Православная церковь в Древней Руси

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2012 в 23:18, контрольная работа

Краткое описание

Цель работы: рассмотреть православную церковь Древней Руси и выяснить период принятия христианства.
Задачи:
1)показать необходимость замены язычества христианством ;
2)рассказать о становлении христианства в Древней Руси;
3) выявить значение церкви;
4)узнать какого было влияние запада.

Содержание

Введение ............................................................................................................... 3
I. Замена язычества христианством…….............................................................. 5
П. Положительные и отрицательные стороны принятия христианств ............ 7
III. “Устроение” русской православной церкви.................................................. 9
IV. Формирования церковной организации в Древней Руси…………………12
Заключение ........................................................................................................... 14
Список использованной литературы ................................................................. 15

Вложенные файлы: 1 файл

История.docx

— 38.89 Кб (Скачать файл)

Но самым важным последствием принятия христианства явилось то, что оно послужило мощным стимулом для ознакомления Руси с византийской культурой. Через Византию из глубины  веков в Древнюю Русь активнее начало проникать и влияние мировой  цивилизации, в том числе наследие античного мира и Ближнего Востока.

Не менее крупные последствия  имело крещение и в области  просвещения. Тут, конечно, большее значение имело то обстоятельство, что еще лет за сто до крещения Киевской Руси христианство было принято в Болгарии и что греческие миссионеры, боровшиеся там и в Чехии с католическим влияниями, способствовали выработке славянского алфавита и переводу христианских культовых книг на славянский язык. Таким образом, Киевская Русь получила тотчас по крещении письменность на славянском языке. Уже при Владимире была сделана попытка организации школы. Ученики были принудительно избраны из детей «народной чади», т.е. из верхних слоев дворни.

Вся светская литература шла  под знаком церковной, поскольку  феодальная наука Византии была клерикальной, но все-таки расширяла кругозор, будила мысль, толкала к самостоятельной  работе. И действительно, произведения, переведенные с греческого языка, становятся источниками собственной, киево-новгородской литературы. Это собственную, туземную литературу создают представители самой образованной части населения - духовенства, воспитанного на византийских литературных образцах.

 

 

Глава 3. “Устроение”  русской православной церкви

Первой заботой князя  Владимира после крещения Руси было построение церквей и устройство иерархии. На содержание и украшение  собора в честь Успения Божией Матери была определена одна десятая  часть доходов государства. Поэтому  этот храм стал именоваться «Десятинной  церковью». Для его постройки  и росписи были приглашены мастера  из Константинополя.

В соборном храме был устроен  придел в память святителя Климента, папы Римского, мученически погибшего  в Херсонесе около 101 года, глава  которого была привезена князем Владимиром в Киев. Были построены также церкви святителя Василия Великого, имя  которого было дано при крещении князю  Владимиру, и святого Михаила  Архангела, имя которого носил первый киевский митрополит.

Во главе вновь устроенной Русской Церкви стоял вначале  митрополит Михаил (†992). В Новгороде  первым епископом был Иоаким Корсунянин. Несомненно, что уже во времена князя Владимира были организованы и другие кафедры, например, в Чернигове.

Первосвятитель Руси, святитель  Михаил, по одному преданию, был сирийцем или греком, по другим – болгарином. Он прибыл в Киев вероятно еще до походов князя Владимира и  крестил его и киевлян. Святой Михаил проявил апостольское рвение о распространении Христовой  веры, строил храмы по городам и  селам, заботился об искоренении  языческих суеверий, основал в  Киеве первые школы и много  трудился над просвещением вверенной  ему паствы. Митрополит Михаил отличался  большой кротостью и смирением, привлекая ко Христу любовью. Он много ездил по Киевскому государству, крестя повсюду население. Скончался он в 992 году и, по словам летописи, «мног плачь и рыдание во граде Киеве с его отшествием сотворися». Мощи его находятся в Киево-Печерской Лавре, куда они перенесены из Десятинной Церкви (память 30/13 октября).

Вторым великим святителем и помощником святого Владимира  в деле просвещения русского народа был епископ Иоаким Новгородский, основавший в Новгороде училище и боровшийся с язычеством, которое на Севере было значительно сильнее, чем в Киевской Руси.

Князь Владимир решал устроить свое государство на христианских началах. И в своей личной и семейной жизни, и в отношениях со своими подданными он старался осуществлять христианскую заповедь о любви.Он не только ввел в своем государстве милостивое законодательство и отменил смертную казнь, но и организовал общественную поддержку бедным, больным и старым, не существовавшую тогда ни в одном христианском государстве.Всем больным и старикам выдавалась одежда и питание. Если они не могли придти за ней на княжеский двор, она им развозилась ежедневно по домам. Из своей казны князь Владимир широко раздавал деньги нуждающимся. Организованная помощь не была ограничена Киевом, но постепенно стала охватывать все государство.

Благодаря снисходительности  князя Владимира к преступникам, в стране увеличился разбой, и епископам  пришлось убеждать великого князя принимать  суровые меры против разбойников.

Заботясь о просвещении, князь Владимир открыл в своем  дворце школу, в которой учились, кроме его 12 сыновей, киевские юноши  и в том числе Иларион, будущий митрополит Киевский. Великий князь Владимир не прекращал сношений с христианским Западом, и когда в Киев прибыл монах Бруно, ехавший для проповеди к печенегам, он встретил его с почетом. С Константинопольским патриархом и Болгарской архиепископией поддерживались дружеские отношения. Из Охрида были присланы богослужебные книги, которые переписывались по приказу великого князя Владимира и рассылались по церквам.

Святой Владимир умер 15 июля 1015 года и был погребен в Успенском  Соборе в пределе святой Климента. Русская Церковь почитает его  как своего просветителя и именует  равноапостольным, а народ прозвал  его «красным солнышком» (память 15/28 июля).

 

 

 

Глава 4. Формирования церковной организации в Древней  Руси

 

Древнейшее упоминание об учреждении церковной иерархии на Руси содержится в "Окружном послании" патриарха Фотия, где говорится о посылке к "росам" митрополита Михаила. Однако, даже если речь в послании идет о Киеве, просуществовала эта епархия недолго. Несколько более вероятно существование церковной организации в середине Х в. Упоминаемая в договоре 945 г. церковь св. Ильи, в которой присягали дружинники названа "соборной". Это означает, что она была не единственной, а главной в городе, и служил в ней не один священник, а несколько ("собор"). Вполне возможно, что священник, возглавлявший клир этой церкви и, соответственно, имевший право старшинства по отношению к другим церквам, мог иметь архиерейский сан. Но если учесть, что до Владимирова крещения периоды сравнительно успешного распространения христианства сменялись полосами языческой реакции, то следует признать, что постоянно действующей и самовоспроизводящейся церковной организации в это время скорее всего быть не могло.

Но значит ли это, что сразу  же после Крещения церковная организация обрела законченные и стройные формы? Официальная церковная историография именно так и трактует данный вопрос: непосредственно после обращения киевлян в новую веру была учреждена митрополия во главе с Михаилом, поставленным константинопольским патриархом, а следом стали создаваться подведомственные митрополичьей кафедре епископии. Однако данные источников этого не подтверждают. Первое упоминание о киевском митрополите в "Повести временных лет" относится лишь к 1039 г. В данной погодной статья говорится, что митрополит-грек Феопемпт участвовал в освящении Софийского собора. На этом основании А.Е. Пресняков делал вывод, что официальный список митрополитов, начинающийся с Михаила - явно позднего происхождения, а имя первого архиерея "заимствовано" из "Окружного послания" Фотия. В действительности же, по его мнению, первым предстоятелем Русской церкви был тот "поп Анастас", который, согласно "Повести временных лет", был приведен Владимиром из Корсуня, руководил крещением киевлян, а после этого возглавил клир Десятинной церкви.

В пользу этой версии говорят  следующие факты:

1. Об особом положении  Анастаса свидетельствует то, что именно ему Владимир передал на хранение свою казну и доверил сбор в пользу церкви десятины от всех даней и доходов.

 

2. Известно, что новгородцев  крестил корсунянин Иоаким, ставший после этого епископом. В соотнесении с этим фактом представляется весьма маловероятным, чтобы Анастас, осуществлявший аналогичную миссию в стольном граде, получил бы во вновь созданной епархии меньший сан.

 

3. В хронике Титмара Мерзебургского сообщается, что в 1018 г. польского короля Болеслава, поддержавшего Святополка, встречал в Киеве местный архиепископ. Это согласуется с летописным известием о бегстве Анастаса вместе с Болеславом, когда тот вынужден был оставить Киев. Из этих двух фактов нетрудно сделать вывод, что упоминаемый Титмаром архиепископ и есть Анастас. А умолчание летописи о его архиерейском сане может быть объяснено отношением летописца к предательству Анастаса.

 

Кто был преемником первого  предстоятеля Русской церкви, сказать  трудно. В официальном списке митрополитов после мифического Михаила значится Леон. В "Житии Бориса и Глеба" также упоминается данное имя. При  этом автор называет Леона то митрополитом, то архиепископом, что также свидетельствует в пользу гипотезы А.Е. Преснякова. В связи с этим заслуживает внимания его предположение о первоначальном подчинении Киевской архиепископии не напрямую Константинопольскому патриархату, а болгарской (Охридской) епархии. По крайней мере, весьма многозначительно совпадение дат: в 1037 г. упраздняется автокефалия Болгарской церкви, а вскоре в Киеве появляется митрополит Феопемпт. Очевидно, повышая статус Киевской кафедры и напрямую подчиняя ее Константинополю, византийцы стремились укрепить свое влияние на Руси.

 

Однако, как показало будущее, результат оказался обратным. Именно на начало 40-х гг. XI в. приходится резкое обострение русско-византийских отношений, апогеем которого был поход княжеской  дружины на Константинополь в 1043 г. Видимо, деятельность митрополита  сыграла в этом не последнюю роль, поэтому он оказался persona non grata. Об этом говорит тот факт, что в следующем, 1044 г. по распоряжению Ярослава состоялось крещение останков Олега и Ярополка - акция, которая никоим образом не могла быть одобрена архиереем-греком. Следовательно, к этому моменту Феопемпта в Киеве уже не было. А в 1051 г. собор русских епископов избирает на митрополию Илариона, ставленника великого князя. Правда, вскоре после смерти Ярослав он был, очевидно, смещен с кафедры и отношения с Константинополем восстановлены, поскольку под 1055 г. уже упоминается новый митрополит - грек Ефрем. Только еще один раз после Илариона киевскую кафедру занимал "русин", поставленный без ведома Константинополя. Это был знаменитый книжник Климент Смолятич (1147-1154), возведенный на митрополию по инициативе Изяслава Мстиславича и занимавший кафедру до его смерти.

 

К концу XI в. складывается епископальная  организация древнерусской церкви. В начале этого века на Руси было 9 епархий, причем Тмутаракань имела  статус архиепископии. С 1165 г. архиепископией становится и новгородская кафедра. Причем согласно неписаной конституции вечевой республики владыка лишь утверждался киевским митрополитом, а выбирало его вече.

 

С увеличением числа городов  и ростом их экономического значения росло и число епархий. К середине XIII в. их было уже 16. В сравнении с  Византией, где насчитывалось более 90 митрополий и около 6 тыс. епископий, это было ничтожно малое число. Причины столь высокой степени централизации древнерусской церкви по-разному объясняются в исторической литературе. Н.М. Никольский считал, что такая структура была выгодна великокняжеской власти, тогда как Константинопольский патриархат был заинтересован в увеличении числа епархий, чтобы экспортировать на Русь "излишки" духовенства. По мнению Д. Оболенского Византии была выгодна раздробленность Руси (как политическая, так и церковная), поскольку это превращало отдельные княжества в "пешки на шахматной доске византийской дипломатии". В то же время Г.Г. Литаврин убедительно показал, что Византия вовсе не была заинтересована в политической раздробленности Руси, т.к. внутренняя нестабильность дезориентировала имперских политиков. Поэтому вряд ли Византия стала бы устранять столь важный фактор этнополитической консолидации, как единая церковная организация. За всю историю Киевской Руси лишь один раз была предпринята попытка дробления митрополии: в начале 70-х гг. XI в. (до 1076 г) помимо киевской существовали черниговская и переяславская митрополичьи кафедры.

 

Заключение.

Цивилизационное значение

Цивилизационное значение крещения Руси трудно переоценить. Известный  филолог В. Н. Топоров, оценивая значение принятия христианства для Русской  цивилизации, пишет:

Крещение Руси произошло  до окончательного раскола Западной и Восточной церквей, но в период, когда он уже вполне вызрел и получил  своё выражение как в вероучении, так и во взаимоотношении церковной и светской властей.

В византийском церковно-государственном  правосознании Император (Басилевс) мыслился как Хранитель и Верховный  Защитник православия (эпистимонарх), а следовательно, и единый самодержец (автократор) всех православных народов. Правители прочих христианских народов (государств) получали от него титулы архонтов, князей, стольников. Таким образом, приняв крещение от Ромеев (византийцев), Владимир включил Русь в орбиту византийской государственности

Так, Киевскому великому князю в XII веке в Константинополе  усвоялся скромный придворный титул стольника. Киевская же митрополия в Константинопольских диптихах занимала место в ряду последних: в древнейшем из них — 61-е, а в более позднем, составленном при Андронике II Палеологе (1306—1328) — 77-е.

Митрополит Платон (Левшин) в начале XIX века видел особое значение в принятии христианства из Константинополя (а не Рима): «Великое благодарение обязана  Россия воссылать Пастыреначальнику Христу, что не объял её мраком запада, то есть, что не подверглась она игу западныя Римския церкви, где уже в сие время, по многим суевериям и присвоениям Пап себе неограниченной власти, и по духу во всём мирскому, а не Евангельскому, всё почти было превращенно. Свободил нас Господь от сих сетей; хотя запад Антихристовым усилием всемерно тщался нас себе покорить, как впоследствии сие будет более видимо.»[39]

Принятие христианства содействовало  развитию зодчества и живописи в  средневековых её формах, проникновению  византийской культуры как наследницы античной традиции. Особенно важным было распространение кириллической  письменности и книжной традиции: именно после крещения Руси возникли первые памятники древнерусской письменной культуры.

«Князь Глеб Святославович  убивает волхва на Новгородском вече (Княжий суд)», 1898 год

Принятие христианства как  государственной религии влекло с неизбежностью ликвидацию языческих  культов, пользовавшихся до того великокняжеским  патронатом.

Духовенство осуждало языческие  обряды и празднества (некоторые  из них сохранялись долгое время  вследствие того, что некоторыми исследователями  квалифицируется как религиозный синкретизм или двоеверие). Разрушались культовые сооружения — идолы, капища.

Информация о работе Православная церковь в Древней Руси