Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2013 в 23:32, реферат
Предпосылки становления командно-административной системы в СССР в 1920-30 гг.
Для возникшего в СССР в 30-е гг. политического строя был характерен тоталитаризм − режим, который полностью подчиняет, контролирует и регулирует все сферы жизни общества.
Одной из важных предпосылок становления этой системы являлась монополия на власть одной партии. Внутри самой партии постепенно свертывались демократические начала, ослабевали коллективные принципы руководства. Все реже стали созываться съезды ВКП (б), партийные конференции (в 1918−1929 гг. состоялось 9 съездов и 9 конференций, в 1930−1941 гг. − 3 съезда и 2 конференции).
Предпосылки становления командно-административной системы в СССР в 1920-30 гг.
Для возникшего в СССР в 30-е гг. политического
строя был характерен тоталитаризм
− режим, который полностью подчиняет,
контролирует и регулирует все сферы
жизни общества.
Одной из важных предпосылок становления
этой системы являлась монополия на власть
одной партии. Внутри самой партии постепенно
свертывались демократические начала,
ослабевали коллективные принципы руководства.
Все реже стали созываться съезды
ВКП (б), партийные конференции (в 1918−1929
гг. состоялось 9 съездов и 9 конференций,
в 1930−1941 гг. − 3 съезда и 2 конференции).
В конце 1920-х гг. начался кризис НЭПа. Промышленность
СССР не успевала за развитием сельского
хозяйства. Крестьянин-единоличник не
мог купить на вырученные от продажи своей
продукции деньги необходимые промышленные
товары. Посевные площади стали сокращаться.
Упали государственные закупки сельхозпродуктов,
в городах начался голод. Преодолеть кризис
можно было двумя путями. Экономический
план, сторонниками которого были Н.И.
Бухарин, А.И. Рыков и другие их партийные
единомышленники, предусматривал иностранные
инвестиции в советскую экономику, насыщение
рынка (за счет этих средств) промышленными
товарами, постепенный запуск отраслей
промышленности, производящих ТНП (товары
народного потребления). Но выполнение
этого плана растянулось бы на многие
годы и поставило СССР в зависимость от
капиталистических государств. И.В. Сталин
и его сторонники предпочли проверенный
в годы Гражданской войны способ насильственного
изъятия сельхозпродукции у крестьян.
С этой целью в 1928 г. было решено провести
коллективизацию − политику советского
государства, направленная на массовое
создание насильственными методами коллективных
хозяйств. Целью коллективизации провозглашались:
«ликвидация кулачества как класса», обобществление
средств производства, централизованное
управление сельским хозяйством, повышение
эффективности сельскохозяйственного
труда, получение средств на индустриализацию
страны.
Насильственное проведение коллективизации
обеспечило приток средств для проведения
индустриализации − процесса создания
крупного машинного производства, формирования
новой социальной структуры и перехода
на этой основе от аграрного общества
к индустриальному. Впервые лозунг перехода
к индустриализации провозгласила ХIV
Всероссийская партийная конференция
большевиков в 1925 г. Целями индустриализации
определялись: преодоление технико-экономической
отсталости СССР от развитых западных
государств, превращение страны из аграрной
в индустриальную, ликвидация отсталости
аграрного сектора экономики, создание
мощной оборонной системы и укрепление
международного положения СССР .
-2-
Для успешного проведения коллективизации
и индустриализации потребовалось
держать в повиновении миллионы
людей, не допускать никаких проявлений
самостоятельности и
Нужно отметить, что сталинская политика
находила одобрение у основной массы
коммунистов, вступивших в партию в
то время, когда И.В.Сталин был ее
генеральным секретарем. Это были
в своей основной массе малообразованные,
культурно отсталые, политически неграмотные
люди, связывающие свое вступление в партию
с возможностью сделать быструю карьеру,
получить привилегированное положение.
Репрессии выдвигали на руководящие должности
− первых секретарей обкомов, наркомов,
директоров крупнейших заводов − молодых
людей в возрасте тридцати с небольшим
лет. Вот почему перед Великой Отечественной
войной среди высшего руководства страны,
командующих армиями и военными округами
оказалось слишком мало опытных кадров.
После разгрома «правого уклона» в партии
уже не было открытой организованной оппозиции.
Правда, еще имели место отдельные проявления
недовольства, несогласия с «генеральной
линией». Но они уже не могли изменить
ситуацию.
-3-
Принципы командно-
Основополагающей чертой командно-административной системы является то, что все права собственности принадлежат государству, а частная собственность ликвидируется и переходит в руки государству. Так, установление Советской власти в СССР сразу же сопровождалось целым рядом законов по экспроприации собственности, национализации банков, “Законом о социализации земли” (февраль 1918 года), “Декретом о национализации внешней торговли” (апрель 1918 года), введением продотрядов и комбедов, занимавшихся изъятием имущества и сельскохозяйственных излишков у “кулаков” и т. д.
Следующей чертой командно-административной системы является то, что всё управление народным хозяйством осуществляется из единого Центра. Центр берёт на себя ответственность решать основные экономические проблемы общества: что производить, как производить и для кого производить. Следовательно, по отношению к производителю Центр должен являться в своём роде крупным информационным генератором, он должен обладать информацией о том, какому предприятию нужны какие ресурсы и какому потребителю нужны какие товары и в каком количестве. Здесь появляется государственный план, который представляет собой обязательные к выполнению распоряжения Центра, направленные конкретным субъектам хозяйства - предприятиям, организациям народного хозяйства. Именно поэтому централизованную экономику называют также плановой. Вообще, у понятия централизованной экономики существует целый ряд синонимов - командно-административная система, иерархическая система, директивная система, командная экономика.
Упрощённо процесс планирования можно описать следующим образом: на самом верху государственной пирамиды определяется, сколько данного продукта, предположим, автомобилей, следует произвести в масштабах всей страны за год. Затем специальный плановый орган (в СССР это был Госплан) рассчитывает, сколько потребуется стали, пластмасс, резины и прочих материалов для выпуска запланированного объёма автомобилей. Следующий этап - расчет потребностей в электроэнергии, угле, нефти и другом сырье для производства исходных материалов. Такая процедура повторяется с каждым из видов продукции. Затем подсчитывается, сколько должно быть произведено, скажем, стали для выпуска всех продуктов, и эта цифра доводится до Министерства черной металлургии. То же самое происходит и со всеми остальными ресурсами. Дальше процесс планирования спускается из Госплана в отраслевые министерства. Предположим, Министерство черной металлургии получает задание выпустить за год определенное количество чугуна, стали, проката разных видов. Министерство, в свою очередь, расписывает производственные задания по всем подчиняющимся ему заводам, указывая, сколько какой продукции каждый завод должен поставить в каждый квартал будущего года. Директор завода распределяет свой план по цехам, цех - по участкам и так далее вплоть до работника-сталевара.
-4-
К принципам командно-административной системы (если рассматривать идеальную модель социализма) можно также отнести то, что она предполагает уничтожение рыночного механизма как децентрализованной системы связи на основе ценовых сигналов и ликвидацию денежной системы. Отсюда вытекает и следующий принцип плановой экономики - определение доли каждого участника процесса производства осуществляется на основе трудовых затрат, что удостоверяется квитанциями, «трудовыми чеками» или другими подобными документами. Такой порядок, по мнению теоретиков социализма, уничтожает социальную несправедливость и эксплуатацию. Как пишет профессор Альберт Ерёмин в своей книге “Объективные источники экономического развития при социализме”, «за годы строительства социализма экономический счет еще не пришел к естественному мерилу труда - времени ( если не считать, как уже отмечалось выше, периода с 1930 года до середины 1950-х годов, когда в колхозах началось широкое распространение трудодней - прим. автора)», но «по сути, процесс шел именно к этому: существовал прямой учет затрат труда на выпуск той или иной продукции непосредственно в рабочем времени, который был первичной основой для денежной формы учета. При установлении цены на изделие органы ценообразования исходили из трудоемкости его изготовления, а затем умножали ее на "цену" в рублях одного нормированного часа».
Если рассматривать политическую сферу, то здесь в качестве принципа командно-административной системы можно выделить монополию государственной власти, её однопартийность и жесткий политический контроль с её стороны, который «исключает любые несанкционированные формы массовой активности» [Гайдар Е. Экономика переходного периода. Очерки экономической политики посткоммунистической России (1991 - 1997)].
-5-
Государственная идеология. Система массовых организаций.
К середине 30-х гг. марксизм-ленинизм стал не только партийной, но и официальной государственной идеологией. На практике это означало усиление борьбы с инакомыслием. Если до середины 20-х гг. иногда ещё издавались работы политических и идейных оппонентов большевиков, то с середины 30-х гг. вся эта литература была изъята из библиотек.
Особую роль играл партийный контроль за средствами массовой информации, через которые осуществлялось распространение официальных взглядов и их разъяснение. При помощи железного занавеса была решена проблема проникновения иных идеологических взглядов извне.
Изменениям подверглась и
Под партийным влиянием оказалась творческая интеллигенция, идеологический контроль за деятельностью которой наряду с партийными органами осуществляли специально созданные творческие союзы. В 1932г. ЦК ВКП (б) принял постановление «О перестройке литературно-художественных организациях». Было решено «объединить всех писателей, поддерживающих платформу советской власти и стремящихся участвовать в социалистическом строительстве, в единый союз советских писателей… Провести аналогичные изменения по линии других видов искусства». В августе 1934г. состоялся I Всесоюзный съезд советских писателей. Съезд принял устав и избрал правление Союза во главе с М. Горьким.
Началась работа по созданию творческих союзов художников, композиторов, кинематографистов, архитекторов, которые должны были объединить всех профессионально работавших в этих областях в целях установления над ними партийного контроля. За «духовную» поддержку со стороны творческой интеллигенции власть предоставляла членам союзов различные материальные блага и привилегии (пользование домами творчества, мастерскими, получение авансов во время длительной творческой работы, обеспечение жильем, пенсией и пр.).
-6-
Помимо творческих работников, массовыми организациями были охвачены и другие категории населения. Все работники предприятий и учреждений состояли в профессиональных союзах, которые полностью находились под партийным контролем. Молодежь с 14 лет состояла в единой организации - Всесоюзном ленинском коммунистическом союзе молодежи (ВЛКСМ), объявленном резервом и помощником партии. Массовые организации были созданы для рационализаторов, изобретателей, женщин, физкультурников и прочих категорий населения. Дети являлись членами Всесоюзной пионерской организации.
В 30-е гг. усилился нажим на церковь. По всей стране прошла кампания «торжественного» сбрасывания колоколов с храмов и отправка их на переплавку для нужд индустриализации. В сельской местности, как правило, после создания колхоза церковь закрывали и превращали в склад или клуб, а священника арестовывали или отправляли в ссылку вместе с кулаками.
-7-
Возникновение культа личности И.В.Сталина
В последние годы жизни, будучи тяжело больным, Ленин в своих письмах и статьях призывал провести ряд мер для обеспечения единства Коммунистической партии, для укрепления ЦК партии. Свое «Письмо к съезду» (декабрь 1922 — январь 1923), известное под названием «Завещание», Ленин посвятил главным образом характеристике личных качеств и черт руководящих членов ЦК партии. Характеризуя в этом письме И. В. Сталина, Л. Д. Троцкого, Г. Е. Зиновьева, Л. Б. Каменева, Н. И. Бухарина и Г. Л. Пятакова, Ленин указывал как на их положительные, так и отрицательные качества. Приковывая внимание партии к вопросу о личных качествах и взаимоотношениях руководящих деятелей ЦК, Ленин подчеркивал, что «...это не мелочь, или это такая мелочь, которая может получить решающее значение». За годы своей революционной деятельности Сталин накопил большой опыт руководящей партийной работы, но имел некоторые крайне отрицательные личные качества. «Тов. Сталин, сделавшись генсеком,— писал Ленин 24 дек. 1922,— сосредоточил в своих руках необъятную власть, и я не уверен, сумеет ли он всегда достаточно осторожно пользоваться этой властью». Ленин предлагал обдумать способ перемещения Сталина с этого поста. 4 января 1923г. Ленин в продиктованном им добавлении к письму от 24 декабря 1922 указывал:
«Сталин слишком груб, и этот недостаток, вполне терпимый в среде и в общениях между нами, коммунистами, становится нетерпимым в должности генсека. Поэтому я предлагаю товарищам обдумать способ перемещения Сталина с этого места и назначить на это место другого человека, который во всех других отношениях отличается от тов. Сталина только одним перевесом, именно, более терпим, более лоялен, более вежлив и более внимателен к товарищам, меньше капризности и т. д.».
Информация о работе Предпосылки становления командно-административной системы в СССР в 1920-30 гг