Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2012 в 11:43, реферат
При подробном изучении правления Анны Иоанновны, изучать работы иностранных авторов обязательно. Об Анне писали люди, находившиеся при дворе, и которые достаточно часто видели её. Большинство таких людей были иностранцами. Поэтому судить о нравах придворной жизни нужно по описаниям иностранцев. Но нельзя полностью верно судить о той эпохе по запискам иностранцев, так как они фиксируют события, но не объективно, а со своей точки зрения. Многие историки пишут о засилье чужеземцев в то время, поэтому достаточно интересно узнать оценку иностранцев этому времени и самой императрице.
Цель моей работы заключается в том, чтобы показать всю неоднозначность понимания и оценивания иностранцами этой императрицы и её политики.
Введение …………………………………………………………………стр.1
Краткая биография ………………………………………………………стр.1
Политика …………………………………………………………………стр.2
Внешность и характер ……………………………………………………стр.5
Общая характеристика придворной жизни Анны Иоанновны …………стр.8
Шутовство при Анне Иоанновне ………………………………………стр.11
Театральные зрелища ……………………………………………………стр.13
Празднование мира с Турцией ………………………………………….стр.14
Летние развлечения государыни ………………………………………стр.15
Фейерверки………………………………………………………………стр.16
Ледяной дом …………………………………………………………….стр.16
Заключение ……………………………………………………………стр.18
Список литературы
Приложение 1.
Портрет Анны Иоановны
Неизвестный художник.
Приложение 2.
Императрица Анна Иоанновна в Петергофском зверинце на охоте.
Андрей Рябушкин,1990
Приложение 3.
Шуты при дворе императрицы Анны Иоанновны.
Валерий Якоби, 1872
Государственная политика определялась узкой группой доверенных лиц, среди которых шла ожесточённая борьба за милость государыни.
Правление
Анны Иоанновны ознаменовалось огромными
расходами на увеселительные мероприятия,
расходы на проведение балов и
содержание двора в десятки раз
превышали расходы на содержание
армии и флота, при ней впервые появляется
ледовый городок со слонами у входа, из
хоботов которых фонтаном струится горящая
нефть. К примеру, до 100 тысяч рублей в год
тратили на царскую конюшню - в два раза
больше, чем на науку. В торжественные
дни и праздники дома по всему городу украшаются
иллюминацией, но поскольку все расходы
ложатся на горожан, и это происходит довольно
часто, то дома освещаются весьма экономно.
Крепость, Адмиралтейство и огненный театр
тоже освещаются большим количеством
ламп. На иллюминацию тратится большое
количество денег. На все праздники, в
которых участвовала императрица, сжигали
большие фейерверки, которые продолжались
в среднем 30 минут.
Общая
характеристика придворной
жизни Анны Ивановны
Русский двор при Петре I, отличавшийся своей малочисленностью и простотой обычаев, совершенно преобразился при Анне Иоанновне. А ведь прошло всего пять-шесть лет после смерти Петра! Тридцатисемилетняя императрица хотела, чтобы двор ее в пышности и великолепии не уступал другим европейским дворам. Торжественные приемы, празднества, балы, маскарады, спектакли, фейерверки, увеселения беспрерывно происходили при дворе.
При дворе Анны Ивановны была принята роскошь, которой не было при дворе её предшественников. Иностранцы поражались, ставшими привычными при дворе роскошными одеждами: «Сия государыня любит пышность, но сама одевается едва ли не хуже всего двора, за исключением торжественных дней и празднеств, когда облачается так, что никто не может ей подражать, особенно в отношении драгоценностей. За один её наряд, к которому она имеет много по-разному оправленных и различных цветов камней, можно было бы купить большие провинции. Придворные соревнуются между собой в роскоши».
По своим увлечениям Анна Иоанновна была совершенно непредсказуема. В 1736 г. в России, по приказу Анны Ивановны, впервые появилась итальянская опера. Но одновременно с ней для императрицы ставили спектакли с драками. Балет и опера сменялись шутовскими шествиями, примитивными спектаклями итальянского площадного театра. Научные сообщения академиков соседствовали с непристойными шутками, драками потехами многочисленных шутов и дурок. Одним из самых любимых развлечений Анны было катание на лошадях и охота. Императрица очень любила стрелять и часто стреляла из окна по птицам. Стрелком она слыла превосходным. Впрочем, не сама по себе охота ее привлекала, а именно стрельба - и обязательно по живой мишени. Только за летний сезон 1739 г. Анна самолично лишила жизни 9 оленей, 16 диких коз, 4 кабанов, одного волка, 374 зайцев, 608 уток, 16 чаек. Дамам при дворе нужно было уметь танцевать, со вкусом одеваться и даже кататься с ледяных гор.
Однообразие ее повседневной жизни нарушали только забавы, которые вымышляли прислужники, но забавы те были такого рода, что не требовали ни большой изобретательности, ни изящества. Таким образом, Анна, полностью отдав управление государством в чужие руки, пыталась развеять свою скуку развлечениями, которые были неприемлемы для императрицы. Иностранцы поражались такими «недалёкими» увлечениями и мало понимали их.
Также иностранцев удивляло пьянство при дворе, которое провоцировала сама императрица: «Обычай таков, что после того как присутствующие знатные персоны мастерски попьют за обедом, их призывают к её величеству, где они на коленях выпивают по бокалу венгерского вина, вмещающему добрых три квартера. Никого не принуждают пить больше одного такого бокала, но и всякий волен, выпить их несколько». 2Развлечения не соответствовали императорским, при дворе царили лесть, хвастовство и лицемерие.Лишь роскошь подходила для императрицы, но и она, по мнению иностранцев, была чрезмерной. Дворец Анны Иоанновны тоже прекрасен: «Дворец великолепен; в нём её величество даёт аудиенции всем должностным лицам и по определённым дням обедает. Дворец очень обширен и величественен. Потолки превосходно расписаны, трон очень просторен». 3
Во всей жизни императорского двора иностранцы видели несоответствие. Этот двор был больше похож на двор богатой помещицы, а не на императорский.
Дома и комнаты
вельмож стали украшаться статуями,
картинами знаменитых художников, дорогой
заграничной мебелью. Та же роскошь
царила и в одежде; где появилось, в противоположность
старинной неизменяемости одежды, стремление
к постоянным переменам или так называемым
модам. В роскоши и разнообразии костюмов
давала тон сама императрица, в туалете
которой числилось свыше 10 тысяч платьев.
Жили так расточительно, что, например,
Петр Шувалов имел до полумиллиона в год
доходов и однако оставил после себя долги.
Предоставив
государственное правление
Анна любила выступить в роли свахи и женить своих приближённых. Печально известна свадьба двух карликов в ледяном доме.
В
свои фрейлины Анна Иоанновна выбирала
преимущественно таких девиц, которые
имели хорошие голоса. В те вечера,
когда при дворе не назначалось никаких
увеселений, фрейлины должны были сидеть
в комнате, соседней с опочивальней императрицы,
и заниматься разными рукоделиями, вышиванием
и вязанием.
__________________________
2 Карл Рейнхольд Берк “Путевые заметки в России ”//Беспятых Ю. Н. Анна Ивановна в иностранных описаниях. Санкт-Петербург, 1997.
3 Джастис Э. Три года в Петербурге// Беспятых Ю. Н. Петербург Анны Ивановны в иностранных описаниях. Санкт-Петербург, 1997
Иногда
Анна Иоанновна требовала к себе
гвардейских солдат с их женами и приказывала
им плясать по-русски и водить хороводы,
в которых не редко принимали участие
присутствовавшие вельможи и даже члены
царской фамилии. По воскресеньям и четвергам
во дворце устраивались так называемые
куртаги, главными развлечениями которых
были танцы и игры в карты. Карточная игра
разоряла русскую знать не меньше нарядов.
Императрица не чуждалась и литературных
забав: узнав как-то, что известный профессор
элоквенции, В. К. Тредьяковский, написал
стихотворение некоего игривого содержания,
она призвала автора к себе и велела ему
прочитать свое произведение. Тредьяковский,
в одном из своих писем, следующим образом
рассказывает об этом чтении: ,,Имел счастие
читать государыне императрице у камина
стоя на коленях перед ея императорским
величеством; и по окончании онаго чтения
удостоился получить из собственных ея
императорскаго величества рук всемилостивейшую
оплеушину".
Шутовство
при Анне Иоанновне
О шутах Анны Иоанновны известно больше, чем о ее министрах. Особенно знаменит шут Иван Балакирев. Поиск наиболее достойных кандидатов в придворные дураки был делом ответственным. Не каждый кандидат мог попасть в придворные дураки и «дурки» (так называли шутих.). Не прошло и нескольких лет, как среди шутов двора Анны Иоанновны были самые лучшие, «отборные» дураки в России, подчас люди известные, титулованные. Стоит отметить, что княжеский или графский титул не открывал дороги в шуты. При этом ни сами шуты, ни окружающие, ни Анна Иоанновна не воспринимали назначения в шуты как оскорбление дворянской чести. Для всех было ясно, что шут, дурак, исполняет свою «должность», памятуя о ее четких границах. В правила этой должности-игры входили и известные обязанности, и известные права. Шут, действительно, мог сказать что-то нелицеприятное, но мог и пострадать, если выходил за рамки, установленные повелителем. И все же роль шута была весьма значительна, и оскорблять шута опасались. В «штате» Анны было шесть шутов и около десятка лилипутов – «карлов».
Самым опытным был «самоедский король» Ян д’Акоста, которому некогда царь Петр I подарил пустынный песчаный островок в Финском заливе.
Упомянутый выше Волконский, вдовец, супруг той бедной Асечки, чей салон разгромил Меншиков, также стал полноправным шутом при дворе Анны. У него были важные обязанности – он кормил любимую собачку императрицы Цитриньку и разыгрывал бесконечный шутовской спектакль – будто он по ошибке женился на князе Голицыне. С другим шутом, неаполитанцем Пьетро Миро (или в русской, более непристойной редакции «Педрилло») Анна обычно играла в подкидного дурака, он же держал банк в карточной игре. Исполнял он и разные специальные поручения императрицы: дважды ездил в Италию и нанимал там для государыни певцов, покупал ткани, драгоценности, да и сам приторговывал бархатом. Граф Алексей Петрович Апраксин был из знатной, царской семьи, племянник генерал-адмирала Ф. М. Апраксина и царицы Марфы Матвеевны. Этот шут был проказником по призванию. Жизнь и судьба еще одного вельможного шута – князя Михаила Голицына – весьма трагичны. Он был внуком князя Василия Васильевича Голицына – первого сановника царевны Софьи, жил с дедом в ссылке, потом был записан в солдаты. В 1729 году он уехал за границу. В Италии Голицын перешел в католицизм, женился на простолюдинке-итальянке и потом с ней и ребенком, родившимся в этом браке, вернулся в Россию. Свою новую веру и брак с иностранкой Голицын тщательно скрывал. Но потом все открылось, и в наказание за отступничество Голицына взяли в шуты. Все могло случиться иначе, и Голицын попал бы, в лучшем случае, в монастырь.
Однако
до императрицы Анны дошли сведения
о необычайной глупости Голицына.
Она приказала привезти его в
Петербург и взять ко двору. Следы
же его несчастной жены-итальянки
теряются в Тайной канцелярии. Муж
же ее благополучно жил при дворе
и получил прозвище Квасник, потому что
ему поручили подносить государыне квас.
Именно этого Квасника и решила шутовски
женить Анна Иоанновна в знаменитом Ледяном
доме, построенном весной 1740 года на Неве.
Театральные
зрелища
Современники, даже иностранцы, удивлялись утонченному вкусу и блеску придворных балов. Об одном из них сохранилось такое свидетельство: «Зала была украшена померанцевыми и миртовыми деревьями в полном цвету. Растения, расставленные шпалерами, образовали с каждой стороны аллею, между тем как среди залы оставалось довольно пространства для танцев. Эти боковые аллеи доставляли гостям возможность часто отдыхать, потому что укрывали садившихся от взоров государыни. Красота, благоухание и тепло в этой своего рода роще, — тогда как из окон были видны только лед и снег, — казались чем-то волшебным».
В большом ходу были также
придворные спектакли, для
Другой
придворный театр был в Летнем
дворце. Кроме итальянских опер и
интермедий, давались также русские
сцены и фарсы, разыгрываемые, за
неимением русских актеров, придворными
дамами и кавалерами.
Празднование мира с Турцией
Внимание петербургского двора и общества было обращено в тоже время на тяжелую четырехлетнюю войну с турками и крымскими татарами, в которой успехи русского оружия чередовались с невзгодами и затруднениями, причиняемыми степным характером страны, недостатком продовольствия и повальными болезнями. Фельдмаршалы Миних и Ласи совершили несколько походов в Крым и в турецкие пределы, и везде, где русские войска встречались с неприятельскими, победа не изменяла нашему оружию.
Спустя два года новое блестящее дело заставило султана склониться к миру. При деревне Ставучанах, близ Хотича, турецкое войско, числом до 90 тысяч, окружило русскую армию; опираясь на чрезвычайно укрепленную позицию Миних, пренебрегая неравенством сил, напал на неприятеля, разгромил его при весьма малых потерях с нашей стороны, и подступил к Хитину, который сдался. Подвиг этот был воспет Ломоносовым в его первой оде, от которой ведет свое начало новая русская поэзия.
Мир, закончивший эту славную войну, был отпразднован с торжественностью, какой еще не видали в Петербурге. В январе 1740 года вступила в столицу возвращавшаяся с похода гвардия. Войска шли по всему Невскому проспекту, и затем мимо Зимнего дворца, с музыкой и развернутыми знаменами. Офицеры были украшены лавровыми ветвями, солдаты дубовыми и еловыми. В зале дворца императрица принимала поздравления высших сановников, офицеров и иноземных послов. Здесь был поднесен государыне подписанный султаном мирный договор, и сейчас же раздались пушечные выстрелы с крепости, возвестившие прекращение военных действий. На другой день представлялись императрице пленные турки, с сераскиром взятой нами крепости Очакова во главе. В сумерки столица осветилась огнями, а на Неве зажжена была великолепная иллюминация.