Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2013 в 16:28, реферат
Современный город Рим является столицей Итальянской республики, одним из крупнейших городов Западной Европы. Однако в древности в слово «Рим» вкладывалось другое содержание. В древности Рим – это не только название одного города: это одновременно цивилизованное общество и государство, возникшее в VI в. до н. э. на территории Апеннинского полуострова, а позднее включившее в себя границы все Средиземноморье. Таким образом, понятие «Древний Рим» условно.
Введение
Глава 1. Первые войны
1.Преемник Цезаря
2.Война с Антонием
3.Культура Рима эпохи республики
Глава 2.Римская империя
1.Государственный деятель
2. Принципат императора
3. Законы Августа
Глава 3. Политика Октавиана
1.Император и армия
2.Отношение с внешним миром
3.Личность Октавиана Августа
Заключение
Список использованной литературы
Конечно, всех этих людей, служивших в государственном аппарате ранней Империи, нельзя считать чиновниками в современном смысле этого слова. Их служба представляла собой чередование административных должностей с магистратурами (для сенаторов), командных постов в армии с работой управителей императорских поместий и различных служб императорского двора. При назначении человека на ту или иную должность главную роль играли его личные связи.
Важным направлением социальной политики Августа было проведение взвешенной и гибкой политики по отношению к средним и низшим слоям свободного населения Империи. Основной задачей нового имперского правительства было создание благоприятных условий для производительной работы мелких и средних землевладельцев и ремесленников, переключение их жизненной энергии с политической активности на решение хозяйственных дел. Этому способствовало окончание разорительных гражданских войн, установление мира, оживление экономики, развитие городской жизни. Колоссальное строительство, развернутое центральным правительством и местными властями, о котором свидетельствуют многочисленные памятники, давало заработок ремесленному населению, но особое внимание Август уделил в своей социальной программе мелкому землевладению. Им была предложена и реализована обширная программа по поддержке мелкого и среднего землевладения. При Августе было демобилизовано и поселено в колониях около полумиллиона ветеранов, которые получили участки земли. Для обеспечения максимально благоприятных условий существования земледельческих хозяйств Август разработал детальные правила землеустройства сельской территории, провел земельный кадастр, закрепил земельные участки в качестве полной частной собственности, или dominium, заложил основы аграрного права, защищающего интересы землевладельцев.
Одним из направлений аграрной политики Августа стала активная пропаганда земледельческого труда, прелестей деревенской жизни, высокой престижности хозяйственных занятий. Крупнейший римский поэт Вергилий написал трактат на эту тему, прославление сельской жизни – один из главных мотивов поэзии Горация. Желая привлечь к сельскому труду часть городского плебса Рима, Август сократил общее число продовольственных раздач с 300 тысяч до 200 в самом Риме, подавая пример и другим властям городов, в которых находился малоимущий городской плебс.
Август заботился о престиже не только города Рима, но и об уважении к званию римского гражданина. Теперь он очень придирчиво рассматривал кандидатов на получение римского гражданства и всячески внушал римлянам, что они прирожденные властители мира.
Такая политика римского великодержавия преследовала цель создать резкие грани, которые разделяли бы римлян и не римлян, чтобы, с одной стороны, облегчить управление римским плебсом и, с другой, держать в повиновении покоренные народы.
Такая политика Августа устраивала и сенаторов и всадников, но все же аристократы, которые поддерживали его на пути к власти, ждали от него, чтобы он обеспечил покорность рабов.
Именно эта задача стояла на первом месте во всей политике принципата. На протяжении всего существования римского общества, его основной являлась фамилия, которая включала в себя всех свободных и рабов, находившихся под властью ее главы.
В первый период истории Рима это были преимущественно свободные члены семьи – жена, дети, внуки, а также клиенты, но, по мере развития рабства, фамилия все более расширялась за счет рабов.
В юридических текстах начального этапа Римской империи именно они и подразумевались обычно под словом «фамилия». Жизнь раба целиком ограничивалась замкнутой сферой фамилии. Господин распоряжался не только его судьбой, но и его жизнью. Раб участвовал в фамильных праздниках, фамильном культе, отправляемом господином или управлявшим по его указу рабом – виликом.
Считалось, что всех членов фамилии, кроме реальной власти главы семейства, связывало освященное религией и обычаем чувство pietas – термин, который принято переводить как «благочестие». Но перевод этот является весьма условным. На самом деле это было значительно более широкое понятие. Оно включало в себя не столько отношение человека к божеству, сколько взаимный долг родителей и детей, патрона и клиента, господина и раба, а впоследствии, во время империи, - правителя и подданного.
Таким образом, несмотря
на формальное республиканское
Он вмешивался в управление сенатскими провинциями, создал совет в количестве двадцати человек, которые именовались его «друзьями». Этим советом велась подготовка всех важнейших мероприятий, которые затем поступали на лишь формальные утверждение сената. Дважды за годы своего правления он проводил чистки, изгоняя неугодных ему сенаторов и пополняя сенат преданными людьми. Если у таких людей недоставало денег до суммы сенаторского ценза, он выплачивал их сам.
Складывающийся
3. Законы Августа
Продолжительные гражданские войны расшатали не только государственное правление, они оказали отрицательное воздействие и на культ фамилии: сражавшиеся с обеих сторон привлекали к своей борьбе рабов, рабы – отпущенники, которые доносили на своих господ и патрона, получали во время проскрипций награды от представителей противоположного лагеря.
Это привело к тому, что рабы стали вступать в коллегии свободных, они принимали участие в культах восточных богов, слушали и повторяли опасные для хозяев порицания. Одним словом, они вышли из сферы фамилии на гораздо более широкую социально – политическую арену.
Пошатнулись сами устои фамилии, власть отца и господина, повсюду все сетовали об исчезновении древней пиетас. Рабы стали убегать от своих хозяев, убивали своих господ. В завоеванных провинциях рабы, которые еще не успели смириться со своим положением, постоянно угрожали восстанием.
Так, обращенные в рабство
астуры и кантабры перебили своих
господ и бежали в Иберию. Само собой,
что все это не нравилось аристократам
и они требовали навести
Для удовлетворения их требований Август предпринял жестокие меры для обуздания рабов. Их вооруженные отряды были быстро ликвидированы. В действие был введен старый закон, по которому в случае насильственной смерти господина все его рабы, находившиеся под одним с ним кровом или на расстоянии окрика, но не пришедшие на помощь, предавались пытке и казни. В законе говорилось, что только при таких мерах господин может избавиться от вечного страха, живя среди враждебных ему рабов.
Октавиан Август ввел также законы, по которым был ограничен отпуск рабов моложе тридцати лет. Теперь никто не мог отпустить более ста рабов. Таким образом, император ограничил приток бывших рабов в среду плебса и уменьшил, по возможности, их объединение. Рабы же, на теле которых было клеймо господина, указывающее их особенную ненадежность, даже в случае получения свободы не имели право стать римскими вольноотпущенниками и гражданами. Август весьма низко ставил вольноотпущенников, постоянно это подчеркивал, откровенно показывал. Даже самых богатых из них он никогда не допускал к своему столу. Исключение было сделано лишь для Мендора, отпущенника Секста Помпея, который предал в свое время весь флот своего господина, в результате чего Октавиан смог победить одного из самых опасных своих соперников.
Кроме этого, вольноотпущенникам была запрещена военная служба. Их брали лишь в пожарную охрану и во флот. Но моряки, как известно, всегда занимали самое низкое положение в римской армии. В то же время Август постоянно подчеркивал безраздельность власти господина и патрона над своими рабами. Для этого он пошел даже на такой шаг, как награждение рабов и вольноотпущенников, которые укрывали и спасали своих господ, осужденных во время проскрипций. В этом Август, как и во всем остальном, вел последовательную политику.
Так, историки записали один подобный случай. Как-то раз Октавиан обедал у своего друга Ведия Поллиона, у которого существовало традиционное наказание провинившихся рабов – он бросал их на съедение муренам – хищным рыбам с ужасной головой, напоминающей голову дракона, которых он для этого держал в специальных прудах.
И вот один из рабов, прислуживавших за столом, случайно разбил драгоценный бокал. Зная, что ему грозит страшная казнь, несчастный бросился на колени перед Августом, и стал умолять его о заступничестве.
Естественно, Октавиана мало интересовала судьба какого-то раба. Но он прекрасно понимал, что каждым своим шагом, каждым своим поступком должен поддерживать в народе славу доброго и справедливого господина. Август оказался в неловкой ситуации – по идее, он должен был защитить несчастного раба, но, в то же время, не имел права вмешиваться в отношении господина и раба, в соответствии с культом, который им же и насаждался.
Но Октавиан Август и тут проявил мудрость. Он потребовал, чтобы ему подали все остальные бокалы и разбил их одни за другим, избавив этим раба от казни.
Август тщательно пересмотрел и старые законы о семье и ввел новые: например, о роскоши, о прелюбодеянии, разврате, о подкупе, о порядке брака для всех сословий. Этот закон он хотел сделать строже других, но бурное сопротивление вынудило его отменить или смягчить наказания, дозволить трехлетнее вдовство и увеличить награды. Но и после этого лишь однажды на всенародных играх всадники стали настойчиво требовать от него отмены закона: тогда он, подозвав сыновей Германика, на виду у всех посадил их к себе и к отцу на колени, знаками и взглядами убеждая народ не роптать и брать пример с молодого отца. А узнав, что некоторые обходят закон, обручаясь с несовершеннолетними или часто меняя жен, он сократил срок помолвки и ограничил разводы.
Таким образом, Август, трижды возвращаясь к законам о семье во время принципата, принял специальные полномочия «куратора нравов». Чтобы разъяснить выше приведенный пример, необходимо уточнить, что законы эти предписывали всем гражданам страны вступать в брак и иметь детей. Люди, которые не соблюдали их, ограничивались в праве наследования и занятия различных должностей, и напротив, люди, у которых было трое и более детей, получали ряд привилегий и государственных пособий.
В то же время, в соответствии с этими законами, предписывалось строго блюсти нравы. Отцу давалось право убить любовника дочери и дочь, которых он поймал на месте преступления. Муж был обязан подать в суд на свою неверную жену, ее «сообщника», которые в свою очередь лишались части имущества и высылались на пустынные острова Средиземного моря.
Если же муж в суд не подавал, то любой гражданин имел право обвинить его в сводничестве. Все это, по мнению Августа, должно было воссоздать древнюю семью. Возродить pietas и упрочнить власть отца и господина.
Законы эти встречали
ожесточенные сопротивления среди
высших слоев населения Рима, но
это и не удивительно, так как
они содержали внутренние противоречия.
Они были направлены на укрепление
власти мужа и отца, но дозволяли
государству вмешиваться в
Глава III. Политика Октавиана
1. Император и армия
За все свое время правления Октавиан понимал, что своей властью над Римом он больше всего обязан римскому плебсу и в особенности армии. Поэтому особым направлением его внутренней политики было отношение к армии. Еще в легионах Суллы, Помпея и Цезаря воины служили по многу лет, и фактически римская армия стала профессиональной. Во времена II триумвирата воины служили не менее 10 лет в различных военных кампаниях. Август учел ведущие тенденции эпохи и провел серию военных реформ, которые завершили реорганизацию римской армии на профессиональных началах. Теперь армия комплектовалась на основах добровольного найма граждан, которые были обязаны служить 20 -25 лет. За службу каждый воин получал регулярную плату в 225 денариев, или 900 сестерциев и довольно частые денежные подарки по случаю побед или примерной службой. Поступивший на военную службу приносил присягу на верность императору. Находящийся на службе воин не имел права заводить семью, жил в военном лагере и занимался воинскими учениями. При выходе в отставку в возрасте 30 – 40 лет он получал звание ветерана, земельный участок в несколько десятков югеров и, используя накопленные денежные сбережения, превращался в зажиточного земледельца.