату брал еще рыбные угодья, не превращало кочетника в арендатора. А те рыболовы, социальный статус которых определялся их обязанностью нести посадское тягло или службу по прибору, строили отношения с владельцем «исада» на началах свободного договора. Эти кочетники не попадали во внеэкономическую зависимость от владельца арендованных ими рыбных угодий.5 Как видим, форма аренды наряду с формой, основанной на внеэкономическом принуждении, была характерна и для рыбных ловцов.  

 

 

2.1.2 Изорники.

Еще более интересной фигурой, свидетельствующей о нарастании процесса классообразования, является изорник, которому посвящены многие статьи грамоты. Изорник, как и близкие к нему огородник и котечник, свободный человек, работающий в сельском хозяйстве своего государя. Государь не может самовольно и бесконтрольно распоряжаться личностью и имуществом изорника - спорные вопросы между ним и изорником решает суд. В тоже время изорник живет на земле государя, отдает ему часть урожая, выполняет другие повинности. Средством закабаления изорника является покрута - это денежная или семенная ссуда — подмога, данная землевладельцем земледельцу или рыболову.6 Запись изорника в покруте служит для государя важным средством установления зависимости изорника и членов его семьи: по требованию государя покрута должна быть выплачена при любых обстоятельствах, в противном случае с изорником поступают так, как с неисправным должником.

Для взыскания покруты государь не должен был представлять  письменный договор, а прибегал к закличу (ст. 44).

  Если изорник отрицал покруту, господин должен был предъявить 4-5 свидетелей (ст. 51).  « А коли изорник имеет запиратся у государя покруты, а молвит так: у тебя есми на селе живал, а тебе есми не виноват, ино на то государю тому поставить люди сторонние человеки 4 или 5, а тым людем  сказати как прямо пред Богом, как чисто на селе седел, ино государю правда давши взять свое,или озорнику верит, то воля государева. А толко государь не поставит людей на то, что изорник на селе седел, ино тот человек покруты своей не доискался».

Государь мог получить покруту, обратив взыскание на имущество изорника, (ст. 76).   «А которой изорник с села сбежит за рубеж или инде где, а изорнич живот на сели останется государю покрута имать на изорники, ино государю у князя и у посадника взять пристав, да и старость губьских позвати и сторонних людей, да тот живот изорнич пред приставы и пред сторонными людми государю попродати да и поймати за свою покруту, а чего не достанет, а по том времени явится изорник, ино государю добровольно искать остатка своего покруты, а государю пени нет, а изорнику на государи живота не сочит, а сочит псковским».

В случае смерти изорника и отсутствии наследников (ст. 84) к жене и детям переходили долговые обязательства умершего изорника, даже если это специально не оговаривается в письменном документе (ст. 85).

« А у которого человека у государя изорник помреть в записи в пскрути, а жена у него останется и дети не в записи, ино изорничи жене и детем откличи нет от государеве покруты, а та им покрута платит по той записи; а будет не в записи был изорник, ино их судити судом по псковской пошлине».

  Однако за изорником оставалось право ухода от господина (ст. 63) - за половину урожая. « А который изорник отречется у государя села, или государь его отрьчет, и государю взять у него всю половину своего изорника, а изорник половину». Нельзя назвать изорника нищим - он имеет свое имущество, о чем свидетельствует ст. 86.  « А будет у изорника брат или иное племя, а за живот поимаются, ино государю и на них покруты искать, изорничу брату, изорничу племяни государя не татбит ни лукошки, ни кадки; а толко будет конь или корова, ино волно искати у государя».    

 Претензии же изорника к господину, основанные на доске - письменном документе - без специального оформления были недействительны (ст. 75).

«А которой изорник на государя положит в чем доску, ино та доска посудить. А старому изорнику вози вести на государя».

По существу, изорник занимает промежуточное место между свободным человеком и зависимым крестьянином.

. Закон устанавливал общие  нормы, определяющие уход изорника от своего господина: один раз в году, поздней осенью, и при условии выплаты всех долгов. Одновременно и государь не мог выгнать изорника в другое время. Поземельная зависимость изорника от государя не делала его лицом недееспособным.7

Развитие изорничества свидетельствует об усилении социального и имущественного неравенства в среде свободных членов общины, что служит доказательством развития феодальных отношений.

 

2.2 Наймиты.

Наймит по Псковской судной грамоте - это свободный человек, пользующийся гражданскими и политическими правами как член городской общины, но находящиеся в экономической зависимости от государя - более состоятельного члена той же общины.8 Закон до известной степени охраняет права наймита, но из контекста выясняется возможность долголетнего наймитства, которое хотя и приводит к потере гражданских прав, но тем не менее свидетельствует о глубоко зашедшем процессе социальной и имущественной дифференциации - о появлении людей, фактически не имеющих возможности себя прокормить и жить иначе, как во дворе у государя.

Договор заключался устно  на время или для выполнения определенной работы. Наймит мог расторгнуть договор, однако в то же время наймит-дворной  годами живет у хозяина.

Договор с наймитом плотником должен был быть оформлен путем записи. « А которой мастер плотник или наимит отстоит свой урок и плотник или наймит… свое дело отделает…на государех и взакличь сочит своего найма».

 Две статьи (40 и 41) ПСГ  посвящены яичному найму. Первая  разрешает дворному наймиту уйти от своего государя до срока, установленного договором (урока), при этом государь вправе заплатить ему заработанное лишь за последний год. Все остальные не в счет, даже если их было 5 или 10. Но не это главное. Главное, что наймит имеет право оформить такой иск, а следовательно, наем не ведет к холопству. « А которой наимит дворнрй пойдет прочь от государя, не достояв своего урока, ино ему найму взятии по счету, а сочит ему найма своего за год, чтобы 5 годов, или 10 годов стоявши, и всех тых ему год стоявши найма сочить как отиде за год сочить, толко будет найма неймал у государя, а толко поидет болше года, ино им не сочите на государех».

А вот плотник (ст. 41), нанявшийся на работу, обязан завершить свой «урок» (ибо у него есть конец, тогда как дворовое дело бесконечно), причем и в том случае, если нет письменного договора. Чтобы плотник доделал свое дело, «государю» достаточно поцеловать крест. «А которой наимит плотник, а почнет сочить найма своего на государи,  а дела его не отделает, а пойдет прочь,  а ркучи так государю, у тебе есми отделал дело свое все, и государь молвит: не отделал еси всего дела своего, ино государю у креста положить чего сочить, или государь сам поцелует, аже у них записи не будет».

В ст. 103 упоминается подсуседник, имеющий долговое обязательство, обеспеченное залогом, по отношению к государю. Мог предъявлять иск на основе досок. «А подсуседник на государи с судьи или иного чего волно искати. А которому с ким суплетка была записью или закладом, и потом тот человек, которой в записи был или заклад закладывал кому, да учнет на том же чего искать, ссудбя или зблюденья, или иного чего, по доскам, или торговли, ино то судить судом по псковской пошлине».

 

 

2.3 Крестьяне – серебреники.

Термин «серебренник» объединял значительную и довольно разнообразную группу людей, попавших через «серебро» в те или иные отношения к кредитору или работодателю, иногда объединявшимся в одном лице.9

В конце 15 или в начале 16в. устанавливается для этого договора техническая формула: «кабала за рост служити».

Вместе с ростом производительных сил, в связи с развитием внутреннего и внешнего рынка росла и нужда в рабочей силе, которая привлекалась в сущности старым способом, но в новой форме так называемой «служилой кабалы». Особенно растет количество зависимых людей этого типа во второй половине 15 в., когда вместе с особым оживлением хозяйственной и политической жизни объединяющихся в централизованное государство отдельных княжений наблюдается увеличение контингента обедневших людей, вынужденных искать себе пристанище. Тогда же вырабатывается и единая форма договора. Закон, общий для всего Русского государства, начинает говорить об этой категории рабочего населения, закрепляемого за своими хозяевами феодальными способами. 
           Поступивший в зависимость человек, получив некоторую сумму денег, 
обязывался работать на своего господина-хозяина за проценты. Иногда эта 
сделка носила чисто формальный характер, и закабаляемый человек совсем 
не получал ничего от своего хозяина и лишь писал по выработавшейся 
формуле кабалу, где обязательно упоминались деньги. Известны и такие 
случаи, когда кабальный человек деньги получал, но передавал полученную 
им сумму прежнему хозяину, у которого он жил до сих пор на тех же 
кабальных условиях. В последнем случае он переменял только хозяина. 
Правовое положение его при этом нисколько не менялось. По прошествии 
года , если кабальный человек не мог выплатить обозначенной в договоре 
суммы, он обязывался остаться у своего хозяина навсегда. 
В сохранившихся грамотах имеются указания на некоторые разновидности 
широкого понятия серебреничества. Под общим именем серебреников 
назывались «серебреники, половники, рядовые и юрьевские». Здесь идет 
речь о той прослойке, которая работала у своих господ по договору: 
«половники» - люди , работающие по договору на земле своего хозяина 
«исполу»; «рядовые» - люди заключавшие с хозяином ряд ( договор ), 
«юрьевские» - люди заключавшие с хозяином договор на год – от Юрьева дня до Юрьева дня. Юрьев день ( 26 ноября по старому стилю ) считался 
наиболее подходящим для выхода, т.к. к этому времени заканчивались все 
сельхозработы.  
 
          2.4 Крестьяне – новопорядчики.

           Крестьянами - новопорядчиками назывались крестьяне, поселявшиеся на участке землевладельца вновь и заключавшие с ним поряд (договор), надеясь со временем стать в ряды крестьян - старожильцев. Те же причины, которые вызывали к жизни крестьянское кабаление, объясняют и появление в большом количестве новоприходцев, или новопорядчиков: с одной стороны, появление массы неимущих, потерявших средства производства крестьян, с другой — потребность у крупных землевладельцев в расширении контингента людей, способных вести сельское хозяйство и в качестве зависимых приносить своим хозяевам доход.

Крестьян старались привлекать различными способами, среди которых наиболее распространенным была выдача вперед денег и инвентаря на обзаведение и предоставление льгот от всевозможных взносов и натуральных повинностей на известное количество лет (смотря по обстоятельствам от 3 до 20).10

Количество новопорядчиков было велико и по мере расширения площади культурной земли росло. До нас дошло множество жалованных грамот 15 в., особенно монастырям, где разрешалось и даже рекомендовалось землевладельцам называть на свои земли новых крестьян. Власть при этом ограничивала аппетиты землевладельцев условием не принимать к себе людей тяглых и крестьян из княжеских имений. Само собой разумеется, что каждый землевладелец был заинтересован в том, чтобы крестьяне, обжившиеся на его земле» продолжали у него жить и впредь, и принимал с этой целью соответствующие меры. Некоторые из землевладельцев добились еще до издания общего закона о крестьянском «отказе» даже запрещения перехода с их земель крестьян - старожильцев.

Общей меры о запрещении крестьянского выхода государство в это время еще не принимало, так как далеко не всем землевладельцам в данное время такая мера была выгодной. Она была прежде всего не выгодна тем 
землевладельцам, которые заводили свое хозяйство вновь и дорожили 
подвижностью рабочих рук. Это, как мы уже видели, прежде всего были 
основные кадры растущей армии Московского государства, так называемые 
помещики, дети боярские, опора крепнувшей власти централизующегося 
государства. 
       

    2.5 Деревенские бобыли.

Бобылем назывался крестьянин или посадский человек. не включенный в обязанность нести тягло и платящий лишь более легкий бобыльский оброк. Стало быть, в основе своей это бедные люди, которые, однако, имели основание дорожить своим льготным по отношению к тяглу положением даже и тогда, когда они успевали достигать материального достатка. В глазах землевладельцев бобыли представляли даже некоторые преимущества: бобылю обычно отводилась не положенная в государственное тягло земля, т. е. земля еще не окультуренная. за бобыля не приходилось землевладельцу быть ответственным перед государством в той мере, как он отвечал за тягло крестьянина; в то же время бобыль распахивал землю и давал своему хозяину доход. Очень характерно, что бобыли, как правило, дают своему хозяину оброк деньгами. Иногда они работают и на барщине. 
Появление бобылей относится тоже приблизительно ко второй половине 15 века. Вызывалось оно теми же причинами, которые способствовали и появлению новопорадчиков и увеличению кадров серебреников — кабальных людей. Документ, оформляющий правовое положение бобыля, бобыльская порядная, отличается от крестьянской порядной прежде всего тем, что бобыль не связывает себя с тяглой пашней и обязуется платить бобыльский оброк.11

Информация о работе Правовое положение населения Новгородско-Псковской республики по Псковской Судной грамоте