Принятие христианства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 07:56, реферат

Краткое описание

Для любого народа характерны определенные идеологические взгляды, свои подходы к познанию мира. Идеология и нравственные аспекты жизни любого народа, в древности базировались на каких-либо религиозных системах. Еще с христианской традиции было принято, что до принятия православия русский народ пребывал в дикости, варварстве и не имел никакой культуры. По П.В.Л. славяне жили "звериным образом".

Содержание

Введение………………………………………………………………………………………………………………………4
Основная часть………………………………………………………………………………………………………..…..4
Причины принятия христианства …………………………………………………………………………5
Крещение Руси………………………………………………………………………………………………………7
Последствия ………………………………………………………………………………………………………….8
Заключение…………………………………………………………………………………………………………………10
Список используемой литературы…………………………………………………………………………….11

Вложенные файлы: 1 файл

крещение руси.docx

— 31.15 Кб (Скачать файл)

 

Министерство  образования и науки Российской Федерации

НОВОСИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ

 

 

 

РЕФЕРАТ

На тему: «Принятие  христианства»

По дисциплине: История

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила студентка 1-го курса экономи

                                                                                                               ческого факультета Борисова  Татьяна 

                                                                                                              Дмитриевна

                                                                                                    Преподаватель Белая Зоя Ивановна

 

 

 

 

 

 

 

Новосибирск

2012

 

Содержание

  1. Введение………………………………………………………………………………………………………………………4
  2. Основная часть………………………………………………………………………………………………………..…..4
    1. Причины принятия христианства …………………………………………………………………………5
    2. Крещение Руси………………………………………………………………………………………………………7
    3. Последствия ………………………………………………………………………………………………………….8
  3. Заключение…………………………………………………………………………………………………………………10
  4. Список используемой литературы…………………………………………………………………………….11

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                     Введение

Для любого народа характерны определенные идеологические взгляды, свои подходы к познанию мира. Идеология  и нравственные аспекты жизни  любого народа, в древности базировались на каких-либо религиозных системах. Еще с христианской традиции было принято, что до принятия православия  русский народ пребывал в дикости, варварстве и не имел никакой культуры. По П.В.Л. славяне жили "звериным образом".

Все они были жестокими  язычниками. То есть они совершали  человеческие жертвоприношения и поклонялись  деревянным (или каменным) идолам. Для  понимания дохристианской древнеславянской культуры и нравственных аспектов жизни  очень много дали исследования: традиций, обрядов, сказок, преданий, былин, песен, изучение народных промыслов и т.д. Но, однако, Древняя, дохристианская религия  славянских народов известна нам  далеко недостаточно. Это связано  с тем, что ученые начали интересоваться ею только с конца 18 века, когда пробудилось  национальное самосознание у многих славянских народов. Но к этому времени  они, уже давно обращенные в христианство, успели позабыть свои древние верования, сохранились лишь некоторые народные обычаи и обряды, некогда связанные  с ними. Об язычестве можно говорить очень много ,но вернемся к принятию христианства.

Принятие христианства в Руси имело большое значение для дальнейшего развития государства. Оно закрепляло единство страны. Актуальность данной темы состоит, что христианизация Древней Руси не только проливает  свет на далекое прошлое, но и высвечивает  немало современных проблем, непосредственно  соотносимых с оценкой религии  в целом, ее роли в общественной жизни  для каждой конкретной исторической эпохи. Для этого именно сейчас будет  актуально рассмотреть первопричины появления и распространения  христианства на Руси. Цель моей работы состоит в том, чтобы выяснить: что способствовало принятию христианства; была - ли в этом необходимость; почему именно это религиозное течение  прижилось на Руси; и, наконец, насколько  важным было это историческое событие. Итак приступим к раскрытию первой главы моего сообщения «Причины принятие христианства на Руси»


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                             Причины принятия христианства

Начнем с  того,что Христианство- это религия, в основе которой лежит вера в  то, что две тысячи лет назад  Бог пришёл в мир. Он родился, получил  имя Иисус, жил в Иудее, проповедовал, страдал и умер на кресте, как  человек. Его смерть и последующее  воскресение из мёртвых изменили судьбу всего человечества. Христиане  верят, что мир создан Богом, и  создан без зла. Человек, по замыслу  Бога наделённый свободной волей, ещё  в раю попал под искушение  сатаны - одного из ангелов, восставших против Божией воли, - и совершил проступок, роковым образом повлиявший на дальнейшую судьбу человечества. Человек нарушил  Божий запрет, возжелал сам стать  «как бог». Человек был изгнан из рая с напутствием: «В поте лица твоего будешь есть хлеб...». Потомство первых людей - Адама и Евы - населило землю, но с первых дней истории существовала пропасть между Богом и человеком.

Но как получилось так, что Великая Древняя Русь выбрала именно это направление  в религии?  Существует огромное количество вариантов на этот вопрос .Первый ответ гласит следующее, что якобы Владимир I  давно хотел завязать дружеские отношение с Византийской империей, самым мощным государством в то время с помощью женитьбы на Анне ,дочери Византийского князя Василия II,но чтобы женится на Анне нужно было принять крещение.

Во-вторых существует легенда по которой князь Владимир Великий в одной из битв стал незрячим. Его повели в Византийский православный собор и произошло чудесное исцеление, но опять же- это легенда.

Третий ответ: Княгиня Ольга была так же православной, что и повлияло на выбор Владимира.

Четвертый предположение  в том, что православие говорило, что князь- ЭТО ПРАВИТЕЛЬ ОТ БОГА, что давало ему неограниченную власть, чего не могло быть в язычничнице.

Следующий вымысел  это будто якобы он думал, что выбрать иудаизм или мусульманство, но то что эти религии запрещали есть свинину , /которую он любил/ и мусульманам запрещается пить вино, это ему не подошло, а христианство еще было привлекательно для него красивыми облачениями и обрядами и он выбрал христианство.

Следующий ответ, более правдопадобный,но не точный :Принятие христианство было не простым решением Владимира и он принял его не сразу. Он долгое время присматривался к различным вероисповедования, сравнивал их, ему предлагали латинство от Римской церкви, иудализм от хазар. Среди желавших обратить русского князя в свою веру находились и магометане, приехавшие из Волжской Булгарии. Они хотели сделать его православным мусульманином. С каждым из  вероисповеданий великий князь внимательно ознакомился, но выбор остановил на греческой восточной церкви, на православии. Этот выбор был обусловлен как с связями с Константинополем, так и традициями восточной церкви: ее тесной зависимостью от светской власти и допущением богослужениями на  родном языке.

В настоящее  время многие люди думают о принятии Христианства на Руси очень просто – дескать пожелал Владимир чтобы  все русские люди стали христианами  и только по его воле Русь вдруг  стала христианской. Однако на самом  деле чтобы рассуждать об этом, необходимо учесть историческое положение, в котором  находилась Русь в то время и конечно  же нельзя недооценивать влияние  исконно русского язычества на этот процесс.

Существует  две основные причины принятия Христианства на Руси: Со временем древние славянские племена "по мере классового расслоения стали переходить к государственным формам жизни, возникли и условия превращения племенных культов в государственные. Быть может культ Святовита у поморских славян распространился именно в связи с этим. И, как известно к 9 веку образовалось Киевское государство. Физическое и географическое объединение восточных славян вызвало более тесное межплеменное взаимодействие, а также перемешивание различных культурных, материальных и религиозных ценностей. В связи с этим естественно возникали трения между различными племенами, вызванные различными ценностными воззрениями. Таким образом вставала объективная необходимость также и религиозного объединения народов Киевской Руси. Как всегда, следуя русскому менталитету, эта попытка объединения была произведена силовым путем. Так киевский князь Владимир попытался создать общегосударственный пантеон и государственный культ: "по рассказу летописи, он в 980 г. собрал на одном из холмов Киева целый сонм кумиров различных богов (Перуна, Велеса, Даждьбога, Хорса, Стрибога, Мокоши) и велел молиться им и приносить жертвы. Некоторые исследователи, гиперкритически настроенные (Аничков), считали, что эти "Владимировы боги" были с самого начала княжескими или дружинными богами и культ их не имел корней в народе. Но это маловероятно. Солнечные божества Хорс, Даждьбог и другие, женская богиня Макошь, видимо, были и народными божествами; Владимир лишь пытался сделать из них как бы официальных богов своего княжества. Однако по-видимому эта попытка не удовлетворила Владимира. Причинами его неудачи стало попытка частного изменения язычества, принуждение людям верить в того, в кого они не верят. Однако сама суть – политеизм так и оставался нетронутым. Язычество к моменту образования сильного централизованного и сплоченного Киевского государства уже изжило себя и нужна была совершенно другая религия, способная придать княжеству идеологическое единство, объединить людей в служении единому богу. Именно такая религия как Христианство наиболее подходила для решения задачи становления религиозного единства государства, а также соответствовала формировавшимся феодальным отношениям. К этому надо добавить, что гуманное Христианство легко сливалось с внутренним, духовным содержанием русского человека.

 

                                                                            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                 Крещение Руси.

В 988 г., при Владимире I, в качестве

государственной религии было принято  христианство. Древнерусская письменность знала три версии источников христианства в Киевской Руси. По одной из них, христианство было принесено в Киевскую Русь апостолом Андреем, проповедовавшим в Скифии. Андрей воздвиг крест на киевских холмах и предсказал , что на них будет стоять великий град и «воссияеть благодать божия».

Другая версия связывала христианство в Киевской Руси с апостолом Павлом и его  учеником Андроником, на престол которого был поставлен епископ Мефодий. Тем самым появление христианства на Руси связывалось с деятельностью  «первоучителей словенских» Кирилла  и Мефодия.

Третья версия источником христианства в Киевской Руси делала Византию. Эта версия впоследствии признавалась церковными кругами официальной.2 Красивая легенда об апостоле Андрее, льстившая самолюбию киевлян, явно возникла в Киеве. Она была основана на представлении о том, что апостолы проповедовали христианство по всей вселенной (« и во все концы  земли вещание пройде»). Труднее  сделать выбор между ролью  Византии и «моравской миссией» Кирилла  и Мефодия, но было бы неправильно  делать этот выбор на основании разрозненных известий. Этот вопрос, легче всего  решить, сделав краткий обзор положения  восточнославянских племен в IX - X веках  по отношению к христианским странам  того времени.

Крещение Владимира и его  приближенных было совершенов г. Корсуни (Херсонесс) — центре византийских владений в Крыму(Херсонес располагается  в черте нынешнего Севастополя). По возвращению в Киев Владимир приказал повергнуть и уничтожить статуи языческих  богов. Идол Перуна был привязан к  конскому хвосту и проволочен к Днепру. Всему населению Киева, в одинаковой степени богатым и бедным, предписывалось идти к реке для крещения. Аналогичные  указания исходили от его наместников  в Новгороде и других городах. По сообщению «Повести временных  лет», Владимир начал строить в  городах церкви, назначать священослужителей  «и людей стали приводить к  крещению по всем городам и селам».

 

Языческие святилища были заменены христианскими церквями. Большинство  последних должно было состоять из спешно построенных деревянных часовен, но Владимир не стал терять времени  при постройке первого величественного  Киевского каменного собора –  Успения Богородицы, также известной  как «Десятинная церковь». Её возведение началось в 990 г. И завершилось в 996г.

 

Прежде всего новая религия  претендовала на то, чтобы изменить мировоззрение людей, их восприятие всей жизни, а значит и представлений  о красоте, художественном творчестве, эстетическом влиянии.

 

Русская церковь изначально (по образцу  греческой) зависела от великого князя, и церковные иерархи были самостоятельны лишь в чисто церковных делах. «Божий слуга» – государь был, по византийским традициям, и справедливым судьей во внутригосударственных делах, и  доблестным защитником границ державы. Принятие христианства укрепляло государственную  власть и территориальное единство Киевской Руси. Оно имело большое  международное значение, заключавшееся  в том, что Русь, отвергнув «примитивное»  язычество, становилась теперь равной другим христианским странам. Наконец, принятие христианства сыграло большую  роль в развитии русской культуры, испытавшей на себе влияние византийской, через нее и античной культуры.

 

                                                                  

 

 

 

 

                                                                             Последствия.

Распространение христианства на Руси проходило далеко не гладко. До 13 века новая религия осела только в  городах,а в деревнях продолжалось язычество. По словам историка Я.Н.Щапова: "распространение христианства проводилось  княжеской властью и формирующейся  церковной организацией насильно, при  сопротивлении не только жрецов, но и различных слоев населения".Подтверждение  этому можно найти у Татищева В.Н. ,который исследуя летописные рассказы о крещении, приводит такие факты: метрополит Илларион Киевский признавал, что крещение в Киеве происходило  по принуждению: "Никто не сопротивлялся  княжескому приказу, угодному Богу, и  крестились если не по собственной  воле, то из страха перед приказавшими, ибо его религия была связана  с властью". В других же городах  замена традиционного культа новым  встречала открытое сопротивлении .

Христианство утверждалось медленно. На окраинных землях Киевской Руси оно

установилось много позднее, чем  в Киеве и Новгороде..Их старались  искоренить огнем и мечом. И только после изгнания монголо-татарских  завоевателей 15 века со всей территории Руси христианство окрепло и стало  религией всего Русского государства.

 

Принятие христианства Древней  Русью стало значительным шагом  в развитии восточнославянской цивилизации. Следствием его (равно как и иных факторов) стали существенные, хотя разновременные изменения в этническом, социально-экономическом, политическом и культурном развитии Руси.Владимир, крестившись сам, крестил своих  бояр, а затем и весь

Информация о работе Принятие христианства