Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2013 в 16:34, реферат
Анализ проводимых реформ я решила провести всесторонне, рассмотрев не только экономический эффект реформирования, но и моральный аспект проведенных преобразований, а также дать оценку степени влияния образа мышления реформаторов на тот курс реформ, который был избран и претворен в жизнь.
Также я постаралась оценить последствия проведенных реформ, сравнить избранную в качестве приоритетных ориентиров создания процветающего государства англо-американскую модель экономики с иными, существующими в мире, например – японской, высказать свое суждение о достоинствах той или иной модели.
Рано или поздно, после
чехарды разорительных
Интеграция России в мировое
капиталистическое хозяйство, как
можно более полная и скорая, была
одним из основных требований западных
партнеров к российскому
Откуда взялось странное убеждение, что подобная модель возникает путем интеграции плановой экономики в мировое капиталистическое хозяйство, остается загадкой. На самом деле сама эта модель имеет другое происхождение и другую историю. Но поскольку реформаторы и их заказчики институциональной историей экономики не интересовались, то и приняли вышеназванное убеждение за аксиому. В действительности история успешных модернизаций показывает, что никогда на этапе догоняющего развития полной интеграции в мировую экономику не допускалось. Типичны примеры Германии в конце прошлого века, Японии в середине нынешнего, сегодняшней Кореи и Тайваня.
Например, Япония в годы "японского
чуда" проводила последовательно
протекционистскую политику, каждый
факт перевода капитала за границу
требовал лицензии, каждый факт покупки
иностранцами японского предприятия означал
преодоление множества препон. Только
к концу 70-х Япония пошла на постепенную
либерализацию финансового рынка, так
и не завершенную до сих пор, на постепенную
отмену протекционистских пошлин, тоже
еще далеко не завершенную. Корея же подступилась
к этим процессам только в середине 90-х.
Совершенно очевидно, что если бы в России
хотели построить современную экономику,
следовало идти по этому пути. Прежде всего,
надо было защитить рынок, осуществить
структурную перестройку экономики, и
только потом идти на постепенную либерализацию
торговли и финансовых рынков. Пообещав
своим западным партнерам быстрый и абсолютный
успех своей политики, реформаторы получили
кредиты и вместо структурной перестройки
экономики осуществили ее простую и почти
полную либерализацию. То есть вписали
в мировой рынок и сделали его неотъемлемой
частью. А дальше произошло то, что и должно
было произойти. Усилиями команды постоянно
меняющихся правительств российская экономика
пришла к глубокому развалу. А поскольку
она уже была частью мирового капиталистического
хозяйства, то это хозяйство неожиданно
получило в качестве своей части некую
раковую опухоль, периодически испускающую
метастазы.
С каждым очередным этапом кризиса режима экономика совершает очередной обвальный скачок. Каждый раз этот обвал все больнее сказывается на мировых рынках. А реформаторы всё на эти мировые рынки и валят. Оказывается, кризис - не их рук дело, а плата за интеграцию в мировой рынок, который кризисам подвержен.
На самом деле, конечно, Россия сегодня
является детонатором кризисных процессов
на всех мировых рынках. Конечно, больнее
всего каждый очередной обвал бьет по
Германии, да и остальной Европе тоже.
Но США и Япония тоже чувствуют на себе
эти сейсмические толчки.
Тот грандиозный обвал мировых рынков,
который может последовать за скорым коллапсом
российской экономики, будет вполне естественной
расплатой за все происходившее в последнее
десятилетие.
В случае если правительство
России окажется в ситуации невыплаты
внешнего долга, вполне неизбежно
возникновение ситуации конфронтации.
Далее возможны два варианта, выбор которых
будет на стороне Запада.
Во-первых, Запад может избрать позицию
непримиримой конфронтации, начать давление
на Россию санкциями, экономической и
политической изоляцией. Это очень больно
ударит по тем слоям населения, которые
ориентированы на сотрудничество с Западом
и усилит позиции антизападных сил. Правительство
окажется перед неизбежностью проведения
политики протекционизма и жесткого регулирования
по японскому образцу. Для запада в этих
условиях возвращение кредитов невозможно
в принципе. Следовательно, неизбежен
обвал финансовых рынков и общий структурный
кризис финансовой системы и экономики.
Одновременное усиление России и подъем
ее экономики снимет с повестки дня вопрос
о долгах и Запад вынужден будет открыть
новой мощной России возможность для постепенной
интеграции в мировые рынки. Теперь эта
интеграция станет ресурсом стабилизации
всего мирового хозяйства.
Во-вторых, Запад может избрать позицию конструктивного сотрудничества и начать поиски компромисса. В этих условиях все будет зависеть от позиции нового правительства, которое пришло на смену ельцинскому. Россия может занять конструктивную позицию в отношении долгов Западу. Здесь просматривается очевидный компромисс.
Одной из важнейших
причин неспособности нынешней российской
элиты сформировать эффективную
экономику является недооценка ей этнокультурной
и ландшафтной обусловленности, соприродности хозяйствования.
В то же время ландшафтная обусловленность
культуры и форм экономики давно является
предметом исследования историков.
Не касаясь общетеоретической стороны
вопроса, имеет смысл указать на определенные
особенности любой экономической модели
в России, обусловленные природными условиями.
Прежде всего, важнейшую роль играет климат.
Холодный континентальный климат практически
на всей территории диктует принципиально
иную структуру энергопотребления, чем
в Европе (даже северной), США или Японии.
Энергозатратность производства и быта
была, есть и будет в России значительно
выше, чем в других странах.
В этих условиях
влияние структуры издержек производства
порождает совершенно иную структуру
цен при любом механизме
Огромные пространства России и низкая
плотность населения приводят к относительной
дороговизне транспорта и собственно
труда (аналогичная ситуация была в экономике
США конца XIX - начала XX века). В этих условиях
относительная цена сырья ниже цены продуктов
обработки и услуг, чем в среднем в мире
(в США имело место то же соотношение).
Таким образом, структуры цен в России
и на мировом рынке принципиально несводимы.
Разница в ценовой структуре на внутреннем
и внешнем рынке должна иметь механизм
поддержания равновесия. В плановой экономике
это был механизм внешнеторговой монополии.
В саморегулирующейся экономике это может
быть механизм вывозных пошлин на энергоносители
и сырье.
Не увидев этой проблемы или не придав ей соответствующего значения, правительство пустило ситуацию на самотек, в надежде, что равновесие установится само. Поскольку ситуация изначально принципиально неравновесна, то возник динамический процесс "вымывания" из экономики дешевого сырья и энергоносителей. Они стали главным предметом экспорта, а обрабатывающая промышленность стала принципиально неконкурентоспособной.
Курс рубля,
устанавливающийся внешней
Такое положение стало дополнительным источником обнищания населения и резкого ослабления позиций страны в мире. Результатом этой политики было резкое снижение цен на сырье и энергоносители на мировом рынке, создавшее диспропорции экономического развития.
Недооцененная культурная обусловленность
экономики имеет в условиях реформирования
России еще один очень важный аспект.
Русская цивилизация имеет изначально
мультикультурный характер, причем культурные
различия существуют не только между разными
евразийскими этносами, но и между различными
ветвями собственно русских.
В этих условиях не может быть универсальных
форм экономики для всех территорий России.
Именно попытка навязать универсальность
была одной из причин краха советской
экономической системы и бурного роста
сепаратизма в ней на последнем этапе
существования. Совершенно очевидно, что
бессмысленно добиваться единообразных
форм экономики, к примеру, Петербурга,
Якутии и Новороссии. Природные условия,
географическое положение, торговая и
высокотехнологическая специализация
Петербурга - все это неизбежно диктует
тяготение к североевропейским формам
экономики. В условиях низкой плотности
населения, суровых природных условий
севера и неизбежной естественной монополизации
экономики ("железная пята") Якутия
не может построить рыночные формы хозяйства,
и вынуждена будет, так или иначе, использовать
административное регулирование. Климат
и ландшафт, сформировавшие культурные
особенности казачьего края, сельскохозяйственная
специализация, близость к мусульманскому
культурному кругу делают естественным
для Южной России мелкоторговый уклад
хозяйства с общинной и корпоративной
надстройкой.
Общинный (колхозный) уклад сельского хозяйства Средней России также обусловлен природными условиями и характером населения. Любые попытки разрушить этот уклад здесь будут иметь те же последствия, что и столыпинская реформа. На это указывал Столыпину в своих письмах Лев Толстой. История подтвердила правоту писателя.
Формы промышленной системы
России также неизбежно будут
иметь свои особенности (как их имеет
Японская, Корейская или Французская
промышленная система). Прежде всего, в
Российской экономике неизбежно присутствие
естественных монополий, а значит неизбежно
должен существовать внерыночный механизм
регулирования их отношений с потребителем.
Формы эффективного менеджмента в России
отличаются от американских и даже европейских
не меньше чем, например, японские.
Преобладающая пассивность наемного контингента,
характерная для азиатских стран, требует
бригадно-артельных форм организации
и интенсивного использования технологии
"человеческих отношений", а также
наличия у производств "социальной
сферы", как в Японии или Корее.
Понятно, что попытки копировать в этих
условиях американский экономический
уклад, американское гражданское право,
да еще и навязывать все это в качестве
универсалий столь разноплановым в культурном
смысле регионам, обречены на провал. Свидетелями
которого мы и являемся.
В классической экономической науке концепция опережающего развития была дана Смитом и Рикардо. Свобода предпринимательства, совершенная конкуренция, свобода торговли, в том числе внешней - все эти рецепты прекрасно работали в современной им Англии, в нынешней Европе и Америке.
Но отнюдь не всегда те же
США или Германия были странами опережающего
развития. Были времена, когда они
были в числе стран догоняющего
развития. В те времена подобные
рецепты не действовали, а эффективное
развитие обеспечивалось совершенно другими
механизмами.
В классической политэкономии наиболее
совершенную концепцию догоняющего развития
построил Фридрих Лист, рецептами которого
пользовались в середине XIX века США, в
конце XIX века - Германия и Россия, а в XX
-Япония, Корея и другие. Сегодня Лист актуален
для стран Латинской Америки и России.
Лист показал, что свобода торговли консервирует
специализацию, то есть в условиях догоняющего
развития - отсталость. В связи с этим он
выдвинул программу протекционизма, таможенной
защиты национальной индустрии на период
модернизации. Лист показал, что необходима
специальная система целевых государственных
инвестиций и серьезного вмешательства
для внерыночного направления деятельности
частных компаний. Связанные с этим издержки
являются неизбежной платой за, как он
выражался, "промышленное воспитание
нации". В странах опережающего развития
идеи Смита всегда были орудием наиболее
прогрессивных сил, а оппозиция им - уделом
реакционных. В странах догоняющего развития,
наоборот, его концепцию берут на вооружение
наиболее реакционные круги, заинтересованные
в консервации отсталости собственной
страны. Лист, наоборот, всегда был знаменем
самых прогрессивных сил в странах догоняющего
развития. В сегодняшней России очевидно
плодотворными оказываются идеи, находящиеся
в русле линии развития экономической
мысли, намеченной Листом, в то время как
рецепты англосаксонской экономической
мысли приводят к самым плачевным результатам.
Причины распада российской экономики
не будут до конца понятны без
осознания того, что они являются
составной частью мирового кризисного
процесса, имеющего абсолютно общие
с ним причины. Причины не экономические, а субъективные,
то есть идеологические и психологические.
Для осознания причин кризиса имеет смысл
широко взглянуть на историю собственно
кризисов мирового хозяйства, начиная
со второй половины XIX века.
Прежде всего, экономическое развитие 1870-1914 годов в целом нельзя назвать кризисным или патологическим. Наоборот, произошел первый этап НТР, промышленное производство за эти годы выросло в три раза, причем в Германии, США и России оно росло еще быстрее. Сельское хозяйство также в целом было устойчиво.
И, тем не менее, мировая
экономика содрогалась под
Надо вспомнить, что в эти годы деньги были золотыми. Их количество, следовательно, оставалось в мире постоянным. За 44 года оно выросло примерно на 40%. Очевидно, что масштабный рост производства порождал серьезнейший дефицит денег. Этот-то дефицит и был причиной кризисов перепроизводства, которые марксисты считали неотъемлемой чертой капиталистического воспроизводства вообще. На самом деле кризисы были переходными процессами адаптации к новому соотношению денежного и товарного потоков. В результате каждого кризиса происходило снижение цен и устанавливалось новое равновесие. За 1880-1900 годы цены на промышленные товары снизились в полтора раза. Только в XX веке начался некоторый рост цен, связанный с расширением кредитной массы в результате изменения характера обращения.
Цена за эту адаптацию
была крайне высокой. Дефляционная перестройка
структуры цен, в отличие от инфляционной,
связана с серьезными издержками. Дело
в том, что конечная точка процесса, естественно,
одна и та же при обеих моделях адаптации
- это естественный уровень производства.
Но при инфляционной адаптации на переходный
период уровень производства и занятости
превышает естественный, а при дефляционной
он ниже естественного. Таким образом,
объем произведенной за период продукции
оказывается существенно ниже, а, следовательно,
ниже оказывается и реальный уровень потребления,
уровень жизни. Цена за жесткую денежную
систему (золотой стандарт) оказалась
крайне высокой. Огромные экономические
потери, сравнимые с бюджетами великих
держав, были источником той социальной
напряженности, которая породила две мировые
войны, коммунистическое и антикоммунистическое
движения, превратила первую половину
двадцатого века в сплошной кошмар мировых
войн, революций и социальной конфронтации.
Уже после первой мировой войны начались
серьезные сдвиги в сфере денежного обращения
в сторону ее либерализации. Переход от
монетного к золотослитковому стандарту
дал толчок расширению кредитной массы,
которая стала основой процветания в 20-е
годы. В СССР тогда также была создана
эффективная денежная система, основанная
на чисто счетных деньгах, которая была
весьма прогрессивной вплоть до 60-х годов,
и весьма устойчивой вплоть до 90-х.
Прискорбным эпизодом на этом пути стала
политика Федеральной резервной системы
США в 1927-1932 годах. В основе ее лежали жесткие
монетаристские принципы регулирования.
Став на путь сокращения денежной массы,
ФРС породила искусственный дефицит денег
в экономике. Результатом стали резкое
сужение потребительского и государственного
спроса, некоторое снижение цен, обвал
фондового рынка в США, а затем и фондовых
рынков во всех странах Запада, так как
США между мировыми войнами играли роль
главного эмиссионного центра всего западного
мира.
Только Рузвельт с 1932 смог переломить
ход событий, заставив ФРС накачивать
экономику деньгами через финансирование
затратных проектов. Это сразу дало положительный
эффект в виде расширения спроса и стабилизации
рынка. С этого момента экономика США вступила
на путь длительного процветания. В 70-е
годы в США, а затем в Англии возникло и
получило широкое распространение "неоконсервативное"
течение экономической и политической
мысли. В области денежной политики его
идеологи проповедовали то, что в России
получило потом название "монетаризм"
- жесткую экономию, сокращение денежной
массы, дефляционную политику, то есть
максимально жесткую денежно-кредитную
политику в целом. Влияние этой идеологии
оказалось в англосаксонских странах
очень сильным. Конечно, "монетаристам"
не удалось добиться, чтобы их денежно-кредитная
политика оказалась настолько же жестким
тормозом экономики, как золотой стандарт,
но постепенно им удалось практически
демонтировать те основы западного процветания,
которые были заложены в годы реформ Рузвельта.