Предприниматели Урала: Мешков Николай Васильевич

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2010 в 16:20, реферат

Краткое описание

История предпринимательства в России столь же глубока, как и история самой России. Еще в конце Ш тысячелетия н. э., когда шел процесс становления Древнерусского государства, формировались условия и предпосылки для деятельности первых предпринимателей. Этому способствовало разложение первобытно-общинного строя, имущественное и социальное расслоение общества, развитие различных форм собственности, включая и частную, мобилизация прибавочного продукта, накопление его в руках правящей элиты, углубление общественного разделения труда, что связано с обособлением земледельческого и скотоводческого типов хозяйства на территории Восточной Европы, выделением ремесла, а затем и торговли как специальных форм деятельности.

Содержание

1. Введение … … … … … … … … … … … … … … … … … … … … … … … … … … … … стр. 3
2. Биография Мешкова Н.В. … … … … … … … … … … … … … … … … … … … … … стр. 4
3. Деятельность Мешкова Н.В. … … … … … … … … … … … … … … … … … … … .. стр. 8
3.1. Пароходчики … … … … … … … … … … … … … … … … … … … … … … … … . стр. 8
3.2. Мешков и его университет … … … … … … … … … … … … … … … … … … . стр. 12
4. Заключение … … … … … … … … … … … … … … … … … … … … … … … … … … … стр. 17
5. Литература … … … … … … … … … … … … … … … … … … … … … … … … … … … . стр. 18
6. Приложение … … … … … … … … … … … … … … … … … … … … … … … … … … … стр. 19

Вложенные файлы: 1 файл

МЕШКОВ.docx

— 304.15 Кб (Скачать файл)
ФЕДЕРАЛЬНОЕАГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ ТРОИЦКИЙ ФИЛИАЛ ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ  «ЧЕЛГУ»
кафедра управления
РЕФЕРАТ
На  тему: «Предприниматели Урала: Мешков Николай Васильевич»
 
 
 
 
 

Выполнила:

Студентка Касумова А.Ф.

ТУ 201

Проверила:

Преподаватель Юдина Л.С.

2010 Г.
 

 

СОДЕРЖАНИЕ 

  1. Введение … … … … … … … … … … … … … … … … … … … … … … … … … … … … стр. 3
  2. Биография Мешкова Н.В. … … … … … … … … … … … … … … … … … … … … … стр. 4
  3. Деятельность Мешкова Н.В. … … … … … … … … … … … … … … … … … … … .. стр. 8
    1. Пароходчики  … … … … … … … … … … … … … … … … … … … … … … … … . стр. 8
    2. Мешков и его университет … … … … … … … … … … … … … … … … … … . стр. 12
  4. Заключение … … … … … … … … … … … … … … … … … … … … … … … … … … …  стр. 17
  5. Литература … … … … … … … … … … … … … … … … … … … … … … … … … … … . стр. 18
  6. Приложение … … … … … … … … … … … … … … … … … … … … … … … … … … … стр. 19

 

ВВЕДЕНИЕ 

     История предпринимательства в России столь  же глубока, как и история самой  России. Еще в конце Ш тысячелетия  н. э., когда шел процесс становления  Древнерусского государства, формировались  условия и предпосылки для  деятельности первых предпринимателей. Этому способствовало разложение первобытно-общинного  строя, имущественное и социальное расслоение общества, развитие различных  форм собственности, включая и частную, мобилизация прибавочного продукта, накопление его в руках правящей элиты, углубление общественного разделения труда, что связано с обособлением земледельческого и скотоводческого  типов хозяйства на территории Восточной  Европы, выделением ремесла, а затем  и торговли как специальных форм деятельности.

 

БИОГРАФИЯ

Никола́й Васи́льевич  Мешко́в (30 мая (11 июня) 1851 года 19 июня 1933 года) — известный российский купец, меценат и общественный деятель.

Николай Васильевич Мешков родился в городе Весьегонске Тверской губернии. Его отец, Василий Николаевич, служил в торговой фирме, занимался поставками за границу продовольствия и кожевенного сырья.

Учился в уездном  училище, курс не окончил. Летом 1866 вместе с отцом работал в торговой фирме в селе Новодевичье Симбирской губернии (участвовал в закупках у  местного населения сельскохозяйственных продуктов для отправки в Петербург  по Волге и Мариинской водной системе).

После смерти отца, в 1870 году переехал в Казань, поступил на службу в главную контору купца И.Н. Соболева (судовладельца, лесопромышленника, владельца доходных домов в Казани, Нижнем Новгороде, Рыбинске), с конца года заведовал лесной дачей в 15 тыс. десятин (дача - участок леса сдаваемого в аренду государством. Прим. ВШ) и лесными заготовками в Макарьевском уезде Нижегородской губубернии.

В период 1872-74 годов  собирался заняться изготовлением  и продажей спичек, но Михаил Иванович Шулятиков рекомендовал Н. В. Мешкову  заняться перевозкой грузов по Волге (со слов старшего поколения Шулятиковых. Прим. ВШ.). В 1874 году занимался водными перевозками грузов купца Соболева.

В 1875 году, чтобы  изучить транспортное дело на реках  Волжско-Камского басейна, перешёл  на службу в крупную пароходную компанию - Товарищество Волго-Камского пароходства (доставляло рельсы, цемент, телеграфные  принадлежности, паровозы, вагоны, рельсовые  скрепления для строившейся Уральской  железной дороги от Перми до Екатеринбурга).

В 1876 году служил "полным доверенным" Товарищества в бассейне реки Кама, управлял хозяйством пароходства (6 грузовых пароходов, 28 барж).

В 1877 году вместе с другом Михаилом Ивановичем Шулятиковым  взял в долг 800 руб. на 6 месяцев. На эти  деньги они арендовали пароход "Пожва" в 30 л. с, за одну навигацию на перевозках по Каме заработали 5,2 тыс. руб. С отъездом компаньона в конце 1877 года, Мешков стал единоличным арендатором парохода, отказался от службы в Товариществе Волжско-Камского пароходства. В 1878 выкупил  пароход и начал самостоятельную, предпринимательскую деятельность.За покупку и доставку 400 тыс. пудов зерна для Пермской губернии, поражённой засухой в 1891 году, удостоен звания почетного гражданина г. Перми (1893). 
 

Мешков состоял  также членом ревизионной комиссии акционерного общества Сызрано-Печорской  асфальтовой и горной промышленности (учреждено в 1882г.), был одним из ведущих акционеров С.-Петербургского товарищества для производства Глухоозерского портландцемента и других строительных материалов (учреждено в 1879г.), акционером пароходного общества "Самолёт" (учреждено в 1853г.), член правления  Пермского отделения Крестьянского  банка. Ему принадлежал Сухоложский  завод по производству цемента и  асбеста на линии Алапаевск-Богдановичи  Пермской железной дороги.  

В 1910 году Мешков приобрёл у наследников издательство Ф. Ф. Павленкова. Издавал (совместно с Г.А. Фальборком) журналы "Минувшие годы", "Русский учитель" (1912-13, Петербург), газету "Школа и жизнь" (1910-17, Петербург). В 1914 учредил акционерное общество Оренбург-Уфимской железной дороги. Накануне 1917 года его имущество оценивалось в 60 млн. руб. (в т. ч. пароходство - в 20 млн. руб.). 

В 1897 году Мешков избран почетным членом Уральского общества любителей естествознания. Состоял  гласным Пермского губернского  земского собрания (1893-1901), член правления  Пермского губернского училищного совета (выведен из его состава  в 1902 как неблагонадёжный). 

В 1902 году организовал  в Перми курсы для сельских учителей, на которые прибыли лидеры партии эсеров Е. К. Брешко-Брешковская, Г. А. Гершуни; лекции читал Н.К. Михайловский. В 1904-05 дом Мешкова в Перми был явочной квартирой для революционеров разных направлений. Помогал семьям высланных в Пермь народников, в частности З.О. Хлусевич (девичья Гордон - ВШ), осуждённой по делу А. И. Ульянова, вносил залог за арестованных революционеров, выплачивал жалованье забастовщикам, финансировал кассы бастующих. Оказывал финансовую помощь различным партиям: эсерам, меньшевикам и большевикам.  

В 1905 году поддерживал  бастовавших в Перми почтовых работников. В 1902 и 1907 годах за помощь революционерам подвергался арестам. (Был подвергнут обыску в феврале 1908 года в связи с арестом А. М. Распутиной (Шулятиковой). После смерти Распутиной оплачивал обучение её дочек Кати и Наташи в Московской Частной женской гимназии М.Т. Брюхоненко. После кончины матери Владимира Михайловича Шулятикова в 1916 году организовал, её похороны и собирался поставить памятник на могиле, но события 1917 года нарушили его планы. Добавлено ВШ.) 

Мешков выделял  значительные средства дирекции народного  училища Перми, выплачивал стипендии 200 студентам из числа неимущих. В 1911-12 оказал финансовую поддержку попавшим в бедственное положение Высшим женским курсам П.Ф. Лесгафта в Петербурге.  

В 1912 году построил в Перми комплекс зданий для неимущих водников. Был одним из инициаторов учреждения в Перми университета (1916 год; первоначально открылся как отделение Петроградского университета), выделил на его основание 500 тыс. руб. и передал 3 корпуса Дома просветительных учреждений, построенного на его средства для камских водников.  

В 1917 году избран первым почетным членом Пермского университета. Весной 1917 финансировал экспедицию А.П. Кадлубовского и П.С. Богословского (Усолье-Соликамское, Чердынь, Пыскор, Бахари на р. Вишера), собравшую богатый фольклорный, этнографический и археологический материал. Мешков хорошо знал Максима Горького, А.И. Куприна, С.Т. Морозова, И.Д. Сытина, Л.Н. Толстого, С.А. Чаплыгина, Ф.И. Шаляпина. 

После Октябрьской  революции переехал в Москву. В  конце 1917 года арестован, вскоре освобождён благодаря вмешательству Л. Б. Красина. В начале 1918 года съезд работников пароходства Товарищества братьев  Каменских и Мешкова принял решение  избрать Мешкова комиссаром пароходства (мнение служащих не было учтено). В  марте 1918 пароходство национализировано, В 1920-31 годах Мешков работал консультантом  транспортно-планового отдела Наркомата  путей сообщения. В марте 1931 по ходатайству  профессора В.Н. Беклемишева, Г.М. Кржижановского, акад. С.П. Обнорского и Ю.А. Орлова, Л.А. Фотиевой Мешкову назначена персональная пенсия.  

Умер Н.В. Мешков 19 июля 1933г. Прожив яркую и полезную жизнь. 

 

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ  МЕШКОВА Н.В. 

ПАРОХОДЧИКИ 

Весной 1877 года Николай Васильевич Мешков делает первый шаг как частный предприниматель. В Перми он встретился с инспектором  по речному страхованию Северного  страхового общества Михаилом Ивановичем Шулятиковым, который сыграл в жизни  Мешкова немало важную роль. Пожалуй, именно Михаил Иванович стал первым близким  человеком Мешкову, с которым  он мог общаться на любые темы.

Мешков попросил разрешения у правления “Товарищества  Волго-Камского пароходства”, в котором  он служил, приобрести или арендовать буксирный пароход. Получив разрешение, Мешков предложил Шулятикову войти  с ним в компанию, Шулятиков  дал согласие. Заняв денег, компаньоны арендовали у купца Грана винтовой пароход “Пожва”. За одну навигацию  “Пожва” принесла им большой денежный доход.

Несомненно, дела компаньонов и в дальнейшем процветали бы, но Шулятиков решил покинуть Пермь. Теперь все зависело от личных способностей Мешкова, умения вести  дело. Того и другого у него хватало  с избытком. Надо сказать, что и  удача способствовала ему с первых шагов. Деятельность транспортника  повседневно связывала Мешкова  с местными властями и деловыми кругами  Перми на железной дороге.

Он очень быстро ориентировался в тогдашней обстановке на Каме и находил в борьбе с  конкурирующими предпринимателями  наилучшие способы транспортировки  грузов и обслуживания пассажиров. Он установил деловые контакты с  крупнейшими заводчиками и местным  купечеством, постепенно расширял круг и размах своей деятельности, получал наиболее выгодные заказы и постоянную клиентуру.

Из года в  год Мешков приобретал, модернизировал и заказывал новые пароходы. Расширялись его торговые операции.

В 1892 году Мешков становится гласным губернского  земского собрания и состоит в  этой должности три избирательных  срока. Губернское земское собрание выдвигает его в правление  Пермского отделения крестьянского  поземельного банка и членом совета кустарно-промышленного банка.

Он избирается от земства в губернский училищный  совет, получает ответственные поручения. Он энергично ходатайствует перед  земским собранием об увеличении пособия Пермской бесплатной библиотеке. 

На одной из очередных  сессий губернского  собрания Мешков поддержал ходатайство правлений  екатеринбургского и пермского  обществ приказчиков об открытии торговой школы низшего типа, внес предложении об ассигновании  земством денег на строительство  в Перми  Народного дома. Активно участвует  Мешков и в делах Пермской городской  думы, гласным которой он также является. 

Отлично изучив все звенья транспортной работы, Мешков очень ценил инициативных, деятельных людей, требовал от своих управляющих  отделениями представлять ему наиболее толковых и энергичных служащих и  рабочих для премирования и продвижения  по службе. Сам превосходный организатор, Мешков и у подчиненных ценил  умение организовать производство.  

Не терпел Мешков небрежного выполнения заданий и  сурово взыскивал за нерадение. Расширяя свое пароходство, он внимательно следил за новыми достижениями отечественного и зарубежного пароходостроения, ежегодно много средств вкладывал Мешков в модернизацию своих пароходов.

Только в 1915 - 1916 годах он заново отремонтировал и перестроил, добиваясь лучшего  обслуживания пассажиров и доставки грузов, семь своих пароходов. 

Коммерческая  борьба заставила владельцев пароходов  к концу первого десятилетия  ХХ века искать спасение во взаимном соглашении. Они разделили сферы влияния. На Волге  и Каме (от Перми до Нижнего  Новгорода) вошли в соглашение фирмы  бр. Каменских, Любимовой и Кашиной, на Каме от Перми до Чердыни –  пароходовладельцы Ржевин и Беклемишев, на реке Вятке – Булычев, Александров, Тырышкин и Вятско-Волжское пароходство, на реке Белой – Якимов, Тупицин, Сорокин. 

Информация о работе Предприниматели Урала: Мешков Николай Васильевич