Причины крещения Киевской Руси

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2012 в 11:11, реферат

Краткое описание

С самого начала хотелось бы оговорить, что мы будем понимать под словосочетанием “Крещение Руси”. Это выражение как бы предполагает наличие в прошлом одноразового события: быстрого и повсеместного приобщения к христианству всего народа, целой страны - Древней Руси. Между тем такого события отечественная история не знает. Был продолжительный, растянувшийся на несколько столетий процесс введения христианства в качестве государственной религии централизованной Киевской державы.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..... 2

1. Русь на пороге крещения……………………………………………………...... 3

2. Крещение Киевлян князем Владимиром………………………………………. 4

3. Крещение Руси…………………………………………………………………... 5

4. Причины принятия Русью христианства.. .…………………………………..... 7

5. Роль принятия христианства………………………………………………….... 9

6. Список используемой литературы……………………………………………. 13

Вложенные файлы: 1 файл

Содержание.docx

— 33.34 Кб (Скачать файл)

Содержание.

Введение…………………………………………………………………………..... 2

 

1. Русь на пороге крещения……………………………………………………...... 3

 

2. Крещение Киевлян князем  Владимиром………………………………………. 4

 

3. Крещение Руси…………………………………………………………………... 5

 

4. Причины принятия Русью христианства.. .…………………………………..... 7

 

5. Роль принятия христианства………………………………………………….... 9

 

6. Список используемой литературы……………………………………………. 13

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение 

 

С самого начала хотелось бы оговорить, что мы будем понимать под словосочетанием “Крещение  Руси”. Это выражение как бы предполагает наличие в прошлом одноразового события: быстрого и повсеместного  приобщения к христианству всего  народа, целой страны - Древней Руси. Между тем такого события отечественная  история не знает. Был продолжительный, растянувшийся на несколько столетий процесс введения христианства в  качестве государственной религии  централизованной Киевской державы. Официальное  начало этому процессу, постепенно подготавливавшемуся всем предшествующим развитием древнерусского общества, положил князь Владимир, крестивший в 988 году только жителей своей столицы, а в последующие годы - и население  ряда других городов Киевской Руси.

 

Нельзя называть приобщение к христианству одних лишь киевлян  “крещением Руси”, этим мы допускаем  грубейшее нарушение элементарной логики, известное под названием  подмены понятий. Крещение киевлян  князем Владимиром (это уже “второе  крещение Руси”) – лишь начало акции  князей Владимира и Ярослава по насаждению христианства в пределах централизованной Киевской Руси: крещение новгородцев, а также жителей других древнерусских  городов, расположенных главным  образом на водном пути от Киева  к Новгороду. Событие 988 года наша православная церковь считает официальным  принятием христианства на Руси и  недавно отметила тысячелетний юбилей по этому поводу. Однако нужно разделять  два понятия: “Крещение киевлян” и “Крещение Руси” – первое событие прошло в один день, а  второе – целая эпоха, которая  растянулось на столетия. Дальше речь пойдет именно о целой исторической вехе в жизни наших предков  и о роли христианизации Руси.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Русь на пороге  крещения.

 

Верования восточных славян IX-X столетий представляла собой сложное  переплетение религиозных представлений, человек поклонялся силам природы: воде, огню и земле. Поклоняясь воде, он верил в ее живительную силу, связывал плодородность земли с  дождем, посланным небом. Представления  про земной огонь издавна связывали  с огнем небесным – солнцем, что  дает тепло и свет. Верили в очищающую  силу огня – отсюда и обычай прыгать  через огонь в ночь Ивана-Купалы. С превращением земледелия в основной вид хозяйства и с изменением в связи с этим социальных отношений, человек чаще стал олицетворять те явления природы, с которыми был  связан быт землероба. Земледельческий  культ ярко отразился в праздниках в честь солнечного бога. Существует два расхожих мнения о состоянии  духовной культуры славянских народов  нашей страны. В первом крещение киевлян рассматривается современными церковными авторами, как начало культурного  прогресса древнерусского общества, - прогресса, сводящегося к простому усвоению византийских эталонов культуры нашими предками, якобы не имевшими за душой ничего, кроме природной  гениальности, понимаемой как способность  к быстрому и глубокому усвоению готовых культурных форм. С другой стороны более глубокий анализ культурного  наследия нашей страны показывает, что ко времени принятия христианства русское искусство находилось на достаточно высокой ступени развития. Более тысячи лет русскому народному  творчеству, русской письменности, литературе, живописи, архитектуре, скульптуре, музыке. Между тем усвоение и творческое переосмысление элементов византийской культуры, попавших на Русь в ходе христианизации древнерусского общества (христианство в данном случае выступало в роли простого передатчика этих элементов), стали возможными только потому, что  в дохристианской Руси не было какого-то культурного вакуума, а существовал  достаточно высокий уровень развития духовной культуры.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Крещение Киевлян  князем Владимиром.

 

Прежде всего князь  Владимир крестил 12 своих сыновей  и многих бояр. Он приказал уничтожить всех идолов, главного идола - Перуна сбросить в Днепр, а духовенству проповедовать  в городе новую веру. В назначенный  день произошло массовое Крещение киевлян  у места впадения в Днепр реки Почайны. "На следующий же день, - говорит летописец, - вышел Владимир с попами Царицыным и Корсунскими  на Днепр, и сошлось там людей  без числа. Вошли в воду и стояли там одни до шеи, другие по грудь, молодые  же у берега по грудь, некоторые держали  младенцев, а уже взрослые бродили, попы же совершали молитвы, стоя на месте. И была видна радость на небе и на земле по поводу стольких спасаемых душ... Люди же, крестившись, расходились по домам. Владимир же был  рад, что познал бога и, посмотрел  на небо и сказал: "Христос Бог, сотворивший небо и землю! Взгляни  на новых людей этих и дай им, Господи, познать Тебя, истинного  Бога, как познали Тебя христианские страны. Утверди в них правую и  неуклонную веру и мне помоги, Господи, против диавола, да одолею козни его, надеясь на Тебя и на Твою силу"[1]. Это важнейшее событие совершилось, согласно летописной хронологии, принимаемой  некоторыми исследователями, в 988 году, по мнению других – в 989-990 годах.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Крещение Руси.

 

Введение христианства в  Киевской Руси в качестве государственной  религии было вполне закономерным явлением и не могло вызвать серьезных  осложнений, хотя в некоторых местах (Новгороде, Муроме, Ростове) не обошлось без открытой борьбы, начатой предводителями язычества - волхвами. Вслед за Киевом постепенно христианство приходит в  другие города Киевской Руси: Чернигов, Новгород, Ростов, Владимир-Волынский, Полоцк, Туров, Тмутаракань, где создаются  епархии. При князе Владимире  подавляющее большинство русского населения приняло христианскую веру и Киевская Русь стала христианской страной.

 

 Крещение Руси создало  необходимые условия для образования  Русской Православной Церкви. Из  Византии прибыли епископы во  главе с Митрополитом, а из  Болгарии - священники, привезшие с  собой богослужебные книги на  славянском языке; строились храмы,  открывались училища для подготовки  духовенства из русской среды.  Летопись сообщает (под 988 год), что  князь Владимир "приказал рубить  церкви и ставить их по тем  местам, где раньше стояли кумиры. И поставил церковь во имя  святого Василия на холме, где  стоял идол Перуна и другие  и где творили им требы князь  и люди. И по другим городам  стали ставить церкви и определять  в них попов и приводить  людей на Крещение по всем  городам и селам"[2]. С помощью  греческих мастеров в Киеве  был построен величественный  каменный храм в честь Рождества  Пресвятой Богородицы (Десятинный) и перенесены в него святые  мощи равноапостольной княгини  Ольги. Продолжателем апостольской  миссии святого князя Владимира  был его сын великий князь  Киевский Ярослав Мудрый (1019-1054), в правление которого христианская  вера на Руси, по свидетельству  летописи (под 1037 год), продолжала "плодиться  и расширяться, и черноризцы  стали умножаться, и монастыри  появляться... и умножались пресвитеры  и люди христианские. И радовался  Ярослав, видя много церквей  и людей христианских..." При  Ярославе Мудром построены такие  выдающиеся памятники русского  церковного зодчества, как киевская  София (заложена в 1037 году) и  новгородская София (1045-1055 годы), основан знаменитый Киево-Печерский  монастырь (1051 год), во многом определивший  дальнейшее развитие религиозной  и культурной жизни Киевской  Руси. Для подготовки духовенства  Ярослав Мудрый в 1030 году открыл  в Новгороде школу, в которой  обучалось 300 детей. Есть основания  предполагать, что такие школы  существовали и при других  архиерейских кафедрах, и прежде  всего в самом Киеве.

 

Говоря о значении христианско-просветительной  деятельности святого Владимира  и Ярослава Мудрого, вспомним ту образную характеристику, которую дает нам  летописец (под 1037 год): "Как если бы один землю вспашет, другой же засеет, а иные и жнут и едят пищу неоскудевающую, - так и этот. Отец ведь его Владимир землю вспахал и размягчил, то есть Крещением просветил. Этот же засеял книжными словами сердца верующих людей, а мы пожинаем, учение получая книжное"[3]. Со страниц летописи звучит похвала книжному просвещению. "Велика ведь бывает польза от учения книжного; книгами наставляемы и поучаемы на путь покаяния, ибо от слов книжных мудрость обретаем и воздержание. Это ведь - реки, напояющие вселенную, это - источники мудрости; в книгах ведь неизмеримая глубина; ими мы в печали утешаемся; они - узда воздержания... Если прилежно поищешь в книгах мудрости, то найдешь великую пользу душе своей. Ибо кто часто читает книги, тот беседует с Богом или со святыми мужами. Тот, кто читает пророческие беседы, и евангельские и апостольские поучения и жития святых отцов, получает душе великую пользу".

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Причины принятия Русью христианства.

 

В IX – X вв. в жизни восточных  славян происходят серьезные изменения.

 

В Восточной Европе идет интенсивный процесс складывания  феодальных отношений. Возникает государство  Русь с центром в Киеве. Русские  князья и их дружинники подчиняют  себе многие славянские и неславянские народности, проживающие на Восточно-Европейской  равнине, облагают их данями. Они совершают  победоносные походы на Византию и  заставляют гордых византийцев выплачивать  им контрибуции, а также содержать  за свой счет русских купцов, приезжающих  в византийские города для торговых сделок.

 

Казалось бы, верхушке русского общества не оставалось ничего иного, как прославлять тех языческих  божеств, с «чьей помощью» Русь встала в один ряд с крупнейшими странами Европы. Однако вместо этого русская  знать вдруг начинает интенсивные  поиски новой религии. Как следует  понимать этот парадокс?

 

Так арабский хронист Яхья Антиохийский тесно связал крещение русского народа с военной помощью, оказанной князем Владимиром византийской правящей династии для подавления восстания  Варды Фоки, а также с последовавшей  за этим событием – женитьбой Владимира  Святославича на византийской принцессе Анне.

 

Русские писатели XI в. Илларион и Иаков Мних заявляли, что жители Киевского государства обязаны  христианизацией только Владимиру  Святославичу, на которого якобы сошла  милость Бога и он сумел понять, что православная вера – единственная правильная. Иаков Мних заметил также, что на формирование христианского  мировоззрения Владимира оказала  влияние его бабка княгиня Ольга.

 

А вот создателям «Повести временных лет» казалось, что поводом  к крещению Руси послужили искусная пропаганда византийских миссионеров  и желание киевского боярства.

 

Однако крещение жителей  Восточной Европы, которые, как показывают источники, оказывали яростное сопротивление  данной акции, не может быть объяснено  ни желанием византийской принцессы, ни брачными обязательствами русского князя, ни прихотью самого князя Владимира, ни уговорами норвежского конунга, ни влиянием на Владимира княгини  Ольги и византийских миссионеров.

 

В XIX в. возникла ещё одна версия христианизации Восточной Европы. Историки церкви утверждали, что русское  язычество было «бедно», «бесцветно»  и «примитивно» и потому не могло  якобы конкурировать ни с одной  современной религией. Князя Владимира  и его окружение чрезвычайно  удручало это обстоятельство, поэтому  он и решил позаимствовать религию  у самой передовой державы  тогдашнего мира – Византийской империи.

 

Данная версия не выдерживает  критики. Советские историки убедительно  показали в своих трудах, что язычество  не было столь примитивным и бесцветным. Языческие ритуалы вовсе не уступали христианским обрядам в пышности, торжественности и воздействии  на психику людей.

 

М.Д.Приселков считал, что  главная причина принятия Русью  христианства заключалась в отсутствии в Восточной Европе церковной  иерархии византийского типа, в которой  очень нуждалась страна. Поиски её привели Русь ко двору болгарских царей и к последующей затем  христианизации русского народа, который  принял крещение вовсе не от Византии, а от Болгарии. Действительно, Русь в X веке нуждалась в церковной  организации, подобной византийской. Однако эта нужда была вызвана внутренними  первопричинами, которые исследователь  упустил из виду.

 

М.В.Левченко, С.А.Токарев, А.М.Сахаров  высказали мнение, согласно которому христианская религия послужила  прочной основой для объединения  восточнославянских племен в единое государство.

 

Христианская религия  – несомненно классовая религия. С этим невозможно не согласиться. Но это признание не решает полностью  вопроса о причинах крещения Руси. Таких причин, конечно, было несколько, и на некоторые из них было указано  историками в отечественной историографии.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5. Роль принятия  Христианства.

 

Принятие христианства способствовало широкому распространению на Руси грамотности, наслаждению просвещения, появлению  богатой, переведенной с греческого языка литературы, возникновению  собственной русской литературы, развитию церковного зодчества и  иконописи. Появившиеся со времен Владимира  Святого и Ярослава Мудрого школы  и библиотеки стали важнейшим  средством распространения просвещения  на Руси. Кроме Софийской библиотеки Ярослава Мудрого, в Киеве и других городах возникают новые библиотеки, в том числе монастырские и  частные. Несомненно, богатую библиотеку имел Киево-Печерский монастырь, как  известно вырастивший целую плеяду русских церковных писателей; принятый в этом монастыре Студийский устав  вменял в обязанность каждому  монаху чтение книг из монастырской библиотеки. Житие преподобного Феодосия Печерского, писанное преподобным Нестором Летописцем, свидетельствует, что в келии  преподобного Феодосия шла напряженная  работа по составлению и изготовлению книг. Монах Илларион днем и ночью  писал книги, великий Никон переплетал их, и сам Феодосий прял нити, необходимые  для переплета. Много книг имел постриженик  этого монастыря князь-инок Никола Святоша - он передал их монастырю. Большие  библиотеки имели князь Черниговский Святослав Ярославич, который "разными  драгоценными священными книгами наполнил свои клети", князь Ростовский Константин Всеволодович, снабжавший "книгами  церкви Божьи"; "богат был... книгами" епископ Ростовский Кирилл I (XIII век).

 

Рукописные книги были очень дороги, приобретать их в  большом количестве могли только состоятельные люди (князья, епископы) и монастыри. Содержание русских  книг было преимущественно духовным. Это объясняется влиянием переводной литературы и живым интересом  новопросвещенного русского общества к вопросам христианской веры и нравственности и тем, что русскими писателями в  то время были в основном лица духовные.

 

Митрополит Иларион, будучи в сане пресвитера, написал "Слово  о Законе и Благодати", получившее высокую оценку его современников  и потомков.

 

"Нельзя не удивиться  зрелости ума, глубине чувств, обилию богословских сведений  и тому ораторскому одушевлению  и искусству, какими запечатлено  это образцовое слово", - пишет  историк Митрополит Московский  Макарий. "Слово о Законе и  Благодати" в Сербии в XIII веке было использовано иеромонахом  Дометианом при составлении житий  сербских святых Симеона и  Саввы.[5]

 

Преподобный Нестор, монах  Киево-Печерского монастыря, написал  жития святых князей Бориса и Глеба (убиты Святополком в 1015 году) и  преподобного Феодосия Печерского, положив начало русской житийной литературе.

 

Преподобный Нестор составил новый летописный свод - "Повесть  временных лет", которая, по определению  академика Д.С.Лихачева, является "цельной  литературно изложенной историей Руси". "Повесть временных лет " переведена на языки: немецкий (в 1812 году), чешский (1864 год), датский (1869 год), латинский (1884 год), венгерский (1916 год).

 

Эти памятники русской  канонической мысли поражают мягкостью  и терпимостью, снисхождением к  человеческой природе. Так, наряду со строгой  требовательностью к монашествующим, в Русской Церкви уже на начальном  этапе ее развития появилось милосердие к ее пасомым.

 

Поскольку христианизация древнерусского общества была идеологической акцией, предпринятой великокняжеской властью  в целях освещения феодальных отношений, то приобщение Киевской Руси к христианству стимулировало социально-культурное развитие наших предков не прямо, а косвенно. Развитие процессом христианизации одних видов социально-культурной деятельности сопровождалось одновременным  противодействием по отношению к  другим. Например, поощряя живопись (фрески и иконы нужны были для  культовых целей), ново утвердившаяся  церковь осуждала ваяние (скульптуре в православном храме места нет). Культивируя пение а капелла, которым сопровождается православное богослужение, она порицала инструментальную музыку, которой не находилось богослужебного применения. Преследовался народный театр, (скоморошество), подвергалось осуждению  устное народное творчество, истреблялись как “языческое наследие” памятники  дохристианской славянской культуры. Итак, подведем итоги.

Информация о работе Причины крещения Киевской Руси