Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2013 в 21:03, реферат
Несомненно, СССР являлся империей. Империей довольно могущественной. И процесс распада СССР является ни чем иным, как крушением крупной империи.
Актуальность темы является описание основных направлений внешней политики СССР в период с 1985 – 1991 годы, кризис социалистического лагеря, а также причины распада которые явно, определенным образом повлияли на крушение огромной державы в 1991 году. Это время глобальных политических, социальных, правовых и экономических перемен, которые затронули весь цивилизованный мир. И в данное время вызывает множество споров и суждений.
Введение…………………………………………………………………………..2
1.Предпосылки и начало перестройки…………………………………………..4
2.Основные направления внешней политики 1985-1991г.и
концепция нового политического мышления…………………………………..7
3.Начало экономических и политических реформ……………………………11
4.Кризис социалистического лагеря и распад СССР………………………….13
5.Причины распада СССР……………………………………………………….18
Заключение……………………………………………………………………….20
Список используемой литературы……………………………
Введение…………………………………………………………
1.Предпосылки и начало перестройки…………………………………………..4
2.Основные направления внешней политики 1985-1991г.и
концепция нового политического мышления…………………………………..7
3.Начало экономических
и политических реформ………………………
4.Кризис социалистического
лагеря и распад СССР…………………………
5.Причины распада СССР……………………
Заключение……………………………………………………
Список используемой литературы……………………………………………...
Несомненно, СССР являлся империей. Империей довольно могущественной. И процесс распада СССР является ни чем иным, как крушением крупной империи.
Актуальность темы является описание основных направлений внешней политики СССР в период с 1985 – 1991 годы, кризис социалистического лагеря, а также причины распада которые явно, определенным образом повлияли на крушение огромной державы в 1991 году. Это время глобальных политических, социальных, правовых и экономических перемен, которые затронули весь цивилизованный мир. И в данное время вызывает множество споров и суждений.
В середине 80-х годов руководство СССР пришло к выводу о необходимости покончить с пятнадцатилетним “застоем” через ускорение социально-экономического развития страны. Необходимость ускорения обосновывалось четырьмя факторами: во-первых, острыми, нерешенными социальными задачами (продовольственной, жилищной, здравоохранения, экологической); во-вторых, угрозой слома военно-стратегического паритета; в-третьих, необходимостью восстановления экономической независимости страны, прежде всего, по стратегическим поставкам; наконец, угрозой экономического кризиса. Новый курс внутренней и внешней политики, впервые заявленный на апрельском (1985 г.) пленуме ЦК КПСС, был одобрен ХХVII съездом партии и воплощен в планах XII пятилетки1.
В основу внешней политики СССР в период с 1985 – 1991 годы легла философско-политическая концепция, получившая название нового политического мышления. Эта концепция провозглашала отказ от классово-идеологической конфронтации, исходила из тезиса о многообразном, но взаимозависимом и целостном мире. В системе взаимосвязанных государств все глобальные проблемы: ядерного разоружения, экологии, медицины и т.д. можно было решить только совместно, исходя из признания приоритета общечеловеческих ценностей перед классовыми; перехода от конфронтации к диалогу, как основной форме международных отношений, деидеологизации международных отношений; строгого уважения права каждого народа на свободный выбор своей судьбы; понимания невозможности военного решения межгосударственных споров и поиска баланса интересов. За такие действия М.С. Горбачев даже удостоился Нобелевской премии Мира.
1.Предпосылки и начало перестройки.
Понятие «перестройка» можно определить как попытку сохранить административно-командный социализм, придав ему элементы демократии и рыночных отношений, не затрагивая коренных основ политического строя. Перестройка имела серьезные предпосылки. Стагнация в экономике, нарастание научно-технического отставания от Запада, провалы в социальной сфере вызвали у миллионов людей и части руководителей осознание необходимости перемен2.
Другой ее предпосылкой был политический кризис, выразившийся в разложении руководства, в его неспособности обеспечить экономический прогресс, в откровенном сращивании партийно-государственной номенклатуры с дельцами теневой экономики и преступностью, что привело к формированию в середине 80-х годов устойчивых мафиозных группировок, особенно в союзных республиках. Подталкивали к переменам апатия и застой в духовной сфере общества. Было очевидно, что без перемен невозможно поднять активность народа.
Субъективной предпосылкой перестройки явился приход во второй половине 70-х-начале 80-х годов в руководство страны относительно молодых политиков (М.С. Горбачева, Е.К. Лигачева, Э.А. Шеварднадзе, Н.И. Рыжкова, А.Н. Яковлева), стремившихся не только к укреплению своей власти, но и выступавших за обновление государства и общества. Их способность к обновлению была предопределена не столько их возрастом и более высоким уровнем образования, сколько тем, что эти руководители выдвинулись на волне ХХ съезда КПСС и не были участниками сталинского террора.
Можно предложить следующую периодизацию перестройки: первый этап - с апреля 1985 до конца 1986 г.; второй этап - с января 1987 по апрель 1988 г.; третий этап - с апреля 1988 по март 1990 г.; четвертый этап - с марта 1990 по август 1991 г. Несмотря на всю условность такой периодизации, она позволяет проследить динамику перестроечного процесса, основные этапы политической борьбы, участия в общественно-политической жизни широких масс народа.
Начало перестройке положил апрельский (1985) Пленум ЦК КПСС, провозгласивший курс на ускорение социально-экономического развития страны, глубокие перемены в жизни общества через совершенствование социализма. Ускорение предполагалось осуществить за счет научно-технического прогресса, перевооружения машиностроения и активизации «человеческого фактора», путем повышения трудовой и технологической дисциплины, ответственности кадров.
Первые шаги по пути перестройки привели к определенному подъему производства в 1985-1986 годах. Но в этот момент по экономической программе Горбачева нанесла удар неблагоприятная внешнеэкономическая конъюнктура. Упали мировые цены на нефть - «спасательный КРУГ» нефтедолларов, который поддерживал на плаву советскую экономику в течение десятилетий, был утрачен. Больно ударила по экономическим планам М. Горбачева Чернобыльская авария. В итоге - программа ускорения осталась на бумаге. Инерция прошлого сказалась и в том" что на ХХУII съезде КПСС была принята новая редакция Программы КПСС, выдвинут план решения к 2000-му году жилищнoй проблемы. Одновременно развернулась антиалкогольная кампания, обогатившая только «теневую» экономику.
Наиболее реально перестройка проявилась на первом этапе во внешней политике, где была выдвинута идея нового политического мышления. Под ним понималось переосмысление современного мира и проведение политики с позиций общечеловеческих ценностей. Новое мышление исходило из реальностей ракетно-ядерноro века, из фактов эпохи научно-технической и технологической революций, сделавших мир взаимозависимым и взаимоуязвимым.
Начался медленный отход от идей «мировой революции » и дсидеологизация внешней политики. Были выдвинуты важные внешнеполитические инициативы в области разоружений, начались переговоры по наиболее острым проблемам международной жизни.
Не менее важным направлением перестройки стало укрепление позиций М.С. Горбачева в руководстве партии. Были устранены противники реформ и выдвиженцы Л.И. Брежнева: Г.В. Романов, В.В. Гришин, Н.А. Тихонов, Д.А. Кунаев и другие.
Одновременно в Политбюро были введены реформистски настроенные люди. Руководителем партийной организации Москвы стал бывший строительный чиновник, а затем первый секретарь Свердловского обкома КПСС Б.Н. Ельцин.
2.Основные направления внешней политики 1985 – 1991 годы
и концепция нового политического мышления.
С началом перестройки во внешней политике СССР произошли серьезные изменения. В ее основу легла уже упомянутая философско-политическая концепция, получившая название нового политического мышления. Эта концепция провозглашала отказ от классово-идеологической конфронтации, исходила из тезиса о многообразном, но взаимозависимом и целостном мире. В системе взаимосвязанных государств все глобальные проблемы: ядерного разоружения, экологии, медицины и т.д. можно было решить только совместно, исходя из признания: 1. приоритета общечеловеческих ценностей перед классовыми; 2. перехода от конфронтации к диалогу, как основной форме международных отношений; 3. деидеологизации международных отношений; 4. строгого уважения права каждого народа на свободный выбор своей судьбы; 5. понимания невозможности военного решения межгосударственных споров и поиска баланса интересов. Ухудшение отношений с США и их союзниками в начале 1980-х годов поставило лидеров СССР перед выбором: идти по пути наращивания военной мощи либо искать новые подходы к отношениям с Западом. Первый путь сулил новые витки гонки вооружений и большие сложности для советской экономики. Кроме того, руководство СССР болезненно реагировало на критику по адресу политики обеих сверхдержав, отказавшихся от разрядки, со стороны неприсоединившихся стран, общественности Западной и Восточной Европы.
Поиск новых возможностей диалога начался со встреч лидеров СССР и США, М. С. Горбачева и Р. Рейгана, в Женеве в 1985году и в Рейкьявике в 1986 году. Хотя они и не завершились конкретными договоренностями, все же было подтверждено стремление сторон к исключению риска ядерной войны из жизни народов3.
Президентом СССР М. С. Горбачевым в 1987 — 1988 годах была предложена концепция нового политического мышления, позволившая завершить «холодную войну». Во-первых, эта концепция предполагала, что поскольку ядерная война будет катастрофой для всего человечества, то угрозы применения ядерного оружия, равно как и обладание им, перестали служить достижению разумных политических целей. Этот вывод стал основой выдвижения далеко идущих предложений о сокращении вооружений, вплоть до ликвидации ядерного оружия к 2000 году.
Во-вторых, высшей ценностью новое политическое мышление определяло обеспечение выживания человечества, которому угрожала нерешенность огромного количества проблем, начиная с ядерной угрозы и кончая ухудшением состояния экологии. Учитывая, что эти проблемы могли быть решены только объединенными усилиями ведущих стран мира, главной целью политики становилось обеспечение их сотрудничества.
В-третьих, взаимодействие на основе доверия требовало отказа от логики и идеологии противостояния. Новое мышление предполагало нахождение баланса интересов на основе взаимных уступок, строгого соблюдения международно-правовых норм.
Выдвижение новой концепции само по себе не могло обеспечить прекращения «холодной войны». Первоначально она была воспринята в странах Запада как тактический ход, призванный предоставить СССР и его союзникам выигрыш времени для решения внутренних проблем. Однако односторонние шаги СССР вскоре показали, что речь идет о реальных переменах в советской политике. В 1987 — 1990 годы СССР пошел на крупные односторонние сокращения численности советских вооруженных сил.
В заявлении М.С.Горбачева от 15 января 1986 года, в подписанной им Делийской декларации (ноябрь 1986 года), в выступлении на XXVII съезде КПСС подчеркивалось признание советским руководством приоритета общечеловеческих ценностей над классовыми, приверженность новому политическому мышлению, мирному разрешению конфликтов, разоружению.
Важнейшими событиями стали вывод советских войск из Восточной Европы, прекращение войны и вывод советских войск из Афганистана. Центральным стержнем советской внешней политики продолжали оставаться советско-американские отношения. За эти годы состоялось несколько встреч президента М.С.Горбачева с президентами США Р.Рейганом и Дж.Бушем. В 1987 году был подписан договор о ликвидации ракет средней и меньшей дальности. Летом 1991 года было подписано соглашение о значительном сокращении стратегических наступательных вооружений. Через несколько месяцев стороны обменялись новыми инициативами в области разоружения.
В марте 1989 года во время визита М.С.Горбачева в Китайскую Народную Республику были нормализованы советско-китайские отношения. В начале 1991 года во время войны в Персидском заливе СССР вместе со странами мирового сообщества осудил действия Ирака. За многие десятилетия это был первый случай, когда СССР выступил на стороне ведущих стран мира против своих бывших союзников, хотя и не принял участия в военных действиях. Летом 1991 года впервые на ежегодную традиционную встречу лидеров семи ведущих стран был приглашен и советский Президент. На встрече обсуждались меры по оказанию помощи СССР по преодолению экономического кризиса и переходу к рыночной экономике. Ухудшение внутриэкономического положения заставило советское руководство идти на большие, часто односторонние, уступки Западу в надежде добиться экономической помощи и политической поддержки4.
Кризис в Советском государстве, ослабление его экономической и военной мощи, отказ от прежних приоритетов, таких как помощь и поддержка коммунистическому, рабочему и национально - освободительному движению, все большее пристраивание к политике капиталистических государств Запада вызвали изменение отношений с бывшими союзниками. После того, как с января 1991 года Советский Союз установил торгово-экономические отношения со странами Совета Экономической Взаимопомощи на валютно-долларовой основе, экономические, а затем и политические связи стали быстро разрушаться. В марте 1991 года прекратила существование военная организация Варшавского Договора, завершил свою деятельность Совет Экономической Взаимопомощи. Вывод – в это период произошли важнейшие политические изменения которые привели к потеплению отношений между СССР и западом, а также с КНР. СССР пересматривает свои внешне политические отношения что приводит к самому главному это прекращение «холодной войны» и разоружению ядерного потенциала двух сверх держав.
3.Начало экономических и политических реформ.
Первые годы перестройки показали Горбачеву, что радикальных перемен невозможно достичь без глубоких преобразований экономики и политической системы. Существовали две альтернативы развития СССР. Первый вариант мог быть основан на опыте Китая, где при отсутствии политических свобод широко развернулась экономическая реформа, второй вариант предполагал одновременно демократизацию и экономические реформы.
Чем руководствовался Горбачев и его ближайшее окружение в выборе вариантов развития СССР судить сложно, но был избран второй вариант. Именно с этих мер начался второй этап перестройки. В январе 1987 г. на Пленуме ЦК КПСС на первый план выдвинулась идея демократизации общественной жизни. Была разработана программа перестройки внутрипартийной жизни и намечены основные направления политических преобразований в стране в целом.
Информация о работе Предпосылки и начало перестройки. Причины распада СССР