Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2015 в 15:03, реферат
Краткое описание
Какое доселе волшебное слово - Кавказ! Как веет от него неизгладимыми для русского народа воспоминаниями; как яркая мечта, вспыхивающая в душе при этом имени, душа непобедимая ни пошлостью вседневной, ни суровым расчетом! Есть ли в России человек, чья семья несколько десятилетий назад не принесла бы этому загадочному краю жертв кровью и слезами, не возносила бы к небу жарких молитв, тревожно прислушиваясь к грозным раскатам богатырской борьбы, кипевшей вдали?!
3. Основные этапы присоединения
народов Кавказа к России.
Первый этап, начавшийся
с середины XVI в., продолжался до
конца 17 века и был периодом
мирной колонизации края. Он характеризуется
вассально-союзническими формами
отношений московских царей со
старейшинами чеченских общин. Москва
пыталась расширить свое влияние
в регионе, в основном, политическими
и торгово-экономическими средствами.
Эта политика имела успех и
чеченские общины на добровольной
основе (посредством заключения
договоров) заявляли о признании
верховной власти Московского
государства.
Второй этап, длившийся
почти весь XVIII век, знаменует собой
начало открытой военной экспансии
России на Северный Кавказ. В
эпоху царствования Петра I, а
затем и Екатерины II, доминирует
доктрина военной колонизации
горских земель. И хотя в 1781 г.
присягами было оформлено добровольное
подчинение приграничных с русскими
крепостями чеченских общин России,
в 1785 году в Чечне началось
мощное национальное движение
под руководством шейха Мансура.
С этого момента начинается
вооруженная борьба чеченского
народа за свободу и независимость.
Отсюда берет начало чеченское
национальное движение. С конца XVIII
в. шейх Мансур первым предпринял
попытку объединения северокавказских
народов под знаменем ислама
в единое государство. Однако
реализовать эту идею полностью
шейху Мансуру не удалось.
Начавшееся в Чечне
антиколониальное движение горцев
охватило и некоторые другие
районы Северного Кавказа. В нем
приняли участие главным образом
социальные низы горцев. Имущие
слои горских народов вначале
пытались использовать антиколониальное
движение крестьян в интересах
упрочения своей власти в горских
общинах, а также для восстановления
утраченных позиций свободы выбора
в отношениях с Москвой. Но вскоре,
испугавшись роста антифеодальной направленности
движения шейха Мансура, горские верхи
не только отошли от него, но и в ряде случаев
вместе с русскими войсками приняли участие
в усмирении восставших крестьян. Первый
имам горцев Северного Кавказа около шести
лет вел войну с царскими войсками, но
потерпел поражение. Шейх Мансур был пленен
в 1791 году и умер в Шлиссельбургской крепости.
Третий этап присоединения
приходится на первую половину
ХIХ века. С назначением генерала А. П. Ермолова
(1816-1827 гг.) командующим русской армией
на Кавказе начинается планомерное продвижение
русских войск в глубь территории Чечни,
военное давление усиливается. В ответ
в Чечне нарастает национальное движение.
Более 30 лет его возглавляет Бейбулат
Теймиев. Ему удалось впервые объединить
большинство чеченских обществ. Он также
пытался объединить горские народы, заключив
союз вольной Чечни с феодальными княжествами
Северного Кавказа. Бейбулат Теймиев был
сторонником мирного разрешения конфликта
и стремился избежать большой войны с
Россией. Его предательское убийство способствовало
эскалации военных действий.
1828 год стал поворотным
в Кавказской войне. Борьба отдельных
горских общин Чечни и Дагестана
за независимость вступила в
новый этап. В Дагестане началось
движение мюридизма (религиозно-политическое
движение, направленное против немусульман),
вскоре перекинувшееся в восточные районы
Чечни. Имамы Гази-Магомед, Гамзат-Бек,
Шамиль и Ташов-Хаджи возглавили газават
- священную войну правоверных мусульман
против неверных. Имаму Шамилю удалось
в 1834 году завершить то, что начал шейх
Мансур: объединить часть горцев Северного
Кавказа в борьбе против царской России
и создать имамат - светско-религиозное
государство, которое оказалось в состоянии
27 лет противостоять самой сильной тогда
военной державе мира.
В 1859 году Шамиль потерпел
поражение и стал почетным
пленником императора Александра
II. Он и его родственники были
обласканы царем и отреклись
от идеалов Кавказской войны.
Чечня оказалась во власти
царской военной администрации.
Вместо обещанной автономии во
внутренних делах чеченцы получили
колониальный режим. Их оттеснили
в предгорные и горные районы.
По сговору с Турцией царизм
начал добровольно-принудительное
переселение чеченцев в Османскую
империю. В результате царские
власти избавились от значительной
части населения.
На политику захватов,
депортаций, насилия чеченцы отвечали
восстаниями. Царизм пытался решить
проблему силовыми методами. Однако
насилие только провоцировало
новые выступления. И тогда в
Чечне было введено так называемое
военно-народное управление, иными
словами военно-оккупационный режим.
Анализируя причины
Кавказской войны, следует отметить,
что она стала следствием не
только военной экспансии царизма,
но и внутренних раздоров на
Кавказе, борьбы местных элит
за власть и влияние в горских
обществах. Агрессивному этнонационализму,
религиозному экстремизму в Чечне всегда
противостояли пророссийские силы, поддерживавшие
идею создания светского, демократического
государства и традиционный ислам. Кроме
того, в основе национальных движений,
восстаний, революций и войн на Кавказе
лежали социально-экономические причины:
отсталость и нищета большей части населения
края, отданного на расправу продажной
колониальной администрации и местной
бюрократии.
В целом история
российско-кавказских отношений
в этот период свидетельствует
не о войне народов и их
культур, а о противостоянии на
уровне интересов элит, не всегда
совпадавших с интересами нации.
Бесспорно, в основе противостояния
Чечни и России присутствовал
элемент межцивилизационного конфликта,
но он не являлся доминирующим. Чеченское
национальное движение, часто имело религиозную
оболочку. Однако идея сохранения и развития
этноса всегда брала верх над идеей религиозных
войн. В этой связи уместно напомнить,
что массовое вступление чеченских общин
в войну против России, приглашение имама
Шамиля в Чечню состоялось не столько
под влиянием пропаганды идей газавата,
сколько в результате карательного похода
генерала Граббе в 1840 г. в Чечню и жестоких
репрессий против мирного населения. Насилие,
грубое вмешательство в традиционный
уклад жизни горцев - вот что толкнуло
их на войну с Россией.
То же самое произошло
и в современной чеченской
войне. Начав широкомасштабные военные
действия против мирного населения,
Москва спровоцировала массовое
сопротивление чеченцев федеральным
войскам, породила агрессивный сепаратизм
(национализм). Но и на этот
раз в вооруженной борьбе участвовала
только часть чеченского населения.
Большинство чеченцев было против
войны с Россией. Так же, как
в свое время были чеченские
общины, которые воевали против
имама Шамиля, так нынче были
те, кто сознательно противостоял
Дудаеву. Но именно в период
Кавказской войны зародилась идеология
чеченского воинствующего этнонационализма.
На нее опираются современные чеченские
сепаратисты, отвергая идеи союза Чечни
с демократической Россией, вычеркивая
из истории мирные созидательные периоды
развития русско-чеченских отношений.
Четвертый этап. В период
пребывания Чечни в составе
России (вторая половина XIX в.) царизм
проводил политику кнута и
пряника. Государственно мыслящие
представители царской администрации
осознавали, что насилием проблему
горцев не решить. В 70-90-х гг. наблюдается
ослабление полицейского режима,
формируется пророссийская чеченская
элита. Создаются первые русские
школы для горцев. Регион постепенно
втягивается в экономическую
систему российского капитализма.
В Грозном начинается добыча
и переработка нефти, прокладывается
железная дорога, формируется национальная
буржуазия. Именно в этот период
(годы правления царя реформатора
Александра II) Чечня выдвинула таких
духовных лидеров, как Кунта-Хаджи,
Солца-Хаджи, Дени-Шейха Арсанова, Баммат-Гирея
Митаева, Али Митаева, Сугаип-Муллу - носителей
идей традиционного для Чечни (суфистского)
ислама. В этот период сложились благоприятные
условия мирного разрешения национальных
проблем в рамках начавшейся либерализации
российской политической системы в сторону
становления конституционной монархии.
Элитные слои чеченского
общества, несмотря на рецидивы
этноцида в отношении чеченцев и ингушей,
пытались вписаться в российское общество
и тем самым дать возможность своему народу
воспользоваться плодами русской культуры.
Примечателен тот факт, что Чечня после
присоединения к России принимала активное
участие почти во всех ее войнах. И это
притом, что чеченцы были освобождены
от воинской повинности. Чеченские и ингушские
воины-добровольцы прославились в русско-турецкой
(1877-1878 гг.), русско-японской, русско-германской
войнах. Интересна в этом отношении оценка
российским императором Николаем II, действий
ингушского и чеченского полков в период
Брусиловского прорыва на русско-германском
фронте (1915 г.). В телеграмме генерал-губернатору
Терской области Николай II писал:
Как горная лавина
обрушился ингушский полк на
германскую Железную дивизию. Он
был немедленно поддержан чеченским
полком. В истории русского отечества,
в том числе нашего Преображенского
полка, не было случая атаки
конницей вражеской части, вооруженной
тяжелой артиллерией: 4,5 тысячи убитых,
3,5 тысячи взятых в плен, 2,5 тысячи раненых,
менее чем через полтора часа перестала
существовать железная дивизия, с которой
боялись соприкасаться лучшие воинские
части наших союзников. Передайте от моего
имени, царского двора, от имени всей русской
армии братский сердечный привет отцам,
матерям, сестрам, женам и невестам этих
храбрых орлов Кавказа, положивший своим
бесстрашным подвигом начало конца германским
ордам. Никогда не забудет этого подвига
Россия, честь им и хвала. С братским приветом
Николай II. 25 августа 1915 года.
Чеченский полк входил
в состав так называемой Дикой
дивизии, созданной по инициативе
младшего брата Николая II - Великого
князя Михаила Александровича. Во
время Первой мировой войны
полк воевал на Юго-Восточном
фронте русской армии, которым
командовал генерал Алексей Брусилов.
Чеченцы отличились не только
в знаменитом "брусиловском прорыве"
австро-германской обороны, но и в сражениях
в Галиции и Карпатах, в переправах через
Днестр и Прут, в боях у Полянчика, Рыбне,
Тышковца, Станиславова, в районе реки
Ломнице и других операциях. Отчаянные
вылазки и героические атаки "орлов
Кавказа" по достоинству оценивались
командованием русской армии - ежемесячно
от 40 до 150 офицеров и всадников Чеченского
полка награждались боевыми орденами,
медалями, почетным оружием, получали
новые звания за храбрость в сражениях.
На наградах, которые вручались подданным
нехристианского вероисповедания, изображения
христианских святых (святого Георгия,
Святого Владимира, святой Анны и т.д.)
были заменены государственным гербом
Российской Империи - двуглавым орлом.
С началом ХХ века
в отношениях с горскими народами
царизм делает ставку на насилие.
В ответ национальное движение
и чеченцев приобретает форму
абречества. (абрек - разбойник, народный
защитник). В период трех российских революций
на чеченское общество оказала заметное
влияние российская социал-демократия.
Вскоре социализм становится конкурирующей
с исламом идеологией среди части интеллигенции.
Общественные деятели - Т. Эльдарханов,
А. Шерипов, и др. - занимались просветительской
работой, подъемом национального самосознания.
Пятый этап отношений
охватывает советскую эпоху. В
годы революций и гражданской
войны (1917 по 1925 г.) в Чечне господствовали
анархия и безвластие. Национальное
движение раскололось и не
смогло консолидировать общество.
В нем обозначились три направления:
государственный национализм, ориентированный
на Советы (коммунистов); демократический
национализм этнического толка, ориентированный
на Запад; радикальный национализм, ориентированный
на ислам и пантюркизм. Не увенчалась успехом
попытка создания теократического государства
(эмиратство шейха Узун-хаджи). В конечном
счете, бо?льшая часть населения сделала
выбор в пользу советской власти, обещавшей
свободу, равенство, землю, государственность.
В ходе классовых
столкновений 20-х годов Грозный
неоднократно переходил из рук
в руки. В марте 1918 гг. была создана
Терская Советская республика. Горская
АССР была провозглашена в
январе 1921 года. С ноября 1922 года
некоторое время существовала
Чеченская Автономная область
РСФСР. А 15 января 1934 года Чеченская и Ингушская
автономная области были преобразованы
в Чечено-Ингушскую АССР. Годы Гражданской
войны оставили в чеченской истории имена,
которые хранит благодарная народная
память: участники стодневной защиты Грозного,
защитники села Гойты... И памятник на площади
Дружбы народов в Грозном - чеченец Асланбек
Шерипов, русский Николай Гикало, ингуш
Гапур Ахриев - они сражались вместе.
По пятилетним планам
до Великой Отечественной войны
немало было сделано для реконструкции
промышленности Чечни и развития
культуры. Так, грамотность с 0,8% в 1920
г. поднялась до 85% в 1940г. История
всех научных учреждений также
начиналась в этот период: ГрозНИИ
был основан в 1928 г., Институт истории,
социологии и филологии в 1926 г.
Промышленность ЧИ
АССР и весь народ республики
с огромным напряжением работали
в годы войны для нужд фронта.
Чеченцы воевали и в армии,
и в партизанских отрядах. Тысячи
из них были награждены орденами
и медалями. 36 человек стали Героями
Советского Союза.
4. Вхождение Закавказья
в состав Российской империи.
Закавказская Федерация
советская форма, государственная
форма объединение народов Закавказья
в 1922 - 36. Внутренняя и внешнеполитическая
положение Азербайджан, ССР, Армения,
Грузия. ССР после гражданской
войны и военной интервенции 1918-20
диктовало необходимость их хозяйственного
и военно- политического объединения
в борьбе против враждебных действий империалистов
и остатков заказной контрреволюции, за
восстановление хозяйства, ликвидацию
межнационального недоверия и вражды,
уяснилась в результате 3-летнего хозяйничанье
мусаватистов, дашнаков и грузинов.
Идея объединения была
выдвинута В. И. Лениным 12 марта 1922г.
в Тбилиси полномочная конференция
представителей ЦИК Азербайджана.
ССР, ЦИК утвердила договор о
создании Федеративного Союза
Социалистических Советских Республик
Закавказья. [ФСССРЗ] высшей властью
его была признана Полномочная
конференция представителей избираемых
в равном числе правительствами
республик, а объединенным исполнительных
органов избираемый конференцией
Союзный совет. 13 декабря 1922г, первый
Закавказский съезд советов в
(Баку) преобразовал ФСССРЗ в единую
Закавказскую Социалистическую
Федеративную Советскую Республику
[ЗСФСР], при сохранение самостоятельности
входящих в неё республик. Съезд утвердил
Конституцию ЗСФСР, образовал Закавказский
ЦИК и ответственный перед объединенный
СНК ЗСФСР. Против создания Закавказской
федерации выступали грузины, национал
уклонисты. Их позиция не получила поддержки
трудящимися и были осуждены коммунистическими
организациями. Закавказье 30 декабря 1922
ЗСФСР объединилась с РСФСР с УССР и с
БССР в союз ССР. По конституции СССР 1936
г. Азербайджан, Армения и Грузия вошла
в состав СССР как самостоятельная союзная
республика.