Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2012 в 11:11, реферат
С самого начала хотелось бы оговорить, что мы будем понимать под словосочетанием “Крещение Руси”. Это выражение как бы предполагает наличие в прошлом одноразового события: быстрого и повсеместного приобщения к христианству всего народа, целой страны - Древней Руси. Между тем такого события отечественная история не знает. Был продолжительный, растянувшийся на несколько столетий процесс введения христианства в качестве государственной религии централизованной Киевской державы.
Введение…………………………………………………………………………..... 2
1. Русь на пороге крещения……………………………………………………...... 3
2. Крещение Киевлян князем Владимиром………………………………………. 4
3. Крещение Руси…………………………………………………………………... 5
4. Причины принятия Русью христианства.. .…………………………………..... 7
5. Роль принятия христианства………………………………………………….... 9
6. Список используемой литературы……………………………………………. 13
Содержание.
Введение…………………………………………………………
1. Русь на пороге крещения…………………
2. Крещение Киевлян князем Владимиром………………………………………. 4
3. Крещение Руси……………………………………………
4. Причины принятия Русью христианства.. .…………………………………..... 7
5. Роль принятия христианства…………
6. Список используемой литературы……………………………………………. 13
Введение
С самого начала хотелось бы оговорить, что мы будем понимать под словосочетанием “Крещение Руси”. Это выражение как бы предполагает наличие в прошлом одноразового события: быстрого и повсеместного приобщения к христианству всего народа, целой страны - Древней Руси. Между тем такого события отечественная история не знает. Был продолжительный, растянувшийся на несколько столетий процесс введения христианства в качестве государственной религии централизованной Киевской державы. Официальное начало этому процессу, постепенно подготавливавшемуся всем предшествующим развитием древнерусского общества, положил князь Владимир, крестивший в 988 году только жителей своей столицы, а в последующие годы - и население ряда других городов Киевской Руси.
Нельзя называть приобщение
к христианству одних лишь киевлян
“крещением Руси”, этим мы допускаем
грубейшее нарушение
1. Русь на пороге крещения.
Верования восточных славян
IX-X столетий представляла собой сложное
переплетение религиозных представлений,
человек поклонялся силам природы:
воде, огню и земле. Поклоняясь воде,
он верил в ее живительную силу,
связывал плодородность земли с
дождем, посланным небом. Представления
про земной огонь издавна связывали
с огнем небесным – солнцем, что
дает тепло и свет. Верили в очищающую
силу огня – отсюда и обычай прыгать
через огонь в ночь Ивана-Купалы.
С превращением земледелия в основной
вид хозяйства и с изменением
в связи с этим социальных отношений,
человек чаще стал олицетворять те
явления природы, с которыми был
связан быт землероба. Земледельческий
культ ярко отразился в праздниках
в честь солнечного бога. Существует
два расхожих мнения о состоянии
духовной культуры славянских народов
нашей страны. В первом крещение
киевлян рассматривается
2. Крещение Киевлян князем Владимиром.
Прежде всего князь
Владимир крестил 12 своих сыновей
и многих бояр. Он приказал уничтожить
всех идолов, главного идола - Перуна сбросить
в Днепр, а духовенству проповедовать
в городе новую веру. В назначенный
день произошло массовое Крещение киевлян
у места впадения в Днепр реки
Почайны. "На следующий же день, -
говорит летописец, - вышел Владимир
с попами Царицыным и Корсунскими
на Днепр, и сошлось там людей
без числа. Вошли в воду и стояли
там одни до шеи, другие по грудь, молодые
же у берега по грудь, некоторые держали
младенцев, а уже взрослые бродили,
попы же совершали молитвы, стоя на
месте. И была видна радость на
небе и на земле по поводу стольких
спасаемых душ... Люди же, крестившись,
расходились по домам. Владимир же был
рад, что познал бога и, посмотрел
на небо и сказал: "Христос Бог,
сотворивший небо и землю! Взгляни
на новых людей этих и дай им,
Господи, познать Тебя, истинного
Бога, как познали Тебя христианские
страны. Утверди в них правую и
неуклонную веру и мне помоги, Господи,
против диавола, да одолею козни его,
надеясь на Тебя и на Твою силу"[1].
Это важнейшее событие
3. Крещение Руси.
Введение христианства в
Киевской Руси в качестве государственной
религии было вполне закономерным явлением
и не могло вызвать серьезных
осложнений, хотя в некоторых местах
(Новгороде, Муроме, Ростове) не обошлось
без открытой борьбы, начатой предводителями
язычества - волхвами. Вслед за Киевом
постепенно христианство приходит в
другие города Киевской Руси: Чернигов,
Новгород, Ростов, Владимир-Волынский,
Полоцк, Туров, Тмутаракань, где создаются
епархии. При князе Владимире
подавляющее большинство
Крещение Руси создало
необходимые условия для
Говоря о значении христианско-просветительной деятельности святого Владимира и Ярослава Мудрого, вспомним ту образную характеристику, которую дает нам летописец (под 1037 год): "Как если бы один землю вспашет, другой же засеет, а иные и жнут и едят пищу неоскудевающую, - так и этот. Отец ведь его Владимир землю вспахал и размягчил, то есть Крещением просветил. Этот же засеял книжными словами сердца верующих людей, а мы пожинаем, учение получая книжное"[3]. Со страниц летописи звучит похвала книжному просвещению. "Велика ведь бывает польза от учения книжного; книгами наставляемы и поучаемы на путь покаяния, ибо от слов книжных мудрость обретаем и воздержание. Это ведь - реки, напояющие вселенную, это - источники мудрости; в книгах ведь неизмеримая глубина; ими мы в печали утешаемся; они - узда воздержания... Если прилежно поищешь в книгах мудрости, то найдешь великую пользу душе своей. Ибо кто часто читает книги, тот беседует с Богом или со святыми мужами. Тот, кто читает пророческие беседы, и евангельские и апостольские поучения и жития святых отцов, получает душе великую пользу".
В IX – X вв. в жизни восточных славян происходят серьезные изменения.
В Восточной Европе идет
интенсивный процесс
Казалось бы, верхушке русского общества не оставалось ничего иного, как прославлять тех языческих божеств, с «чьей помощью» Русь встала в один ряд с крупнейшими странами Европы. Однако вместо этого русская знать вдруг начинает интенсивные поиски новой религии. Как следует понимать этот парадокс?
Так арабский хронист Яхья Антиохийский тесно связал крещение русского народа с военной помощью, оказанной князем Владимиром византийской правящей династии для подавления восстания Варды Фоки, а также с последовавшей за этим событием – женитьбой Владимира Святославича на византийской принцессе Анне.
Русские писатели XI в. Илларион
и Иаков Мних заявляли, что жители
Киевского государства обязаны
христианизацией только Владимиру
Святославичу, на которого якобы сошла
милость Бога и он сумел понять,
что православная вера – единственная
правильная. Иаков Мних заметил также,
что на формирование христианского
мировоззрения Владимира
А вот создателям «Повести временных лет» казалось, что поводом к крещению Руси послужили искусная пропаганда византийских миссионеров и желание киевского боярства.
Однако крещение жителей Восточной Европы, которые, как показывают источники, оказывали яростное сопротивление данной акции, не может быть объяснено ни желанием византийской принцессы, ни брачными обязательствами русского князя, ни прихотью самого князя Владимира, ни уговорами норвежского конунга, ни влиянием на Владимира княгини Ольги и византийских миссионеров.
В XIX в. возникла ещё одна версия христианизации Восточной Европы. Историки церкви утверждали, что русское язычество было «бедно», «бесцветно» и «примитивно» и потому не могло якобы конкурировать ни с одной современной религией. Князя Владимира и его окружение чрезвычайно удручало это обстоятельство, поэтому он и решил позаимствовать религию у самой передовой державы тогдашнего мира – Византийской империи.
Данная версия не выдерживает
критики. Советские историки убедительно
показали в своих трудах, что язычество
не было столь примитивным и
М.Д.Приселков считал, что главная причина принятия Русью христианства заключалась в отсутствии в Восточной Европе церковной иерархии византийского типа, в которой очень нуждалась страна. Поиски её привели Русь ко двору болгарских царей и к последующей затем христианизации русского народа, который принял крещение вовсе не от Византии, а от Болгарии. Действительно, Русь в X веке нуждалась в церковной организации, подобной византийской. Однако эта нужда была вызвана внутренними первопричинами, которые исследователь упустил из виду.
М.В.Левченко, С.А.Токарев, А.М.Сахаров
высказали мнение, согласно которому
христианская религия послужила
прочной основой для
Христианская религия – несомненно классовая религия. С этим невозможно не согласиться. Но это признание не решает полностью вопроса о причинах крещения Руси. Таких причин, конечно, было несколько, и на некоторые из них было указано историками в отечественной историографии.
5. Роль принятия Христианства.
Принятие христианства способствовало
широкому распространению на Руси грамотности,
наслаждению просвещения, появлению
богатой, переведенной с греческого
языка литературы, возникновению
собственной русской
Рукописные книги были очень дороги, приобретать их в большом количестве могли только состоятельные люди (князья, епископы) и монастыри. Содержание русских книг было преимущественно духовным. Это объясняется влиянием переводной литературы и живым интересом новопросвещенного русского общества к вопросам христианской веры и нравственности и тем, что русскими писателями в то время были в основном лица духовные.
Митрополит Иларион, будучи в сане пресвитера, написал "Слово о Законе и Благодати", получившее высокую оценку его современников и потомков.
"Нельзя не удивиться
зрелости ума, глубине чувств,
обилию богословских сведений
и тому ораторскому
Преподобный Нестор, монах Киево-Печерского монастыря, написал жития святых князей Бориса и Глеба (убиты Святополком в 1015 году) и преподобного Феодосия Печерского, положив начало русской житийной литературе.
Преподобный Нестор составил новый летописный свод - "Повесть временных лет", которая, по определению академика Д.С.Лихачева, является "цельной литературно изложенной историей Руси". "Повесть временных лет " переведена на языки: немецкий (в 1812 году), чешский (1864 год), датский (1869 год), латинский (1884 год), венгерский (1916 год).
Эти памятники русской
канонической мысли поражают мягкостью
и терпимостью, снисхождением к
человеческой природе. Так, наряду со строгой
требовательностью к
Поскольку христианизация древнерусского
общества была идеологической акцией,
предпринятой великокняжеской властью
в целях освещения феодальных
отношений, то приобщение Киевской Руси
к христианству стимулировало социально-